Конспект интегрированного занятия для детей подготовительного возраста с ЗПР по лексической теме: «Дикие животные»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнить и расширить знания детей о диких животных;
- закрепить знания детей о повадках диких животных в зимнее время года;
- закрепить умение употреблять существительные в творительном падеже (угощу медведя медом и малиной);
- закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением (заяц-зайчонок);
- закрепить умение составлять сложные предложения с союзом «А».
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать психические процессы: восприятие, память, мышление;
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать в детях любовь к живой природе;
- развивать чувство эмпатии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie-dikie_zhivotnye.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкина Татьяна Витальевна
учитель-дефектолог МБДОУ МО
г. Краснодар «Детский сад № 179»
Интегрированное занятие для детей подготовительного возраста группы коррекционной направленности (ЗПР) по лексической теме «Дикие животные».
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнить и расширить знания детей о диких животных;
- закрепить знания детей о повадках диких животных в зимнее время года;
- закрепить умение употреблять существительные в творительном падеже (угощу медведя медом и малиной);
- закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением (заяц-зайчонок);
- закрепить умение составлять сложные предложения с союзом «А».
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать психические процессы: восприятие, память, мышление;
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать в детях любовь к живой природе;
- развивать чувство эмпатии.
Оборудование: аудиозапись, мультимедиа, ширма, куклы-перчатки «Животные», «сюрприз-посылка», игрушка «снежинка», предметные картинки и карточки для дидактической игры «Накорми животное», мольберт, сюжетная картина «Зимний лес», бубен, маракас, зеркала, краска, гуашь, кисти.
Ход занятия.
Организационный момент.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Февраль».
Дефектолог: Я слышу музыку, присаживайтесь, послушайте и вы.
- Какая это музыка по характеру? (грустная, печальная, нежная)
Вы прослушали мелодию П.И.Чайковского из цикла «Времена года».
- Как вы думаете, какое время года изобразил в музыке композитор?
- А почему вы так думаете?
Вспомните названия зимних месяцев.
- Какой сейчас зимний месяц? (февраль)
Аудиокассета с записью «Дует ветер».
Дефектолог: Февральский морозный и сильный ветер принес нам посылку. Давайте ее откроем. (Дети открывают посылку и достают «волшебную снежинку»)
Снежинка: Я подружка доброй волшебницы Зимы. Меня зовут снежинка. Зима прислала меня за помощью. Злая волшебница заколдовала лесных жителей. Она превратила всех лесных зверей в невидимок. Чтобы расколдовать животных надо выполнить разные задания. Если вы готовы отправиться в путешествие в зимний лес, я укажу вам путь.
Беседа о диких животных.
Дефектолог: Дети, нам предстоит дорога дальняя и трудная. Надо хорошенько к ней подготовиться.
- Каких лесных животных вы знаете?
- О каком животном хотел бы ты рассказать? (чем питается, где живет, как зовут детеныша)
- А ты о ком расскажешь?
- Как можно назвать лесных зверей по-другому? (дикие животные)
- Я хочу рассказать вам о барсуке. Барсук довольно большой зверь - почти метр длиной. Тело покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся белые полоски, а через глаза и уши-черные полоски. Лапы у него короткие и сильные, с острыми когтями, голова маленькая, а шея длинная. Барсук - прекрасный строитель: из года в год он роет, расширяет и углубляет свою нору. Бывает, что в его норе поселяется лиса. Барсук не прогоняет, непрошенную гостью, а оставляет свою нору и начинает строить новую. Днем барсуки спят, а ночью отправляются на поиски пропитания. Едят они мышей, лягушек, гусениц, лесные ягоды, желуди. Барсук тоже впадает в зимнюю спячку, но спит зимой не очень крепко. Во время оттепелей он нередко просыпается и даже вылезает из своей норы, чтобы погреться на солнышке. Барсуки-звери полезные: они уничтожают много грызунов, ядовитых змей, вредных насекомых.
Теперь, когда вы все знаете о диких животных, отправляемся в путь.
Упражнение на развитие интонационной выразительности «У ежа ежата…»
Дефектолог: Дети, все звери разные, и характеры, и повадки у них разные. Давайте покажем и расскажем о животных скороговорками. У кого снежинка, тот и повторяет скороговорку.
У ежа ежата, у ужа ужата (скажи быстро).
Волки рыщут, пищу ищут (сердито).
Зоиного зайку зовут зазнайка (ласково).
Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, много пчел (восхищенно).
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел (удивленно).
У зайки Бубы заболели зубы (жалобно).
Елка с ежиком похожа:
Еж в иголках, елка-тоже (восхищенно).
Дефектолог: Задание было трудное, все справились, молодцы.
Игровое упражнение «Угадай. Кто это?»
Дефектолог: Вот и пришли мы в лес. Нам надо отгадать загадки, чтобы узнать какие животные спрятались за елками. Тогда мы их расколдуем.
серый, зубастый, злой - волк
хитрая, пушистая, рыжая - лиса
маленький, длинноухий, пугливый - заяц
бурый, косолапый, неуклюжий - медведь
серый, колючий, хищный - еж
маленькая, быстрая, пушистая - белка
Дефектолог: Мы расколдовали животных, и они могут вернуться каждый в свой дом. Но вот беда, злая колдунья прислала метели и на месте домов животных выросли огромные сугробы. Надо помочь им найти путь домой.
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Дефектолог: Посели в дом белку.
- Где живет белка? (Скажи полным ответом)
- Как называется ее жилище?
- Посели в дом лису.
- Где живет лиса?
- Как называется ее жилище?
и т. д.
Упражнение «Семья».
Дефектолог: Мы помогли каждому животному найти свой дом. Наверно их там кто-то ждет.
- Как вы думаете, кто бы это мог быть?
- С кем живет медведь? (Медведь живет с медведицей и медвежонком)
- А если у него много детенышей, как назовем, с кем? (С медвежатами)
- Это чья семья? (Это медвежья семья)
- С кем живет волк?
- С кем живет заяц?
- С кем живет еж?
Животные рады встрече со своей семьей и мы порадуемся вместе с ними.
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».
Дефектолог: У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
Дидактическая игра «Накорми животных».
Дефектолог: Мы не забыли взять с собой в дорогу угощение для животных. Давайте будем их угощать. Вспомните, чем питаются дикие животные и подберите угощения для них, положите угощение рядом с животным.
Расскажите, чем вы угостили животных. Составьте сложное предложение с союзом «а». Начинать свой ответ надо словами: «Я угощу ………..»
Дефектолог: Все дикие животные остались сытыми и довольными. Мы выполнили поручение Зимы. Нам пора возвращаться домой. Попрощаемся с животными и поблагодарим их за гостеприимство. А на улице-то мороз. Наверное, злая колдунья все никак не успокоится. Если будем стоять на месте - замерзнем. Давайте погреемся.
Динамическая пауза. Игра «Снежки».
Надутые шарики положить на пленку и предложить детям, взяв пленку за края, крепко держать. Дети все вместе осторожно перемещают пленку вверх-вниз, постепенно ускоряя или замедляя темп. Шарики должны подлетать как можно выше.
Дефектолог: Вы должны все вместе одновременно поднимать пленку с шарами вверх быстро, если я играю на бубне и медленно, если я играю на маракасе.
«Сказка по кругу «Как олененку маму искали» ».
Дефектолог: Мы вернулись домой из нашего путешествия. Давайте присядем. Волшебная снежинка, мы расскажем тебе сказку.
Внимание, сказка начинается.
Однажды девочка собралась на прогулку в лес. Вышла она на лесную полянку и услышала, что кто-то жалобно плачет. Девочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же знала, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных и птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:
- Мама! Мама!
Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:
- Что случилось? Ты потерялся?
- Да, я потерял маму.
- А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыжий хвостик?
- Нет, - горько заплакал малыш.
Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:
- Наверное твоя мама носит лохматую коричневую шубу?
- Нет,- продолжал плакать малыш.
Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала:
- Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.
- Нет, - продолжал реветь малыш.
Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:
- Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?
- Нет! Нет, - зарыдал малыш.
Из-за дерева выбежала лисица. Она спросила:
- Наверное у твоей мамы пушистая рыжая шубка и вытянутая мордочка?
- Нет, нет - продолжал плакать малыш.
С сопением из норы вылезла барсучиха.
- Может быть, у твоей мамы белые полоски на мордочке? - поинтересовалась она.
- Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш.
- Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на мордочке?
- Да уж, - засмеялись все лесные мамы. - А какая же твоя мама?
- Моя мама – самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.
- Знаем, знаем, - загалдели лесные мамы. – Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.
И тут на поляну выбежала встревоженная олениха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы. А больше всех была рада девочка, которая с улыбкой отправилась домой.
Дефектолог: В нашем путешествии мы помогли животным, сделали много добрых и полезных дел.
Снежинка: Мне понравилось с вами дружить. Вы много знаете, много умеете, вы добрые и отзывчивые. Волшебница Зима приготовила для вас подарок.
Сюрпризный момент.
Дефектолог: Какие красивые волшебные, как будто в снегу, ароматные, наверно необыкновенно вкусные яблоки подарила нам Зима.
Надо поблагодарить Матушку-Зимушку за этот подарок. Давайте нарисуем и подарим ей морозные узоры.
Рисование на зеркалах «Морозные узоры».
Дефектолог: А теперь давайте полюбуемся красивыми узорами, которые мы нарисовали Зимушке. Я думаю, что она будет рада нашим рисункам.
Литература:
1. Нищева Н.В. Развивающие сказки. Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста. СПб., 2002.
2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2 : Тематическое планирование занятий / под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2005.
3. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Животные / сост. П.Р. Ляхов; Под общей ред. О.Г. Хинн. М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста с ЗПР по лексической теме: «Домашние животные»
Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить и расширить знания детей о домашних животных в соответствии с временем года, их внешнем виде, повадках;- расширить и активизировать словарь (животн...
Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста с ЗПР по лексической теме: «Зима».
Коррекционно-образовательные цели:- закрепить и расширить представления о зиме и ее приметах;- уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»;- совершенствовать грамматический строй речи: образовыва...
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме «Домашние животные» в условиях «русской избы».
Вашему вниманию предоставляется конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Домашние животные". На данном занятии применяются с...
Конспект интегрированного занятия для детей младшего возраста (3-4 года) на тему: «Зимнее путешествие»
Расширить и обобщить знания детей о диких животных. Уметь выделять и характеризовать особенности внешнего вида, образа их жизни. Дать детям возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки. Формир...
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительного возраста Тема: «Сказочное путешествие»
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительного возрастаТема: «Сказочное путешествие» с использованием современных образовательных технологий (игровые техно...
Конспект интегрированного занятия для детей дошкольного возраста 5-7 лет на тему: «Наш друг и помощник - Светофор».
Цель: Формировать и систематизировать знания детей о назначении светофора, его сигналов.Задачи:Образовательные:закрепить правила дорожного движения;закрепить знания о работе светофоров;довес...
План-конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по лексической теме "Дикие животные".
План - конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями речи....