Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
консультация по логопедии по теме

Пальмова Вера Николаевна

В процессе коммуникативной деятельности дети познают окружающий мир, присваивают общественно-исторический опыт, накопленный предшествующими поколениями человечества.

Дети с нарушением зрения не могут воспринимать мир во всём его качественном многообразии, т.к. искажается система сенсорных эталонов. Вследствие зрительной патологии значительно снижается двигательная активность, координация движений, что негативно влияет на развитие предметной деятельности детей.

Именно в деятельности выявляется тот ущерб, который наносит зрительная патология общему психическому и физическому развитию ребёнка.

Трудности, испытываемые детьми с нарушением зрения, оказывают негативное влияние на:

ü 
оценивание и соизмерение своих действий с окружающим;

ü 
утверждение своего «я» среди других;

ü 
приобретение социального опыта

Ребёнок с нарушением зрения испытывает затруднения в мыслительных операциях сравнения, обобщения, классификации, которые формируются у него значительно дольше и в более поздний возрастной период, чем у нормально развивающихся детей. Речь детей при зрительной неполноценности развивается и усваивается в процессе коммуникативной деятельности, но имеет некоторые особенности:

ü  изменяется темп развития;

ü  нарушается словарно-семантическая сторона речи;

ü  появляется «вербализм», из-за отсутствия зрительных впечатлений в речи редко используются развёрнутые высказывания.


Причинами недоразвития речи являются отсутствие образов восприятия вследствие зрительной патологии, а также нарушение общения детей с микросоциальной средой.
В процессе формирования новых потребностей, в числе которых важнейшие социальные, и в общении с окружающими людьми ребёнок с нарушением зрения постепенно овладевает всё более правильным произношением слов. Это является основой развития его коммуникативной деятельности, так как именно слово, живая речь позволяют ему вступить в сферу познания социальных взаимосвязей окружающего мира. Прежде всего, речь даёт возможность совершенствовать процесс воспитания, что позволяет ребёнку усваивать систему норм поведения и нравственного отношения к окружающим людям. Реализация их происходит в деятельности, ведущей для данного возраста, а именно – в игре.

 

Игровая деятельность детей с нарушением зрения
В отечественной психологии разработан подход к игре как деятельности глубоко социальной по происхождению, по содержанию и по структуре.


В этой теории заложены глубокие корни развития и координации социальных отношений. Л.С. Выготский отмечает, что именно игра учит разумному и сознательному поведению в различных ситуациях социальной среды.

Ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возраста и достигает своего расцвета в середине дошкольного возраста. Но у детей с нарушением зрения взаимозаменяемыми в этот возрастной период является предметная и сюжетно-ролевая игра, что свидетельствует о трудностях в овладении структурой игры, типами взаимоотношений детей друг с другом, умениями, необходимыми в ходе игрового общения.

В отличие от нормально развивающихся детей дошкольники с нарушением зрения ограничены в возможностях практического развёртывания сюжета и ролевых отношений вследствие его неверного понимания.

Совместная игра требует от ребёнка владения различными формами поведения. Так, в процессе ролевой игры деятельность ребёнка происходит одновременно в нескольких психологических пластах :

  • ролевое взаимодействие детей в качестве персонажей выбранного сюжета;
  • деловое взаимодействие детей по поводу организации процесса игры и распределением ролей;
  • межличностное общение партнёров, имеющих определённое общение партнёров, имеющих определённые отношения симпатий или антипатий.


Игра возникает в группе детей, уже имеющих опыт общения друг с другом в течение какого-то времени и, соответственно, имеющих представления о некоторых личностных и коммуникативных качествах партнёров. Ребёнок с нарушением зрения вступает в игру, движимый чувством симпатии к партнёру, заинтересованностью в игровом сюжете, желанием вступить в общение с авторитетными и импонирующими ему сверстниками, так же как и его нормально видящий сверстник.

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько (1988) подчёркивают, что в игре проявляются и развиваются три типа взаимоотношений ребёнка с партнёром:

  1. Межличностные отношения, возникшие до начала игры.
  2. Сюжетно-ролевые отношения, определяемые характером персонажей, их взаимодействием по сюжету.
  3. Организационные, в процессе которых дети выходят из роли и осуществляют контроль за действиями партнёров.


Совместная деятельность требует согласования действий всех её участников, а это для детей с нарушением зрения особенно трудно.
Общая неуверенность, слабое владение навыками активной и эмоционально-насыщенной коммуникативной деятельности являются одной из основных причин рассогласования коллективной игры. При этом дети испытывают повышенную потребность в помощи, одобрении, контроле взрослого.Обучение детей осознанию и выражению своих чувств, создание проблемных ситуаций и, конечно, предоставление творческой инициативы позволяет детям чувствовать себя более уверенными, успешно адаптироваться и демонстрировать адекватное поведение.
 

Дошкольники с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками в меньшей степени владеют невербальными средствами общения. Дети практически не используют в общении со взрослыми и сверстниками выразительные движения, жесты, мимику. Сомнения в правильности принятого решения разрешаются с помощью речевых форм – вопросов, утверждений, уточнений, т.е. речь служит важнейшим средством общения. У таких детей зрение и речь представляют собой механизм овладения коммуникацией, так как их тесная взаимосвязь является основой перевода всех образов на зрительные схемы.

В отечественной психологии разработан подход к игре, как деятельность глубоко социальной по происхождению, по содержанию и по структуре. Л.С. Выготский отмечает, что именно игра учит разумному и сознательному поведению в различных ситуациях социальной среды. Совместная игра требует от ребёнка владения различными формами поведения.

Специфической закономерностью развития дошкольников с нарушением зрения являются трудность формирования образа окружающего мира, который характеризуется отсутствием целостности, нечёткостью, фрагментарностью, вербализмом знаний.

Однако, включение детей в доступную им на данном возрастном этапе игровую деятельность, позволяет обогатить их представления о «мире вещей и мире людей», систематизировать эмоциональный и социальный опыт общения в творческом взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Подводя итог теоретическому исследованию коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, мы имеем основание утверждать о необходимости включения этих детей в разнообразную и многофункциональную игровую деятельность для развития и коррекции недостатков общения.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с нарушением зрения.


В процессе коммуникативной деятельности дети познают окружающий мир, присваивают общественно-исторический опыт, накопленный предшествующими поколениями человечества.

Дети с нарушением зрения не могут воспринимать мир во всём его качественном многообразии, т.к. искажается система сенсорных эталонов. Вследствие зрительной патологии значительно снижается двигательная активность, координация движений, что негативно влияет на развитие предметной деятельности детей.

Именно в деятельности выявляется тот ущерб, который наносит зрительная патология общему психическому и физическому развитию ребёнка.

Трудности, испытываемые детьми с нарушением зрения, оказывают негативное влияние на:


  • оценивание и соизмерение своих действий с окружающим;

  • утверждение своего «я» среди других;

  • приобретение социального опыта

Ребёнок с нарушением зрения испытывает затруднения в мыслительных операциях сравнения, обобщения, классификации, которые формируются у него значительно дольше и в более поздний возрастной период, чем у нормально развивающихся детей. Речь детей при зрительной неполноценности развивается и усваивается в процессе коммуникативной деятельности, но имеет некоторые особенности:

  • изменяется темп развития;
  • нарушается словарно-семантическая сторона речи;
  • появляется «вербализм», из-за отсутствия зрительных впечатлений в речи редко используются развёрнутые высказывания.


Причинами недоразвития речи являются отсутствие образов восприятия вследствие зрительной патологии, а также нарушение общения детей с микросоциальной средой.
В процессе формирования новых потребностей, в числе которых важнейшие социальные, и в общении с окружающими людьми ребёнок с нарушением зрения постепенно овладевает всё более правильным произношением слов. Это является основой развития его коммуникативной деятельности, так как именно слово, живая речь позволяют ему вступить в сферу познания социальных взаимосвязей окружающего мира. Прежде всего, речь даёт возможность совершенствовать процесс воспитания, что позволяет ребёнку усваивать систему норм поведения и нравственного отношения к окружающим людям. Реализация их происходит в деятельности, ведущей для данного возраста, а именно – в игре.

Игровая деятельность детей с нарушением зрения
В отечественной психологии разработан подход к игре как деятельности глубоко социальной по происхождению, по содержанию и по структуре.


В этой теории заложены глубокие корни развития и координации социальных отношений. Л.С. Выготский отмечает, что именно игра учит разумному и сознательному поведению в различных ситуациях социальной среды.

Ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возраста и достигает своего расцвета в середине дошкольного возраста. Но у детей с нарушением зрения взаимозаменяемыми в этот возрастной период является предметная и сюжетно-ролевая игра, что свидетельствует о трудностях в овладении структурой игры, типами взаимоотношений детей друг с другом, умениями, необходимыми в ходе игрового общения.

В отличие от нормально развивающихся детей дошкольники с нарушением зрения ограничены в возможностях практического развёртывания сюжета и ролевых отношений вследствие его неверного понимания.

Совместная игра требует от ребёнка владения различными формами поведения. Так, в процессе ролевой игры деятельность ребёнка происходит одновременно в нескольких психологических пластах :

  • ролевое взаимодействие детей в качестве персонажей выбранного сюжета;
  • деловое взаимодействие детей по поводу организации процесса игры и распределением ролей;
  • межличностное общение партнёров, имеющих определённое общение партнёров, имеющих определённые отношения симпатий или антипатий.


Игра возникает в группе детей, уже имеющих опыт общения друг с другом в течение какого-то времени и, соответственно, имеющих представления о некоторых личностных и коммуникативных качествах партнёров. Ребёнок с нарушением зрения вступает в игру, движимый чувством симпатии к партнёру, заинтересованностью в игровом сюжете, желанием вступить в общение с авторитетными и импонирующими ему сверстниками, так же как и его нормально видящий сверстник.

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько (1988) подчёркивают, что в игре проявляются и развиваются три типа взаимоотношений ребёнка с партнёром:

  1. Межличностные отношения, возникшие до начала игры.
  2. Сюжетно-ролевые отношения, определяемые характером персонажей, их взаимодействием по сюжету.
  3. Организационные, в процессе которых дети выходят из роли и осуществляют контроль за действиями партнёров.


Совместная деятельность требует согласования действий всех её участников, а это для детей с нарушением зрения особенно трудно.
Общая неуверенность, слабое владение навыками активной и эмоционально-насыщенной коммуникативной деятельности являются одной из основных причин рассогласования коллективной игры. При этом дети испытывают повышенную потребность в помощи, одобрении, контроле взрослого.Обучение детей осознанию и выражению своих чувств, создание проблемных ситуаций и, конечно, предоставление творческой инициативы позволяет детям чувствовать себя более уверенными, успешно адаптироваться и демонстрировать адекватное поведение.


Дошкольники с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками в меньшей степени владеют невербальными средствами общения. Дети практически не используют в общении со взрослыми и сверстниками выразительные движения, жесты, мимику. Сомнения в правильности принятого решения разрешаются с помощью речевых форм – вопросов, утверждений, уточнений, т.е. речь служит важнейшим средством общения. У таких детей зрение и речь представляют собой механизм овладения коммуникацией, так как их тесная взаимосвязь является основой перевода всех образов на зрительные схемы.

В отечественной психологии разработан подход к игре, как деятельность глубоко социальной по происхождению, по содержанию и по структуре. Л.С. Выготский отмечает, что именно игра учит разумному и сознательному поведению в различных ситуациях социальной среды. Совместная игра требует от ребёнка владения различными формами поведения.

Специфической закономерностью развития дошкольников с нарушением зрения являются трудность формирования образа окружающего мира, который характеризуется отсутствием целостности, нечёткостью, фрагментарностью, вербализмом знаний.

Однако, включение детей в доступную им на данном возрастном этапе игровую деятельность, позволяет обогатить их представления о «мире вещей и мире людей», систематизировать эмоциональный и социальный опыт общения в творческом взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Подводя итог теоретическому исследованию коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, мы имеем основание утверждать о необходимости включения этих детей в разнообразную и многофункциональную игровую деятельность для развития и коррекции недостатков общения.

ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР НА

КОРРЕКЦИЮ ЗРЕНИЯ

Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре закрепляются полученные знания и представления об окружающем мире, формируются психические функции ребенка, осуществляется его всестороннее развитие. В условиях специализированного детского сада игра приобретает важное значение с точки зрения задач коррекционно-восстановительной работы,

В зависимости от возраста и клинической формы нарушения зрения дети принимаются в детский сад на различные сроки — от 1года до 2 лет. В течение этого времени педагоги  должны не только осуществить коррекцию нарушенных функций зрения, но  и всесторонне развивать детей, подготовив их к обучению в массовой школе.

Дети, страдающие косоглазием и амблиопией, сталкиваясь с обычными нормально видящими сверстниками, часто избегают участия в коллективных играх, стремятся к уединению, становятся замкнутыми. А их надо подготовить  к обучению в массовой школе, научить сообща работать в коллективе, воспитать в них навыки дружбы и товарищества. Многие дети из-за плохого зрения отличаются крайней неусидчивостью, неустойчивым вниманием, в работе быстро утомляются.

Игровую деятельность  наиболее эффективный метод воспитания и развития,  прежде всего надо  присмотреться, во что играют дети в свободное от занятий и лечебных процедур время. Оказалось, что чаще и охотнее всего они играют в «магазин». Можно  предложить  детям подумать, каким реквизитом стоит пополнить эту игру, чтобы она стала интересней. Рассказать, что необходимо для настоящего «магазина». Предложить оборудовать молочный, гастрономический, а также фруктово-овощной отдел. Во время прогулки можно организовать  игру в «хлебопекарня», в процессе которой дети вылепили бы из глины батоны, булки, бублики, сушки для булочной. В качестве образцов детям предложить готовые муляжи, которые они рассматривали, ощупывали, а затем воспроизводили бы в глине. Таким образом, опираясь на зрительное и осязательное восприятия, формировались и закреплялись  навыки детей в лепке. И вот на прилавках в «магазине» появились батоны, ватрушки, баранки, булки и даже торт, украшенный цветами. Осталось все покрасить. Эту работу поручите тоже детям с низкой остротой зрения, которым особенно полезны такого рода упражнения. Поделки получатся  яркими, и дети рады, что сделали всё своими руками. При этом решаются и коррекционные задачи, так как дети лепят изделия разной формы, при раскраске подбирался нужный цвет.

Для пополнений и  закреплений знаний детей, можно организовать экскурсию в настоящий магазин при этом обратить  внимание детей не только на содержимое витрин и прилавков, но и на систему самообслуживания, а значит, и доверия, которое она предполагает, на дружелюбные взаимоотношения между продавцами магазина, а также между продавцами и покупателями. Атмосфера дружелюбия — важный момент для подражания в игре.

После экскурсии  и последующей беседы можно уже организовать игру в «магазин», а чтобы помочь детям ее наладить, самим принять в ней активное участие. Чтобы интерес к ней закрепился, игровые сюжеты обновлялись. Мальчикам предложить  «привозить продукты на базу», куда бы они «приезжали на машинах», а девочкам — фасовать продукты и размещать их на полках. Через некоторое время дети будут самостоятельно договариваться и распределять между собою роли. Им понравиться быть и продавцами, и контролерами, и шоферами, и рабочими на базе. В формировании личности ребенка немалое значение имеет воспитание интереса к труду взрослых.

Проведенная работа показала, что важным моментом в организации игры является умение детей совместно обдумать и обсудить не только ее тему, но и сам  ход игры . Для этого проводятся совместные обсуждения, на которых предлагают  детям подумать и рассказать, во что они собираются играть, как намерены распределить роли, что необходимо использовать в ходе игры. Такие обсуждения приучают  считаться с интересами товарищей, поддерживать их предложения, проявляют  взаимопонимание и выдержку. Кроме того, такое предварительное обсуждение помогает  каждому ребенку найти свое место в игре, проявить выдумку, инициативу, развивает  речь.

Чтобы тематика и содержание сюжетно ролевых игр были разнообразными, надо обогащать представления детей знаниями об окружающей действительности. Такого рода знаний дети получают  в процессе других занятий: чтения вслух художественной литературы, изучения иллюстраций, в беседах и экскурсиях, но немалая роль принадлежит игре, которая способствует  всестороннему их развитию, и коррекции зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Как использовать различные виды продуктивной деятельности для коррекции зрения дошкольников в специализированном д/саду....

Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения

Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста  с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....

Формирование пространственных представлений и ориентировки в игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Цель методического пособия (картотека игр) - формирование пространственных представлений и ориентировки, графических навыков у детей с нарушением зрения и предупреждение школьных трудностей в совместн...

«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»

«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»

Консультация для педагогов на тему:«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»...

Особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Процесс развития игровой деятельности у детей с нарушением зрения имеет свои особенности. В современном дошкольном учреждении компенсирующего вида проблема развития игровой деятельности детей с наруше...