Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
- формировать культуру общения;
- способствовать приобретению опыта этикетного поведения
-обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у дошкольников | 23.5 КБ |
keys_etiket.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у дошкольников
Кейс 1. «Знакомство»
Задачи:
- формировать культуру общения;
- способствовать приобретению опыта этикетного поведения
-обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.
Вопросы
♦ Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
♦ Что они должны были сделать?
♦ Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
♦ Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?
Кейс 2. «Благодарность», «Прощание»
Задачи:
-формировать культуру общения;
- обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша: — Бабушка, уезжаешь? Ну ладно, пока! Внучка махнула рукой и убежала в свою комнату.
Вопросы
♦ Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?
♦ Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?
♦ Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?
♦ Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?
Кейс 3. «Разговор по телефону»
Задачи:
- закреплять знание правил и норм речевого этикета;
-продолжать формирование культуры общения;
-воспитывать потребность использования речевых формулы в повседневной жизни.
Аня звонит Маше по телефону.
-Маш, привет.
-Это не Маша. Это ее мама.
-А мне Маша нужна.
-Сейчас я ее позову.
- Маш, это ты? Привет. Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.
-Хорошо.
-Ну ладно, пока.
Вопросы и задание
♦ Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?
♦ Умеет ли Аня разговаривать по телефону?
♦ О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?
♦ Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.
Кейс 4. «Вежливый отказ»
Задачи:
-продолжать формирование культуры общения;
-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;
-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
- обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой, чтобы переодеться и взять мяч. Дверь ему открыла мама.
— Витя, а я тебя жду. Сходи, пожалуйста, в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.
Вопросы
♦ Как вы думаете, как поступит Витя?
♦ Какой разговор возможен с мамой?
♦ Что Витя скажет ребятам?
♦ Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты.
Кейс 5. «Просьба»
Задачи:
- продолжать формирование культуры общения;
- развивать умение выбирать из многообразия элементов речевого этикета формы, наиболее подходящие к определенной ситуации.
У Сережи сломался велосипед. Как обидно! А ведь он договорился с ребятами покататься завтра на школьном стадионе. Что делать? «Надо попросить папу», — подумал Сережа и побежал домой. Папа только что вернулся с работы.
— Пап, привет! Отремонтируешь мне велик, хорошо? — крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.
Вопросы
♦ Как вы думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?
♦ Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?
♦ Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?
♦ Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.
Кейс 6. «Прощение»
Задачи:
- развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
- воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации.
Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила картину на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей:
— Привет, Оль! — громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.
— Там же мой рисунок! — крикнула Оля и бросилась к столу.
— Этот, что-ли? — спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.
— Что ты наделал?! — дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола.
Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы...
Вопросы
♦ Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?
♦ Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?
♦ Как бы вы поступили в данной ситуации?
Предварительный просмотр:
Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у дошкольников
Кейс 1. «Знакомство»
Задачи:
- формировать культуру общения;
- способствовать приобретению опыта этикетного поведения
-обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.
Вопросы
♦ Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
♦ Что они должны были сделать?
♦ Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
♦ Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?
Кейс 2. «Благодарность», «Прощание»
Задачи:
-формировать культуру общения;
- обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша: — Бабушка, уезжаешь? Ну ладно, пока! Внучка махнула рукой и убежала в свою комнату.
Вопросы
♦ Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?
♦ Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?
♦ Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?
♦ Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?
Кейс 3. «Разговор по телефону»
Задачи:
- закреплять знание правил и норм речевого этикета;
-продолжать формирование культуры общения;
-воспитывать потребность использования речевых формулы в повседневной жизни.
Аня звонит Маше по телефону.
-Маш, привет.
-Это не Маша. Это ее мама.
-А мне Маша нужна.
-Сейчас я ее позову.
- Маш, это ты? Привет. Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.
-Хорошо.
-Ну ладно, пока.
Вопросы и задание
♦ Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?
♦ Умеет ли Аня разговаривать по телефону?
♦ О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?
♦ Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.
Кейс 4. «Вежливый отказ»
Задачи:
-продолжать формирование культуры общения;
-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;
-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
- обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой, чтобы переодеться и взять мяч. Дверь ему открыла мама.
— Витя, а я тебя жду. Сходи, пожалуйста, в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.
Вопросы
♦ Как вы думаете, как поступит Витя?
♦ Какой разговор возможен с мамой?
♦ Что Витя скажет ребятам?
♦ Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты.
Кейс 5. «Просьба»
Задачи:
- продолжать формирование культуры общения;
- развивать умение выбирать из многообразия элементов речевого этикета формы, наиболее подходящие к определенной ситуации.
У Сережи сломался велосипед. Как обидно! А ведь он договорился с ребятами покататься завтра на школьном стадионе. Что делать? «Надо попросить папу», — подумал Сережа и побежал домой. Папа только что вернулся с работы.
— Пап, привет! Отремонтируешь мне велик, хорошо? — крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.
Вопросы
♦ Как вы думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?
♦ Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?
♦ Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?
♦ Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.
Кейс 6. «Прощение»
Задачи:
- развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
- воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации.
Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила картину на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей:
— Привет, Оль! — громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.
— Там же мой рисунок! — крикнула Оля и бросилась к столу.
— Этот, что-ли? — спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.
— Что ты наделал?! — дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола.
Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы...
Вопросы
♦ Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?
♦ Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?
♦ Как бы вы поступили в данной ситуации?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование основ речевого этикета у дошкольников с ОНР»
Комплименты?! ДА!!!...
Использование кейс-технологии в процессе освоения старших дошкольников форм речевого этикета.
Выступление на семинаре по речевому развитию....
Кейсы речевого этикета - что это такое?
Учебно-методический материал для семинара по современным технологиям в освоении речевого этикета....
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы»
Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Как писал известный ученый А.М.Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на ...
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы»...
Пакет кейсов для воспитателей
Case study – специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач....
Образовательный проект «В мире вежливых слов» как средство формирования формул речевого этикета у детей шестого года.
Образовательный проект «В мире вежливых слов» как средство формирования формул речевого этикета у детей шестого года.Актуальность исследования объясняется тем, что на современном этапе общ...