Взаимодействие педагогов и родителей в детском саду.
статья
Цель: рассмотреть сущность и педагогические основы гармоничного взаимодействия педагога с родителями детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_pedagogov_i_roditeley_v_detskom_sadu.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагогов и родителей в детском саду.
Подольная Виктория Александровна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Семицветик» г. Белгорода
Нужина Оксана Геннадьевна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Семицветик» г. Белгорода
Цель: рассмотреть сущность и педагогические основы гармоничного взаимодействия педагога с родителями детей раннего возраста.
Основные вопросы:
1.Сущность и основные характеристики взаимодействия педагога с родителями воспитанников.
2. Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОО
с родителями воспитанников.
3. Гармонизированное взаимодействие взрослых как актуальная проблема современного дошкольного образования.
4. Базовые потребности ребенка раннего возраста и условия их удовлетворения в детском саду и семье.
5. Технология организации взаимодействия взрослых в образовательном пространстве.
С чего начинается взаимодействие педагога ДОУ и родителей воспитанников?
Сравним две истории прихода в детский сад….
ИСТОРИЯ 1
Елена - мама двухлетнего Саши, сказала, что будет с сыном вместе в группе, «пока он не привыкнет». Группа ребятишек мгновенно откликнулась на присутствие «чужой» мамы: кто- то тут же зашелся в плаче, вспомнив свою маму, кто- то потянулся к Елене, а кто - то продолжал спокойно играть, но таких было меньшинство. Воспитатель в группе перемещалась от одного малыша к другому, стараясь успокоить детей, растревоженных присутствием нового взрослого, подбодрить тех, кто прильнул к нему как источнику тепла и внимания, отвечая на бесконечные вопросы Елены, которая переживала о том, где Александр будет спать, вкусная ли еда, достаточно ли игрушек, а если он упадёт, кто о нём позаботится и т.п.
ИСТОРИЯ 2
Оксана, мама девочки Иришки, которой осенью исполнится 2 года, заранее пришла в детский сад и решила ознакомиться с условиями, требованиями пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Информирование посредством сайта и стендов вполне Оксану удовлетворило. Старший воспитатель предложила ей пройти по саду, посмотреть какие условия создаются для работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Прочитав несколько статей про адаптацию ребенка в детском саду, Оксана поняла, что у Иришки недостаточно опыта социализации, и она совместно со специалистом определила необходимые действия. Ознакомившись с меню детского сада, Оксана осознала, что дома она не так разнообразно кормит своего ребёнка. Это послужило ей сигналом для перестройки домашнего питания. Познакомившись с воспитателем детской группы во время прогулки, Оксана понаблюдала за манерой её общения с детьми, за тем, чем заняты дети на прогулке. Воспитатель и мама договорились о встрече в то время, когда педагог сможет уделить достаточно внимания всем многочисленным вопросам. По итогам неоднократных встреч с педагогами детского сада у Оксаны сложилось более полное представление о тех условиях, в которые попадёт её дочь. Личные беседы с педагогами сняли большинство тревог. Появились новые задачи: согласование режима дня Иры дома с режимными моментами детского сада; разнообразие питания ребёнка и введение тех продуктов, которые используются и в детском саду; организация посещения кратковременных детских коллективов и работа над тем, что давалось очень тяжело - самообслуживание Ирины и приучение к самостоятельной игре. Оксана понимала, что, выполнив все эти задачи, она поможет своей дочери благополучно «шагнуть в новую жизнь».
С чего начинается взаимодействие взрослых людей, которые разделяют обязанности по заботе о ребёнке и несут совместную ответственность за его воспитание?
Взаимодействие начинается
с диалога, выражения своих интересов, тревог в виде вопросов и предложений, с изучения обстоятельств и условий, согласования требований друг друга, поиска оптимальных решений возникающих проблем…
Взаимодействие взрослых - важнейший элемент образовательной системы дошкольной организации
Взаимодействующие ВЗРОСЛЫЕ - это:
- педагоги
- специалисты
- сотрудники образовательных организаций, работающие с ребёнком,
- родители (или лица их замещающие)
- люди из ближайшего окружения ребёнка
В словаре С.И. Ожегова: «Взаимодействие – это процесс обмена идеями, чувствами, переживаниями, мыслями, это совместная деятельность и общение»
Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В таком взаимодействии участники являются равноправными партнёрами.
Цель взаимодействия педагогов с родителями – установление партнерских отношений, приобщение к жизни детского сада.
Эффективное взаимодействие педагогов и родителей предполагает постоянный обмен опытом, внедрение в практику наиболее ценных приёмов воспитательного воздействия на дошкольников.
Действия участников взаимодействия должны быть общими, обусловленными, связанными и дополняющие друг друга.
Важными характеристиками педагогического взаимодействия (педагога с родителями) являются взаимопонимание, взаимоотношение, взаимопознание, взаимные действия, срабатываемость, взаимoвлияние и совместимость.
Об эффективности взаимодействия педагога с родителями можно судить по каждой из основных характеристик взаимодействия:
- по взаимопознанию - объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;
- по взаимопониманию - понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и родителями; понимание и принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;
- по взаимоотношениям - проявление такта, внимание к мнению и предложению друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность;
- по взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;
- по взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого как примера для подражания.
Важные составляющие диалогических отношений:
- конгруэнтность
- безоценочный стиль отношений.
- конфиденциальность (секретность, доверительность)
- Конгруэнтность - это совпадение внутренних чувств и ощущений человека с их внешними проявлениями (то есть соответствие вербального и невербального). Способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека.
- Безоценочный стиль отношений – предполагает недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.
- Конфиденциальность (секретность, доверительность) - готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию; Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
Задачи организации эффективного взаимодействия:
- переход от традиционной помощи семье в вопросах воспитания к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – как важных условий успешной социализации ребёнка.
- при организации взаимодействия с семьёй делать основной акцент на воспитании субъективности родителей, формировании их воспитательной культуры.
- при организации взаимодействия педагога с родителями необходимо учитывать их жизненный опыт, возрастные и индивидуальные особенности, владеть принципами построения общения с взрослыми людьми.
В условиях «открытости» детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, поиграть с детьми.
Родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри, начинают понимать объективность многих трудностей. Тогда вместо претензий возникает желание помочь. А это первые шаги к сотрудничеству. Наиболее важным результатом посещения родителями ДОУ является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке. Вовлечение родителей в жизнь детского сада. В течение месяца-двух каждой семье нужно будет найти не более часа для того, чтобы прийти в группу в утреннее или вечернее время. Это время будет использовано для того, чтобы взрослые могли понаблюдать за детьми, поиграть или позаниматься вместе с ними. Для удобства планирования можно составить график посещения родителей.
Возникает вполне закономерное сомнение: «Смогут ли люди без педагогического образования найти общий язык с детьми? Сумеют ли занять их чем-либо полезным? Большинство семей успешно справляется с воспитанием своих детей, значит, дело не в образовании, а в стремлении участвовать в жизни своих детей, в желании и готовности выслушать, поиграть, научить тому, что умеешь лучше всего делать сам, понаблюдать и порадоваться.
Детям чрезвычайно полезно учиться общаться с людьми разного пола, возраста, социальной принадлежности, профессии. Так они смогут получить разнообразные знания и опыт общения.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. ст.44 п.1, «Родители… имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка»; ст.44 п. 2 говорит о том, что «...образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей...»
Во ФГОС дошкольного образования также определены некоторые формы и задачи участия родителей в деятельности ДОО, но при этом большое количество вопросов возникает относительно содержания взаимодействия дошкольного учреждения с родителями
Взаимодействие взрослых на основе партнёрства
Содержание взаимодействия педагогов и родителей составляет установление партнёрских деловых и неформальных отношений.
Понятие «партнёрство» предполагает деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов в общей деятельности.
Суть построения партнёрских взаимоотношений ДОО и семьи - равноактивное и взаимосвязанное воздействие на ребёнка в интересах его развития.
Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей:
- Рассматривается как совместная деятельность в контексте совместных действий, направленных на общий предмет - ребёнка.
- В данном процессе происходят взаимные влияния участников совместной деятельности, когда действия одного человека обусловливают действия другого (или других) участников деятельности.
- Взаимодействие сопровождается общением, представляющим собой важное условие осуществления совместной деятельности.
- В процессе этого взаимодействия реализуются определённые цели, взаимовлияния, познание друг друга, происходит информационный обмен, проявляются эмоции, складываются взаимоотношения.
Взаимодействие взрослых предполагает:
- взаимное воздействие,
- активность участников,
- обязательное прохождение этапов, на которых происходит смена позиций и ролей,
- построение этого взаимодействия «от ребёнка» и «на стороне родителей».
Родители как равноправные партнёры по взаимодействию могут:
- принимать участие в планировании образовательных мероприятий, их подготовке и реализации;
- быть инициаторами и организаторами разных форм досуговой деятельности детей;
- участвовать в совместных воспитательных формах (беседах, рассказывании и чтении художественной литературы и т.п.).
Характеристика установок педагогов и родителей
на взаимодействие
Выделяются две установки взрослых, которые выражаются в отношениях педагогов и родителей воспитанников:
«отчуждённость» и «совместность».
Установка «отчуждённость» проявляется у взрослых с конфликтным или равнодушным отношением
Установка на «совместность» характерна для взрослых с активной направленностью на партнерство и конструктивное взаимодействие.
Характеристика установки «совместность» взрослых
Наиболее оптимальной является установка на «совместность»,
при которой взрослые действуют в интересах ребёнка
в качестве партнёров, распределив функции
и полномочия
Содержательная характеристика установки «совместность» взрослых
- Воспитатель — это «общественный взрослый» — фигура для ребёнка значимая и для старших дошкольников порой более авторитетная, чем родитель («близкий взрослый»).
- При воспитателях дети ведут себя более организованно, дисциплинированно, послушно, чем при родителях. Присутствие родителей значительно влияет на ребёнка, и он на глазах превращается в капризного, непослушного. Можно это интерпретировать примерно так: ребёнок меняет роль «воспитанника группы» на роль «сына» или «внука».
- Близкий взрослый «запускает» программу, которую ребёнок получает в семье, представляющей один тип воспитательной среды - индивидуализированный. В детском саду представлен другой тип среды - обобщённый, более формализованный, и «работает» другая программа - более нормированная.
- Чтобы обе программы «работали» в одном направлении, взрослым необходимо выстраивать общую систему ожиданий (свод норм, правил и единых требований взрослых к детям).
Коммуникация в системе «взрослый - взрослый» должна быть обеспечена системой договорённостей, общими социально-психологически оправданными ожиданиями.
Составления Интерактивного словаря педагогов и родителей»
Файзуллаева Елена Дмитриевна предлагает авторскую методику составления Интерактивного словаря педагогов и родителей.
Используя эту методику можно рассмотреть феномены, которые с одной стороны интересуют родителей, а с другой – те, которые на профессиональный взгляд педагогов, необходимо изучить всем взрослым, участвующим в воспитательно-образовательном процессе.
Например: Детская застенчивость, Физические наказания, Капризы, Избалованные дети, Единство требований к ребёнку со стороны взрослых, Поощрение и др.
В качестве примера:
Словарь семейного воспитания от. А до Я: памятка для родителей / МКУК ЦБС Канавинского р-на, ЦРДБ им. А. Пешкова; сост. О.В. Каленова. – Нижний Новгород, 2017.
Интерактивные формы взаимодействия с семьей:
Семейные клубы, дискуссионные клубы, тематические акции, семинары практикумы, вечера вопросов и ответов.
Принципы работы педагога с родителями:
- отказ от критики
- обеспечение свободы мнений в процессе обсуждения проблем
- уважение жизненных позиций партнёров
- удовлетворение познавательного интереса партнёров по общению
Список источников:
- Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. М. : ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
- Дронь, А. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников / А.В. Дронь, О.Л. Данилюк. М.: Детство-Пресс, 2018. - 378 c.
- Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13.
- Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104—112.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сотрудничество педагогов и родителей в детском саду»
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г....
Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду
Доброжелательность и забота о детях – необходимое условие контакта с родителями...
Консультация для родителей "Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду"
Доброжелательность и забота о детях – необходимое условие контакта с родителями....
Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду.
Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду....
Организация взаимодействия воспитателя с родителями в детском саду (из опыта работы)
Организация взаимодействия воспитателя с родителями в детском саду (из опыта работы)...
«Инновационные формы взаимодействия работы с родителями в детском саду»
laquo;Инновационные формы взаимодействия работы с родителями в детском саду»...