Карта обследования (дислалия)
учебно-методический материал по логопедии по теме

Увина Мария Владимировна

Логопедическая карта обследования при дислалии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_obsledovaniya.docx48.15 КБ

Предварительный просмотр:

Карта обследования(ДИСЛАЛИЯ)

Ф.И.О                                          

Дата рождения:

Откуда прибыл:

Общее звучание речи

  • Разборчивость (понятна, мало понятна, понятна только маме)
  • Темп  (норма, ускоренный, замедленный)
  • Тембр (отсутствие/наличие назальности)
  • Голос (нормальной громкости/ громкий/ тихий/ затухающий, глухой/ звонкий, монотонный)
  • Ритм (норма, аритмия)
  • Выразительность (выразительна, не выразительна)

Обследование звукопроизношения

[р]  рыба, комар, пирог, краб                          У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.

[р’] рюкзак, снегирь ,варенье, скрепка

[л] ласточка, стол ,  мыло , слон                      Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.

[л'] люк, июль, Аленка, слеза

[ч] часы, врач, печень, счёт                               Чирикал черный чижик, Что он не чижик-пыжик.

[щ] щука, хвощ, пещера, морщины               Щеткой чищу я щенка - Щекочу ему бока.

[ж] журавль, морж, кожа, обжора                  Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке.

[ш] шапка, малыш, крыша, чашка                   Смешные шутки у Саши и Мишутки.

[ц] цыпленок, заяц, курица, сцена                  Цыпленок и курица пьют водицу на улице

[з] заяц, мороз, узор, праздник                        У Зои заболели зубы.            

[3'] зебра,  мазь, узелок, корзина

[с] сушка, матрас, коса, маска                           Саше дали кашу,  А Клаше - простоквашу.

[с'] Сёма, ось,

[г] голубь, сапог, огонь, гнездо                          Галка села на забор Грач завел с ней разговор

[к] комар, цветок, море, окно                            Коля катается на коньках.

[х]    хомяк,  мех, муха, хлеб                                Мухи сели на хлеб.

[б]   булка,  лоб,  обед , обруч                             Бабушка была больна

[п] пингвин, клоп, топор, штопор                      Петя пилил пилой пень.

[д]  дерево, обед, удав, дворец                         Тетя Дина сидит на диване

[т] телевизор, крот, уточка, утро                        Вырастил Толя тополь за полем.  

[в] волк, остров, кровать, вторник                    Валя промочила валенки.

[ф] фантик, телеграф, сарафан, вафли              Филипп сказал фразу.

[м] масло, сом, комар, космос                           Не жалела мама мыла.

[н] носок, телефон, граната, ножницы              Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

в слове

во фразе

изолированно

Обследование слоговой структуры

Больше 3х слогов со стечением

  • Сковорода
  • Велосипед
  • Пуговица

Длинные без стечения

  • Молокозавод
  • Пирамида
  • Лопата

Короткие со  стечением

  • Ствол
  • Хвост
  • Кошка

На плите стоит сковорода

В сковороде жарится картошка

У меня есть велосипед

Велосипед мне очень нравится

На мамином платье оторвалась пуговица

На моей рубашке яркие пуговицы

Моя мама работает на молокозаводе

На молокозаводе делаю молоко

У меня есть пирамида

Моя пирамида синего цвета

Я люблю копать лопатой

Лопата очень большая

У березы тонкий ствол

Ствол у дуба крепкий

У моей собаки пушистый хвост

У лисы рыжий хвост

Кошка любит молоко

Моя кошка красивая

Обследование артикуляционного аппарата

Строение:

  • Губы (норма, толстые, тонкие, расщелина, шрамы)
  • Язык (норма, массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой).
  • Челюсть (норма, подвижна, подвижность ограничена)
  • Зубы (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)
  • Прикус (норма, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
  • Твердое небо (норма, высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина)
  • Мягкое небо (норма, укороченное, слишком длинное, раздвоенное, отсутствие увули)
  • Подъязычная связка (норма, укороченная, массивная)

Подвижность

(статические упражнения)

  • Тремор
  • Саливация
  • Тонус
  • Девиация

(динамические упражнения)

  • Точность
  • Ритмичность
  • Синкинезия
  • Переключаемость

Обследование дыхания

  • Тип (грудное, брюшное, ключичное)
  • Объём (нормальный, недостаточный)
  • Частота (норма, учащенное, замедленное)
  • Продолжительность (норма, укороченное).
  • Направленность (норма, рассеянная струя)
  • Сила (норма, сильная, слабая)
  • Дифференциация (отсутствие/наличие назальности)

Обследование фонематических процессов

Фонематическое восприятие

Ба-ба-па, та-да-та, га-ка-га, ба-бя-ба, са-ша-са, жа-за-жа, ча-ша-ча, за-са-за

Па –ба, ба –на, ва-та, та-да, мя-ма, на-га, та-на, га-да, ка-га, ба-ма,

Фонематический анализ

  1. Выдели первый гласный звук
  • Азбука
  • Утка
  • Оля
  • Улица
  1. Выдели первый согласный звук
  • Пух
  • Мука
  • Нос
  • Дым

  1. Выдели последний гласный звук
  • Окно
  • Луна
  • Часы
  • Рука
  1. Выдели последний согласный звук
  • Кот
  • Сон
  • Кит
  • Петух
  1. Выдели гласный звук в слове
  • Суп
  • Дом
  • Мак
  • Мир

               Фонематический синтез

«д» «о» «м»

«м» «а» «к»

              Фонематические дифференцировки

стол — стул,

косы — козы,

папа — баба,

горка — корка,

точка — дочка,

миска — мишка,

крыса — крыша,

речка — редька,

челка — щелка,

цветик-Светик,

ветер-вечер,

рак-лак.

             Фонематические представления

Выбрать картинки в которых есть звук (например)

Д (дом, девочка…)

Т ( топор, тапки…)

Логопедическое заключение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта обследования ребёнка с ЗПР дефектологом

Карта составлена на основе изучения многих предложенных психолого-педагогических и логопедических обследований. Итоговый результат многих лет работы. Удобен для текущего годового обследования. Учтены ...

Карта обследования ребёнка с ЗПР дефектологом

Карта составлена на основе изучения многих предложенных психолого-педагогических и логопедических обследований. Итоговый результат многих лет работы. Удобна для текущего годового обследования. Учтены ...

Индивидуальная карта обследования речи и интеллекта для детей 5-7 лет с ЗПР

В данной карте можно четко проследить зону актуального развития ребенка с ЗПР 5-7 лет. Также фиксировать информацию два года обучения ребенка, задания подобраны согласно возрастных изменений. ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)

Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией....

Логопедическая карта обследования детей при дислалии.

Диагностический материал для логопедов....

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...