Приемы формирования грамматически правильной речи.
методическая разработка по логопедии по теме

Черняева Марина Александровна

в данной статье делюсь с приемами, которые я использую для формирования грамматических категорий у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_formirovaniya_grammaticheski_pravilnoy_rechi.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы формирования грамматически правильной речи.

В группу с ОНР попадают малыши в пятилетнем возрасте. Но, как правило, умственное развитие этих детей «застряло» на трех-четырехлетнем уровне. При общем недоразвитии речи у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, особенно при выполнении мелких операций. Это видно, когда они застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают шнурки, не могут правильно держать карандаш.

Дети с общим недоразвитием речи не только плохо выговаривают звуки. Их словарь, как пассивный, так и активный, крайне беден – в нем мало глаголов, практически отсутствуют прилагательные и наречия.  Речь их аграмматична, то есть, эти дети неправильно согласуют существительные с глаголами, прилагательными, они практически не используют предлоги. Дети с общим недоразвитием речи не умеют составлять рассказ, не пересказывают даже маленький текст, при описании игрушки пользуются однословными предложениями.  Они путают название цветов и геометрических фигур, а счетом владеют только порядковым.

Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование  путем совершенствования точных движений руки и пальцев оказывает положительное воздействие на развитие речи.

Работая с детьми с общим недоразвитием речи, я обратила внимание, что развитие мелкой моторики дает уникальную возможность улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму; предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников; развивать внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; стимулировать фантазию, проявлять творческие способности; играя, освоить начала геометрии как на плоскости, так и в пространстве; научиться управлять своим телом,  чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возможность возникновения неврозов; ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения. Я считаю своей задачей  вывести моих «оэнэрщиков» на уровень их настоящего возраста, ведь интеллект детей с ОНР сохранен, просто где-то в мозгу произошел «сбой».    

На мой взгляд, при формировании грамматически правильной речи необходимо, прежде всего, воспитать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, добиваться дифференцированного восприятия речи. Этому превосходно способствуют игры и игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики руки, которые, в свою очередь, помогают воспитанию активного внимания, умению вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов, действий, признаков.

В качестве  методических приемов работы над грамматическими формами  использую следующее:

- Закончить предложение, поставив пропущенное слово в нужной грамматической форме;

- Составить предложение, употребляя разные грамматические конструкции:

А) по вопросам,

Б) по демонстрации действий,

В) по опорным словам.

Я осуществляю свою работу в следующих направлениях:

- формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;

- развитие навыков словоизменения и словообразования;

- развитие связной речи.

В процессе работы над формированием структуры предложения учитываю этапы формирования умственных действий, выделенные П.Я. Гальпериным (формирование действия во внешнем, в речевом, во внутреннем планах).

Обучение и закрепление речевых навыков я провожу в виде различных игровых фрагментов, где действующими лицами являются сами дети или их любимые персонажи. Широко использую наглядность, речевую деятельность, различные формы поощрений. Это помогает мне поддерживать эмоциональный положительный настрой детей, интерес к занятиям.

С момента поступления детей в группу я предлагаю им те игры, которыми играют дети раннего возраста - кубики и кольца пирамидки для перекладывания и конструирования. Постепенно материал становится более мелким: это пуговицы и бусины для сортировки и нанизывания, карандаши, счетные палочки и спички, мозаика для раскладывания узоров и фигур. Также я обратила внимание, что хорошо активизирует мышцы руки работа с пластилином и глиной. Утром я предлагаю ребятам пластилин, который необходимо размять, а затем сделать из данного кусочка последовательно: колобка, тарелочку, чашечку, колбаску, бублик, и снова колобка. Ребятам нравятся такие «превращения», они представляют себя волшебниками. С удовольствием ребята размазывают пластилин на кусочке плотного картона, а затем зубочисткой чертят на этом фоне различные фигурки, узоры.

Особое внимание я уделяю играм с пальчиками, которые сопровождаются небольшим стихотворным текстом. Одними из первых встречаются ребенку игры «Сорока-белобока», «Мальчик с Пальчик». Ребенок сначала вслушивается в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст.

Также в начале обучения мною проводятся игры, в которых дети выполняют упражнения с легкими движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или  поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем.

Дети с удовольствием играют в такие игры, как «Кашка-малашка» (игра с ладошкой), «Мама считает пальчики» (массаж подушечек пальцев), «Ну-ну!» (грозить указательным пальцем), «Дай-дай» (сгибать пальцы к ладошке), «Гусь» (удерживать пальцы щепоткой), «Гуси клюют» (ударять пальцами, собранными в щепотку), «Пальчики рисуют» (на песке, листе бумаги), «Колечки» (удерживать указательный и большой пальцы колечками на обеих руках), «Топ-топ пальчики» (перебирать пальцами по поверхности), «Коза» (удерживать указательный и средний пальцы), «Ножницы» (двигать указательным и средним пальцами), «Спрячь большой пальчик» (в ладошку), «Пальчики здороваются» (совмещать пальцы обеих рук). Упражнения сопровождаются чтением стихов, что вызывает у детей интерес и желание повторять слова за взрослым. Например:

"В гости" 

В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому ("дом"):

Указательный и средний (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно),

 Безымянный и последний-

Сам мизинчик-малышок (пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)

Постучался на порог (кулаки стучат друг о друга).

Вместе пальчики-друзья (ритмичное сжимание пальцев в кулаки).

Друг без друга им нельзя.   

 Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.

"Засолка капусты" 

Мы капусту рубим, рубим (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх),

Мы морковку трем, трем (пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя),

Мы капусту солим, солим (движения пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки),

Мы капусту жмем, жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

С помощью таких упражнений происходит одновременное развитие моторики рук и закрепление правильных грамматических категорий. Во-первых, ребенок соотносит движение со словом, во-вторых, учится автоматически правильно согласовывать слова в предложении и, в-третьих, происходит зрительное и тактильное запоминание фразы.

Занимаясь с ребенком, я пользуюсь различными приемами подсказки нужного слова: интонационное выделение слова, называние первой части слова, образца. На первоначальных этапах подбираю задания, выполнение которых подкрепляется действием. Предметный словарь имеет выраженный конкретный характер (покажи, принеси, выбери), а действия легко поддаются демонстрации (подпрыгни, согни руку, присядь). Дети любят отвечать на  провокационные вопросы, типа: Что помогает птице летать? А  у кошки есть крылья? Обязательно  закрепляем обобщающее значение слов: Покажи всех, у кого есть крылья. При построении детьми предложения большое значение имеет опора на внешние схемы, поэтому я считаю необходимым материализовать структуру речевого высказывания, что поможет символизировать предметы и отношения между ними. Вначале я объясняю детям метод составления предложения по наглядным схемам (фишкам). Например, предлагаю картинку, на которой нарисована идущая девочка. С помощью вопросов определяется субъект (кто?), предикат (что делает?). Каждый из выделенных элементов обозначаем фишкой: субъект – красным кружком, предикат – синим квадратом. Дети выкладывают схему предложения под картинкой, составляют предложение. Затем те же фишки соотносим с изображениями на других картинках. В дальнейшем в предложение добавляется третий и более элемент в зависимости от изучаемой темы: падежи, предлоги, дополнения и т.д. Для закрепления использую следующие задания:

подобрать предложения из предложенных логопедом к данной схеме;

самостоятельно придумать предложения по данной схеме;

ответить на вопрос так, чтобы предложение-ответ соответствовало данной схеме.

Задания по работе над предложением совмещаю с развитием пальцевой моторики: предлагаю детям фишки брать двумя, тремя пальцами, действовать обеими руками. При проведении физминутки дети прокатывают фишки по столу всеми пальцами поочередно, одной рукой или обеими сразу.

В процессе работы по формированию глубинной структуры предложения большое значение имеет использование картинок. С их помощью я учу детей выделять субъект действия (по вопросу Кто это? Что это?), объект действия и отношения между ними. Считаю важным прежде всего научить детей  определять отношения между изображенными на картинке предметами. Для этого даю задание составить предложение с помощью слов, обозначающих предметы. Например, предлагаю детям составить предложение со словами девочка, платье, утюг. В работе по формированию поверхностной структуры предложения учитываю последовательность овладения различными типами предложения в онтогенезе. В связи с этим провожу эту работу в таком порядке:

двусоставные предложения (подлежащее + сказуемое);

другие двусоставные предложения (Это дом. Дом большой);

распространенное предложение из 3-4 слов:

а) подлежащее – сказуемое – прямое дополнение,

б) подлежащее – сказуемое – прямое дополнение – косвенное дополнение (дательный падеж, творительный падеж),

в) подлежащее – сказуемое – обстоятельство места (предложно-падежная конструкция),

г) подлежащее – сказуемое – обстоятельство места, времени, образа действия, выраженное наречием).

В ходе такой работы я заметила, что чрезвычайно полезной является работа по распространению предложения с помощью слов-признаков. Формирование структуры предложения необходимо осуществлять в тесной связи с развитием словоизменения и словообразования. Уточнение значений слов связано с необходимостью направленности внимания детей на звучание значимых частей слова. Очень важно показать, как с изменением их по звучанию изменяется сам смысл слова. В процессе этой работы я обращаю внимание на изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола по лицам, числам, родам. Порядок работы определяю последовательностью появления форм слова в онтогенезе. Работу над усвоением форм слова провожу с использованием игровых приемов, картинок, вопросов. Формирование каждой грамматической формы считаю целесообразным осуществлять поэтапно:

определение значения грамматической формы на материале ряда словоформ;

выделение звукового обозначения морфемы на основе сравнения ряда словоформ;

самостоятельное конструирование словоформы (с использованием картинок, исходной формы слова).

Для дифференциации единственного и множественного числа существительных предлагаю детям ряд картинок, на которых изображены один или несколько предметов. Одно из слов дается лишь в одной форме, чтобы исключить угадывание. Уточняется семантика слов: покажи, где слон, где слоны. Далее предлагаю выбрать только те картинки, на которых изображено много предметов. Предлагаю еще раз послушать эти слова, чтобы дети услышали разницу в произнесении окончаний. Обязательно отрабатываем разные типы окончаний имен существительных множественного числа, т.к. именно многообразие этих окончаний и создает трудности. Для этого провожу ряд специальных упражнений – игр в слова. При этом я называю существительные в единственном числе, а ребенок – в множественном. Для лучшего запоминания слова группирую по сходству окончаний множественного числа. Считаю важным помочь ребенку овладеть многообразием окончаний имен существительных при их сочетании с числительными. Для начала предлагаю отработать сочетание существительного с числительными 1 и 2, затем 1 и 5. Словосочетания также группирую по принципу сходства окончаний существительных, т.е. в роде. Начинаем эту работу с «оречевления» картинок. В работе над согласованием прилагательных с существительными добиваюсь того, чтобы дети заметили, что окончания будут различными при согласовании прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода, а также с существительными множественного числа. Для этого использую сначала прилагательные, где окончания слышатся под ударением. Далее предлагаю имена прилагательные с уже заданным окончанием, а дети подбирают подходящие существительные. Особую трудность испытывают дети при образовании относительных и притяжательных прилагательных. Поэтому предварительно я объясняю, что если предмет сделан из дерева, то он деревянный, если из железа – железный и т.д. после этого переходим к картинкам. Чтобы ребенку было легче понять смысл задания, предлагаю такие примеры, когда один и тот же предмет сделан из разного материала (ложка из дерева - деревянная, из олова – оловянная). При образовании притяжательных прилагательных показываю картинку и при этом говорю: у коровы голова коровья, а чья голова у вороны? Картинки подбираю по принципу сходства окончаний. Правильность употребления всех окончаний достигается путем неоднократных повторений в различных игровых ситуациях. 

В работе над пониманием предлогов  считаю необходимым сначала направить внимание детей на смысловое значение «маленьких слов» в словосочетаниях, на различное звучание этих слов в зависимости от их значения: Положи карандаш стол. – Положи карандаш на стол. Для закрепления понимания и употребления данного предлога я использую правильные и неправильные варианты предложения: Таня повесила куртку из шкаф. Значение каждого предлога объясняю отдельно, обязательно сопровождая наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. С удовольствием дети используют схемы предлогов. Я называю картинку, а ребенок показывает схему, причем он видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов (белка в дупле и кружочек в квадрате). Для лучшего усвоения значений предлогов провожу упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением. В ходе таких упражнений снова обращаю внимание детей на то, что имена существительные, употребляемые с одним и тем же предлогом, могут иметь разные окончания. Очень трудно детям усвоить сложные предлоги. Здесь мне на помощь приходит «Сказочная полянка», на которой все картинки крепятся на липучки, меняясь в соответствии с темой недели и задуманным сюжетом. Я располагаю картинки на «полянке» так, чтобы дети невольно начинали использовать сложные предлоги, отвечая на мои «коварные» вопросы: Где лежит мячик? – Под столом. – Значит, откуда его достанет мальчик? – Из-под стола. Малыши могут самостоятельно выбрать героев, придумать сюжет. И тут я вновь «прихожу на помощь», прошу ребят рассказать, о чем их сказка, подводя к использованию в речи сложных предлогов: - Ребята, кто это у вас? – Это котята. – Что они делают? – Они играют в прятки. – Куда спрятался белый котенок? Откуда он выглядывает? – Белый котенок спрятался под крыльцо. Он выглядывает из-под крыльца. – А куда спрятался рыжий котенок? Откуда он выглядывает? – Рыжий котенок спрятался за дерево. Он выглядывает из-за дерева. Так  дети не только легче запоминают сложные предлоги, они также учатся творческому рассказыванию, составлению рассказа по серии картин. Кроме того, дети учатся преодолевать неуверенность, безынициативность.

При уточнении формы винительного падежа провожу следующие виды работы:

Игра «Кто самый внимательный»;

Вопросы, требующие ответа в винительном падеже;

Беседа по содержанию стихотворения «Цветные карандаши»;

Беседа по картинке, где нарисован художник, срисовывающий букет.

Идентичную работу веду и по уточнению других падежей. Это игры «Кому нужны эти вещи» (дательный падеж), «Угадай, чьи это вещи», «Чьи хвосты?» (родительный падеж), «Кто чем работает» (творительный падеж), «Помоги животным найти свой домик» (предложный падеж), а также беседы, ответы на вопросы по картинке и без нее. При закреплении формы родительного падежа множественного числа предлагаю игру «У кого пять предметов?», которая, кроме того, помогает закрепить согласование числительного с существительным. Для развития словоизменения глаголов рекомендую следующие занятия:

образование настоящего времени глагола по данной форме и наоборот;

дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида в импрессивной и экспрессивной речи;

дифференциация пар с возвратными глаголами;

согласование существительного и глагола настоящего и прошедшего времени.

Большое внимание уделяю обучению детей образованию слов с помощью суффиксов, например: -ница (сахар-ница, суп-ница). На первоначальных этапах образования уменьшительно-ласкательных слов даю сопоставление двух предметов – большого и маленького, подчеркивая, как по-разному они называются, интонационно выделяя суффикс (кот-котик, шар-шарик). Далее предлагаю детям поднять ту картинку, которую называет педагог: у кого шар, шарик, машина, машинка. Включая упражнения на закрепление новых слов в самостоятельной речи, предлагаю детям сначала повторить вслух вслед за педагогом предложенный образец, а затем самостоятельно составить предложения, типа: у Лены кукла, а у Леночки – куколка; Маша надевает кофту, а Машенька – кофточку. При этом можно использовать:

а) демонстрацию действий,

б) опорные слова,

в) демонстрацию картинок,

г) вопросы.

Путем специальных дидактических упражнений я учу детей различать сходные по внешним признакам действия, но отличающиеся оттенками. Эти различия предлагаются разными приставками. Например: пришел, ушел, вышел, подошел. Сначала детям демонстрируется два противоположных действия (пришел-ушел), предлагается их сравнить и определить, разные они или одинаковые. Далее интонационно я выделяю первую часть слова, приставку (при-шел, у-шел), подчеркивая, как по-разному эта часть слова меняет действия. Следующий этап включает в себя обучение умению определять обобщающее значение слова: дети по картинкам показывают, про кого можно сказать: пришел, ушел. Предложив детям самостоятельно выполнить аналогичные действия, составляем затем предложения с этими глаголами: Маша пришла домой. Лена ушла из дома. Аналогично рассматриваем другие действия (налил-вылил, прибежал- убежал, открыл-закрыл). При этом обязательно внимание детей привлекаю к приставкам, которые придают разные значения действиям.

Вся эта работа ведется параллельно с развитием мелкой мускулатуры рук, что способствует более быстрому усвоению грамматических категорий языка. Кроме того, игры, направленные на развитие моторики пальцев рук, интересны, увлекательны, что позволяет заинтересовать детей и удерживать их внимание на протяжении всего занятия. Поэтому упражнения, развивающие мелкую моторику рук, я использую как часть занятия по развитию речи, математике, изодеятельности, а также на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

В логопедической практике часто возникает необходимость придать пальчиковым играм специфическую направленность на то, чтобы ребенок запоминал и использовал слова, редко употребляемые в обиходе, овладевал обобщающими понятиями и их лексическим содержанием, сложными словами. Я стараюсь, чтобы тематика представленных игр была разнообразна и отражала основные лексические темы, изучаемые в логопедических группах для детей с ОНР. В течение своей работы я разработала планирование игр и упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук в соответствии с лексическими темами, которые дети изучают понедельно. Это помогает детям лучше усвоить лексический материал, так как идет одновременное запоминание слов с помощью слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Например, для  лексической темы «Овощи, труд на полях и огородах» мною используются: волчки с подложками для вращения в виде овощей, емкости с горохом и фасолью (сухой бассейн, «Золушка»), клубочки, «Спрячь овощ», шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, ленточки, а на физминутке ребята с удовольствием «солят капусту». Всю неделю дети выкладывают из крупы, зерновых, зернобобовых  и семечек цифры, геометрические фигуры, узоры, овощи и фрукты. Такие упражнения  развивают у детей не только речь, но и логику, воображение, внимание, усидчивость, зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез, тактильные ощущения детей. Кроме того, они учат детей ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметами или явлениями окружающего мира и их абстрактным изображением.

При изучении темы «Домашние и дикие животные» я также использую пазлы, мозаику, трафареты. Кроме того, у нас есть изображения животных, где туловище покрыто «настоящей» шерстью, и ребята могут пощупать, погладить спинку такого животного, через пальчики ощутив разницу (у кого-то шерсть длинная, мягкая, пушистая, теплая, у кого-то – короткая, менее мягкая, а у кого-то – гладкая и холодная). Также дети превращают свои пальчики в «зайчиков», «козу». А еще мы разыгрываем «спектакли» по сказке: я читаю текст, а ребята показывают пальчиками животных. В подготовительной группе ребята уже могут «разыгрывать» с помощью пальчиков сказки «Колобок», «Теремок», «Репку», а текст рассказывает кто-то из ребят, а не воспитатель. Бывает, что у ребят включается фантазия, и они вводят дополнительных героев, изменяют текст. Таким образом, ребята учатся не только соотносить текст с движением и пополняют словарь, но и, что очень важно, учатся пересказывать, творчески мыслить.  

Я обратила внимание на то, что детям очень нравится работать с бисером и  крупными бусинами. Я использовала это для закрепления уменьшительно-ласкательных суффиксов в увлекательном занятии «Бусы для Кати и Катеньки». Эта работа требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости. Сделанные бусы ребята затем использовали в игре – бусы из крупных бусин «подарили» Кате, а из мелкого бисера – Катеньке.

Как правило, дети логопедической группы «не дружат» с ножницами. Я обратила внимание, что у малышей, кроме того, что они не умеют держать их в руках,  почему-то возникает страх перед этим инструментом. Чтобы преодолеть этот недостаток, занятий аппликацией недостаточно. У нас в группе ножницы имеют кольца разного цвета. На первом занятии мы вместе с детьми рассматриваем ножницы, сравниваем их между собой, выясняем, что ножницы имеют по два длинных острых конца, по два круглых кольца и соединены посередине гвоздиком. Загадываю загадку: Два конца, два кольца, посередине – гвоздик. Еще раз произношу ее, а дети проводят пальчиками по деталям ножниц: осторожно, чтобы не пораниться, ведут пальчик по длине концов, сначала одного, затем второго, убеждаясь, что их действительно два, они острые, поэтому хорошо режут бумагу и ткань; далее обводят пальчиками кольца, запоминая, что их тоже два, они круглые, с их помощью удобно держать ножницы; трогают гвоздик, соединяющий концы и кольца между собой, он один и маленький. Затем ребята замечают, что у ножниц кольца разного цвета – у Ани желтые, у Кати красные, у Вовы синие, а у Ильи зеленые. Чтобы было интересно, предлагаю детям сочинить сказку о том, почему так получилось. В зависимости от фантазии, сказки получаются разные.

На следующем занятии я рассказываю детям, какие великие труженики ножницы, сколько нужных и полезных вещей можно сделать с их помощью. А какие красивые картины получаются, если из вырезанных фигурок составить рисунок! Изучая темы «Одежда», «Ткани» рассматриваем одежду, украшенную с помощью аппликации из ткани. Но, чтобы у ребят получились такие же красивые вещи, необходимо научиться хорошо владеть ножницами. Предлагаю детям сделать коврик, украшенный с помощью геометрических фигурок, вырезанных из бумаги. В качестве разминки ребята делают упражнение для пальцев «Ножницы». Так, постепенно, ребята преодолевают страх перед ножницами, учатся ими правильно пользоваться. Опять-таки, каждое движение проговаривается, и при этом пополняется словарь, развивается грамматический строй речи.

Для развития точных, произвольно направленных движений я предлагаю детям задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги, ткани, тесьмы. В подготовительной группе я привлекаю детей к занятиям  рукоделием. Вышивка, шитье, вязание приучают ребят к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. Опять-таки значительно пополняется словарь, дети учатся согласовывать существительное с прилагательным, образуют прилагательные от существительных.

Развитию мелкой моторики руки ребенка способствует раскрашивание. С этой целью мною используются готовые альбомы для раскрашивания. Для упражнения в штриховке я использую готовые контурные изображения предметов, рисование изображений с последующей штриховкой и обведение детьми готовых трафаретов. Также широко применяю различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений (овалов, линий, треугольников). Любят дети игры «Рисует компьютер», «Кузнечик»: воспитатель ставит в определенном месте тетрадной страницы точку и начинает «диктовать» - Одна клетка вверх, две клетки вправо… В итоге получается какое-то изображение: домик, животное, машинка. С помощью таких игр у детей развивается глазомер, внимание, память, они учатся ориентироваться на листе бумаги. Мы с детьми не ограничиваемся просто рисованием по клеткам или точкам. По окончании рисования предлагаю ребятам составить предложение с нарисованным предметом, придумать сказку, рассказ из нескольких предложений.

Я заметила, что дети моей группы любят упражнения с пуговицами. Они учатся катать пуговицу, поставленную на ребро, каждым пальчиком по очереди; застегивать и расстегивать пришитые пуговицы; нанизывать пуговицы на нитку или проволоку; пришивать пуговицы к детской и кукольной одежде; выкладывать гирлянды и монисты из разноцветных пуговиц; выкладывать орнаменты и фигурки; запускать пуговицы, поставленные на ребро (какая дальше прокатится – маленькая, средняя или большая); решать примеры и задачи; проводить игры на определение состава числа из двух меньших чисел; угадывать, на что похож предмет или часть предмета.

С огромным удовольствием мои дети играют в театрализованные игры. У нас в группе есть пальчиковый, теневой театры, театр масок, кукол для которых мы изготавливали вместе с детьми. При изготовлении дети проговаривали каждое свое движение, то есть, в это время шло одновременное развитие тонких движений пальцев и речи.

Чтобы родители поняли значение развития мелкой моторики руки в совершенствовании грамматических категорий, мной были проведены консультации по ознакомлению с игровыми упражнениями на развитие мелкой моторики. Я объяснила, что совсем необязательно отводить для таких занятий специальное время. Достаточно того, что во время каких-то домашних дел ребенок будет помогать маме, проговаривая вслух каждое свое действие:  

-  пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц и ярких ниточек красивые узоры;

- вы собираетесь варить кашу из гречки, но в пакете «случайно» оказались зерна риса. Попросите дочку или сына помочь перебрать крупу;

- скоро Новый год. Было бы прекрасно, если квартира украсится с помощью гирлянд, елочек и шаров, вырезанных из бумаги вашим ребенком.

Ознакомив родителей с важностью и необходимостью развития мелкой моторики рук и игровыми упражнениями, я предложила один раз в квартал организовывать вечера пальчиковых игр, на которых разыгрывались бы мини-спектакли с помощью игр, разученных детьми дома. Таким образом, я узнала, как родители распорядились полученной информацией.

Занимаясь с детьми упражнениями для развития мелкой моторики рук, я сделала вывод, что усидчивость дошкольников на занятиях повысилась, возросла сосредоточенность. Дети стали реже отвлекаться, приобрели ловкость в обращении с мелкими предметами. Дети, не умевшие шнуровать ботинки, благодаря играм с пальчиками теперь это делают очень умело и ловко; они смело и умело манипулируют ножницами. В свободное время ребята иногда отдают предпочтение не игрушкам, а играм с пальчиками (загадывают загадки, рассказывают стихи и сказки).

Но главное – благодаря кропотливому труду речь детей преобразилась. Теперь в ней нет аграмматизмов, она богата прилагательными, глаголами. Ребята составляют рассказы, используя распространенные предложения и употребляя антонимы, наречия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»

Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. В...

Консультация для воспитателей ДОУ " Методы и приемы формирования грамматически правильной речи".

Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общается со све...

"Приемы формирования грамматически правильной речи"

*Под грамматической стороной речи понимают   грамматически правильное его использование.*Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие.*Словарь – это слова (основные е...

Семинар -практикум по теме "Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"

Цель: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения....

Конференция пап «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»

Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста...