«Сотрудничество педагогов и родителей в детском саду»
статья по логопедии по теме
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ). ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.
Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном и образовательном процессах. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие ребенка.
ФГТ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, его речевого развития. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована в ДОУ взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями и родителями. В настоящее время существует множество форм работы с родителями (как традиционные, так и нетрадиционные) , которые являются достаточно эффективными. Среди них можно назвать:
Традиционные формы
Родительское собрание (проведение родительских собраний совместно с воспитателями группы и другими специалистами, работающими с данной категорией детей).
Проведение цикла бесед для родителей.
Проведение индивидуальных и групповых консультаций в течение года.
Анкетирование.
Проведение открытых мероприятий с целью демонстрации форм и методов работы в группе, а также с целью показа результатов коррекционной работы.
Оформление стендов по различным разделам.
Ведение журнала взаимосвязи с родителями и воспитателями.
Ведение индивидуальных тетрадей детей с оформлением рекомендаций по развитию речи ребёнка в домашних условиях и помощи в усвоении основной общеобразовательной программы.
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Нетрадиционные формы
Родительская конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний об озвученной проблеме ). Родительские конференции обсуждают насущные проблемы развития, воспитания и образования, активными членами которого станут и дети). Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом или педагогом ОУ, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Педагог собирает информацию и анализирует ее.
Подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными («Личный пример родителей», «Семейные традиции в воспитании детей» и т.д.). Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о ребёнке, его проблемах). Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Родители знакомят педагога с особенностями ребенка,; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; моральные ценности семьи).
Педагогическая гостиная.
Совместные праздники-утренники.
Семейный досуг.
Родительский всеобуч.
Походы.
КВН.
Родительские клубы.
Выпуск тематической газеты.
Каждая из перечисленных форм работы по-своему важна и необходима, а также интересна и актуальна.
Одна из нетрадиционных форм взаимодействия педагогов и родителей была организована в нашем ДОУ – педагогическая конференция с участием родителей, педагогов и специалистов на тему:
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста».
Актуальность проблемы:
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи, навыками связного высказывания. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Но адекватные методы, организационные формы работы, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов. Для того, чтобы сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса: педагогов, специалистов, родителей.
Цель конференции:
Повысить у родителей педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей.
Активизировать участие родителей в коррекционной работе со своим ребёнком под руководством учителя-логопеда и других специалистов.
Задачи:
заинтересовать родителей в деятельности дошкольного учреждения по актуальным вопросам; вовлечь их в совместную работу по обмену опытом;
обогатить педагогическую культуру родителей в вопросах формирования и развития навыков связного высказывания у детей дошкольного возраста, как в норме, так и с нарушениями речи;
использовать идеи личностно-ориентированного подхода, т. е. помочь родителям достигнуть понимания того, что нельзя своего ребенка сравнивать с другими детьми;
установить доверительные отношения с родителями;
Участники конференции:
родители, учитель-логопед, педагоги, музыкальный руководитель, администрация ОУ
Проблема для родителей:
совершенствовать свой уровень знаний в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста, как в норме, так и с ОВЗ
Планируемый образовательный результат:
Активное участие родителей в совместной работе с учителем-логопедом, специалистами и педагогами в планируемых мероприятиях в образовательном учреждении по развитию навыков связного высказывания у детей дошкольного возраста
Программа конференции:
13.00 – 13.10 – регистрация участников конференции.
13.10 – 13.30 Выступление заведующего структурным подразделением, ГБОУ СОШ «ЦО», пос. Варламово Плотниковой Ирины Александровны.
Тема: « Создание единого речевого пространства с целью оптимизации процесса речевого развития детей дошкольного возраста».
13.30-13.50 Выступление заместителя заведующего по воспитательной и методической работе структурного подразделения, ГБОУ СОШ «ЦО», пос. Варламово
Дуболазовой Светланы Юрьевны.
Тема: «Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста. Итоги мониторинга единого речевого режима ДОУ».
13.50 – 14.10 Выступление учителя - логопеда первой квалификационной категории структурного подразделения, ГБОУ СОШ «ЦО», пос. Варламово
Севастьяновой Елены Юрьевны.
Тема: «Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста. Взаимодействие учителя-логопеда и родителей по развитию навыков связного высказывания у детей дошкольного возраста.».
14.10 – 14.20 Выступление воспитателя первой категории структурного подразделения, ГБОУ СОШ «ЦО», пос. Варламово Нугаевой Галины Николаевны.
Тема: «Применение элементов ТРИЗ и РВТ в развитии речи дошкольников».
14.20-14.30 Выступление музыкального руководителя высшей категории структурного подразделения, ГБОУ СОШ «ЦО», пос. Варламово Рыжайкиной Светланы Валентиновны. Тема: «Использование логоритмики в практике работы ДОУ».
14.30-14.40 Выступление учителя начальных классов ГБОУ СОШ «ЦО»,пос. Варламово
Тема: «Развитие речи ребенка как критерий готовности к школьному обучению».
14.40 – 14.50 Выступление родителей воспитанников.Тема: «Передовой опыт семейного воспитания в области речевого развития ребенка».
14.50-15.00 Подведение итогов конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_almanakha_v_pechat.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сотрудничество педагогов и родителей в детском саду».
Севастьянова Елена Юрьевна
учитель-логопед структурного подразделения,
реализующего общеобразовательные программы
дошкольного образования государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы «Центр образования»
пос. Варламово муниципального района Сызранский Самарской области
446073, Самарская область, м.р. Сызранский, пос. Варламово, ул. Советская, д. 24
89278909902
dou1ds1raduga/ru@mail/ru
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ). ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.
Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном и образовательном процессах. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие ребенка.
ФГТ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, его речевого развития. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована в ДОУ взаимосвязь в работе логопеда с воспитателями и родителями. В настоящее время существует множество форм работы с родителями (как традиционные, так и нетрадиционные) , которые являются достаточно эффективными. Среди них можно назвать:
Традиционные формы
Родительское собрание (проведение родительских собраний совместно с воспитателями группы и другими специалистами, работающими с данной категорией детей).
Проведение цикла бесед для родителей.
Проведение индивидуальных и групповых консультаций в течение года.
Анкетирование.
Проведение открытых мероприятий с целью демонстрации форм и методов работы в группе, а также с целью показа результатов коррекционной работы.
Оформление стендов по различным разделам.
Ведение журнала взаимосвязи с родителями и воспитателями.
Ведение индивидуальных тетрадей детей с оформлением рекомендаций по развитию речи ребёнка в домашних условиях и помощи в усвоении основной общеобразовательной программы.
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Нетрадиционные формы
Родительская конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний об озвученной проблеме ). Родительские конференции обсуждают насущные проблемы развития, воспитания и образования, активными членами которого станут и дети). Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом или педагогом ОУ, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Педагог собирает информацию и анализирует ее.
Подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными («Личный пример родителей», «Семейные традиции в воспитании детей» и т.д.). Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о ребёнке, его проблемах). Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Родители знакомят педагога с особенностями ребенка,; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; моральные ценности семьи).
Педагогическая гостиная.
Совместные праздники-утренники.
Семейный досуг.
Родительский всеобуч.
Походы.
КВН.
Родительские клубы.
Выпуск тематической газеты.
Каждая из перечисленных форм работы по-своему важна и необходима, а также интересна и актуальна.
Одна из нетрадиционных форм взаимодействия педагогов и родителей была организована в нашем ДОУ – педагогическая конференция с участием родителей, педагогов и специалистов на тему:
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста».
Актуальность проблемы:
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи, навыками связного высказывания. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Но адекватные методы, организационные формы работы, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов. Для того, чтобы сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса: педагогов, специалистов, родителей.
Цель конференции:
Повысить у родителей педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей.
Активизировать участие родителей в коррекционной работе со своим ребёнком под руководством учителя-логопеда и других специалистов.
Задачи:
заинтересовать родителей в деятельности дошкольного учреждения по актуальным вопросам; вовлечь их в совместную работу по обмену опытом;
обогатить педагогическую культуру родителей в вопросах формирования и развития навыков связного высказывания у детей дошкольного возраста, как в норме, так и с нарушениями речи;
использовать идеи личностно-ориентированного подхода, т. е. помочь родителям достигнуть понимания того, что нельзя своего ребенка сравнивать с другими детьми;
установить доверительные отношения с родителями;
Участники конференции:
родители, учитель-логопед, педагоги, музыкальный руководитель, администрация ОУ
Проблема для родителей:
совершенствовать свой уровень знаний в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста, как в норме, так и с ОВЗ
Планируемый образовательный результат:
Активное участие родителей в совместной работе с учителем-логопедом, специалистами и педагогами в планируемых мероприятиях в образовательном учреждении по развитию навыков связного высказывания у детей дошкольного возраста
Программа конференции:
13.00 – 13.10 – регистрация участников конференции.
13.10 – 13.30 Выступление заведующего структурным подразделением, ГБОУ СОШ «ЦО», пос. Варламово Плотниковой Ирины Александровны.
Тема: « Создание единого речевого пространства с целью оптимизации процесса речевого развития детей дошкольного возраста».
13.30-13.50 Выступление заместителя заведующего по воспитательной и методической работе структурного подразделения, ГБОУ СОШ «ЦО», пос. Варламово
Дуболазовой Светланы Юрьевны.
Тема: «Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста. Итоги мониторинга единого речевого режима ДОУ».
13.50 – 14.10 Выступление учителя - логопеда первой квалификационной категории структурного подразделения, ГБОУ СОШ «ЦО», пос. Варламово
Севастьяновой Елены Юрьевны.
Тема: «Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста. Взаимодействие учителя-логопеда и родителей по развитию навыков связного высказывания у детей дошкольного возраста.».
14.10 – 14.20 Выступление воспитателя первой категории структурного подразделения, ГБОУ СОШ «ЦО», пос. Варламово Нугаевой Галины Николаевны.
Тема: «Применение элементов ТРИЗ и РВТ в развитии речи дошкольников».
14.20-14.30 Выступление музыкального руководителя высшей категории структурного подразделения, ГБОУ СОШ «ЦО», пос. Варламово Рыжайкиной Светланы Валентиновны. Тема: «Использование логоритмики в практике работы ДОУ».
14.30-14.40 Выступление учителя начальных классов ГБОУ СОШ «ЦО»,пос. Варламово
Тема: «Развитие речи ребенка как критерий готовности к школьному обучению».
14.40 – 14.50 Выступление родителей воспитанников.Тема: «Передовой опыт семейного воспитания в области речевого развития ребенка».
14.50-15.00 Подведение итогов конференции.
Литература:
- Горбачёва Г. Д. Некоторые формы работы с родителями // Логопед, № 5, 2009
- Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду// Управление ДОУ, № 5, 2007
- Тверская О. Н. Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи // Логопед, №4, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Условия эффективного сотрудничества инструктора по физической культуре с родителями воспитанников детского сада
статья опубликованная в электронном сборнике...
Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника.
Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника....
Сотрудничество родителей с детским садом для полноценного процесса развития ребенка старшего дошкольного возраста.
В наше время остро встал вопрос, «Каким же должно быть дошкольное образование»? В условиях современной жизни, высокий темп образования, соблазняет отдать ребенка в школу в 6 лет и даже ран...
ГМО воспитателей групп детей раннего и младшего возраста «Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в детском саду посредством организации активного сотрудничества педагогов и родителей»
laquo;Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в детском садупосредством организацииактивного сотрудничества педагогов и родителей»...
консультация для педагогов и родителей воспитанников детского сада "Звук-волшебник"
Организация работы по развитию музыкальности у дошкольников проводится по трем направлениям:Групповая и индивидуальная работа с детьми.Взаимодействие и просветительская работа с родителями.Совме...
Взаимодействие педагогов и родителей в детском саду.
Цель: рассмотреть сущность и педагогические основы гармоничного взаимодействия педагога с родителями детей раннего возраста....
Консультация для педагогов «Адаптация родителей к детскому саду»
Адаптация детей в детском саду – актуальная проблема, которые занимались и занимаются до сих пор, используя различные средства и методы. Адаптируя ребенка к дошкольному учреждению, м...