Звуки B и Bь в гостях у Осени
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
конспект фронтально-подгруппового логопедического занятия в старшей группе ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen_v_i_v.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 39 комбинированного вида
Колпинского района г. Санкт- Петербурга
организованная образовательная деятельность
с детьми старшей группы для детей с ОНР
Звуки B и Bь в гостях у Осени
Интеграция ОО «Коммуникация», «Социализация», «Познание».
учитель-логопед высшей кв. категории
Вагина С.Б.
Использование современных образовательных технологий:
Обучение в сотрудничестве
Технология коррекции поведения
Динамическая пауза
Логопедическая ритмика
Психогимнастика
Дыхательная гимнастика
релаксация
Коммуникативные игры
Пальчиковая гимнастика
Музыкальное воздействие
Цели.
развивать коммуникативные и творческие навыки.
Задачи.
1.Образовательные
- Обогащать активный словарь по теме «Осень»
- Развивать психические процессы: кратковременную память, логическое мышление, произвольное внимание.
- Развивать навыки мотивированного ответа
2.Коррекционные
- Продолжать знакомить детей с предлогами
- Развивать фонематический слух
- Развивать навыки фонематического анализа
- Развивать длительный плавный ротовой выдох
- Развивать умение изменять силу голоса
- Учить произносить слова различной слоговой структуры
3.Воспитательные.
- Воспитывать умение работать в сотрудничестве
- Учить детей слушать сверстников.
Материал для занятия. коробки, цветная бумага, ножницы, письмо, листья деревьев, схема для характеристики звуков, иллюстрация к считалке, книга «Веселые встречи со звуками речи»,кубик, шарик, микрофон.
1.Организационный момент «Правила красивой речи»
Дети стоят в кругу
Логопед предлагает вспомнить главное правило речи.
Все вместе хором читают стишок, сопровождая его движениями пальцами.:
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Очень верно говорим,
Потому что не спешим.
Давайте посмотрим, как мы умеем следовать этому правилу на нашем занятии
2. «Веселые встречи со звуками речи»
Логопед. Усаживайтесь на коврике, пришло время почитать нашу любимую книжку «Веселые встречи со звуками речи»
Ой, из книги выпало письмо. Давайте, я вам его прочитаю. Слушайте:
Дорогие ребята, мы тоже живем в этой книге и хотим с вами познакомится.
Нас зовут В и Вь. Меня зовут В и я люблю все синее, а моего братца зовут Вь и он любит все зеленое. Мы посылаем вам свои портреты - буквы и картинки, в названиях которых обязательно есть наши имена, вот только они все перемешались, и мы никак не можем разобраться, где мои и где его картинки.
Логопед. Чей это портрет? Кто может назвать его имя?
Дети. Это буква В
Логопед. Как вы узнали?
Дети. Эта буква синего цвета.
Логопед. Мы много знаем о разных звуках. Кто может по этому портрету буквы В рассказать все о звуке, который она обозначает? У нас есть схема –помощница. Воспользуйтесь ею.
Дети. Дают характеристику звука В: согласный, звонкий, твердый звук.
Логопед. Здесь ещё есть буква, точно такая же, но только зеленая. Назовите звук, который она обозначает. Расскажите про этот звук.
Дети дают характеристику звука Вь: согласный, звонкий, мягкий звук.
Логопед. Давайте, ребята выполним просьбу братцев.
Дети раскладывают картинки в 2 стопки: в одну со звуком В, в другую со звуком Вь.
3. решение проблемной ситуации «коробочки с цветами»
Логопед. Мы картинки разобрали, а как братцам передать, чтобы опять они не перепутались?
Дети предлагают варианты решения проблемы. Вместе с логопедом решают разложить картинки в разные коробки
Логопед. А как братцы узнают, где чьи картинки?
Дети предлагают украсить коробки цветами синего и зеленого цвета.
Дети вырезают и наклеивают цветы на коробки.
4.развивающая игра «Шарик и кубик»
Логопед. (Телефонный звонок) это позвонили братцы В и Вь. Логопед имитирует разговор по телефону и передает его содержание детям: Они поинтересовались, получили ли мы их письмо. Братцы обрадовались, что мы приготовили для них посылку и предложили поиграть в их любимую игру. Помните, как-то мы играли с шариком- попрыгунчиком и кубиком? Вот они. Давайте еще раз поиграем. Логопед меняет местоположение шарика относительно кубика, дети озвучивают это. В ходе игры логопед с детьми выделяет маленькие слова- предлоги и находят к ним соответствующее схематическое изображение.
Логопед. А вы заметили, что братец В тоже с нами играл? Он превратился в маленькое слово.
5. физминутка «Осень»
Дети вместе с логопедом проговаривают текст, сопровождая его действиями.
Меж еловых мягких лап дети поднимают и опускают руки,
Дождик тихо кап, кап, кап! ладошками вверх.
Где сучок давно засох, дети приседают
Вырос серый мох, мох, мох! Ладошки «смотрят»вниз.
Где листок к листку прилип, дети медленно приподнимаются
Появился гриб, гриб, гриб! Держась за «шляпки».
Кто нашел его, друзья? Пожимают плечами.
Это я, это я, это я! Кивают головой.
6.дыхательное упражнение «листопад»
Дети сдувают с ладошек разноцветные листочки, приговаривая вместе с логопедом:
Листопад, листопад,
Листья разные летят.
7.беседа об осени.
Логопед. А теперь сядьте на коврик (включает музыку). Коврик будто из осенних листьев.
Закройте глазки и представьте. Осень - прекрасная пора. Она бывает такая разная. Ранняя осень-тепло, солнечно, все поспевает, птички щебечут. Золотая осень-листопад, листопад, листья разные летят: золотые, багряные, огненные, пурпурные…Поздняя осень- унылая пора, дождливо, ветрено, все готовятся к зиме.
Ребята, я буду осенним деревцем, которое вас приглашает за столы, а вы придумайте любые слова об осени, её погоде, шепните их деревцу. Запомните свои слова.
8.речевая игра «прохлопай слово»
Логопед. Запомнили свои слова? А теперь мы будем их делить на слоги.
Все вместе прохлопаем, а ты, Петя(хозяин слова), загибай пальчики, считай слоги.
Дети по очереди прохлопывают слова по слогам.
Есть ли у кого в слове звук Вь? и В? Где он стоит?
Логопед. А я придумала слово «звери». В нем два слога. А при чем тут звери? Но ведь у них осенью много забот. Какие?
Дети вспоминают о приготовлении запасов на зиму и постройке домиков.
Логопед. В какое время года звери строят себе домики? А вы знаете какие у зверей жилища?
9.коммуникативная игра «Чей домик»
Логопед. Мы можем с ним поиграть. Вот игра «Чей домик». Дома есть не только у людей, но и у зверей. Здесь живут звери, а тут все домики для разных животных. Помогите зверюшкам найти свои домики.
Дети собирают парные пазлы.
Логопед. Расскажите, где живут ваши животные.
Дети проговаривают: медведь живет в берлоге, белка живет в дупле и т. д.
Логопед. Вы знаете, а во всех ваших предложениях спрятался братец « В». Он превратился в маленькое слово «В». Вот послушайте.
Логопед повторяет несколько предложений, утрированно выделяя предлог «В». Попробуйте найти, где спряталось маленькое слово « В» в ваших предложениях.
Дети повторяют несколько предложений, утрированно выделяя предлог «В»
10. Ребусы- это загадки.
Логопед. Ребята, вы любите разгадывать ребусы? Наше маленькое слово «В» поможет научится их разгадывать. (предлагает ребусы , где часть слова находится в букве В). Вы называйте, что видите на карточке, а я запишу.
Логопед записывает: Слава, Вера, Вова, Ваня
Что такое: Вася, Вера, Вова, Валя. Что за слова получились?
Дети. Это имена
Логопед. У меня есть картина, где все эти ребята трудятся. Только я запуталась, кто из них кто. Помогите разобраться? Вы знаете считалку про них?
11. логоритмическое упражнение «Сажаем деревца»
Логопед. Считалку мы все вместе прочитаем, а Петя встанет в середину круга и посчитает детей: негромко, плавно, не спеша.
Дети читают, жестами сопровождают текст.
Возле школьного крыльца
Посадили деревца:
Вера - вербу, Вова – ясень,
Слава - сливу, Ваня - клен.
Ты работал оставайся, ты ленился- выйди вон.
Логопед предлагает написанные имена прикрепить к картинке, обосновывая свой выбор, начинает тот, кто первым вышел по считалке.
Дети. Это Слава, рядом с ним дерево слива. Я узнал дерево по плодам.
Это Ваня, он стоит под кленом. Я узнал дерево по листьям.
12.-Итог:
Логопед. О чем мы сегодня говорили?
Что узнали? Все ли выполняли наше правило речи?
Дети отвечают, передавая микрофон.
Логопед. Как настроение? У меня прекрасное, у Вас - улыбки.
Это приятно и мне и вам.
Логопед. Дома придумайте ещё слова с « В» и «Вь» для братцев. Мы их в коробки добавим..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Буква З.Звуки [з],[з\']. В гостях у Зои".
Занятие по обучению грамоте....
Открытое занятие на методическом объединение: Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах «В гости к бабушке- загадушке»
Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах ...
Открытое занятие на методическом объединение: Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах «В гости к бабушке- загадушке»
Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах...
Конспект подгрупповой непосредственной образовательной деятельности «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» «В гости к Смешарикам»
Ход занятия1. Организационный момент.- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы отправимся в гости к Смешарикам. А к кому именно, отгадайте.Сварит вкусное варенье,Всем поднимет настроениеПо хозяйст...
Подгрупповое занятие в старшей логопедической группе на дифференциацию звуков Ж-З. "В гостях у насекомых"
Конспект подгруппового занятия...
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Звуки [л]-[р]. В гостях у лисы и рыси». Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР № 99» Зимановская Татьяна Павловна.
Технология: игровая.Речевое заключение: ФФН.Этап коррекционной работы: автоматизация, и дифференциация звуков [л] [р] в словах, и предложениях....
НОД в подготовительной логопедической группе по дифференциации звуков л-ль "В гостях у Лунтика и его друзей"
Это занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи, обогащению словарного запаса и развитию грамматических категорий (словообразования, согласования, словоизмениния), также дети учатся встав...