Перспективный план учителя-логопеда по работе с родителями.
методическая разработка по логопедии по теме
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, проффилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем. на сколько четко организуется приемственность в работе логопеда и родителей. Для достижения результатов в работе были разработаны комплексное перспективное планирование по работе с семьей, цыклы открытых занятий, задания для выполнения в условиях семьи. родительские собрания в форме игры, изготовлены стенды, уголки для родителей, проводится большая консультативная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_formirovaniyu_rechevoy_deyatelnosi.doc | 322 КБ |
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_dlya_roditeley.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР
Старшая группа
Количество занятий в неделю: 4
Количество рабочих недель в учебном году 36.
Общее количество занятий : 144
Распределение занятий:
Занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, обучение грамоте: 2- в неделю
Занятия по формированию лексико-грамматического строя, связной речи, речевого общения: 2 – в неделю
1 период (сентябрь – ноябрь)
Месяц | Неделя № по порядку | Тема, вид занятия | Программные задачи | Количество часов | Источник |
Сентябрь | 1.Обследование детей. | Обследование речи детей и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт. | Обследовать состояние речевой функции детей. Получить информацию о знаниях, умениях, навыках в соответствии с задачами общеобразовательной программы; уточнить логопедический диагноз. | 4 | «Альбом для логопедического обследования» О. Б. Иншаковой |
2.Обследование детей в объеме занятий. | №5 В гости к кукле Маше» ( Обследование навыков понимания обращенной речи, умения отвечать на поставленные вопросы, состояния грамматического строя речи.) | Обследовать понимание связной речи, понимание предложений, понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов с различными приставками (пришел — ушел; вошел — вышел) и т. п, понимание слов (противоположных по значению, близких по значению). | 1 | Конспект №5 | |
№6 «Путешествие в город звуков». ( Обследование звукопроизношения, фонематического восприятия, органов артикуляции.) | Обследовать звукопроизношение, уровень развития фонематического восприятия: выделение звука на фоне слова; выделение звука из слова; определение места звука в слове по отношению к другим звукам; определение количества звуков в слове; дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкие – глухие, мягкие — твердые, свистящие — шипящие и т.п.). | 1 | Конспект №6 | ||
№7 Сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». (Обследование лексико-грамматического строя, уровня развития связной речи.) | Обследовать уровень сформированности грамматического оформления высказываний, построения предложений ( логическую последовательность в изложении событий; характер аграмматизма; особенности словаря.) | 1 | Конспект №7 | ||
№8. Исследование словарного состава языка. | Обследовать умений: соответствие словаря возрастной норме; наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных; точность употребления слов. | 1 | Конспект №8 | ||
3. «Лето красное ушло». | №9 Понимание обращенной речи. (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Развитие понимания речи, активизация речевого общения ребенка. Усвоение основных цветов. Развитие слухового восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики. | 1 | Конспект №9 | |
№10 Знакомство с органами артикуляции. (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Развитие слухового тактильного восприятия. Разучивание артикуляционной гимнастики в игровой форме. Стимулирование речевой активности общения ребенка. | 1 | Конспект №10 | ||
№11 Сказка «Репка» на фланелеграфе. (Занятие по развитию речи) | Активизация, построение речевых высказываний. Развитие познавательной активности, творческого мышления, памяти, ориентировка в пространстве. | 1 | Конспект №11 | ||
№12 «Сказка о веселом язычке» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Продолжить формирование представлений об органах артикуляционного аппарата. Укреплять мышцы артикуляции с помощью комплекса упражнений. Развивать слуховое внимание. | 1 | Конспект №12 | ||
4.Детский сад. Игрушки. | №13 Экскурсия по детскому саду. Экскурсия. (Занятие по формирование лексико-грамматических категорий) | Формирование номинативного словаря по теме Учить детей слушать инструкцию и последовательно ее выполнять, заканчивать простейшие обобщения, знать основные цвета. | 1 | Конспект №13 | |
№14 Звуки окружающей действительности (неречевые). (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить различать звуки окружающей действительности Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале неречевых звуков. | 1 | Конспект №14 | ||
№15 Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. (Занятие по развитию речи) | Расширение словарного запаса по теме. Введение обобщающего понятия «игрушки». Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. | 1 | Конспект №15 | ||
№16 Развитие речевого внимания и восприятия на речевых звуках. (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить вслушиваться в собственную речь и речь окружающих. Определять направление звука. Учить запоминать и выполнять инструкции. | 1 | Конспект №16 | ||
5.Овощи. Огород. | №17 Формирование понятия о действии и предмете. (Занятие по формирование лексико-грамматических категорий) | Расширять знания детей об особенностях овощей. Дать понятие о действии предмета (вопросы КТО? ЧТО? Что делает?) Дать понятие об образовании относительных прилагательных. | 1 | Конспект №17 | |
№18 Звук «У». (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Познакомить детей со звуком «У». Учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах. | 1 | Конспект №18 | ||
№19 Обучение вопросно-ответным формам. (Занятия по развитию связной речи) | Обучать детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. | 1 | Конспект №19 | ||
№20 Звук «У» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Четкое произнесение и характеристика звука «У» Выделение начального ударного звука «У» Выделение безударного звука «У» | 1 | Конспект №20 | ||
Октябрь | 6. Фрукты. Сад. | №21 Слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом. (Занятие по формирование лексико-грамматических категорий) | Развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением.. Активизировать словарь по теме. Формирование навыков словообразования. | 1 | Конспект №21 |
№22 Звук «А» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Познакомить детей со звуком «А». Учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах. | 1 | Конспект №22 | ||
№23 Составление предложений по предметным картинкам, с наглядной опорой. (Занятия по развитию связной речи) | Учить составлять предложения из трех слов (подлежащие, сказуемое, дополнение). Дать понятие «слово», «предложение». | 1 | Конспект №23 | ||
№24 Звук «А» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Четкое произнесение и характеристика звука «А» Выделение начального ударного звука «А» Выделение безударного звука «А» | 1 | Конспект №24 | ||
Октябрь | 7. Грибы. Ягоды. | №25Существительные единственного и множественного числа. (Занятие по формирование лексико-грамматических категорий) | Учить дифференцировать имена существительные единственного и множественного числа. Учит образовывать словосочетания с сущ. единственного и множественного числа. | 1 | Конспект №25 |
№26 Звуки «А - У» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить давать сравнительную характеристику звукам А и У. Учить подбирать слова (картинки) на заданный звук. | 1 | Конспект №26 | ||
№27 Договаривание предложений по сюжетной картинке. (Занятия по развитию связной речи) | Учить договаривать предложения, используя наглядную опору. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. | 1 | Конспект №27 | ||
№28 Звуки «А - У» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Продолжать учить выделять ударный, затем безударный гласный звук . Учить анализировать звуковые сочетания типа АУ, УА. | 1 | Конспект №28 | ||
8. Осенний лес. | №29 Одушевленные и неодушевленные существительные. (Занятие по формирование лексико-грамматических категорий) | Винительный падеж единственного числа. Учить дефференцировать вопросы: Кто? Кого? Что? В зависимости является ли сущ. одушевленным или неодушевленным. | 1 | Конспект №29 | |
№30 Звук «И» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Выделение начального ударного звука в начале слова УТКА, АНЯ, ИГОЛКА. | 1 | Конспект №30 | ||
№31 Составление рассказа об осени по предложенному плану. (Занятия по развитию связной речи) | Работа над фразой. Составление 3 – 4 словных предложений с введением одного, двух определения по сюжетной картине, объединение их в рассказ. | 1 | Конспект №31 | ||
№32 Звуки «И» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить выделять звук «И» в начале и в конце слов в ударной позиции. Продолжать учить анализировать звуковой ряд из двух элементов АИ, УИ, ИА, ИУ. | 1 | Конспект № 32 | ||
Ноябрь | 9.Домашние животные и их детеныши. | №33 Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ. (Занятие по формирование лексико-грамматических категорий) | Практическое усвоение рода существительных. Соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ. Упражнение в употреблении притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ. | 1 | Конспект №33 |
№34 Звук «А» - «И» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Произнесение и сопоставление звуков А – И. Учить выделять ударный, а затем безударный гласный звук. Звуковой анализ звукосочетаний АИ, ИА, ИАИ, ААИ…. | 1 | Конспект №34 | ||
№35 Составление коллективного рассказа о домашних животных. (Занятия по развитию связной речи) | Совершенствовать умение отвечать на вопросы и задавать их. Учит составлять предложения о предмете и объединять их в короткий рассказ. | 1 | Конспект №35 | ||
№36 Звук «А» «У» «И» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить анализировать звуковые сочетания типа АУИ, ИАУ, УИА. Выделять последовательно все звуки в звукосочетании. | 1 | Конспект №36 | ||
10. Домашние птицы. | №37 Родительный падеж существительных. (Занятие по формирование лексико-грамматических категорий) | Упражнять в образовании родительного падежа единственного числа существительных. Учить составлять предложения с существительными в родительном падеже с отрицанием НЕТ. Закреплять понимание предлога «У». | 1 | Конспект №37 | |
№38. Звук «П». (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ, составление схем обратных слогов АП, УП, ИП. | 1 | Конспект №38 | ||
№39 Деформированная фраза. (Занятия по развитию связной речи) | Составление простых нераспространенных предложений по сюжетным картинка. Дать понятие о простой деформированной фразе. | 1 | Конспект №39 | ||
№40. Звуки «П, П’» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить дифференцировать звуки П – П’. Закреплять понятие мягкие согласные. Деление слов на слоги. Составление слоговых схем. | 1 | Конспект №40 | ||
Ноябрь | 11. Перелетные птицы. | №41 Существительные и глаголы в единственном и множественном числе. (Занятие по формирование лексико-грамматических категорий) | Учит образовывать существительные и глагола в единственном и множественном числе. Развивать умение составлять простые предложения. Упражнять в образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Закрепление умения согласовывать имена существительные с числительными. | 1 | Конспект №41 |
№42 Звук «О» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Знакомство со звуком «О» и способом его характеристики. Продолжать развивать умение выделять звук в начале слова. | 1 | Конспект №42 | ||
№43 Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин. (Занятия по развитию связной речи) | Учит детей пересказывать рассказ, с использованием сюжетной картинки. Учить логическому построению высказываний. Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением. | 1 | Конспект №43 | ||
№44 Звук «О» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Выделение звука «О» в начале, конце и середине слова в ударной позиции. Анализ звуковых рядов ОИУ, ОИА… | 1 | Конспект №44 | ||
12. Поздняя осень. Одежда. Обувь. | №45 «Слово». Слова – признаки. (Занятие по формирование лексико-грамматических категорий) | Дать понятие «слово». Учить образовывать слова – признаки. Продолжить работу над относительными прилагательными. | 1 | Конспект №45 | |
№46 Звуки «А,У,И,О» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Закреплять навык определения места звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова.) Учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов. | 1 | Конспект №46 | ||
№47Составление рассказа об осени по предложенному плану. (Занятия по развитию связной речи) | Учить составлять простые распространенные предложения по картинкам и объединять их в рассказ в соответствии с предложенным планом. | 1 | Конспект № 47 | ||
№48 Звуки «А,У,И,О» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков А, О, И, У, обратив особое внимание на сравнение следующих пар: О-У, А – О. Закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало. середина, конец) | 1 | Конспект №48 |
2 период (декабрь – февраль)
Месяц | Неделя | Тема, вид занятия | Программные задачи | Количество часов | Источник |
Декабрь | 13. Дикие животные и их детеныши Подготовка к зиме. | №49 Понятие «предложение». (Занятие по формирование лексико-грамматических категорий) | Знакомство с понятием «предложение». Упражнять в употреблении притяжательных прилагательных. Падежные окончания существительных (В.п.). | 1 | Конспект №49 |
№50 Звук «М» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Четкое произнесение и характеристика звука «М». Выделение первого и последнего согласного звука «М». Воспроизведение слоговых рядов АМ-ОМ – УМ – ЫМ. Звуковой анализ и схемы слогов типа АМ. | 1 | Конспект №50 | ||
№51 Составление рассказов – описаний о диких животных. (Занятия по развитию связной речи) | Учить составлять небольшой описательный рассказ о животных по схеме. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, согласовывать прилагательные с существительными). | 1 | Конспект №51 | ||
№52Звуки «М, М’» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Дифференциация звуков М, М’ на слух и в произношении. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятие «согласный звук», «твердый» (мягкий) согласный звук. Учить определять место звуков М, М’ (начало, середина, конец). | 1 | Конспект №52 | ||
14. Зимующие птицы. Зимующие птицы Кубани. | №53 Предлог «НА». (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Упражнять в употреблении предлога «НА». Учить составлять предложения с данным предлогом, включать в предложения пропущенный предлог. | 1 | Конспект №53 | |
№54 Звук «Н». (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Выделение последнего согласного «Н»: А) в обратных слогах АН, УН, ИН; Б) в словах ЛИМОН, ПИОН, БИДОН. Звуковой анализ обратных слогов АН, УН, ИН, | 1 | Конспект №54 | ||
Декабрь | №55 Составление описательного рассказа о птицах с использованием схемы по коллективно составленному плану. (Занятия по развитию связной речи) | Учить составлять описательный рассказ. Упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию. Упражнять в подборе синонимов. Учить согласовывать слова в предложений. | 1 | Конспект №55 | |
№56 Звуки «Н, Н’» (Занятие по формирование лексико-грамматических категорий) | Научить четко произносить звуки Н, Н’, дифференцировать их на слух и в произношении. Закреплять в словаре детей понятие: «согласный звук», «твердый (мягкий) звук». Учить определять место звуков Н, Н’ в словах (начало, середина, конец). Учит анализировать слоги типа АН, НЯ. | 1 | Конспект №56 | ||
15.Наша Родина – Россия, Кубань» | №57 Притяжательные местоимения МОЙ – МОЯ в сочетании с существительными мужского и женского рода. (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Усвоение притяжательных местоимений МОЙ – МОЯ в сочетании с сущ. мужского и женского рода. Учить образовывать словосочетания, согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными. | 1 | Конспект №57 | |
№58 Звук «Т» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Воспроизведение слоговых рядов (прямых и обратных) Деление слов на слоги. Преобразование обратных слогов в прямые: АТ- ТА; ОТ – ТО. Звуковой анализ, составление схем прямых и обратных слогов. | 1 | Конспект №58 | ||
№59 Пересказ рассказа «Наша Родина – Россия, Кубань». (Занятия по развитию связной речи) | Развитие диалогической речи. Развитие просодической стороны речи.Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование пользования косвенной речью. | 1 | Конспект №59 | ||
№60 Звуки «Т, Т’» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Различение звуков «Т, Т’. Закрепление понимания мягкости согласных. Звуковой анализ и составление схем слов ТАК, ТИК. | 1 | Конспект №60 | ||
Декабрь | 16. Новый год. | №61 Предлоги НА, С. | Закрепление употребления предлогов НА, С. Договаривание и составление предложений с предлогами НА, С. Постановка вопросов. Развитие диалогической речи. | 1 | Конспект №61 |
№62 Звук «К» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Четкое произношение звука «К».Звуковой анализ, составление схем обратных слогов. Развитие внимания и памяти. Закрепление употребления родительного падежа ед. числа существительных без предлога и с предлогом У. | 1 | Конспект №62 | ||
№63 Составление рассказа по картине «На елке» (Занятия по развитию связной речи) | Учить детей составлять рассказ по заранее составленному плану. Формирование навыков соблюдения последовательного изложения. Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением. | 1 | Конспект №63 | ||
№64 Звуки «К, К’» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Различение звуков К,К’. Закрепление понятия мягкости согласного. Звуковой анализ и составление схем слов КОТ, КИТ, ТИК. | 1 | Конспект №64 | ||
17.Зимние забавы. | №65Предлог ПОД с падежными формами. (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Упражнение в употреблении предлога ПОД, в сочетании с соответствующими падежными формами существительных. Закрепление навыка построения простого предложения по модели: «сущ. + глагол + наречие» | 1 | Конспект №65 | |
№66 Звуки «К-Т» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Выделение последнего глухого в словах – игра «Эхо» (бант, мак, кот, венок, лифт…). Звуковой анализ, преобразование обратных слогов, составление схем – игра «Живые звуки». | 1 | Конспект №66 | ||
№67 Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» (Занятия по развитию связной речи) | Обучение пересказу с опорой на серию сюжетных картинок (иллюстраций к сказке). Обогащение лексики родственными словами путем выделения из контекста. Обогащение лексики признаками – подбор признаков к предметам. | 1 | Конспект № 67 | ||
№68 «Звуки К-Т» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить слухо – произносительной дифференциации звуков К – Т. Продолжать учить находить в ряду слово, отличающееся от остальных по звуковому составу. Учить производить звуко – слоговой анализ слов со стечением согласных. | 1 | Конспект № 68 | ||
Январь | 18. Каникулы. | №69 Занятия-развлечения «В зимнем лесу». | Закрепление знаний детей о приметах зимы. Учить детей высказывать свои впечатления. Развивать творческое мышление, воображение. Создать эмоционально приподнятое настроение. | 1 | Конспект№69 |
№70 Речевое развлечение «Путешествие в сказку». | Продолжить работу над выразительностью речи. Закреплять материал, изучаемый на занятиях. Создавать эмоционально приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого праздника. Увлечь детей сказочным сюжетом. | 1 | Конспект №70 | ||
№71 Занятие с элементами логоритмики. | Развитие речевого праксиса и выразительности речи. Закрепление материала, изучаемый на занятиях. Развитие артикуляционной, мелкой моторики, координацию речи с движением. Создавать эмоционально приподнятое настроение. | 1 | Конспект №71 | ||
№72 Логосказка "Цветик-речецветик" | Формирование положительной мотивационной направленности к логопедическим занятиям, развитие интереса к языку. Развитие фонематического восприятия. Уточнение, закрепление представлений о пройденных речевых звуках (гласных и согласных), закрепление их символики. Развитие артикуляционной моторики, поддержание интереса к артикуляционной гимнастике. Развитие связной речи (диалогической и монологической). Воспитание эмоциональной отзывчивости на художественный и музыкальный образ. | 1 | Конспект №72 | ||
Январь | 19. Дом. Стройка. Профессии. Инструменты. | №73 Предлоги «НА», «ПОД». (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Учить употреблять в речи предлоги «НА», «ПОД» в предложении. Употребление притяжательных прилагательных (кирпичный, каменный, деревянный и т.д.). Составление предложений по двум опорным картинкам с предлогами НА, ПОД. | 1 | Конспект №73 |
№74 Звуки «П-Т» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Выделение последнего глухого в словах – игра «Эхо» (стол, балет, тулуп, бинт…) | 1 | Конспект №74 | ||
№75 Составление рассказа с опорой на схему и картину. (Занятия по развитию связной речи) | Расширение представлений о профессии строителя. Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об увиденном. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия. | 1 | Конспект №75 | ||
№76 Звуки «П-Т» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Звуковой анализ и синтез обратных слогов. Преобразование обратных слогов в прямые, составление схем игра «Живые звуки». | 1 | Конспект №76 | ||
20. Мебель. Эллектроприборы. | №77 Относительные прилагательные. (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Словообразование и употребление относительных прилагательных, обозначающих материал. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Развитие диалогической речи. | 1 | Конспект №77 | |
№78 Звуки «П-Т-К» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Воспроизведение слоговых рядов типа ПА-ТА-КА Договаривание слов – игра «Закончи слово» (со…, сту…, биле…, тулу… ). | 1 | Конспект №78 | ||
№79 Пересказ русской народной сказки «Три медведя». (Занятия по развитию связной речи) | Учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводить реплики главных героев. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Упражнять в логическом изложении высказывания. | 1 | Конспект №79 | ||
№80 Звуки «П-Т-К» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Звуковой анализ, составление схем обратных и прямых слогов – игра «Живые звуки». | 1 | Конспект №80 | ||
Февраль. | 21. Посуда. Пища. Труд повара. | №81 Приставочные глаголы (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Учить использовать в речи приставочные глаголы: наливать, выливать, поливать. Закрепление употребления относительных прилагательных (лимонный, яблочный, капустный и т.д.) Составление предложений по двум демонстрируемым картинкам: (Маша – сок). | 1 | Конспект № 81 |
№82 Звуки «Б, БЬ» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить детей четко произносить звуки Б, Бь и характеризовать их с опорой на различные виды контроля. Формировать у детей фонематические процессы. Упражнять в делении слов на слоги. Упражнять в звуковом анализе и синтезе. | 1 | Конспект №82 | ||
№83Пересказ рассказа Е. Пермяк « Как Маша стала большой». (Занятия по развитию связной речи) | Учить детей подробно пересказывать художественный текст. Формировать навык построения связных монологических высказываний. Закрепление знаний о предназначении различной посуды. Учить отвечать на вопросы распространенной согласованной фразой. | 1 | Конспект №83 | ||
№84 Звуки «Б - БЬ» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Продолжать учить четко произносить звуки Б, БЬ, дифференцировать их на слух и в произношении. Учить звуковому анализу слов. Развивать фонематические процессы. | 1 | Конспект №84 | ||
22. Комнатные растения. | №85 Согласование существительных с числительными – два, - пять. (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными – два, - пять). Учить составлять сложноподчиненные предложения со словами для того чтобы. Совершенствование слогового анализа слов. | 1 | Конспект №85 | |
№86 Звуки «Д, ДЬ» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить детей четко произносить звуки Д, ДЬ, дифференцировать их на слух и в произношении. Закрепить умение определять место звука в начале и середине слов. Учить детей удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3 – 4 элементов. Учить анализировать слова : ДОМ, ДИМА. | 1 | Конспект №86 | ||
Февраль | №87 Составление рассказов по схеме о комнатных растениях. (Занятия по развитию связной речи) | Активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Продолжать учит детей составлять короткие описательные рассказы. Развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, мышление. | 1 | Конспект №87 | |
№88 Звуки «Д - ДЬ» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Продолжать учить детей дифференцировать звуки Д, ДЬ по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в определении места звука в слове. Упражнять детей в делении слов на слоги. Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему. | 1 | Конспект №88 | ||
23. Зима. Обобщение. | №89Простое распространенное предложение. (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Закрепление навыка практического построения простого предложения по модели: «сущ. + глагол + наречие». Продолжать учить детей составлять предложения по демонстрируемому действию. Формировать навык отвечать на вопросы полным предложением. | 1 | Конспект №89 | |
№90 Звуки «Г, ГЬ» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Продолжать учить детей произносить серию одинаковых по слоговой структуре слов. Научить четко произносить звуки Г, ГЬ, дифференцировать их на слух и в произношении. Развивать фонематические процессы. | 1 | Конспект №90 | ||
Февраль | №91 Составление рассказа по серии сюжетных картин по теме «Зима». (Занятия по развитию связной речи) | Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин. Формировать навык последовательности изложения. Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением. Воспитывать у детей умение слушать рассказы других детей. | 1 | Конспект №91 | |
№92 Звуки «Г - ГЬ» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Продолжать учить детей давать сравнительную характеристику звукам Г, ГЬ. Развивать умение делить слова на слоги. Упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов и слов. | 1 | Конспект №92 | ||
24. День защитника Отечества. Военные профессии. | №93 Слова признаки. (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Знакомство с понятием признак. Соотнесение с вопросами какой? какая? какое? Подбор признаков к предметам с помощью вопросов. Учить детей образовывать прилагательные от существительных. | 1 | Конспект №93 | |
№94 Звуки «Х, ХЬ» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить детей характеризовать звуки Х, ХЬ по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в определении места звуков в словах. Упражнять в анализе предложений. Развивать фонематические процессы. | 1 | Конспект №94 | ||
№95 Пересказ рассказа Л. Касиля «Сестра». (Занятия по развитию связной речи) | Формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст. Расширять знания детей о мужестве людей во время войны. Учить образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных. Развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки. | 1 | Конспект №95 | ||
Февраль | №96 Звуки «Х - ХЬ» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Продолжать учить детей дифференцировать звуки Х, ХЬ. Продолжать развивать умение делить слова на слоги. Упражнять в составе схем слогового состава по предметным картинкам. | 1 | Конспект №96 | |
3 период (март – май) | |||||
Месяц | Неделя | Тема, вид занятия | Программные задачи | Количество | Источник |
Март | 25. Ранняя весна. Первоцветы. Одежда. Приметы. | №97 Предлог «БЕЗ». (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Закрепление навыка использования в речи предлога - Без. Образование относительных прилагательных и подбор существительных к ним. Выделение родственных слов к слову ВЕСНА из текста. Подбор признаков к предметам (весна. Солнце, снег). | 1 | Конспект №97 |
№98 Звуки «С» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить правильно произносить звук С. Учить определять первый согласный и последующий гласный звуки в словах СОМ, САНЯ. | 1 | Конспект №98 | ||
№99 Составление рассказа по картине «Грачи прилетели». (Занятия по развитию связной речи) | Развитие диалогической речи в беседе по пейзажной картине. Учить составлять предложения по сюжетным картинкам и опорным словам и объединять их в связный рассказ. | 1 | Конспект №99 | ||
№100 Звуки «С, СЬ» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить детей характеризовать звуки С, СЬ по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в определении места звуков в словах. Упражнять в анализе предложений. Развивать фонематические процессы. | 1 | Конспект №100 | ||
Март. | 26. 8- е Марта. Моя семья. | №101 Притяжательные прилагательные. (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Образование и употребление притяжательных прилагательных с суф. –ИН-. Упражнение в постановке вопросов с вопросительными местоимениями ЧЕЙ?, ЧЬЯ? Закрепление согласования притяжательных прилагательных с сущ. в роде. Числе. падеже. | 1 | Конспект №101 |
№102Звуки «С- СЬ» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить детей дифференцировать звуки С, СЬ. Продолжать развивать умение анализировать слоги, слова и предложения. Развивать фонематические процессы. | 1 | Конспект №102 | ||
№103 Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. (Занятия по развитию связной речи) | Учить детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии. Развивать монологическую речь и связные высказывания детей. Упражнять в подборе имен прилагательных к существительным. Закреплять умения отвечать полным предложением. | 1 | Конспект №103 | ||
№104 Звуки «С- СЬ» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Продолжать учить слухо – произносительной дифференциации звуков С – СЬ. Продолжать определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико – синтетической деятельности | 1 | Конспект №104 | ||
27. Человек. Здоровый образ жизни. | №105 . Глаголы совершенного и несовершенного вида. (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида. Образовывать возвратные глаголы. Закреплять у детей умение образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Развивать словарь антонимов. Закреплять знания о названии частей тела. | 1 | Конспект №105 | |
Март | №106 Звуки «З» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить характеризовать звук «З» с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Упражнять детей в звуковом анализе слов из трех звуков. Развивать умение анализировать предложение. | 1 | Конспект №106 | |
№107 Пересказ басни Л. Толстого Старый дед и внучок» (Занятия по развитию связной речи) | Учить последовательно пересказывать литературный образец. Уточнить, расширить знания по теме «Человек». Развивать способность к целостному восприятию произведения. | 1 | Конспект №107 | ||
№108 Звуки «ЗЬ, З - ЗЬ» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Научить детей характеризовать звук ЗЬ с опорой на различные виды контроля. Учить дифференцировать звуки З и ЗЬ на слух и в произношении. Продолжать упражнять детей в анализе слогов, слов, предложений. | 1 | Конспект №108 | ||
28. Весна на Кубани. Труд людей. Хлеб. | №109 Словообразование (сложные слова). (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Формировать навык образования сложных слов. Совершенствование синтаксической стороны речи. | 1 | Конспект №109 | |
Март. | №110 Звуки «С - З» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Развивать языковое чутье и чувство рифмы. Учить слухо – произносительной дифференциации звуков С – З. Учить звуковому и слоговому синтезу слов. Учить выделять из предложения слова с определенным звуком. Учить сравнивать слова по звуковому составу, анализировать предложения с этими словами. | 1 | Конспект №110 | |
№111 Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин. (Занятия по развитию связной речи) | Формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин. Обучать детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин. Закреплять употребление в речи существительных в винительном падеже. Учить описывать каждую картину в отдельности, а затем объединять отдельные предложения в рассказ. | 1 | Конспект №111 | ||
№112 Звуки «СЬ - ЗЬ» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить слухо – произносительной дифференциации звуков СЬ – ЗЬ. Продолжать учить звуо- слоговому анализу слов. Учить выделять из предложения слова с определенным звуком. Учить сравнивать слова по звуковому составу, анализировать предложения с этими словами. | 1 | Конспект №112 | ||
29. Транспорт. ПДД. Профессии на транспорте. | №113. Предложения с противительным союзом «а». (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Совершенствование синтаксической стороны речи (обучение составлению предложений с противительным союзом «а»). Совершенствование грамматический строй речи (согласование существительных с числительными). | 1 | Конспект №113 | |
№114 Звуки «Ш» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Познакомить детей со звуком «Ш», учить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в анализе слов и предложений. Воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленным звуком. | 1 | Конспект №114 | ||
№115 Составление описательного рассказа о транспорте по заранее составленному плану. (Занятия по развитию связной речи) | Совершенствование навыка составления описательного рассказа по заранее составленному плану. Обучение запоминанию и рассказыванию составленного рассказа. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «транспорт». | 1 | Конспект №115 | ||
№116 Звуки «Ш» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Продолжать учить правильно произносить звук «Ш». Учить детей определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико – синтетической деятельности, развивать звуко – слоговые представления. Продолжать учить самостоятельно производить звуко – слоговой анализ слов. | 1 | Конспект №116 | ||
Апрель. | 30. Вселенная. День космонавтики. | №117.Употребление предлогов К, ОТ, С с падежами. (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Расширение значения предлогов с различными падежами: К- с дательным, ОТ – с родительным, С- с винительным и творительным. Упражнять в подборе антонимов. Согласование числительных с сущ. Составление предложений по картинкам. | 1 | Конспект №117 |
№118 Звуки «С - Ш» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить детей анализировать звуки С и Ш в сравнительном плане. Упражнять детей в звуковом анализе слов. Упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова. | 1 | Конспект №118 | ||
№119 Составление рассказа «Космонавты» по картине по коллективно составленному плану. (Занятия по развитию связной речи) | Обучение составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на план. Обучение запоминанию и рассказыванию составленного рассказа с дополнительной опорой на картину. Обогащение лексики родственными словами путем образования родственных слов . Развитие связной речи, памяти, мышления. | 1 | Конспект №119 | ||
№120 Звуки «С - Ш» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Продолжать учить слухо – произносительной дифференциации звуков С – Ш. Продолжать определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико – синтетической деятельности | 1 | Конспект №120 | ||
Апрель | 31. Рыбы: море, река, озеро, аквариум. | №121. Образование однокоренных слов. (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Учить образовывать слова с одинаковой основой. Совершенствование навыка употребления имен существительных с предлогами. Обогащение речи словами антонимами. | 1 | Конспект №121 |
№122 Звуки «Ж» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить детей характеризовать звук «Ж» по акустическим и артикуляторным признакам. Упражнять в анализе слов и предложений. Развивать фонематические процессы. | 1 | Конспект №122 | ||
№123 Составление рассказа по серии картинок «Воришка» и беседа по ней. (Занятия по развитию связной речи) | Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи, образование притяжательных прилагательных). | 1 | Конспект №123 | ||
№124 Звуки «Ж» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить правильно произносить звук «Ж». Продолжать учить детей определять последовательность звуков в заданном слове. Совершенствовать навыки аналитико – синтетической деятельности, развивать звуко – слоговые представления ребенка. | 1 | Конспект №124 | ||
Апрель. | 32. Насекомые. Земноводные. 33. Весна в природе. | №125. Сложносочиненные предложения с союзом –а. (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Развитие синтаксического строя речи (составление сложносочиненных предложений с противительным союзом –а. Закрепление умения подбирать признаки, выделять признаки из текста с помощью вопросов. | 1 | Конспект №125 |
№126 Звуки «З-Ж» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить слухопроизносительной дифференциации звуков «З» - «Ж». Учить самостоятельно анализировать слова; совершенствовать навыки аналитической деятельности. | 1 | Конспект №126 | ||
№127 Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы. (Занятия по развитию связной речи) | Учить детей рассматривать предметы окружающей действительности. Формировать умение описывать предметы, выделяя характерные признаки, составлять описательный рассказ. Упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам. Закреплять знания о частях тела насекомых. Активизировать словарь детей по теме. | 1 | Конспект №127 | ||
№128 Звуки «З-Ж» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить слухопроизносительной дифференциации звуков «З» - «Ж» на материале слогов, слов, предложений. Учить самостоятельно анализировать слова; совершенствовать навыки аналитической деятельности. | 1 | Конспект №128 | ||
№129 Относительные прилагательные. (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Образование и употребление относительных прилагательных от сущ. Составление предложений с однородными членами. Формирование практического навыка согласования прилагательных с сущ. в роде, числе, падеже. | 1 | Конспект №129 | ||
№130 Звуки «Л, ЛЬ» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Определение места звука в слове. Деление слов на слоги. Составление схем слогового состава. Выделение ударного слога. | 1 | Конспект №130 | ||
№131 Составление описательного рассказа «Весна» по простым 1-фигурным сюжетным картинкам и опорным словам. (Занятия по развитию связной речи) | Обучение составлению предложений по простым сюжетным картинкам с использованием опорных слов. Объединение предложений в рассказ. Пересказ по цепочке с опорой на картинки. | 1 | Конспект №131 | ||
№132 Звуки «Л- ЛЬ» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить различать звуки по твердости – мягкости. Преобразование слогов, слов со звуками Л – ЛЬ. | 1 | Конспект №132 | ||
Май | 34. День победы. | №133 Экскурсия к вечному огню «Мы помним». (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Воспитание патриотизма и уважения к героям ВОВ. Обогащение речи признаками, синонимами по теме. Усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов- защитников. | 1 | Конспект №133 |
№134 Звуки «Р, РЬ» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Определения места звука в слове. Деление слов на слоги. Составление схем слогового состава. Выделение ударного слога. | 1 | Конспект №134 | ||
№135 Чтение и беседа по тексту стихотворения В.Т. Твардовского «Рассказ танкиста». (Занятия по развитию связной речи) | Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищающим Родину от врагов. Обогащение речи признаками, синонимами. Усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов-защитников различных военных профессий. развитие связной речи. | 1 | Конспект №135 | ||
№136 Звуки «Р- РЬ» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Дифференциация звуков на слух и в произношении. Преобразование слогов, слов (звуки Р-РЬ). Учить различать звуки по мягкости – твердости. | 1 | Конспект №136 | ||
35. Школа. Школьные принадлеж- ности. | №137Сравнительная степень качественных прилагательных. (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Учить образовывать прилагательные в сравнительной степени. Подбор синонимов к прилагательному КРАСИВЫЙ. Подбор признаков к предметам. Закрепление согласования числительных, существительных и прилагательных. Подбор родственных слов к слову ШКОЛА. | 1 | Конспект №137 | |
Май | №138 Звуки «Р- Л» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Продолжать учить дифференцировать звуки на слух и в произношении. Деление слов на слоги. Составление схем слогового состава. Выделение ударного слога. Преобразование слогов, слов (звуки Л-Р). | 1 | Конспект №138 | |
№139 Пересказ рассказа Г.Горецкого, В.Кирюшина «После школы». (Занятия по развитию связной речи) | Совершенствование навыка пересказа по совместно составленному плану. Развитие диалогической речи. | 1 | Конспект №139 | ||
№140 Звуки «Р- Л» (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Учить детей придумывать предложения с определенным количеством слов; с заданными словами; с сущ. и предлогом. | 1 | Конспект №140 | ||
36.Времена года. Готовимся к лету. | № 141 Относительные прилагательные. (Занятия по формированию лексико-грамматических категорий) | Образование и употребление относительных прилагательных от названия материала.Учить составлять сложноподчиненные предложения .Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными). Подбор признаков к предметам. | 1 | Конспект №141 | |
Май | №142 Гласные. согласные звуки . (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Закрепление пройденного материала на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в свободном общении, в играх на прогулке, праздниках. | 1 | Конспект №142 | |
№143 Составление самостоятельных рассказов по опорным картинкам с предлогом ПОД. (Занятия по развитию связной речи) | Учить составлять самостоятельные рассказы по опорным картинка с предлогом ПОД, усвоение категорий Р.п. множественного числа. | 1 | Конспект №143 | ||
№144 Твердые – мягкие звуки. (Занятие по формированию фонетической стороны речи) | Закрепление пройденного материала на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в свободном общении, в играх на прогулке, праздниках. | 1 | Конспект №144 |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия для родителей
в старшей группе.
«Путешествие в осенний лес».
Цель: Коррекционно – образовательная:
- учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
- закреплять акустико-артикуляционную характеристику звуков У,А,И;
- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
- активизировать словарь по данной теме.
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- работать над развитием фонематического слуха;
- работать над развитием дыхания и голоса.
Коррекционно- воспитательнын:
- создание эмоционального контакта между детьми и родителями.
Оборудование: магнитофон, аудиокасета с записью «звуков природы», мини – бассейн с водой, ваза с букетом осенних листьев и цветов, 2 магнитные доски, мольберт, картины с изображением осенних пейзажей, предметные картинки на звуки А, У, И, символы этих звуков.
Предварительная работа: экскурсия в городской парк, наблюдения за осенними изменениями в природе; за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы. Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из собранных листьев. Повторение упражнений артикуляционной гимнастики, работа над просодической стороной речи, общими речевыми навыками на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед:-Ребята и уважаемые родители сегодня я приглашаю Вас в гости в осенний лес. Отправляемся в путь за мной.
(Дети идут за логопедом по кругу «змейкой»)
А вот и полянка.
Как хорошо в гостях у Осени,
Среди березок золотых.
Подольше б золото не сбросили
Стоял бы лес багрян и тих.
Давайте поздороваемся с Осенью, позовем ее. Но сначала вспомним, что нужно сделать перед тем, как начать говорить.
Голосовое упражнение.
(Дети произносят каждую строчку после глубокого вдоха)
Дети:-Ау, ау, аукаем: Осень золотую приаукиваем.
Лог: Хорошо в лесу осенью! Давайте присядем и послушаем, какими звуками наполнен осенний лес.( Дети проходят к столу на котором стоит букет с осенними листьями и присаживаются на стульчики. Звучит фонограмма со «звуками природы»)
Лог: Посмотрите, какой красивый осенний букет. Давайте понюхаем, чем пахнет осень.
(Дети наклоняются к букету и делают глубокий вдох через нос, не поднимая плеч)
Дети: Осень пахнет опавшими листьями, последними цветами, сыростью.
Лог: Ну что ж. Это действительно так.
Падают, падают листья
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
- Что растет в лесу под деревьями, на пенечках?
Дети: грибы, ягоды.
Лог: Значит чем еще пахнет в лесу?
Дети: Грибама и ягодами.
Лог: Покажите пожалуйста «язычком» «грибочек».
(Дети показывают элемент артикуляционной гимнастики)
2.Обявление темы занятия.( Логопед приглашает детей пройти к магнитной доске, на которой находятся картинки с изображением осенних примет)
Лог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об осенней поре. Какие приметы осени вы знаете?
- Погода осенью (какая?)- пасмурная, дождливая
- Дождь осенью(какой?)- холодный, моросящий
- Листья осенью (какие?)- желтые, красные, разноцветные
(Логопед раздает детям за правильный ответ листочки)
Разноцветная метель
Красных листьев карусель
В желтых листьях все деревья,
А в зеленом только ель.
Лог: Как называется явление, когда листья опадают?
Дети: Листопад.
Лог: Давайте превратимся в осенние листочки и покажем как они кружатся на ветру.
3. «Осенние листочки» (Координация речи с движением)
Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся на носочках
Листья к нам под ноги тихо ложатся Дети приседают
И под ногами шуршат, шелестят волнообразные движения ру
ками внизу
Будто опять закружится хотят. Поднимаются на носочки, кру
жатся.
Лог: Давайте присядем на места. Ой, я слышу стук.
Логопед вносит в кабинет корзинку с разноцветными листочками. Среди листьев находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано. Логопед читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова.
Рассказ «Осень»
На смену лету пришла… (золотая осень). Солнышко все реже выглядывает …(из-за туч). Листья на деревьях стали…(разноцветные). Часто моросит холодный… (дождь). Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края).
Чтение рассказа составленного с помощью детей.
4. Упражнение на развитие длительного, плавного выдоха.
Кап, кап на дорожку.
Кап, кап на ладошку,
На ладошку, на дорожку.
Лог: О чем эта загадка?
Дети: О дождике.
Лог: Когда на улице идет дождь, то погода какая?
Дети: Дождливая.
Лог: Давайте покажем какое у нас настроение, если погода дождливая, пасмурная.
(Дети показывают мимикой)
Лог: Скажите, что остается на земле после дождя?
Дети: Лужи.
Лог: Посмотрите, какая большая лужа осталась после дождя в лесу.
(Логопед бросает в воду разноцветные листочки)
-Вы говорили, что в лесу шуми т ветер. Сейчас вы станете ветром. Подуйте на листики так, чтобы они поплыли по воде. Помните, как нужно дуть правильно?
Дети: Нужно сделать вдох через нос, а потом подуть, вытянуть губы трубочкой и не раздувать щеки.
(Дети поочереди дуют на листья. Логопед контролирует выполнение задания)
5. Пальчиковая гимнастика. «Ветер по лесу гулял» (Логопед предлагает детям вновь пройти за столы и сделать пальчиковую гимнастику)
Ветер по лесу гулял, Волнообразные движения руками
Ветер листики считал.
Вот кленовый, Загибание пальцев по одному на обеих
руках
Вот дубовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку плавно опустить руки на стол ладонями
Вниз.
6. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.
(на магнитной доске выставлены картинки АРБУЗ, УТЮГ, ИГРУШКИ)
Лог: Определите первый звук в каждом из этих слов.
Дети: Арбуз. Звук А.
Утюг. Звук У.
Игрушки. Звук И.
Лог: Подумайте и вспомните, как называются звуки, с которых начинаются эти слова.
Дети: Это гласные звуки.
Лог: У звуков есть домики, как они называются.
Дети: Это буквы,
Лог: Буквы А, У, И отправляются в путешествие на поезде. В каком вагоне они поедут?
Дети: В красном.
Лог: Правильно т.к. гласные звуки мы обозначаем красным цветом. Буквы отправились в путешествие, а на столах у вас остались их символы. Давайте поиграем с ними. Я покажу на картинку, а вы поднимите тот кружок, который обозначает первый звук этого слова.
7. Итог занятия.
Лог: Сегодня мы с вами говорили об осени. О том, как красиво в осеннем лесу. Но ее красота не вечна. Листочки скоро засохнут, цветы завянут. Давайте на память об осени сделаем картину «Осенний букет», а родители вам в этом помогут.
(Дети вместе с родителями на заранее заготовленный фон наклеивают листочки из самоклеящейся бумаги).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план учителя-логопеда в средней группе с детьми с ОНР
В документе описано подробное содержание коррекционной работы учителя-логопеда по 3 периодам учебного года для детей 4-5 лет, имеющих общее недоразвитие речи. Работа построена на основе тематического ...
Перспективный план учителя -логопеда для детей с нарушением речи
Перспективный план учителя -логопеда для детей с нарушением речи...
Перспективный план учителя-логопеда в средней логопедической группе.
Представленный перспективный план для учителей-логопедов работающих по программе В.Н.Нищевой, может использоваться как для средней логопедической группы, так и для старшей логопедической...
Перспективный план учителя - логопеда на 2017 - 2018 уч.год.
Перспективный план учителя - логопеда на 2017 - 2018 уч.год....
Перспективный план учителя-логопеда на 2019-2020 год
План взаимодействия учителя-логопеда...
Перспективный план учителя - логопеда по работе с родителями
Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи дет...
Перспективный план учителя-логопеда для работы с воспитателями, специалистами
Данный план может быть использован в условиях группы компенсирующей направленности...