Конспект интегрированного занятия для детей подготовительного возраста с ЗПР по лексической теме: «Дикие животные»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Анкина Татьяна Витальевна

Коррекционно-образовательные задачи:

- уточнить и расширить знания детей о диких животных;

- закрепить знания детей о повадках диких животных в зимнее время года;

- закрепить умение употреблять существительные в творительном падеже (угощу медведя медом и малиной);

- закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением (заяц-зайчонок);

- закрепить умение составлять сложные предложения с союзом «А».

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать психические процессы: восприятие, память, мышление;

- развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать в детях любовь к живой природе;

- развивать чувство эмпатии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-dikie_zhivotnye.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Анкина Татьяна Витальевна

учитель-дефектолог МБДОУ МО

 г. Краснодар «Детский сад № 179»

Интегрированное занятие для детей подготовительного возраста группы коррекционной направленности (ЗПР) по лексической теме «Дикие животные».

Коррекционно-образовательные задачи: 

- уточнить и расширить знания детей о диких животных;

- закрепить знания детей о повадках диких животных в зимнее время года;

- закрепить умение употреблять существительные в творительном падеже (угощу медведя медом и малиной);

- закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением (заяц-зайчонок);

- закрепить умение составлять сложные предложения с союзом «А».

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать психические процессы: восприятие, память, мышление;

- развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать в детях любовь к живой природе;

- развивать чувство эмпатии.

Оборудование: аудиозапись, мультимедиа, ширма, куклы-перчатки «Животные», «сюрприз-посылка», игрушка «снежинка», предметные картинки и карточки для дидактической игры «Накорми животное», мольберт, сюжетная картина «Зимний лес», бубен, маракас, зеркала, краска, гуашь, кисти.

        

Ход занятия.

Организационный момент.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Февраль».

Дефектолог: Я слышу музыку, присаживайтесь, послушайте и вы.

- Какая это музыка по характеру? (грустная, печальная, нежная)

Вы прослушали мелодию П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

- Как вы думаете, какое время года изобразил в музыке композитор?

- А почему вы так думаете?

Вспомните названия зимних месяцев.

- Какой сейчас зимний месяц? (февраль)

Аудиокассета с записью «Дует ветер».

Дефектолог: Февральский морозный и сильный ветер принес нам посылку. Давайте ее откроем. (Дети открывают посылку и достают «волшебную снежинку»)

Снежинка: Я подружка доброй волшебницы Зимы. Меня зовут снежинка. Зима прислала меня за помощью. Злая волшебница заколдовала лесных жителей. Она превратила всех лесных зверей в невидимок. Чтобы расколдовать животных надо выполнить разные задания. Если вы готовы отправиться в путешествие в зимний лес, я укажу вам путь.

Беседа о диких животных.

Дефектолог: Дети, нам предстоит дорога дальняя и трудная. Надо хорошенько к ней подготовиться.

- Каких лесных животных вы знаете?

- О каком животном хотел бы ты рассказать? (чем питается, где живет, как зовут детеныша)

- А ты о ком расскажешь?

- Как можно назвать лесных зверей по-другому? (дикие животные)

- Я хочу рассказать вам о барсуке. Барсук довольно большой зверь - почти метр длиной. Тело покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся белые полоски, а через глаза и уши-черные полоски. Лапы у него короткие и сильные, с острыми когтями, голова маленькая, а шея длинная. Барсук - прекрасный строитель: из года в год он роет, расширяет и углубляет свою нору. Бывает, что в его норе поселяется лиса. Барсук не прогоняет, непрошенную гостью, а оставляет свою нору и начинает строить новую. Днем барсуки спят, а ночью отправляются на поиски пропитания. Едят они мышей, лягушек, гусениц, лесные ягоды, желуди. Барсук тоже впадает в зимнюю спячку, но спит зимой не очень крепко. Во время оттепелей он нередко просыпается и даже вылезает из своей норы, чтобы погреться на солнышке. Барсуки-звери полезные: они уничтожают много грызунов, ядовитых змей, вредных насекомых.

Теперь, когда вы все знаете о диких животных, отправляемся в путь.

Упражнение на развитие интонационной выразительности «У ежа ежата…»

Дефектолог: Дети, все звери разные, и характеры, и повадки у них разные. Давайте покажем и расскажем о животных скороговорками. У кого снежинка, тот и повторяет скороговорку.

У ежа ежата, у ужа ужата (скажи быстро).

Волки рыщут, пищу ищут (сердито).

Зоиного зайку зовут зазнайка (ласково).

Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчел (восхищенно).

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел (удивленно).

У зайки Бубы заболели зубы (жалобно).

Елка с ежиком похожа:

Еж в иголках, елка-тоже (восхищенно).

 

Дефектолог: Задание было трудное, все справились, молодцы.

 

Игровое упражнение «Угадай. Кто это?»

 Дефектолог: Вот и пришли мы в лес. Нам надо отгадать загадки, чтобы узнать какие животные спрятались за елками. Тогда мы их расколдуем.

 

серый, зубастый, злой -                         волк

хитрая, пушистая, рыжая -                    лиса

маленький, длинноухий, пугливый -   заяц

бурый, косолапый, неуклюжий -          медведь

серый, колючий, хищный -                   еж

маленькая, быстрая, пушистая -           белка

 

Дефектолог: Мы расколдовали животных, и они могут вернуться каждый в свой дом. Но вот беда, злая колдунья прислала метели и на месте домов животных выросли огромные сугробы. Надо помочь им найти путь домой.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Дефектолог: Посели в дом белку.

- Где живет белка? (Скажи полным ответом)

- Как называется ее жилище?

- Посели в дом лису.

- Где живет лиса?

- Как называется ее жилище?

                               и т. д.

Упражнение «Семья».

Дефектолог: Мы помогли каждому животному найти свой дом. Наверно их там кто-то ждет.

- Как вы думаете, кто бы это мог быть?

- С кем живет медведь? (Медведь живет с медведицей и медвежонком)

- А если у него много детенышей, как назовем, с кем? (С медвежатами)

- Это чья семья? (Это медвежья семья)

- С кем живет волк?

- С кем живет заяц?

- С кем живет еж?

Животные рады встрече со своей семьей и мы порадуемся вместе с ними.

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

Дефектолог:  У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

 Дидактическая игра «Накорми животных».

Дефектолог: Мы не забыли взять с собой в дорогу угощение для животных. Давайте будем их угощать. Вспомните, чем питаются дикие животные и подберите угощения для них, положите угощение рядом с животным.

Расскажите, чем вы угостили животных. Составьте сложное предложение с союзом «а». Начинать свой ответ надо словами: «Я угощу ………..»

 

Дефектолог: Все дикие животные остались сытыми и довольными. Мы выполнили поручение Зимы. Нам пора возвращаться домой. Попрощаемся с животными и поблагодарим их за гостеприимство. А на улице-то мороз. Наверное, злая колдунья все никак не успокоится. Если будем стоять на месте - замерзнем. Давайте погреемся.

Динамическая пауза. Игра «Снежки».

Надутые шарики положить на пленку и предложить детям, взяв пленку за края, крепко держать. Дети все вместе осторожно перемещают пленку вверх-вниз, постепенно ускоряя или замедляя темп. Шарики должны подлетать как можно выше.

Дефектолог: Вы должны все вместе одновременно поднимать пленку с шарами вверх быстро, если я играю на бубне и медленно, если я играю на маракасе.

 «Сказка по кругу «Как олененку маму искали» ».

Дефектолог: Мы вернулись домой из нашего путешествия. Давайте присядем. Волшебная снежинка, мы расскажем тебе сказку.

Внимание, сказка начинается.

       

Однажды девочка собралась на прогулку в лес. Вышла она на лесную полянку и услышала, что кто-то жалобно плачет. Девочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же знала, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных и птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:

- Мама! Мама!

         Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

- Что случилось? Ты потерялся?

- Да, я потерял маму.

- А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыжий хвостик?

- Нет, - горько заплакал малыш.

               Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:

- Наверное твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

- Нет,- продолжал плакать малыш.

               Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала:

- Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.

- Нет, - продолжал реветь малыш.

               Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:

- Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?

- Нет! Нет, - зарыдал малыш.

              Из-за дерева выбежала лисица. Она спросила:

- Наверное у твоей мамы пушистая рыжая шубка и вытянутая мордочка?

- Нет, нет - продолжал плакать малыш.

              С сопением из норы вылезла барсучиха.

- Может быть, у твоей мамы белые полоски на мордочке? - поинтересовалась она.

- Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш.

- Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на мордочке?

- Да уж, - засмеялись все лесные мамы. - А какая же твоя мама?

- Моя мама – самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.

- Знаем, знаем, - загалдели лесные мамы. – Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.

                И тут на поляну выбежала встревоженная  олениха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы. А больше всех была рада девочка, которая с улыбкой отправилась домой.

               

Дефектолог: В нашем путешествии мы помогли животным, сделали много добрых и полезных дел.

Снежинка: Мне понравилось с вами дружить. Вы много знаете, много умеете, вы добрые и отзывчивые. Волшебница Зима приготовила для вас подарок.

Сюрпризный момент.

Дефектолог: Какие красивые волшебные, как будто в снегу, ароматные, наверно  необыкновенно вкусные яблоки подарила нам Зима.

Надо поблагодарить Матушку-Зимушку за этот подарок. Давайте нарисуем и подарим ей морозные узоры.

Рисование на зеркалах «Морозные узоры».

Дефектолог: А теперь давайте полюбуемся красивыми узорами, которые   мы нарисовали Зимушке. Я думаю, что она будет рада нашим рисункам.

Литература:

1. Нищева Н.В. Развивающие сказки. Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста. СПб., 2002.

2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2 : Тематическое планирование занятий / под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2005.

3. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Животные / сост. П.Р. Ляхов; Под общей ред. О.Г. Хинн. М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста с ЗПР по лексической теме: «Домашние животные»

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить и расширить знания детей о домашних животных в соответствии с  временем года, их внешнем виде, повадках;- расширить и активизировать словарь (животн...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста с ЗПР по лексической теме: «Зима».

Коррекционно-образовательные цели:- закрепить и расширить представления о зиме и ее приметах;- уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»;- совершенствовать грамматический строй речи: образовыва...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме «Домашние животные» в условиях «русской избы».

Вашему вниманию предоставляется конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Домашние животные". На данном занятии применяются с...

Конспект интегрированного занятия для детей младшего возраста (3-4 года) на тему: «Зимнее путешествие»

Расширить и обобщить знания детей о диких животных. Уметь выделять и характеризовать особенности внешнего вида, образа их жизни. Дать детям возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки. Формир...

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительного возраста Тема: «Сказочное путешествие»

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительного возрастаТема: «Сказочное путешествие»    с использованием современных образовательных технологий (игровые техно...

Конспект интегрированного занятия для детей дошкольного возраста 5-7 лет на тему: «Наш друг и помощник - Светофор».

Цель: Формировать и систематизировать знания детей о назначении светофора, его сигналов.Задачи:Образовательные:закрепить правила дорожного движения;закрепить знания о работе светофоров;довес...

План-конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по лексической теме "Дикие животные".

План - конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями речи....