Подготовка-постановка звука ЛЬ
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
формирование правильного артикуляционного уклада для звука Ль, обучение правильному произношению звука Ль изолировано по подражанию,.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotova-postanovka_l.docx | 92.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Подготовка- постановка звука [Л’]»
Цель: подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука изолированно по подражанию.
Задачи:
- Коррекционно-обучающие:
- развитие фонематического слуха;
- формирование правильного артикуляционного уклада для звука «ль»;
- учить правильно произносить звук «ль» с опорой на зрительный и слуховой контроль;
- учить выделять звук «ль» из потока других звуков, слогов, слов;
- автоматизация звука «ль» в обратных слогах;
- развивать внимание.
- Развивающие:
- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
- формирование направленной воздушной струи;
- развитие мелкой моторики рук.
- Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества (внимательно слушать логопеда; правильно выполнять его инструкции);
- воспитывать аккуратность при выполнении заданий.
Оборудование: зеркало, предметные картинки (самолетик, зашумленная картинка ели), зеленый карандаш.
Ход занятия:
- Орг.момент, игра на развитие фонематического слуха:
Л: Здравствуй, Наташа, сегодня мы с тобой отправимся в полет вот на этом маленьком самолете (выставляю картинку самолета). Посмотри, какой он красивый. Послушай, как гудит его моторчик: Ль,Ль,Ль. Обрати внимание, какая нежная, ласковая песенка у него: Ль,Ль,Ль. Тебе понравилась его песенка?
Р: Да.
Л: Садись в «кресло пилота» и приготовь ножки: топни, если услышишь звук [Л’]: ЛЬ, мь, бь, ЛЬ,ЛЯ, ЛЮ, ми, аЛЬ, ам, ЛИст, машина, угоЛЬ. Умница, ты все сделала правильно.
- Артикуляционная гимнастика (по подражанию):
Л: Для того, чтобы твой самолетик тоже смог спеть красивую песенку, мы должны немного потренироваться. Повернись к зеркалу и широко открой рот (выполняем упражнение «Лопата»): Положи мягкий спокойный язычок на нижнюю губу и задержи его в таком положении (3-5 сек). Убери язычок, отдохни, сглотни слюну (дать время на отдых и расслабление):
Устала собачка и дышит устало,
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.)
Л: Давай еще раз повторим (3раза). Молодец.
Л: Очень хочется язычку спеть песенку маленького самолетика
и от нетерпения он то выглядывает, то снова прячется за зубы (упражнение «Вкусное варенье, цель - вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки): Слегка приоткрой рот и широким передним краем языка оближи верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону (1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу).
Л: Бегает язычок, ищет местечко поудобнее (упражнение
«Индюк», цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части): Приоткрой рот, положи язык на верхнюю губу и производи движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производи медленные движения, потом убыстри темп и добавь голос, пока не послышится бл-бл (1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед).
Л: Устроился язычок на диване (ребенок упирает широкий
язычок в верхние зубы) и от нетерпения пыхтит (упражнение
«Бочки» — воздушная струя направляется в щеки).
Л: Подул ветерок (Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка): Улыбнись, приоткрой рот, прикуси кончик языка передними зубами и подуй (наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой, следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта).
- Формирование правильных артикуляционных укладов
Л: Язычок мы с тобой потренировали, теперь давай попробуем его правильно уложить:
1. губы в полуулыбке;
2. зубы сближены;
3. кончик языка поднимается и образует смычку с
альвеолами; средняя и передняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и некоторым продвижением вперед всей массы языка.
4. воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой (отчего звук Ль и называется боковым);
5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
6. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
- С механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
Л: Запомнила, как язычок ведет себя, когда хочется спеть песенку самолетика? Попробуй повторить самостоятельно, «протягивай» звук как можно дольше.
Р: Ль-ль-ль-ль,Ль-ль-ль-ль,Ль-ль-ль-ль-ль,Ль-ль-ль-ль-ль.
IV. Закрепление изолированного произнесения поставленного звука
Л: Молодец! ПоЛЕтел наш самоЛЁтик. Посмотри, наш самоЛЁтик поЛЕтел вокруг зеЛЁной еЛИ.
Л: Для того, чтобы нашу еЛЬ было лучше видно, ее необходимо обвести карандашом. Возьми карандаш зеЛЁного цвета, не торопись, обводи изображение еЛИ по точкам и при этом пой нежную песенку самоЛЁтика: ль-ль-ль. Пой протяжно, нежно.
Л: Молодец, красиво получилось. Какую песенку пел твой самоЛЁтик?
Р: Ль-ль-ль-ль-ль.
Л: Самолетик пел протяжно, давай вместе споем его песенку
РиЛ: Ль-ль-ль-ль, ль-ль-ль-ль,ль-ль-ль-ль.
Л: очень хорошо.
Л: у нашего самоЛЁтика заканчивается топЛИво, и моторчик начал песенку петь свою коротко. Послушай: Ль,ль,ль,ль. Попробуй и ты так спеть.
Р: Ль,ль,ль,ль,ль.
Л: хорошо получается, давай вместе.
РиЛ: Ль,ль,ль,ль,ль,ль,ль,ль.
Физминутка: Л:Наташа, я предлагаю тебе поиграть. Представь, что ты- это маленький самоЛЁтик, расправь свои руки-крыЛЬя, давай с тобой поЛЕтаем по комнате и будем петь ласковую песенку, которую мы сегодня выучили. (ребенок «летает по комнате и произносит протяжно звук «ль»).
Л: Молодец, Наташа.у тебя все получилось правиЛЬно и красиво.
V.Автоматизация в слогах:
Л: Надоело нашему самоЛЁтику петь одну и ту же песенку, захотел он придумать новую, послушай, что у него получилось: ЛЯ-ля-ля-ля-ля.
Л: Попробуй и ты спеть новую нежную песенку, петь нужно протяжно.
Р: ЛЯ-ля-ля-ля-ля, ЛЯ-ля-ля-ля-ля, ЛЯ-ля-ля-ля-ля.
Л: Лю-лю-лю-лю-лю (аналогично со слогами лё,ле,ли).
Л: Хорошо, теперь ты поешь, а я продолжу, у нас должны получиться чистоговорки.Тебе понятно задание?
Р: Да.
Л: Начинай.
Р: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ
Л: ЗеЛЕнеют поЛЯ.
Р: ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ
Л: ЛЕжаЛИ ЛИстья на земЛЕ
Р: ЛИ-ЛИ-ЛИ
Л: ЛЕщи пЛЕскаЛИсь на меЛИ
Р: ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ
Л: ЛЕтний дождик я ЛЮбЛЮ.
Л: Как хорошо и весело у нас получилось.
VI. Подведение итога, запись в тетради домашнего задания.
Л: Молодец, ты сегодня хорошо позанималась. Скажи, что тебе больше всего понравилось сегодня? Что бы ты хотела повторить на следующем занятии? Хорошо. Дома повторяй ласковый звук [Ль], нежные песенки [Ля], [Лё], [Лю], [Ли], [Ле], следи, чтобы моторчик самолетика звучал звонко, с сильным выдохом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
Технология "Погружение в сказку". Алгоритм при подготовке постановки спектакля "Происшествие в Дедморозовке" по сказке А.Усачева
Технология "Погружение в сказку". Алгоритм при подготовке постановки спектакля "Происшествие в Дедморозовке" по сказке А. Усачева...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....