Особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
методическая разработка
Процесс развития игровой деятельности у детей с нарушением зрения имеет свои особенности. В современном дошкольном учреждении компенсирующего вида проблема развития игровой деятельности детей с нарушениями зрения является актуальной, так как если ребенок не усвоит игровую деятельность в раннем возрасте, он не сможет развиваться как личность, а его познавательные процессы будут значительно отставать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста
с нарушением зрения»
Для всех детей дошкольного возраста наиболее активной самостоятельной деятельностью является игра. Охватывая сензитивные периоды жизни детей с аномалиями в развитии, игра повышает их абилитационные возможности, способствует коррекции и компенсации дефектов, связанных со слепотой или слабовидением. Как зона ближайшего развития ребенка, игра в тифлопедагогике рассматривается как средство всестороннего развития, способ познания окружающего мира. Однако глубокое нарушение или ограничения функции зрительного анализатора создает трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой деятельности: у детей отмечается бедность игрового сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практических действий. Игровая деятельность детей с нарушениями зрения связана с возникновением компенсаторных процессов, с формированием нравственных качеств, с формированием предметных и игровых действий, с развитием зрительного восприятия. До 3-го года жизни общение в игре происходит в основном не с группой, а с одним человеком. Если дети играют со сверстниками, то их взаимоотношения можно обозначить как игру или деятельность «рядом», попытки совместных действий чаще всего вызывают конфликты. Слабовидящие дети всех возрастов отстают от своих зрячих сверстников по результативности правильного выполнения задания, однако к концу дошкольного возраста они начинают справляться с заданиями, а именно овладевают способами мысленного оперирования образами, работая в умственном плане и по правилам. Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра, основным элементом которой является обучение детей способам познания.
По характеру воздействия на процесс сенсорного развития слабовидящих детей дидактические игры можно условно разделить на две группы:
1) дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения;
2) логические дидактические игры, назначение которых - смысловая систематизация чувственного опыта.
Игры первой группы развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира.
В играх второй группы дети учатся классификации, группировке, систематизации предметов по общим и отличительным признакам. При классификации дети устанавливают общность между предметами, образуют пары, группы предметов по цвету, форме, величине, пространственным характеристикам и т.д.
По содержанию дидактические игры можно так же представить, как три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Эти виды игр особенно важны в работе 12 с детьми с нарушением зрения, т.к. в значительной степени способствуют обогащению и уточнению предметных представлений. Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам. Они выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение.
Настольно - печатные игры учат детей чтению иллюстративного материала. Осмыслению изображённого, их словесному описанию.
Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, конкретизации образов предметов и развития описательной речи.
А также дидактические игры способствуют осознанию детьми использования зрения при выделении различных свойств и признаков предметов. Например, в упражнении «От какой бабочки крылья» дети рассматривают изображение крыльев бабочек разной величины, затем выделяют размер и цвет крыльев, рассматривают узор на крыльях, составляют бабочку из частей.
К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций, можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки.
Для развития цветоразличения можно применять дидактические игры и упражнения «Найди нужный цвет», «Разложи по оттенкам», «Составь из частей цветок», «Подбери к шарам цветные нитки» и др.
Дидактические игры, «Какой предмет больше, меньше?», «Что дальше, что ближе?», «Самый длинный, высокий, толстый, тонкий, короткий» упражняют детей в развитии глазомера.
Развитию зрительного внимания и памяти способствуют задания «Угадай, что изменилось», «Чего не стало?», «Найди такой же предмет».
В игре «Кто скорее соберёт листья» дети учатся анализировать форму, цвет, величину предмета.
В игре «Найди каждому ребёнку свою игрушку» дети подбирают игрушку: мальчику - самокат, девочке - скакалку, другим - детям волчок, мячик и т.д. При этом они определяют, какое действие характеризует ту или иную позу, когда ребёнок играет с игрушкой (прыгает со скакалкой, едет на самокате и др.)
В дидактической игре «Одень куклу» дети подбирают по размеру кукол соответствующую одежду.
Игра «Какой геометрической фигуры не стало» предполагает упражнение детей на выделение яркости окраски и размера. Дети запоминают расположение фигур, а затем педагог одну из них убирает. Надо угадать, какая фигура спрятана.
Дидактическая игра «Кто скорее нанизает бусы» способствует развитию глазомера.
В игре «Каждой игрушке своё место» дети учатся вкладывать в коробки игрушки, соответственно размеру.
Игра - лабиринт «Чей телефон?» учит прослеживать глазами изображение шнура телефона, чтобы выяснить, кто с кем говорит по телефону. Правильное прослеживание фиксируется фишками, дети соревнуются, кто скорее выполнит.
Все умения и знания, полученные в игровой деятельности, закрепляются в повседневной жизни детей.
Для развития пространственной ориентировки и зрительных ощущений во время прогулки можно использовать игры и задания такого типа: «Сравни два дерева», «Чьи следы на снегу?», «Рассмотри радугу», «Сравни снежинки» и т.д.
На прогулке можно обследовать разнообразный растительный и животный мир в таких играх, как «Назови цвета первых упавших листьев», «Узнай растение по листочку» и т.д.
Наряду с играми, где дети имеют общение с конкретным предметным миром, можно для закрепления детских представлений использовать словесные дидактические игры. Игра «Угадай по описанию», где детям предлагают картинки с 13 предметными изображениями: игрушки, предметы быта, и дают задания: загадать загадку, описать предмет.
Дидактические упражнения:
·нарисовать, что данное слово обозначает;
·связать слово с иллюстрацией, его изображением;
·произнести слоги похожих слов;
·составить как можно больше слов, начинающихся одинаково.
Детям предлагаются игры типа: найди знакомые качества в других предметах; сравни-сопоставь; всевозможные игры на сортировку, классификацию, комбинацию форм и цветов, перестановку, разделение, отрицание, воспроизведение, размещение посредством схем, диаграмм и др.
Для изучения предметов по силуэту можно предложить следующие дидактические игры:
- «Узнай и назови предмет по силуэту»
Цель: упражнять детей в узнавании и назывании предметов по силуэту: лошадка, кольцо, елка, машина, звезда, грибок, самолет и др. предметы из таблицы Орловой.
- «Сгруппируй предметы»
Цель: упражнять в умении классифицировать предметы, изображенные в таблице Орловой, по обобщающим признакам: животные, транспорт, игрушки и т.д.
- «Найди по цветному изображению – силуэтное»
Цель: упражнять в умении узнавать и называть предмет в цветном изображении, соотносить цветное изображение с его силуэтом.
- «Обведи предмет по трафарету (внутреннему)»
Цель: закрепить название предметов, изображенных на таблице Орловой, умение прослеживать контур этих предметов.
- «Раскрась контурное изображение»
Цель: закрепить умение закрашивать, не выходя за контур предмета, совершенствовать умение узнавать и называть предмет по его силуэтному изображению.
- «Сложи предмет из частей»
Цель: продолжать формировать у детей зрительный образ предметов, изображенных в таблице Орловой.
- «Узнай предмет по одной его части»
Цель: совершенствовать умение узнавать предметы из таблицы по одному фрагменту.
- «Сложи елочку из спичек или Конструктор»
Цель: закрепить зрительный образ предметов: елочка, грибок, машина и др.
- «Узнай и найди предметы в окружающей обстановке»
Цель: закрепить умение узнавать предметы, изображенные в таблице, среди других предметов.
Дидактические игры и упражнения являются эффективным средством, с помощью которых у слабовидящих и слепых детей активизируются зрительные функции. Продуктивны занятия (конструирование, аппликация и др.), рассматривание цветных слайдов и картин, упражнения с использованием электрифицированных игрушек, игры-лабиринты и др., что способствует динамике в коррекции нарушений зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование пространственных представлений и ориентировки в игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Цель методического пособия (картотека игр) - формирование пространственных представлений и ориентировки, графических навыков у детей с нарушением зрения и предупреждение школьных трудностей в совместн...
«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей
laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...
Лекция – консультация для педагогов. «Психологические особенности игровой деятельности у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей ДОУ...
Консультация для воспитателей: «Особенности продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.»
Дети с нарушениями слуха любят рисовать, лепить не меньше, чем слышащие, а по мере овладения продуктивной деятельностью в процессе целенаправленного обучения рисование становится одним из наиболее люб...
Особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Данная консультация для педагогов отражает особенности, содержание и организацию работы по формированию игровой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта....
Особенности игровой деятельности у детей с нарушениями речи
В сообщении раскрыты особенности игры у детей с нарушениями речи...
Статья Особенности игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями речи
Недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это влияет на игровую деятельность детей, п...