Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «речевой звук».
статья по логопедии (средняя группа)
Звуки мы слышим и произносим.
В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на формирование понятия «речевой звук», а так же подготовительные игры, цель которых – развитие речевого слуха детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_rechevoy_zvuk.docx | 37.22 КБ |
Предварительный просмотр:
В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на формирование понятия «речевой звук», а так же подготовительные игры, цель которых – развитие речевого слуха детей с нарушениями речи.
Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу.
Формирование понятия «речевой звук».
Существует множество игр и упражнений на развитие фонематических процессов. Мы постарались собрать их в систему в зависимости от этапов логопедической работы, выделенных Т. Б. Филичевой и Н. А. Чевелевой.
I Узнавание неречевых звуков.
II Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
III Различение слов, близких по звуковому составу.
IV Дифференциация слогов.
V Дифференциация фонем.
VI Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на развитие умения детей узнавать речевые звуки.
Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разным: биологический и речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т. е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переходить к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова.
Необходимо отметить, что дети с нарушениями речи часто затрудняются при выполнении заданий на понимание или употребление слов – терминов «звук», «слово», «слог». Особого внимания требует понятие «звук».
Прежде чем научить слышать речевые звуки, различать их между собой, выделять на слух любой звук из состава слова, определять последовательный ряд звуков в слове, необходимо помочь ребенку понять значение самого слова «звук». Первоначальное ознакомление с этим термином мы рассмотрели в статье «Формирование понятия «неречевой звук».
Итак, на II этапе коррекционной работы детей учат различению одинаковых слов, звукокомплексов, звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.
Переход от занятий с неречевыми звуками к ознакомлению со звуками речевыми – важный момент в работе.
В организуемых с этой целью наблюдениях необходимо показать различие в способах образования неречевых и речевых звуках.
Первая встреча детей со звуками речи происходит на занятии с использованием дидактической куклы, издающей звук при открытии рта. Мы используем игрушку «утенок».
После игры «Молчанка», логопед обращается к детям: «Сегодня мы будем знакомиться со звуками речи. В этом нам поможет утенок».
Игрушка утенок открывает рот, издает звук.
Логопед: «Пока утенок стоит с закрытым клювом, нет звука. Раздвинул клюв, открыл рот, разбудил голосок – есть звук, мы слышим звук. Значит, звуки речи – это то, что мы слышим и произносим».
Далее логопед предлагает детям познакомиться со звуками речи, используя сказку «Теремок». Педагог показывает сказку в настольном театре (можно использовать куклы бибабо с открывающимися ртами). Каждый персонаж, поселившись в теремке, устраивает концерт, тянет, поет свой определенный звук: мышка – И, лягушка – А, зайчик – Э, лисичка – О, волк – У, а медведь, при неудачной попытке залезть в теремок, рычит – Ы.
Дети очень скоро запоминают певучие звуки, и сами становятся исполнителями, стараясь произнести или спеть «свой» звук как можно выразительнее. Они многократно меняют силу, длительность и высоту звучания каждого гласного: называют условные У, А, О, И, Э, Ы звуками.
Логопед объясняет: «Пока ребенок – лягушка (зайчик и др.) стоит с закрытым ртом, нет звука. Раздвинул губы, открыл рот, разбудил голосок – есть звук, мы слышим звук. Сидят зверушки в теремочке, молчат. И мы ничего не слышим. Вышли на полянку, начали двигать язычком и губами, и мы услышали звуки. Значит, звуки речи – это то, что мы слышим и произносим. Что мы слышим? (Звуки.) Чем мы слышим? (Ушами.) Чем произносим звуки? (Ртом.)»
Правило. Звуки речи мы слышим и произносим.
На материале речевых звуков продолжается работа по накоплению и расширению представлений детей о содержании термина «звук». С этой целью проводятся игры с участием персонажей теремка.
Первая игра «Кто, кто в теремочке живет?»
На этот вопрос откликается (за экраном) любой из обитателей теремка. Он поет знакомую мелодию на определенном речевом звуке. Дети запоминают и речевые звуки и их обитателей.
Вторая игра «У кого дольше звучит?»
Соревнуются два персонажа. Дети – исполнители, например, лягушка и медведь, поют как можно дольше (на одном выдохе) свой звук. Логопед ведет счет, затем объявляет результаты: «Пока лягушка тянула свой звук, я досчитала до шести, а, слушая медведя, успела сосчитать до четырех. У кого голос дольше звучал?» Дети называют победителя.
Логопед уточняет: «Звуки речи мы слышим и произносим. Звуки можно произносить протяжно и коротко. Звуки бывают долгие и короткие».
Третья игра «Чей голос звонче?»
Устраиваются соревнования в пении между мышкой и другими обитателями теремка. На роль мышки подбирается ребенок с высоким голосом. Мышка поочередно поет свой звук [И] в паре с лисичкой, волком, зайчиком, медведем. Дети слушают и определяют, у кого голос звонче.
Педагог говорит: «У мышки голос звонкий и звук тоже звонкий. Звуки речи бывают высокие (звонкие) и низкие».
Четвертая игра «Далеко или близко».
Логопед за экраном издает речевой звук от лица какого-либо персонажа, меняя силу голоса, а дети угадывают, где находится обладатель звука: далеко или близко.
В этой игре дети всегда верно определяют местонахождение персонажа, и педагог обобщает их ответы: «Правильно, когда лягушка близко от нас, ее звук [А] очень громкий, а, при ее удалении, звук становится тихим. Звуки бывают сильные, громкие и слабые, тихие».
Логопед постоянно подчеркивает, что речевые звуки мы слышим и произносим.
В коррекционной работе можно использовать следующие ниже игры, цель которых – развитие речевого слуха.
Угадай, чей голосок.
Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят. Один из них становится (по назначению педагога) в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называю имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается.
Вариант 2. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:
Мы немного порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
Игра повторяется несколько раз.
Вариант 3. Оборудование. Мишка (кукла).
Описание игры. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.
Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку.
Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.
Улиточка.
Цель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
Угадай кто я.
Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.
Угадай, кто это.
Цель. Воспитание слухового внимания.
Описание игры. Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза, и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее установленным образом: «кукареку», «ав-ав», «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг; тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще 3 раза, а затем его меняет другой.
Лягушка.
Цель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка на дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».
По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
Наседка и цыплята.
Цель. Закрепление понятий о количестве.
Оборудование. Шапочка курицы, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.
Описание игры. Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.
Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).
Жмурки с голосом.
Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.
Оборудование. Повязки.
Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кукарекают, кукуют или зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.
Улавливай шепот.
Цель. Развивать остроту слуха.
Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.
Вариант 2. Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.
Горшочек.
Цель. Закрепление представлений «горячий – холодный». Развитие координации движений рук.
Оборудование. Мяч.
Описание игры. Дети садятся по кругу на полу и перекатывают мяч. Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок сожжет трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч.
Кто ошибется и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном или обоих коленях (по усмотрению водящего).
Кто внимательный?
Цель. Развитие фразовой речи.
Оборудование. Различные игрушки: машины, кубики, куклы и др.
Описание игры. Педагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, например, взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он сделал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3-4 до 5-6 метров. Выявляются победители.
Принеси игрушки.
Цель. Развитие ориентации в пространстве и количественных представлений.
Оборудование. Мелкие игрушки.
Описание игры. Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек из разложенных на другом столе: «Марина, принеси два гриба». Девочка идет, приносит два гриба и говорит, что она сделала. Если ребенок хорошо справился с поручением, дети в знак поощрения аплодируют ему, если неточно выполнил задание, дети указывают на ошибку и вместе с ним считают принесенные игрушки. Когда дети перенесут все игрушки, они могут поиграть с ними.
Слушай и выполняй.
Цель. Развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи.
Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки (фанты).
Описание игры. Вариант 1. Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (одно – пять), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильно выполненное действие – очко (фант). Набравший большее количество очков – победитель.
Вариант 2. Педагог дает одновременно двум – трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в зал, открой там форточку», «Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды» и т. п. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит фант.
Хлопки.
Цель. Развитие количественных представлений.
Описание игры. Дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг о друга. Педагог условливается с ними, что он будет считать до пяти и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2-3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.
Лото.
Цель. Учить правильно соотносить слово с изображением предмета.
Оборудование. Любое детское лото.
Описание игры. Детям раздают большие карты, а маленькие берет педагог и называет последовательно каждую из них. Говорит четко, повторяет 2-3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку и говорит: «У меня…» - и называет предмет.
В более упрощенном виде эта игра проводится на «Картинках – малышам». Дети получают по пять – шесть карточек этого лото и раскладывают их на своих картах (нужно взять два лото). Педагог спрашивает: «У кого собака?» у кого окажется картинка с собакой, поднимает ее и называет.
Первые две – три игры педагог сидит перед детьми так, чтобы они видели его артикуляцию, но затем он садится за их спиной, и игра продолжается на слуховом внимании. Карточки, пропущенные ребятами, педагог откладывает в сторону. В дальнейшем ведущим можно выбрать ребенка.
Кто летит (бежит, идет, прыгает)?
Цель. Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.
Описание игры. В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.
Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т. д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки поднимать нельзя». В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце концов ввести еще одно условие – водящий сам каждый раз поднимает руку независимо от того, следует это делать или нет.
Запомни слова.
Цель. Накопление словаря, развитие памяти.
Описание игры. Ведущий называет пять – шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбирают разной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.
Развитие голоса.
Успокой куклу.
Цель. Развитие тембра голоса.
Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Педагог говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке [А] мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук [А].
Эхо.
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания.
Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит: а, другая тихо отзывается: а.
Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т.д.
Вьюга.
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Оборудование. Сюжетная картинка «Вьюга».
Описание игры. Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу педагога «Вьюга начинается», тихо говорят: у-у-у. По сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у. По сигналу «Вьюга кончается, говорят тише. По сигналу «Вьюга кончилась», замолкают.
Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.
Гудок.
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Описание игры. Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.
Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.
Перебежки.
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Оборудование. Мел, стульчики.
Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей вызывает другого по своему выбору: «Ау, ау, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему: «Ау, ау, Вова», и они быстро меняются стульчиками. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.
Кто кого?
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.
Описание игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко заданные гласные звуки. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи.
Узнай по интонации.
Цель. Воспитание выразительности речи и мимики.
Описание игры. Каждый ребенок по очереди изображает больного, сердитого, удивленного, или веселого человека (можно: волка - у, жеребенка – а, лисичку - о). при этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова:
Ай-ай-ай!
Ой-ой-ой!
Ах!ах!ах!
Ох!ох!ох!
Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т. д. За выразительностью речи и за подробный рассказ дети поощряются.
Волк и семеро козлят.
Цель. Развитие высоты голоса и выразительности. Совершенствование фразовой речи.
Оборудование. Маски животных.
Описание игры. Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра – инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосками, а волк – сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким.
Игра по сказке «Три медведя».
Цель. Развитие высоты голоса и выразительности. Совершенствование фразовой речи.
Оборудование. Маски медведей, стол с тремя чашками и тремя ложками, три стула.
Описание игры. Педагог рассказывает сказку «Три медведя». Затем предлагает детям инсценировать ее. Выбирают трех медведей. Расставляют мебель и посуду. Педагог предлагает вспомнить, что говорили медведи. Он обращает внимание на то, какими голосами они говорили.
Поощряют тех детей, которые удачно подражали голосам медведей.
Аналогичные игры – драматизации можно использовать в работе и над другими известными детям темами: «Колобок», «Теремок», «Рукавичка» и др.
Прогулка.
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Развитие фонематических процессов. Проговаривание слов – звукоподражаний.
Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит: «Поехали на машинах в осенний лес.
Когда едут большие машины, колеса их громко шуршат: Ш-Ш-Ш. Они сигналят: бып-бып.
Когда едут маленькие машинки, колеса тихо шуршат: ш-ш-ш. они сигналят: бип-бип. Поехали!
В саду.
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Развитие фонематических процессов. Проговаривание слов – звукоподражаний.
Описание игры. Педагог говорит: «В саду появились птицы. Они клюют фрукты. Дядя Коля придумал, как пугать птиц. Маленьких птичек – маленькими колокольчиками: динь-динь-динь. Больших – большими: дынь-дынь-дынь. Как отпугиваем маленьких птичек? Больших птиц? Летят большие птицы. Звеним большими колокольцами». И т.д.
Разговор синичек.
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Развитие фонематических процессов. Проговаривание слов – звукоподражаний.
Описание игры. Дети образуют 2 круга.
Большой круг – большие синицы. Поют: зинь-зинь.
Маленький кружок – маленькие синички. Поют: синь-синь.
Педагог поднимает большой круг, поют большие синицы. И т. д.
Лягушки и лягушата.
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Развитие фонематических процессов. Проговаривание слов – звукоподражаний.
Описание игры. Дети делятся на 2 команды: лягушки и лягушата.
Педагог говорит: «В лесу течет речка, там живут большие лягушки и маленькие лягушата. Большие лягушки прыгают в речку и громко квакают: «КВА-КВА-КВА!».
Маленькие лягушата тихонько квакают: «Ква-ква-ква». Устали, легли на песочек, отдыхают».
Далее дети меняются ролями.
Кто пришел к нам в огород?
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Развитие фонематических процессов. Проговаривание слов – звукоподражаний.
Оборудование. Предметные картинки: кошка, котенок, собака, щенок.
Описание игры. Педагог, показывая картинку с изображением кошки, спрашивает у детей:
- Кто это? Кошка мяукает громко: МЯУ-МЯУ!
Дети повторяют за педагогом.
Педагог:
- А это кто? (Котенок.) Котенок мяукает тихо: мяу-мяу.
Дети повторяют за педагогом.
-Кто к нам пришел? (Собака.) Собака лает громко: АВ-АВ!
Дети повторяют за педагогом.
- А это кто? (Щенок.) Щенок лает тихо: ав-ав.
Дети повторяют за педагогом.
-Пошли животные в огород. Отгадайте, кто спрятался в картофельных кустах: АВ-АВ! Правильно, собака (картинка). Как она лаяла?
-Отгадайте, кто спрятался за помидорными кустиками?
-В огуречной грядке?
-В морковной? И т. д.
Литература.
Волкова Л. С. и др. Логопедия. М. 1989.
Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М. 1983.
Игры в логопедической работе с детьми. П/ред. Селиверстова В. И. М., 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «неречевой звук».
В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на развитие умения детей узнавать неречевые звуки.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22915682...
Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «ряд».
В данной статье предлагается система игр и упражнений, направленных на формирование понятия «ряд», так как умение анализировать состав и строение предметного ряда обуславливает успешное ов...
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Методическая разработка в средней логопедической группе по теме: "Подготовка дошкольников с нарушениями речи. Формирование понятия "неречевой звук"
В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений , направленных на развитие детей узнавать неречевые звуки....
Методическая разработка в средней логопедической группе по теме: "Подготовка дошкольников с нарушениями речи. Формирование понятия "речевой звук"
В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на формирование понятия "речевой звук", а также подготовительные игры, цель которых - развитие речевого с...
Методическая разработка в средней логопедической группе по теме: "Подготовка дошкольников с нарушениями речи. Формирование понятия "ряд"
В данной статье предлагается система игр и упражнений, направленных на формирование понятия "ряд"...