Рекомендации для родителей по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР.
статья по теме

Шевченко Валентина Дмитриевна

В статье рассматриваются  особенности речи детей с таким сложным речевым нарушением, как  общее недоразвитие речи.  Описываются речевые игры, с  помощью которых родители  могу расширить словарный запас ребёнка и  закрепить в его речи те или иные грамматические категории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общее недоразвитие речи  - это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

К пяти-шестилетнему возрасту у детей, как правило, остаются несформированными только наиболее сложные в произношении звуки: Ш, Ж, Ч, Щ, а также Р, Р' . Кроме того может искажаться произношение сложных слов, состоящих из 3-5 слогов со стечением согласных. Такие нарушения фонетической стороны речи при правильно организованном обучении с привлечением логопеда корригируются достаточно  быстро. Основную проблему представляют нарушения лексики и грамматики, так как именно они являются главной причиной неуспеваемости детей в школе.

Словарный запас дошкольников с ОНР к шести годам достаточно наполнен, но дети испытывают большие затруднения в подборе синонимов и антонимов, родственных слов, притяжательных прилагательных, не всегда правильно употребляют приставочные глаголы  и существительные, обозначающие, названия профессий. Дети не всегда точно могут объяснить значение знакомого слова, подобрать более 2-3-х прилагательных или глаголов к заданному существительному. (Что может делать корова? Какая это ваза?) Таким образом, преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (циферблат – часы, ствол - дерево), название действий и предметов заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает – шьет, широкий –  большой, шланг – пожар гасить).

При построении предложений дети часто допускают нарушения согласования и управления (высокую дерево, пять грушей, семь этажов), пропуски и замены предлогов (из-за, из-под, с/со, над), изменение порядка слов. Указанные нарушения, естественно, отражаются на связной речи: рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами, содержат фонетические и грамматические ошибки. Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то  суждения и умозаключения детей часто бедны, отрывочны, логически непоследовательны. Например: «Зимой дома тепло, потому что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда –  он больше».

Все описанные нарушения лексики и грамматики требуют длительной             (в течение 2-3 лет) коррекционной работы и пристального внимания к речи детей не только со стороны специалистов (воспитателей, логопеда и др.), но и, в первую очередь, со стороны родителей, так как именно Вы являетесь для детей авторитетом и примером для подражания.

В настоящее время отечественной промышленностью выпускается большое количество настольно-печатных игр для развития речи детей, некоторые игры можно изготовить совместно с ребенком, что сделает Ваше общение с ним более интересным, познавательным и эмоционально насыщенным. Кроме того, с ребенком можно просто «играть в слова» по пути домой или в детский сад. Важно, чтобы все игры с малышом проходили в атмосфере доброжелательности и заинтересованности, необходимо поощрять любые, даже самые маленькие  его успехи. Обращаем Ваше  внимание на то, что не рекомендуется повторять речевые ошибки ребенка во время игры. Лучше будет, если Вы просто скажете:  «Неверно», «Не так сказал» -  и предложите правильный вариант ответа.

Игры для формирования словаря

 и грамматического строя речи.

  1. «Догадайся, что это» - взрослый описывает какой-то предмет, называя как можно больше его признаков,  ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. Например: это фрукт, оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное, из него варят компот, делают джем и варенье. Постепенно нужно привлекать ребенка к загадыванию таких загадок.
  2. Игра с мячом «Скажи наоборот»  - взрослый  бросает  мячик и называет любое прилагательное или глагол, ребёнок должен назвать слово противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл, бросил –  поймал,  широкий – узкий.
  3. «Гном – малютка». Вы говорите ребёнку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло – ….».
  4. «Кто подберёт больше слов»  - игроки должны назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы:

 – Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку и т.д.)

 – Что можно надеть на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т.д.)

 – Что можно завязывать? (Шапку, шарф, шнурки, платок, бантик и т.д.)

За каждый удачный ответ выдается фант, побеждает игрок, набравший большее количество фантов.

  1. Игра « Мой, моя, моё, мои» - игроки должны назвать предметы, про которые        можно сказать «он мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка  и т.д.); «она моя» (моя кукла, моя машина, моя сумка и т.д.)
  2. «Перестановка» - все члены семьи собираются и вместе и «решают сделать перестановку». Каждый игрок рассказывает (можно и рисовать), где будет находиться тот или иной предмет мебели: телевизор на тумбочке в правом дальнем углу, слева от него – шкаф с книгами и т.д. Приветствуются любые варианты, даже не очень реализуемые, главное, чтобы предложения строились правильно.
  3.  «Что в чём хранится?». Во время сервировки стола к ужину, мама просит ребенка подать сахарницу, а затем  говорит: «Почему сахарницу так назвали? Правильно. В ней хранится сахар. В чем хранятся конфеты, сухари, иголки?». Постарайтесь вспомнить вместе с ребенком как можно больше слов с суффиксом  –ниц. Найдите слова неподходящие под это правило (солонка, маслёнка и др.)
  4.  «Съедобные слова». Мама вместе с ребенком находит «съедобные» слова в борще, в компоте, в салате и т.д.
  5. «Варим варенье, делаем сок». Покупая в магазине продукты, выясните, какой бы сок хотел купить ваш малыш. Стоя в очереди, вспомните из каких ягод и фруктов ещё делают соки и как они называются.  Точно так же можно обговорить и названия джемов, варенья и даже каш.
  6. «Как три поросёнка». После прочтения сказки обсудите с ребёнком, из каких материалов были дома у поросят и предложите придумать свой домик. Из чего будет построен дом? Из бетона? Значит, бетонный. Из чего будет мебель в доме? Из дерева? Значит, деревянная и т.д. Возвращайтесь время от времени к этой игре, придумывая всё новые варианты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Рекомендации по развитию грамматического строя речи для родителей детей с ОНР"

Материал содержит рекомендации для развития детей с ОНР....

Мастер - класс для родителей: Приёмы развития грамматического строя речи дошкольника.

Цель: Довести до сведенья родителей об особенностях грамматического строя детей с ОНР и привести примеры приёмов его развития....

консультация для родителей по развитию грамматического строя речи у дошкольников

Данный материал будет полезен родителям по развитию грамматического строя речи у детей...

Консультация "Роль родителей в развитии грамматического строя речи детей"

Консультация "Роль родителей в развитии грамматического строя речи детей"...