Консультация для воспитателей. Воспитание основ речевого этикета у дошкольников.
консультация (старшая группа) на тему
Воспитание основ речевого этикета у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitan._rechevogo_etiketa.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Воспитание основ речевого этикета у дошкольников.
На протяжении нескольких лет в нашей группе проводилась работа с детьми по формированию и воспитанию у детей дошкольного возраста основ культуры речевого этикета и хороших манер как общей культуры личности, через все виды деятельности. Этикет - это правила, которые человек должен выполнять в данном обществе при определенных обстоятельствах (какими формами вежливости пользоваться, как вести себя в общественных местах, за столом и т.д.) и по которым о нем складывается первое впечатление, имеющее зачастую решающее значение для дальнейшего общения. В настоящее время существует много литературы по современному этикету, где освещены самые разные стороны жизни (быт, отдых, деловая сфера, отношения между мужчиной и женщиной, международные отношения и. т. д.). Знание правил этикета, и умение их исполнять дает возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.
Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду соблюдение правил этикета необходимо для нормального существования детского коллектива. Поэтому воспитатель формирует и воспитывает у детей нормы и правила поведения, тем самым, влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Как известно, дети в силу своих психических особенностей с трудом понимают и принимают правила, которые диктуют им взрослые. Даже если ребенок смог запомнить и словесно воспроизвести правило, это не является гарантией того, что он его осознал и выполнит в определенных условиях.
Чтобы правило стало у дошкольника осознанным, оно должно быть эмоционально привлекательным, личностно значимым, должно стать мотивом действия ребенка.
Современный детский сад- это открытая воспитательная система, доступная всем, независимо от их национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей, взглядов, образовательного уровня, ролевых установок.
Поэтому соблюдение этикета дает нашим педагогам учесть все эти различия и повести себя в каждом конкретном случае таким образом, чтобы наиболее эффективно влиять на воспитание детей.
В начале решения этой проблемы мы разработали требования к воспитателю:
это - высокая культура поведения, четкое знание правил этикета, грамотный показ образца применения правила, доброжелательность, искренность в общении с детьми, заинтересованность в их успехах.
Приобрели необходимый материал для приобщения детей к правилам современного этикета: сервизы, розетки, салфетницы, комплект скатертей, салфеток, подносов, передники, изготовили схемы сервировки стола, складывания салфеток, дидактические игры, набор картинок – ситуаций, журналы мод, телефоны и т.д.
Для проведения игр – занятий с дошкольниками по приобщению к правилам современного этикета необходимо эстетическое обеспечение, т. е. красота во всем. Важно и эмоциональное сопровождение - это доброжелательный настрой, положительные эмоции. Выделили основные методические приемы:
1. Наглядные:
- образцы правильного поведения воспитателя, литературного персонажа, героя мультфильма. Использование фото-, видео-, аудио-, материалов, разных видов театра, рассматривание картин, иллюстраций.
2.Словесные:
- чтение художественных произведений, беседы, рассказы, игры, поощрения.
Особое внимание обращали на практические методы, где отрабатывали приемы прихода в детский сад и ухода из него, общение детей во время игр, поведения за столом во время питания, поведения на прогулках, на кукольных спектаклях и развлечениях. С детьми была проведена поэтапная практическая работа по следующим темам:
- Формирование у детей культуры речевого общения (приветствие, прощание, просьба, разговор по телефону.)
- Обучение правилам гостевого этикета.
- Преподнесение подарка.
- Обучение правилам семейного этикета, где дети усвоили правила, что дома надо следить за своим внешним видом, проявлять к близким внимание, быть добрым нежным, заботливыми вежливым, делать подарки и приятные сюрпризы.
- Поведение детей в общественных местах.
- Поведение детей за столом во время питания в детском саду, в гостях.
- Сервировка стола.
- Правильное использование столовых приборов
- Внешний вид ребенка.
10 Обязанности ребенка в детском саду и дома.
С родителями были проведены беседы: «Ребенок на празднике взрослых», «Как лучше организовать детский праздник», «Вашего малыша пригласили в гости».
В ходе этих бесед закрепили правила гостевого этикета:
- Без приглашения в гости не ходят.
- Получив приглашения, готовят подарки и цветы, продумывают какой костюм и обувь лучше одеть.
- В гостях нельзя делать то, что может испортить праздник.
- Уходя необходимо поблагодарить хозяев.
Напоминаем родителям, что нужно использовать любую возможность, чтобы сказать малышу что-то доброе, нежное, так как ребенок нуждается во внимании, нежных прикосновениях, поцелуях. Мы, взрослые, знаем о том, какое сильное эмоциональное воздействие оказывают они на ребенка, но часто не придаем этому значение и забываем поцеловать ребенка, погладить его по голове, посидеть с ним, тесно прижавшись, друг к другу.
Закрепление приемов этикета с детьми на практике с применением необходимого методического материала и атрибутов дало потрясающий результат. Для воспитателей, детей, родителей были проведены открытые занятия по правилам современного этикета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование основ речевого этикета у дошкольников с ОНР»
Комплименты?! ДА!!!...
Консультация для воспитателей "Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников"
Основные компоненты здорового образа жизни. Условия необходимые для сохранения здоровья дошкольников. Задача работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников....
Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией
статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей «Воспитание основ толерантности у дошкольников»
«Воспитание основ толерантности у дошкольников»...
Консультация для воспитателей "Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников"
Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, ...
Консультации для воспитателей по теме " Речевой этикет воспитателя ДОУ "
Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности....
«Воспитание основ речевого этикета детей дошкольного возраста в условиях семьи»
Рекомендации по работе с родителями....