Использование приемов тестопластики в коррекции речи детей с условиях инклюзивных групп детского сада
презентация по логопедии
Использование приемов тестопластики в коррекции речи детей в условиях инклюзивных групп детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testoplastika.pptx | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие речи у детей с особенностями характеризуется целым рядом отклонений. Это запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя. Речь детей с особенностями в развитии
Особенности логопедического сопровождения детей с ООП В силу того, что системные нарушения речи детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с обычными детьми. Ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Для детей с особыми образовательными потребностями составляется индивидуальный маршрут воспитания и обучения.
При разработке маршрута учитываются: - рекомендации ПМПК - данные диагностических обследований специалистов детского сада, - сведения, полученные в тесном сотрудничестве с родителями детей, - результаты психологического наблюдения за детьми.
Главная задача любого педагога, работающего в инклюзивных группах - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Одной из таких форм представляется творчество в технике тестопластики .
Тестопластика Тестопластика – искусство создания объёмных и рельефных изделий из соленого теста. Мука и соль – это экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки.
Тестопластика комплексно воздействует на развитие ребенка повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. способствует формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, способствуют формированию художественно-эстетического вкуса. в процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба, царит искренняя атмосфера.
Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль и вода – все, что понадобится для создания шедевра. Замешал тесто и лепи, сколько хочешь! Каковы же отличительные особенности работы? Ведь, по сути, это занятие очень напоминает традиционные занятия лепкой. Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми. Это приятный на ощупь, экологически безвредный и неаллергенный материал. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески.
В тестопластике масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Кроме этого отсутствует также заданность цвета – дети имеют возможность расписывать высохшие фигурки по своему усмотрению.
Учеными и исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития ребенка зависит от тонких движений пальцев рук. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Целесообразность. «Тестопластика» – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Занятия тестопластикой даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Примерная структура занятия коррекции речи с помощью тестопластики Примерная структура занятия для детей 4-5 лет 1. Артикуляционная гимнастика. Выполнение определённого комплекса упражнений для губ и языка. Это дает возможность подготовить органы артикуляции для правильного произношения звуков и улучшить их подвижность.
2. Формирование фонематического слуха: Что звучит? Кого позвали?; Поймай звук; Где звучит? и т. д. 3. Работа с разрезными картинками по лексической теме. Задача этой части занятия - развивать зрительное восприятие, умение видеть целое из частей.
4. Пальчиковая гимнастика. Игровые упражнения для развития мелкой моторики, которые необходимы как подготовительная работа. 5.Лепка из соленого теста в соответствии с лексической темой занятия. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
6. Лексическая тема. Эта часть занятия подразумевает знакомство с определённым лексическим материалом, овладение навыками словообразования. Помимо картинного материала используются фигурки, вылепленные ребенком из теста. Ребенок охотнее рассказывает о том, что он сделал сам, подбирает имена, определения. Детям с ОВЗ сложно самостоятельно рассказать о том, что они делали. Обязательны вопросы педагога. Например: Кого ты слепила? Какой он? Как ты его назовешь? Что он умеет делать? Какие звуки издает? Интересно проходят игры «Сравни »Ты слепила маленького петуха, а я большого. У меня петух, а у тебя? (петушок). У моего - большой гребень, а у твоего? У моего - большие крылья, а у твоего? И т.п. Для закрепления названий частей тела птицы вариантом может быть игра: «Расскажи, как ты лепила петушка?» (Вспоминаем части тела птицы, где они расположены, для чего они нужны – получаем описательный рассказ.) Можно также использовать уже высушенные фигурки. При раскрашивании закрепляем названия цветов, уточняем словарь прилагательных. С готовыми фигурками очень интересно проходят занятия по обучению пересказу.
Огромное значение имеет положительный настрой на занятие, ведь почти каждый ребенок с поведенческими особенностями. Это могут быть совершенно немотивированные вспышки гнева, агрессии, смеха, которые сменяются с потрясающей скоростью. Собственное творчество, как правило, создает ситуацию успеха. Полезность и ценность результатов совместного с дошкольником с особенностями развития интереса вероятны только, если сопровождение (со-действие, со-участие, со-трудничество) осуществляется ненавязчиво и деликатно, своевременно и грамотно, адресно и дозировано, повседневно и экстренно.
Таким образом, тестопластика позволяет - не только совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику, - стимулировать развитие сенсорной сферы, тактильной чувствительности, но и - развивать навыки общения и речь (диалог, монолог), развивать воображение, пространственное мышление и стимулировать познавательные интересы, расширять кругозор. Гибкое сочетание индивидуальных и групповых занятий позволяет ребенку с ОВЗ выработать стратегии поведения в процессе общения и в разных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов тестопластики в коррекции речи детей в условиях инклюзивных групп детского сада
Материалы из опыта организации коррекционно - логопедической работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях учреждения, работающего в режиме инклюзии....
Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...
Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Собрание во 2 младшей группе проходит в форме семинара - практикума...
Работа по развитию речи детей в условиях общеобразовательной группы детского сада.
С каждым годом жизнь предъявляет к нам и нашим детям более высокие требования.Неуклонно растет объем необходимых знаний.Сейчас к семи годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно бога...
Проектная деятельность в старше-подготовительной группе на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семе...
Родительское собрание во 2 группе раннего возраста. Тема: "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
На занятиях по развитию речи мы: читаем сказки, потешки, рассматриваем картины. Обязательно, после прочитанного ведём беседу (конечно, в силу нашего возраста). Помогаем детям задавая наводящие вопр...