Буква Ш
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

Занятие по обучению грамоте детей подготовиттельной группы с ОНР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_bukva_sh.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

БУКВА Ш

Коррекционно-образовательная цель: учить детей читать слова со слогом «ши»; запомнить правило: слог «ши» пиши с буквой «и».

Коррекционно-развивающая цель: развитие фонематического восприятия, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза, навыка чтения слогов, слов, предложений, выполнение анализа предложения, развитие умения образовывать притяжательные прилагательные, развитие внимания, мышления, памяти.

Воспитательная цель: воспитание доброжелательности и взаимовыручки, воспитание умения правильно вести себя с домашними животными.

Оборудование: картинки животных (баран, собака, кошка, коза, лошадь, мышка), схемы к словам, слоги для составления слов со слогом ШИ, картинки для составления слова ПОПУГАЙ по первым звукам, сумочка Шапокляк, игрушка попугай, наборы фишек и полосок для составления схем.

                                                   Ход занятия:

1.Оргмомент.

Упражнение на дыхание: произнесение на выдохе «Му-у-у, молока кому?»

Л.: Кто приходил к нам на прошлое занятие? (Шапокляк) Старуха Шапокляк увидела, какие вы весёлые да дружные, и тоже нашла себе друга. А кто стал её другом, вы догадаетесь сами, когда выполните её задания. Здесь, в сумочке Шапокляк, лежит ответ. Выполняете задание – получаете карточку. Соберёте все карточки – прочитаете слово. Согласны?

2.Задание первое. Тот, кто верно отвечает, тот картинку получает.

Игра « Чей хвост?»: У барана хвост бараний, у мышки - …,

                                     У собаки - …, у кошки - …, у козы - …, у лошади - …

Игра «Подбери схему к слову»: дети подбирают к словам БАРАН, МЫШКА, СОБАКА, КОШКА, КОЗА, ЛОШАДЬ звуковые схемы.

Выполнив задание, достают из сумочки карточку.

3.Задание второе: игра «Кто лишний и почему?»

За правильный ответ достают из сумочки карточку.

4.Л.: Дети, в слове «мышка» есть звук, с которым мы познакомились на прошлом занятии? Расскажите о нём.

Мы уже умеем читать слова с буквой Ш.  Сегодня  я ещё расскажу вам об этой букве.

Буква Ш живёт вместе с другими буквами в городе букв. Все буквы живут дружно и очень любят ходить друг к другу в гости. И вот однажды произошла в городе букв такая история. Пошла буква Ш в гости к гласным буквам. Пришла к букве А – получился слог ША, пришла к букве У – получился слог ШУ, пришла к букве О – получился слог ШО. А когда пришла к букве Ы, постучала в дверь, то буква Ы ей не открыла, потому что она в тот день вредная была. Буква Ш тогда очень обиделась и решила с буквой Ы больше никогда не дружить, раз она такая вредная. С тех пор прошло много времени, но буква Ы после буквы Ш теперь никогда не пишется. И все знают правило: слог ШИ пиши с буквой И. Мы тоже его запомним.

На доске написаны слова со слогом ШИ. Дети читают их хором и по одному.

МЫШИ, КАЛОШИ, МАЛЫШИ, УШИ, ЛАНДЫШИ, ШИНА, ПИШИ, ДЫШИ, КАМЫШИ, ШИЛИ, МАШИНА, ТИШИНА.

Прочитав слова, достают из сумочки карточку.

5.Физминутка «Игра в стадо» и игра с мячом «Кто как разговаривает?»

Собака – по собачьи, кошка – по кошачьи, овца – по овечьи, кролик – по кроличьи, корова – по коровьи, коза – по козьи.

За правильные ответы – карточка из сумочки.

6.А теперь – новое задание. Игра «Собери слово из слогов».

У вас в руках карточки со слогами. Это первый слог слова, а второй найдите сами. Кто найдёт, ставит слово на доску и читает его.

У-ШИ, МЫ-ШИ, ШИ-НА, ПИ-ШИ, ШИ-ЛИ, ДЫ-ШИ, ШИШ-КИ.

Прочитав слова, достают из сумочки карточку.

7.Массаж «Котёнок». Беседа о том, как вести себя с домашними животными.

8.Л.:Вы помните свои слова, которые выкладывали на доске? Составьте схемы этих слов. Звуко-буквенный анализ слов со слогом ШИ.

Дети достают из сумочки очередную карточку.

9.И самое последнее задание.

Что написано на доске? Как это называется? (на доске три предложения:

У  МИШИ ШИШКИ.   ЭТО  НАШИ  МАЛЫШИ.  У  ПАШИ  МАШИНА.)

Дети читают предложения хором и по одному.

К какому из предложений подходит эта схема? ________   _______  ______.

Дети составляют схемы предложений: девочки – первого предложения,                         мальчики – второго.

Дети достают из сумочки последнюю карточку.

10.Итог занятия.

Как же узнать, кто стал другом Шапокляк? Нужно прочитать слово по первым звукам слов на карточках. А как расставить их по порядку? Может, нам помогут эти знаки? (на обратной стороне карточек нарисованы кружки – от одного до семи) Дети расставляют карточки по порядку, определяют первые звуки в словах и подбирают буквы.Читают слово: ПОПУГАЙ.

Расскажите попугаю правило, которое мы сегодня запомнили: слог ШИ пиши с буквой И.

Придумайте чистоговорки со слогом:

ШИ -  ШИ  -  ШИ  -  мы уже не малыши

ШИ  -  ШИ  -  ШИ  -дайте мне карандаши

ШИ  -  ШИ  -  ШИ  -где мои карандаши?

ШИ  -  ШИ  -  ШИ  -очень люблю ландыши

ШИ  -  ШИ  -  ШИ  -поливаю ландыши

ШИ  -  ШИ  -  ШИ  - ты письмо мне напиши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...