Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста с ЗПР по лексической теме: «Зима».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Коррекционно-образовательные цели:
- закрепить и расширить представления о зиме и ее приметах;
- уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»;
- совершенствовать грамматический строй речи: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать однокоренные слова;
- совершенствовать умения отвечать на вопросы развернутым ответом.
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать фонематический слух, длительный плавный выдох, зрительное и слуховое восприятие, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
- формировать положительные личностные качества;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкина Татьяна Витальевна
учитель-дефектолог МБДОУ МО
г. Краснодар «Детский сад № 179»
Интегрированное занятие для детей старшего возраста группы коррекционной направленности (ЗПР) по лексической теме «Зима».
Коррекционно-образовательные цели:
- закрепить и расширить представления о зиме и ее приметах;
- уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»;
- совершенствовать грамматический строй речи: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать однокоренные слова;
- совершенствовать умения отвечать на вопросы развернутым ответом.
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать фонематический слух, длительный плавный выдох, зрительное и слуховое восприятие, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
- формировать положительные личностные качества;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедиа, инструментальная музыка П.И.Чайковского «Щелкунчик», аудиозапись пения птиц, посылка, записка, тряпичный «комок снега», зеркала по количеству детей, сюжетная картина «Зима», предметные картинки с изображением признаков зимы, бутылочки с конфетти, «снежный ком», «снежинка», «снеговик», мольберт, схема рассказа, ведерко с льдинками, бумажные салфетки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дефектолог: Дети, я получила посылку, но посылка необычная. Я предлагаю открыть ее и посмотреть, что мне прислали. Здесь какой-то снежный комочек и зеркала. Есть еще записка. Прочту-ка я ее, а вы послушайте: «Дорогие дети! Вам пишет Снеговик. Я знаю, что вы добрые и смелые. Я попал в беду. Помогите мне. Вы найдете меня в зимнем лесу. Добраться вам помогут волшебные зеркала, а дорогу покажет снежный комочек».
Дети, посмотрите в зеркала. Сейчас мы узнаем, что из этого получится.
Мы в зеркалах отразились,
Три раза покружились,
В волшебной сказке очутились.
Дефектолог: Ой, как в этой сказке холодно. Положите зеркала на стол. Надо согреться. Становитесь в круг. Будем играть.
Игровое упражнение «Какое слово отличается от других?»
снежинка, пушинка, пушинка, пушинка;
банки, банки, санки, банки;
йод, йод, йод, лед;
лужа, лужа, стужа, лужа;
корка, горка, корка, корка;
дом, дом, ком, дом;
пуховик, снеговик, пуховик, пуховик;
оконце, оконце, оконце, солнце;
плюшка, плюшка, клюшка, плюшка.
Дефектолог: Продолжаем путь. Мы очутились в сказочном лесу. Оглянитесь кругом, как здесь красиво, необычно, давайте полюбуемся.
Беседа и мультимедийная презентация по теме «Зима».
Примерные вопросы к беседе:
- Какое время года изображено?
- Как вы догадались?
- А что еще приносит людям зима? (мороз, холод, лед, зимние игры, ветер,…)
- Какие знаете зимние развлечения?
- Сколько месяцев длится зима?
- Назовите эти месяцы.
- Как дикие животные подготовились к зиме? (поменяли шубку заяц и белка; сделали запасы еж и белка; много ел, а теперь спит в берлоге медведь, …)
- Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? (белый, пушистый, мягкий, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий, хрустящий)
- Скажите, а из чего состоит снег? (Снег состоит из маленьких снежинок.)
- Откуда появляются снежинки? (Снежинки падают из облаков.)
- Что такое сугроб? (Сугроб - это наметенная ветром большая куча снега.)
- Что такое снегопад? (Это продолжительное интенсивное выпадение снега из облаков.)
- Почему летом из облаков и туч идет дождь, а зимой снег? (Летом бывает жарко и идет дождь, а зимой капельки воды замерзают от мороза и превращаются в снег.)
- Опишите небо. Какое оно? (светлое, серое, чистое, высокое)
- Что такое гололедица? (Гололедица – это время, когда земля покрыта слоем льда без снега, а также сама такая поверхность.)
- Какой бывает ветер? (холодный, морозный, сильный, зимний, снежный)
Дефектолог: Прислушайтесь, и услышите, как завывает зимний ветер. Началась метель. Давайте с ней поиграем.
Упражнение «Метель».
Дефектолог: Все сильнее и сильнее дует ветер. Снежинки красиво кружатся в воздухе, разлетаются в разные стороны.
Метель начинает стихать, ветер дует все тише и тише. Снежинок становится все меньше и меньше. Наконец, метель закончилась, и мы можем с вами отправляться дальше в путь.
Дефектолог: Метель украсила лес сугробами. Ветви деревьев укрыты пушистым снежным покрывалом, снежинки сверкают в лучах солнца будто серебро. Представьте, что вы художники. Я предлагаю вам нарисовать зимнюю картину. Будьте внимательны. Ваши цветные изображения должны совпадать с черно - белыми.
- Нарисовали? А теперь давайте расскажем, что мы видим на картине. Я начну, а вы продолжайте.
Рассказ по цепочке.
- Наступила зима. Небо зимой серое, идет снег.
- Солнце светит ярко, но не греет.
- Снег лежит на земле, деревьях, домах.
- На улице летают зимующие птицы: вороны, сороки, синицы.
- На дереве висит кормушка для птиц. Прилетели синицы и снегирь. Они клюют хлебные крошки.
- Дети надевают зимой теплую одежду: шапки, куртки, варежки, шарфы, брюки, обувают сапоги.
- Девочка катается на санках, а мальчик на лыжах.
- Дети слепили большого снеговика.
- Зайчик поменял шубку и стал белым. Его не видно на снегу.
- Шерстка белочки стала зимой серой. Она нашла шишку и грызет ее.
Упражнение для развития темпа и ритма «Дятел».
Дефектолог: Вы заметили, что в лесу стало тихо и грустно?
Слышите, что это? Сразу стало веселее, лес ожил. Каких птиц можно услышать зимой в лесу? (Сову, синицу, дятла) А что это за птица стучит? (Дятел). Песенка дятла выделяется среди пения других птиц. Дятел поет громко: дддд… Спойте песенку дятла. Дятел может стучать по-разному. Тук (хлопаю в ладоши один раз). Повторите. Тук-тук. Повторите. Тук-тук-тук. Повторите.
Давайте попробуем прохлопать в ладоши так, как стучит дятел, будем ему подражать.
Тук. (+) Тук-тук. (+, +)
Тук-тук. (+, +) Тук-тук-тук. (-, +, +)
Тук-тук-тук. (+, +, -) Тук. (+)
Тук-тук-тук-тук. (+, +, +, -) Тук-тук-тук-тук. (+, +, -,-)
(Выполнять быстро, медленно, тихо, громко)
Дефектолог: Посмотрите вокруг, какая чудесная погода. В лесу все белым-бело. Пушистые снежинки облепили все веточки деревьев. Хотели бы вы быть снежинками? Тогда закрывайте глазки, и, как только я произнесу волшебные слова и коснусь вас волшебным снежком, вы превратитесь в снежинки. Раз, два, три – в снежинки превратились мы.
Дети открывают глаза. Звучит нежная, плавная музыка, и дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Физкультминутка «Снежинки».
Тихо падают снежинки.
Легкий ветер гонит их.
То построит в хороводы,
То, как в вальсе, закружит.
Ветер стих, снежинки плавно
Ниже опускаются.
Собрались в комок, пушисты,
На ветру качаются.
Кувыркаются снежинки,
Поворачивают спинки,
Веселятся и резвятся,
Радуясь зиме.
А теперь снова закрывайте глазки. Касаюсь каждого ребенка волшебным снежком. Раз, два, три – вот опять ребята мы.
Дефектолог: Ох, и хорошо повеселились! Спасибо зимушке. Давайте ее похвалим, назовем ласково.
Игра «Назови ласково».
Зима – зимушка
снег – снежок
снежинка – снежиночка
сосулька – сосулечка
солнце – солнышко
санки – саночки
мороз – морозик
лед – ледок
холод – холодок
снеговик – снеговичок
Дефектолог: Ой, посмотрите какая необычная снежинка. Она не похожа на других. У нее мало лучиков. Давайте ей поможем. Чтобы появился лучик нужно вспомнить «снежное слово» - слово, в котором прячется слово «снег». Первый лучик у нас уже есть это слово «снежинка». Давайте продолжим.
Упражнение «Грустная снежинка».
- Как называется комочек из снега… (снежок).
- Девочка из снега, внучка Деда Мороза … (Снегурочка).
- Человек из снега, вместо носа у него морковка … (снеговик).
- Зимующая птичка с красной грудкой … (снегирь).
- Баба из снега … (снежная баба).
- Когда много снежинок падает с неба … (снегопад).
- Первый весенний цветок, появляющийся из-под снега …(подснежник).
- На каждое слово, ребенок выкладывает вокруг снежинки – лучик/
- Увидела снежинка, как много лучиков у нее обрадовалась.
Дефектолог: Вы правильно назвали слова. Все эти слова: снежок, Снегурочка, снеговик, снегирь, …похожи друг на друга общей частью «снег» и называются похожими (родственными) словами.
А теперь снова в путь. Мы пришли за снежком прямо на полянку, а где же снеговик? Посмотрите вот беда, снеговик рассыпался, наверно от сильного ветра. Что же делать? (Его надо слепить)
Упражнение «Собери снеговика».
Дефектолог: Снеговика мы все лепили,
И ничего не позабыли.
Сначала ком большой скатали
И плотно этот ком прижали.
Второй ком меньше был размером.
На первый он уселся смело.
Мы голову слепить не прочь,
Ну как же другу не помочь?
Дефектолог: Какой красивый снеговик! Мы помогли ему, он очень рад.
Нам пора возвращаться домой из зимнего леса. Все задания мы выполнили правильно и освободили Снеговика. Помогут нам вернуться в детский сад волшебные зеркала. Возьмите их.
Мы в зеркалах отразились,
Три раза покружились,
Перенесите нас зеркала
Обратно в детский сад.
Окончание занятия.
Вы Снеговику помогли, а он исполнит любое ваше желание. Снеговик дарит вам льдинки, не простые, а волшебные, чтобы вы загадали желание. Возьмите их в ладошки. Загадать желание надо пока льдинка не растаяла. Загадали? Кладите льдинки в ведерко. Какие руки у нас теперь? (холодные, мокрые, розовые) Пойдемте пить горячий чай, чтобы согреться.
Литература:
1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. М., 2006.
2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы ( с использованием игровых технологий) Тема: «В гостях у Марьи Ивановны» (Народные куклы и игры, пословицы)
В данной работе представлен материал для ознакомления детей с народным творчеством и развитием мелкой моторики рук....
Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста «Путешествие в космос»
Досуг состоит из пяти конкурсов. За каждый конкурс команды получают очки. Побеждает команда, набравшая к концу игры больше очков....

Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста с ЗПР по лексической теме: «Домашние животные»
Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить и расширить знания детей о домашних животных в соответствии с временем года, их внешнем виде, повадках;- расширить и активизировать словарь (животн...

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительного возраста с ЗПР по лексической теме: «Дикие животные»
Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить и расширить знания детей о диких животных;- закрепить знания детей о повадках диких животных в зимнее время года;- закрепить умение употреблять существит...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме «Домашние животные» в условиях «русской избы».
Вашему вниманию предоставляется конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Домашние животные". На данном занятии применяются с...

Конспект интегрированного занятия для детей логопедических групп (логоритмика, бумагокручение, художественное творчество). Тема «Зима»
Предлагаемое занятие для детей логопедических групп. Будет полезно для педагогов дошкольных учреждений....

Конспект интегрированного занятия для детей логопедических групп (логоритмика, бумагокручение, художественное творчество). Тема «Зима»
Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающими в логопедических группах....