Использование совместной проектной деятельности взрослых и детей при работе в инклюзивных группах детского сада.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
В статье описан опыт работы по внедрению совместной детско-взрослой проектной деятельности в условиях инклюзивных групп детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование совместной проектной деятельности взрослых и детей при работе в инклюзивных группах детского сада.
Марина Александровна Анощенкова
ГБОУ д/с № 2572, учитель – логопед
… Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Инклюзивное образование, по убеждению нашего педагогического коллектива, призвано ликвидировать это неравенство.
Наш детский сад работает в режиме инклюзии почти четыре года. В состав групп комбинированной направленности наряду с условно здоровыми детьми включены дети с особыми образовательными потребностями. Диагнозы и заключения детей, которые посещают эти группы различны: синдром Дауна, расстройство аутистического спектра, окклюзионная гидроцефалия, задержка психического развития органического генеза. Многие из детей имеют статус ребенка – инвалида.
Направление работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, соответствует разработанной учреждением образовательной программе, дополнительным программам всех специалистов детского сада и индивидуальным программам реабилитации на каждого ребенка. В ходе реализации программы осуществляется междисциплинарный подход. Определяется, какие задачи будут реализованы в совместной деятельности с учителем – дефектологом, воспитателем, учителем – логопедом, педагогом – психологом, специалистом по физической культуре, музыкальным руководителем. После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде обмена информацией между специалистами детского сада.
В нашей практике инклюзивного образования осуществляется переход к тьюторскому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. Тьютора, как отдельного специалиста, в штате нашего детского сада нет. Сопровождение осуществляет педагог, наиболее симпатичный каждому конкретному ребенку. Он же координирует работу всех остальных специалистов, вовлеченных в образовательный процесс. Все специалисты, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, окончили курсы повышения квалификации по организации тьюторского сопровождения и владеют тьюторскими технологиями. В данном случае, деятельность педагога заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы, и создать условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми.
Перспективу своей дальнейшей деятельности мы видим в разработке совместных детско – взрослых творческих проектов (единых художественных событий). Под единым художественным событием мы понимаем работу по созданию мультипликационных фильмов с использованием поделок детей.
Основная идея такого творческого проекта: подтвердить возможность совместной творческой деятельности детей инклюзивных групп, показать значимость участия в работе каждого члена детского коллектива.
Возраст детей, участвующих в проектной деятельности на разных этапах – 3- 6 лет.
Этапы проектной деятельности по созданию мультипликационного фильма вы можете увидеть на слайде.
Первым опытом нашей работы по реализации проектной деятельности был мультипликационный фильм по сказке В. Г. Сутеева «Мешок яблок». Сюжет сказки был выбран мной не случайно, хотелось обратить внимание детей на нравственные и этические качества персонажей. На этом главенствующая роль педагога закончилась. Оформление мультфильма – полностью творчество детей. Дети с особенностями активно принимали участие и в озвучивании ролей (роль вороны исполняла девочка с расстройством аутистического спектра, роль зайца – мальчик с окклюзионной гидроцефалией ). Тем, кто не владеет пока активной речью, очень понравилось изображать шумы. В ходе работы мы читали сказку, обсуждали её, пересказывали, разыгрывали по ролям, изображали героев и атрибуты к сказке в технике тестопластики. Все это вызывало огромный интерес у детей.
После показа мультфильма детям других групп детского сада, у ребят тоже возникло желание создавать мультфильмы.
Следующим проектом стал мультфильм – «Чудеса под Новый год», сценарием для которого стала сказка, сочиненная детьми в ходе непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Коммуникация».
Таким образом, в процессе работы над творческими проектами по созданию мультипликационных фильмов осуществляется интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Данный опыт показал эффективность такого взаимодействия педагогов и детей и дал свои положительные результаты как в речевом развитии детей, развитии детского творчества, так и в их нравственном воспитании.
Закончена работа над проектом «Подарки Феи» по сказке Шарля Перро. Это попытка создать объемную композицию с использованием фигурок из пластилина для более точной передачи движения персонажей. На третьем этапе детям предлагалось передвигать фигурки во время съемки. Они почувствовали насколько это ответственное и непростое дело. Так же, как и в работе над остальными проектами, были вовлечены все дети, независимо от особенностей.
Наши мультфильмы размещены в сети Интернет, ссылки на них имеются на сайте нашего учреждения в разделе Экскурсия.
Следующий проект, над которым в данный момент ведется работа, - мультфильм «Наш любимый детский сад», приуроченный к празднованию 150-летия открытия детского сад в России и к выпускному вечеру наших воспитанников.
В ходе реализации данного проекта активное участие принимают родители детей группы.
Работу над мультипликационными фильмами мы относим к долгосрочной творческой проектной деятельности. Кроме подобных проектов у нас имеется опыт краткосрочных проектов, работа над реализацией которых занимает, как правило, одну неделю. Такие проекты мы относим к информационно-практико-ориентированным.
Тема проекта соответствует теме недели. Первые три дня недели направлены обычно на актуализацию и обогащение знаний детей по теме. Четверг и пятница предполагают творческую деятельность, результатом которой становятся творческие рассказы, сказки, всевозможные макеты, коллективные работы, выполненные детьми совместно с педагогами, а иногда и родителями в различных техниках. Конечно, огромной составляющей успеха проектной деятельности является взаимодействие в работе педагогов, работающих с детьми группы. Основная роль принадлежит несомненно воспитателю группы.
Сегодня мы хотели бы остановиться на проектной деятельности по теме «Космос».
Цель данного проекта: Формирование у детей представлений о космическом пространстве.
Этапы работы над проектом традиционные, а именно:
- Подготовительный этап, разработка проекта
- Практический этап
- Проведение экскурсии, НОД, бесед, экспериментальной деятельности.
- Продуктивная деятельность детей.
- Игровая деятельность детей.
- Взаимодействие с родителями.
На этом этапе реализации проекта были организованы:
Рассматривание иллюстраций по теме: «Солнечная система», чтение произведений о космосе, чтение стихов, пересказ историй, беседа с детьми на тему «Наша планета Земля», загадывание загадок по теме проекта, настольно -печатные игры «Космос», «Космическое путешествие», просмотр мультфильма «Астрономия для малышей»,
сюжетно-ролевые игры «Космонавты», «Путешествие на Луну», рисование, аппликация на тему «Космос», дидактические словесные игры «Планеты », «Письмо космическим друзьям», игры в сенсорной комнате с использованием интерактивной доски, подвижные игры по теме «Космос», дидактические игры «Продолжи ряд слов», «Узнай по описанию планету», Эстафеты, соревнования, по теме «Космос», конструирование «Космические корабли»
- Заключительный этап проектной деятельности по теме: «Космос»: открытие выставки художественного творчества детей и взрослых по теме проекта «Космос: далёкий и близкий».
Мы считаем, что работа в рамках проектной деятельности. Как долгосрочной, так и краткосрочной, позволяет говорить о полноценном включении детей с особыми образовательными потребностями в среду сверстников в нашем учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов тестопластики в коррекции речи детей в условиях инклюзивных групп детского сада
Материалы из опыта организации коррекционно - логопедической работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях учреждения, работающего в режиме инклюзии....
Конспект совместной образовательной деятельности по математике и английскому языку в подготоительной группе детского сада.
Данный материал можно использоать в детских садах, где едётся обучение математике и английскому языку....
Организация совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО (из опыта работы)
В данной работе представлен опыт по привлечению родителей к совместной деятельности педагогов и родителей.Задача воспитателей это создание благоприятного климата взаимодействия с родителями; уст...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей
Использование метода "Проект" в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста....
Статья по инновационной деятельности " Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада
В статье дается обоснование проблемы по организации образовательной деятельности в разновозрастной группе детского сада на примере занятий по изобразительной деятельности. Описываются часто встречающи...
Прогулка: организация совместной трудовой деятельности педагога и детей. Тема: «Уборка снега на участке детского сада»
Формировать чувство ответственности за выполняемую работу, закреплять навыки детей правильно держать лопату, возникновение желания работать сообща: расчистить участок от снега, ч...
Использование приемов тестопластики в коррекции речи детей с условиях инклюзивных групп детского сада
Использование приемов тестопластики в коррекции речи детей в условиях инклюзивных групп детского сада...