Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «ряд».
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
В данной статье предлагается система игр и упражнений, направленных на формирование понятия «ряд», так как умение анализировать состав и строение предметного ряда обуславливает успешное овладение ребенком сложными формами звукового анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Понятие "ряд". | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу.
Формирование понятия «ряд».
Существует множество игр и упражнений на развитие фонематических процессов. Мы постарались собрать их в систему в зависимости от этапов логопедической работы, выделенных Т. Б. Филичевой и Н. А. Чевелевой.
I Узнавание неречевых звуков.
II Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
III Различение слов, близких по звуковому составу.
IV Дифференциация слогов.
V Дифференциация фонем.
VI Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
В данной статье предлагается система игр и упражнений, направленных на формирование понятия «ряд», так как умение анализировать состав и строение предметного ряда обуславливает успешное овладение ребенком сложными формами звукового анализа.
Работа по анализу предметного ряда проводится параллельно с подготовительными играми, направленными на развитие умения детей узнавать неречевые звуки (I этап). Дети учатся выполнять следующие задания: расположить предметы в ряду, в направлении слева – направо, пересчитать их по порядку, называя порядковые числительные, выделить местонахождение отдельного элемента ряда по одному из основных признаков, таких как цвет, величина или форма. Постепенно дети усваивают понятие «ряд», «место в ряду», «начало», «середина», «конец ряда».
Для этой работы мы берем ряд, который можно составить, используя сказку «Репка».
Логопед рассказывает сказку, с помощью настольного театра демонстрирует построение ряда по сказке, проводит работу по самостоятельному воспроизведению детьми состава ряда. Только после этого переходит к наблюдениям и упражнениям с деформированным рядом.
Ниже помещены описания нескольких игр.
Тема. Предметный ряд (тематический).
Цель. Подготовка к звуковому анализу. Формирование представления о составе и построении ряда. Формирование пространственно-временных отношений. Усвоение значения слов: ряд, мест, начало, середина, конец (ряда); слева, справа, по порядку, первый, второй и т. д. предмет; первое, второе и т. д. место; рядом, подряд, сбоку, впереди, позади, в середине; сначала, потом, перед, за, между.
Оборудование. Фигурки настольного театра «Репка», пластмассовая дорожка – пластина длиной 50 сантиметров, шириной 10 сантиметров – с обозначенной на ней решеткой для размещения 6 предметов.
Кто тянул репку?
(Упражнение в построении предметного ряда.)
Напомнив содержание сказки, логопед показывает порядок образования ряда из фигурок настольного театра: «Сначала пришел тянуть репку дед, мы его поставим слева вначале ряда, потом пришла бабка и встала за дедом, после бабки прибежала внучка и встала за бабкой… (так постепенно выстраивается весь ряд). Все встали по линеечке друг за другом и получился ряд. (Жестом руки обозначается линия, по которой выстроился ряд фигурок.)
Ряд начинается слева. Вот здесь (жест). Поднимите левую руку. Дед встал ближе к левой руке, слева. Ряд тянется вправо от деда до мышки. А вот в этом месте (показ) ряд закончился. Мышка последняя. После мышки никто не приходил. Здесь конец ряда.
Дед стоит в начале ряда, мышка – в конце ряда. А между ними – бабка, внучка, Жучка, кошка. Они в середине ряда. Это середина ряда (показ)».
Пустое место.
Цель. Закрепление представлений детей об образовании ряда, о месте каждого предмета по отношению к другим. Усвоение значения слова – термина «место».
Логопед показывает детям дорожку с решеткой мест «Это – дорожка со свободными местами. Количество мест можно сосчитать (дети считают хором), каждое место можно обвести указкой или пальцем (обводит место по контуру). Место за местом, еще и еще подряд, получается ряд (жест по линии слева направо). Первое место – слева, в начале ряда (показ), последнее место – справа, в конце ряда (показ).»
Затем логопед спрашивает: «Ребята, хотите поиграть? Помогите мне заполнить пустые места на этой дорожке».
Педагог начинает игру:
-Кто стоял за дедом?
-Баба.
-Зовите бабу на свое место.
-Баба, иди на место.
-Кто стоял после бабы?
-Внучка.
-Зовите внучку на место.
-Внучка, иди на место.
Таким образом, обыгрывается помещение каждой фигурки на свое традиционное место в ряду, а дети уточняют, кто стоит перед кем, между кем и после кого.
Логопед говорит: «Вы хорошо помогли мне. Заполнили все пустые места. Получился ряд», - и продолжает: «Ряд закрывается, игра продолжается». Ряд скрывается за экраном, убирается одна из средних фигур.
-Ряд наш открывается, игра продолжается. Да тут кто-то ушел! Кто же это?
-Баба. Тили-тили тесто, вот пустое место. Баба, иди на место!
-Интересно, кто еще уйдет? И т. д.
Прогулка.
Логопед вводит детей в условия игры: «Все герои сказки «Репка» пошли в лес. Идут друг за другом. Кто за кем идет? (Дети называют.) Вдруг мышка говорит: «Я хочу идти впереди. Дед, иди на мое место». Тут внучка говорит: «Я хочу идти впереди. Мышка, иди на мое место». Составляется новый вариант ряда: внучка – первая, она в начале ряда, мышка – в середине ряда, дед – в конце ряда.
Затем детям раздаются фигурки, кроме деда, и проводится игра.
Логопед: «Все разбрелись по лесу, дед остался на своем месте. Вот он на дорожке в начале ряда. Слушайте деда».
Дед: «Займите свои места».
Дети ставят фигурки на дорожку по порядку.
Детям опять раздаются фигурки, кроме деда, и проводится игра.
Логопед: «Все разбрелись по лесу, дед остался на своем месте. Вот он на дорожке в начале ряда. Слушайте деда».
Дед: «Займите чужие места».
Дети выполняют задание.
Дед: «Тили-тили тесто, у всех чужое место. Идите в лес гулять».
Дети с фигурками гуляют.
Дед: «Займите свои места».
Ряд восстанавливается в традиционном порядке.
Который и сколько.
Логопед: «Я буду называть тех, кто пришел тянуть репку, а вы будете считать, потом скажете, сколько собралось персонажей. Дед – первый, баба – вторая. Сколько их всего?»
Дети (хором): «Один, два. Всего два».
Логопед: «Дед – первый, баба – вторая, внучка – третья. Сколько всего?»
Дети (пересчитывают): «Один, два, три. Всего три». И т. д.
Что изменилось в ряду?
Ряд, составленный из персонажей, закрывается экраном и за ним производятся различные варианты изменений ряда: удаление предмета, добавление нового предмета, перемещение фигурок, замена одной из них на другую, возможно с ней сходную.
Каждый раз, когда ряд открывается, дети внимательно его осматривают и, обнаружив изменения, не показывают это другим, а терпеливо ждут, когда их попросят найти ошибку и восстановить ряд в прежнем порядке и составе, при этом желательно предметы и места определять путем пересчета:
-Вот пустое место. Которое оно по счету?
-Второе.
-Кто ушел?
-Баба.
Поменялись местами кошка и Жучка:
-На котором месте кошка? Жучка?
-Поставь кошку и Жучку на свои места.
-На котором месте должна стоять Жучка? А кошка?
-Кого заменил внучек?
-Внучку.
-На котором месте стоит внучек?
-Убери внучка, поставь внучку.
-За кем стоит внучка?
-Перед кем стоит внучка?
-На котором месте? И т. д.
Так же анализ ряда можно проводить, используя звучащие предметы, музыкальные инструменты, игрушки, картинки, героев сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и т. п.
Литература.
Волкова Л. С. и др. Логопедия. М. 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «неречевой звук».
В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на развитие умения детей узнавать неречевые звуки.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22915682...
Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «речевой звук».
Звуки мы слышим и произносим.В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на формирование понятия «речевой звук», а так же подготовительные игры, це...
Методическая разработка в средней логопедической группе по теме: "Подготовка дошкольников с нарушениями речи. Формирование понятия "неречевой звук"
В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений , направленных на развитие детей узнавать неречевые звуки....
Методическая разработка в средней логопедической группе по теме: "Подготовка дошкольников с нарушениями речи. Формирование понятия "речевой звук"
В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на формирование понятия "речевой звук", а также подготовительные игры, цель которых - развитие речевого с...
Методическая разработка в средней логопедической группе по теме: "Подготовка дошкольников с нарушениями речи. Формирование понятия "ряд"
В данной статье предлагается система игр и упражнений, направленных на формирование понятия "ряд"...
Игры для формирования навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с нарушениями речи
Актуальность проблемы формирования навыков анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем слу...