Конспект ООД по теме: "Развитие слухового внимания на материале неречевых и речевых звуков" для детей старшей группы.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
«Сказка о весёлом язычке». Понятие о речевых и неречевых звуках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sluhovogo_vnimaniya_na_materiale_nerechevyh_i_rechevyh_zvukov_5-6_let.docx | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по звукопроизношению для детей с ОНР в старшей группе.
Лексическая тема: «Времена года. Осень».
Тема: «Сказка о весёлом язычке». Понятие о речевых неречевых звуках.
Цель: Создание условий для ознакомления детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, нёбом, с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта).
Задачи:
- создать условия для ознакомления детей с неречевыми звуками, понятием «речевой звук»;
- создать условия для развития артикуляционной моторики;
- способствовать развитию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
- создать условия для развития мышления, памяти, внимания;
- способствовать активизации и расширению словаря по теме;
- создать условия для развития общей и мелкой моторики;
Оборудование: картинки к заданиям, погремушки, звучащие игрушки, музыкальные инструменты, колокольчик, звучащие предметы, фольга, ножницы, морковка.
Ход образовательной деятельности:
I Организационный момент
- Доброе утро ребята! Вы любите играть? Давайте поиграем в жмурки. Но искать мы будем не друг друга, а кое-что другое (это овощ, морковка).
Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какой-нибудь игрушку-овощ (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т.д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в бубен. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, бубен бьёт громко, если удаляется — тихо.
- Что вам помогло найти игрушку? Слух. А что помогает нам слышать разные звуки? Ушки.
- Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда?
- Ребята, а давайте поиграем в игру «Молчанку». - Что вы услышали? Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Машины.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д.
II Основная часть
- Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.
(Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.)
- А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию? (Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.)
- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет или инструмент звучал.
«Жмурки с колокольчиком».
Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.
- Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки.
- Послушайте стихотворение «Разные звуки».
- Где-то собаки рычали: Листья на ветру шумели:
-Р-р-р! - Тсс!
В сарае коровы мычали: Змеи в лесу шипели:
- Мммуу! - Шшш!
В комнате мухи жужжали: - А комары все пели:
- Жжж! - Ззз!
Тихо машины бежали: Непоседа мячик днем и ночью
- Тррр! Успокоится не хочет:
Гудели от ветра все провода: - Пам, Пам!
- Зззнь! Куклы кашляют в постели –
Капала в кухне из крана вода: Днем мороженое ели!
- Динь! - Кхх! Кхх!
Перекликались в ночи поезда:
-Ууу! Ууу! (Э. Нийт)
- Как перекликались поезда? (Ууу!)
- Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
Произношение отдельных звуков. Развитие просодии.
- Однажды на лесной полянке собрались лиса, медведь, белка, волк и еж. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лиса запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Медведь: ы-ы-ы. Белка: и-и-и. Еж: э-э-э.
- Как пели звери?
Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.
Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
- Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы.)
- Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями –
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки. (Н.В. Новотворцева)
- В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы.
- Произнесите звук п-п-п. Этот звук мы произносим губами.
- Положите ладошку на горло. Произнесите д-д-д. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы слышали голос? (Нет.)
- Произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.
- Что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, язык, небо, альвеолы.)
«Сказка о весёлом язычке».
"Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это ротик.
Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы). Как называется эта дверка? Зубы.
Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбается, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей, что потолок - это нёбо. Просит погладить нёбо языком).
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показывает описанные упражнения). Вот и вся сказка о Веселом Язычке.
III Итог образовательной деятельности
- Логопед предлагает им рассказать, чем они занимались, что им понравилось. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Посуда». (для детей старшей группы с 3 уровнем ОНР)
Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; закреплять понятия кухонная, столовая, чайная посуда; уточнить и активизировать словарь по теме "Посуда"; развивать связную речь; совершенст...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему: «Страна - Дружляндия»
- закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи- развивать речь, внимание, память, умение вырази...
Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с ОНР "Осенние превращения"
Конспект СОД логопеда, воспитателя и музыкального руководителя по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Цель СОД: систематизация знаний детей о признаках ...
Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы.
*Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы....
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...
Конспект ООД по теме:"Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музыцирования" старшая группа.
Создать условия для музыкально-творческой работы с дошкольниками, способствовать развитию у детей эмоционально-радостных ощущений от активного участия в коллективном музицировании....
Сборник дидактических игр и материалов для развития речевых навыков детей старшего дошкольного возраста «С нами играй – речь развивай»
Данный сборник содержит множество универсальных игр, упражнений и заданий, направленных на развитие различных речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста. Большинство игр заинтересуют дошкол...