Говорить помогают пальчики.
статья по логопедии по теме

Зайнуллина Лидия Игоревна

Исторически, в ходе развития человечества, движения пальцев рук оказались тесно связанными с речевой функцией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorit_pomogayut_palchiki.docx12.16 КБ

Предварительный просмотр:

Говорить помогают пальчики.

        Исторически, в ходе развития человечества, движения пальцев рук оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью ( эта связь дает себя знать и у нас).

        Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

        Английский психолог Д.Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

        Сейчас для определения уровня развития речи врачи-психиатры проводят с детьми первых лет жизни такой опыт: просят ребенка показать один пальчик, два и три

(«сделай вот так» - и показывают, как надо сделать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это – неговорящие дети.

        Влияние движений пальцев рук на развитие речи выразилось и в интересном наблюдении, сделанным дефектологами: грубая переделка левши в правшу (например, когда ребенку привязывают левую руку за спину) в большинстве случаев приводит к заиканию и другим расстройствам речи.

        Активную тренировку пальцев ребенка следует начинать уже с 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

        Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички, рвать на мелкие куски бумагу – дети делают это с удовольствием.

        Начиная с полутора лет, ребенка обучают застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы.

        Очень хорошую тренировку пальцев обеспечивают народные игры («Сорока-белобока», «Ладушки» и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши пальчики играют - говорить нам помогают

Конспект родительского собрания по теме "Наши пальчики играют - говорить нам помогают" с  использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудовани...

Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают»

Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают» (слайд №1)   Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня я предлагаю поговорить о развитии речи ваших малышей. Ве...

Статья с упражнениями для детей раннего возраста «Говорить помогают пальчики!»

Краткое обоснование важности развития мелкой моторики в раннем возрасте, ее связь с развитием речи, и упражнения для пальчиков для самых маленьких....

Конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Золушке мы помогаем, пальчики мы развиваем".

Конспект интегрированного  занятия по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Золушке мы помогаем, пальчики мы развиваем"....

Родительское собрание "Пальчики играют - говорить помогают"

Формировать у родителей представление о роли мелкой моторики в общем развитии детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей: "Пальчики помогают говорить, играя пальчиками развиваем речь".

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики....