Рекомендации для родителей по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР.
статья по теме
В статье рассматриваются особенности речи детей с таким сложным речевым нарушением, как общее недоразвитие речи. Описываются речевые игры, с помощью которых родители могу расширить словарный запас ребёнка и закрепить в его речи те или иные грамматические категории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_po_razvitiyu_grammaticheskogo_stroya_rechi_u_detey_s_onr.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.
К пяти-шестилетнему возрасту у детей, как правило, остаются несформированными только наиболее сложные в произношении звуки: Ш, Ж, Ч, Щ, а также Р, Р' . Кроме того может искажаться произношение сложных слов, состоящих из 3-5 слогов со стечением согласных. Такие нарушения фонетической стороны речи при правильно организованном обучении с привлечением логопеда корригируются достаточно быстро. Основную проблему представляют нарушения лексики и грамматики, так как именно они являются главной причиной неуспеваемости детей в школе.
Словарный запас дошкольников с ОНР к шести годам достаточно наполнен, но дети испытывают большие затруднения в подборе синонимов и антонимов, родственных слов, притяжательных прилагательных, не всегда правильно употребляют приставочные глаголы и существительные, обозначающие, названия профессий. Дети не всегда точно могут объяснить значение знакомого слова, подобрать более 2-3-х прилагательных или глаголов к заданному существительному. (Что может делать корова? Какая это ваза?) Таким образом, преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (циферблат – часы, ствол - дерево), название действий и предметов заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает – шьет, широкий – большой, шланг – пожар гасить).
При построении предложений дети часто допускают нарушения согласования и управления (высокую дерево, пять грушей, семь этажов), пропуски и замены предлогов (из-за, из-под, с/со, над), изменение порядка слов. Указанные нарушения, естественно, отражаются на связной речи: рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами, содержат фонетические и грамматические ошибки. Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то суждения и умозаключения детей часто бедны, отрывочны, логически непоследовательны. Например: «Зимой дома тепло, потому что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше».
Все описанные нарушения лексики и грамматики требуют длительной (в течение 2-3 лет) коррекционной работы и пристального внимания к речи детей не только со стороны специалистов (воспитателей, логопеда и др.), но и, в первую очередь, со стороны родителей, так как именно Вы являетесь для детей авторитетом и примером для подражания.
В настоящее время отечественной промышленностью выпускается большое количество настольно-печатных игр для развития речи детей, некоторые игры можно изготовить совместно с ребенком, что сделает Ваше общение с ним более интересным, познавательным и эмоционально насыщенным. Кроме того, с ребенком можно просто «играть в слова» по пути домой или в детский сад. Важно, чтобы все игры с малышом проходили в атмосфере доброжелательности и заинтересованности, необходимо поощрять любые, даже самые маленькие его успехи. Обращаем Ваше внимание на то, что не рекомендуется повторять речевые ошибки ребенка во время игры. Лучше будет, если Вы просто скажете: «Неверно», «Не так сказал» - и предложите правильный вариант ответа.
Игры для формирования словаря
и грамматического строя речи.
- «Догадайся, что это» - взрослый описывает какой-то предмет, называя как можно больше его признаков, ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. Например: это фрукт, оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное, из него варят компот, делают джем и варенье. Постепенно нужно привлекать ребенка к загадыванию таких загадок.
- Игра с мячом «Скажи наоборот» - взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол, ребёнок должен назвать слово противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий.
- «Гном – малютка». Вы говорите ребёнку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло – ….».
- «Кто подберёт больше слов» - игроки должны назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы:
– Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку и т.д.)
– Что можно надеть на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т.д.)
– Что можно завязывать? (Шапку, шарф, шнурки, платок, бантик и т.д.)
За каждый удачный ответ выдается фант, побеждает игрок, набравший большее количество фантов.
- Игра « Мой, моя, моё, мои» - игроки должны назвать предметы, про которые можно сказать «он мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка и т.д.); «она моя» (моя кукла, моя машина, моя сумка и т.д.)
- «Перестановка» - все члены семьи собираются и вместе и «решают сделать перестановку». Каждый игрок рассказывает (можно и рисовать), где будет находиться тот или иной предмет мебели: телевизор на тумбочке в правом дальнем углу, слева от него – шкаф с книгами и т.д. Приветствуются любые варианты, даже не очень реализуемые, главное, чтобы предложения строились правильно.
- «Что в чём хранится?». Во время сервировки стола к ужину, мама просит ребенка подать сахарницу, а затем говорит: «Почему сахарницу так назвали? Правильно. В ней хранится сахар. В чем хранятся конфеты, сухари, иголки?». Постарайтесь вспомнить вместе с ребенком как можно больше слов с суффиксом –ниц. Найдите слова неподходящие под это правило (солонка, маслёнка и др.)
- «Съедобные слова». Мама вместе с ребенком находит «съедобные» слова в борще, в компоте, в салате и т.д.
- «Варим варенье, делаем сок». Покупая в магазине продукты, выясните, какой бы сок хотел купить ваш малыш. Стоя в очереди, вспомните из каких ягод и фруктов ещё делают соки и как они называются. Точно так же можно обговорить и названия джемов, варенья и даже каш.
- «Как три поросёнка». После прочтения сказки обсудите с ребёнком, из каких материалов были дома у поросят и предложите придумать свой домик. Из чего будет построен дом? Из бетона? Значит, бетонный. Из чего будет мебель в доме? Из дерева? Значит, деревянная и т.д. Возвращайтесь время от времени к этой игре, придумывая всё новые варианты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Рекомендации по развитию грамматического строя речи для родителей детей с ОНР"
Материал содержит рекомендации для развития детей с ОНР....
Мастер - класс для родителей: Приёмы развития грамматического строя речи дошкольника.
Цель: Довести до сведенья родителей об особенностях грамматического строя детей с ОНР и привести примеры приёмов его развития....
консультация для родителей по развитию грамматического строя речи у дошкольников
Данный материал будет полезен родителям по развитию грамматического строя речи у детей...
Консультация "Роль родителей в развитии грамматического строя речи детей"
Консультация "Роль родителей в развитии грамматического строя речи детей"...