Организация и содержание коррекционной работы по логоритмике
методическая разработка по логопедии по теме
методические рекомендации по организации занятий по логоритмике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и содержание коррекционной работы по логоритмике
(Методические рекомендации)
Логоритмика - это комплексная методика, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом(речью), музыкой и движением.
Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.
Предметом — многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Цель — преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи логоритмики:
-оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных, сенсорных функций, воспитание чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движений, развитие ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений);
-образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений, усвоение теоретических знаний в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности);
-воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность, воспитание положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучение правилам в различных видах деятельности, организаторских способностей);
-коррекционные (коррекция определенного нарушения в зависимости от возрастных и личностных особенностей, структуры речевого нарушения, характера и степени нарушений речевых и неречевых процессов, состояния двигательной системы).
Исходя из общих задач логоритмики и с учетом определенного контингента детей с речевой патологией (ОНР), на каждом занятии преследуется решение конкретных задач, которые различаются в зависимости от возраста детей, характера речевого нарушения, этапа коррекционного воздействия.
Первый год обучения:
- Формирование чувства темпа – восприятия равномерной последовательности одинаковой длительности.
- Развитие ощущения ритмического стиля – чувства акцента, чередующихся ударений.
- Формирование навыка осознанного восприятия пространства.
- Развитие мышечного ощущения направления движения.
- Формирование предпосылок исполнительской деятельности на основе элементарного подражания с постепенным отделением исполнительства от подражания.
- Формирование простейших элементов творчества, слитых с подражанием.
- Расширение пассивного словарного запаса понимания грамматических форм слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков, формирование фразовой речи.
Второй год обучения:
1.Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности.
2.Стимуляция творческой активности.
3.Развитие музыкально-пластических способностей.
4.Воспитание у детей точности и выразительности исполнения.
5.Выделение творческой функции в самостоятельный вид деятельности.
6.Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.
Третий год обучения:
- Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально-ритмического мышления.
- Развитие способностей пластической интерпретации музыкального произведения и овладение свободой движений.
- Преобразование исполнения в многоуровневый акт деятельности.
- Обучение творческому использованию накопленного арсенала средств взаимодействия с окружающим миром.
- Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.
Занятия организуются фронтально, 1 раз в неделю в соответствии с перспективным планом. Продолжительность занятия зависит от возраста детей, хотя варьируется у различных авторов. В средней группе продолжительность занятия составляет 15-20 минут, в средней – 20-25 минут, в подготовительной к школе группе – 25-30 минут. На занятиях я использую индивидуальную, подгрупповую, групповые формы работы.
Структура занятия включает три части:
- подготовительную, вводная часть составляет 5-7 минут. Сюда входят различные виды упражнений подготавливающие организм к основной двигательной и речевой нагрузке. Это различные виды ходьбы и бега.
- основную, длится 15 минут. Сюда входят упражнения на развитие зрительной, двигательной, слуховой или слухоречевой памяти и внимания; музыкально-двигательные и музыкально-ритмические упражнения с предметами и без предметов; упражнения, развивающие координацию речи и движения с музыкальным сопровождением и без него; упражнения на развитие продолжительного речевого выдоха и силы звучания голоса, пение песен, распевок, подвижные игры, игры-драматизации с речевым сопровождением, музыкальные игры-драматизации. Основная часть включает как общие, так и специфические виды заданий в зависимости от речевой патологии детей. Так, для детей с общим недоразвитием речи в основной части занятия возрастает доля заданий, связанных с развитием чувства ритма, метра и темпа в сочетании с разнообразными движениями, развитием общих речевых навыков, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, дикции. Значительно увеличивается число игр по расширению словарного запаса детей, уточнению значения слов, формированию обобщающих понятий, развитию грамматического строя речи, связной речи.
- заключительную. Отводится 5-7 минут. Сюда входят игры на развитие мимических и пантомимических движений у детей, упражнения на восстановление дыхания, релаксацию, различные виды спокойной ходьбы, подведение итогов.
Часть занятия | Структурный компонент | Упражнения | Примеры игр |
Вводная часть | 1.Эмоционально-волевой тренинг | -упражнения, активизирующие внимание; - этюды на развитие мимики, пантомимики; -релаксационные упражнения. | «Мимическая зарядка» «Здравствуй» «Сонный поезд» |
2.Игро-гимнастика | -ходьба и маршировка в различных направлениях; -упражнения, регулирующие мышечный тонус; -ориентировка в пространстве. | «Ходьба» «Ветер и ветерок» «Замри» «Змейка» | |
Основная часть | 3.Дыхательно-артикуляторный тренинг | - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции | «Говорливый ручеек» «Ветер-ветер» «Гудок» «Артикуляционная гимнастика» |
4.Инструментальное музицирование | -упражнения в игре на музыкальных инструментах, звучащих предметах; -ритмодекламации с инструментами; -ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов. | «Оркестр» «Музыка на кубиках» «Чудо-домик» | |
5.Вокальное музицирование | -фонопедические упражнения, -звукоподражательные игры с пением, -пение. | «Поющий мяч» «Волшебный клубок» «Птичка» «Приветствие» | |
6.Игровой массаж и пальчиковая гимнастика | - игры на развитие мелкой моторики; -массаж и самомассаж. | «Дождик» «Черепаха» «Зайка» Пальчиковая гимнастика | |
7.Речевые игры и ролевые стихи | -упражнения на развитие просодики; -речевые упражнения без музыкального сопровождения; - игры для развития слухового внимания, - игры на развитие речевого слуха, - игры на развитие фонематического слуха, -игры на развитие дикции и закрепления звуков, -речевые игры на развитие лексики, грамматического строя, связной речи. | «Доскажи словечко» «Пролетает самолет» «Лес» «Летел лебедь» | |
8.Игро-ритмика | -счетные упражнения; -ритмические упражнения; -упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; -упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; -игровая деятельность. | «Дождик» «Олени и оленята» «Веселый поезд» | |
9.Креативный тренинг | -упражнения для развития творческой инициативы (импровизации, дирижирование, музыкально-речевые сказки) | «Волшебный платок» «Танец снежинок» «Звуковые картинки» «На лесной полянке» | |
Заключительная часть | 10.Подведение итогов, эмоционально-волевой тренинг, дыхательно-артикуляторный тренинг. | - |
Примеры игр
Вокальное музицирование
«ПОЮЩИЙ МЯЧ»
Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса.
Игровой материал: мяч.
Методика проведения. Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.
«ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК»
Дидактические задачи: воспитание равномерного звучания с опорой на зрительные ориентиры, обучение пению на мягкой голосовой атаке.
Игровой материал: мягкие шерстяные клубки.
Методика проведения. Дети держат в руках мягкие шерстяные клубки и по очереди начинают пропевать определенный звук, разматывая при этом нитку. Возможность вытянуть более длинную нитку стимулирует соответствующую протяженность звучания. Обрыв нити связан с прекращением звучания голоса. Выигрывает тот ребенок, чья ниточка окажется длиннее. Затем из полученных ниток различной длины выкладывается на фланелеграфе партитура, которую дети коллективно озвучивают. Направление мелодии определяет педагог с помощью дирижерских жестов. После того как дети поняли, что длина нити зависит от продолжительности звучания голоса, на полу выкладываются различные узоры из ниток, дети их озвучивают.
«ПРИВЕТСТВИЕ»
Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движений.
Музыкальный материал: попевка на материале имен, строится на тоническом трезвучии.
Методика проведения. Педагог: «Поздороваемся, споем: здрав-ствуй-те!». Педагог показывает «лесенку» правой рукой или перемещает руки по схеме: голова, плечи, туловище.
«А теперь поздороваемся ручками и ножками» (отхлопывает и протопывает ритмическую структуру слова). Дети выполняют все действия по образцу.
Затем педагог обращается к каждому ребенку: «Ты кто?» (пропевает на двух нотах и прохлопывает слоговую структуру слов).
Дети: «Ва-ся, Ка-тя и т. д.» (также поют и хлопают).
Инструментальное музицирование
«МУЗЫКА НА КУБИКАХ»
Дидактические задачи: развитие зрительно-двигательной координации, чувства ритма.
Игровой материал: 4 кубика, на плоскостях которых написаны простейшие ритмические схемы, музыкальные инструменты.
Музыкальный материал: народная плясовая мелодия «Ах вы, сени»
Методика проведения. Ведущий бросает кубик, дети читают ритмическую запись на оказавшейся сверху стороне, используя ритмослоги (та — та, ти-ти-ти — та). Затем воспроизводят предлагаемый ритмический рисунок хлопками в ладоши и исполняют на инструментах. Педагог предлагает детям подобрать слово, отвечающее заданной ритмической схеме. Выбор слов определяется изучаемой лексической темой. Подобранные слова помогают тем детям, которые не могут быстро ориентироваться по схемам во время игры в оркестре.
«ЧУДО-ДОМИК»
Дидактические задачи: активизация словарного запаса по теме «Животные», совершенствование музыкально-слуховых представлений.
Игровой материал: сказочный домик, музыкальные инструменты (барабан, бубен, треугольник и т.п.).
Музыкальный материал: «Ежик», музыка Д. Кабалевского; «Лягушка», музыка В. Ребикова; «Слон», музыка К. Сен-Санса.
Методика проведения. Педагог говорит: «К нам на занятие пришли гости, но где же они спрятались? Может быть, здесь ...» Педагог показывает на сказочный домик. Звучат мелодии знакомых произведений о животных. Дети узнают мелодию и называют характерные признаки животных, используя прилагательные. Затем организуется музыкальный диалог животных.
«ОРКЕСТР»
Дидактические задачи: активизация слухового и зрительного внимания, развитие музыкального слуха, чувства темы, ритма.
Игровой материал: музыкальные инструменты или их заместители, партитура.
Музыкальный материал: «Регтайм», музыка С. Джеплина, или любая ритмичная музыка.
Методика проведения. Педагог предлагает детям прослушать музыкальное произведение или отрывок из него.
Первый вариант.
Педагог с детьми составляет партитуру из линий или берется готовая партитура с ритмоблоками. Дети по дирижерскому жесту педагога озвучивают партитуру с помощью музыкальных инструментов в заданном темпе.
Второй вариант.
Дети на музыкальных инструментах или их заменителях аккомпанируют музыкальному руководителю, играющему на фортепиано, при этом ориентируются на слуховое восприятие и дирижерский жест педагога.
«КАМУШЕК, ОРЕШЕК, ЖЕЛУДЬ ИЛИ ШИШКА»
Дидактические задачи: развитие тактильного восприятия, репродуктивного мышления, чувства ритма.
Игровой материал: «мешочек с сюрпризами» (шишки, орехи, желуди, каштаны).
Методика проведения. Перед игрой педагог вместе с детьми фантазирует, будто они пришли в лес, в котором ночью был сильный ураган. По всему лесу разбросаны шишки, желуди, орехи, колючие каштаны. Ребятам предлагается на ощупь, с закрытыми глазами определить, что находится рядом с ними. Тот, к кому подходит педагог, должен назвать свою находку, определяя, какому дереву принадлежит найденный плод. Игра заканчивается инструментальным музицированием с этими предметами по партитуре или показу педагога.
Дыхательно-артикуляционный тренинг
«ГУДОК»
Дидактические задачи: развитие слухового и зрительного внимания, силы и длительности речевого выдоха.
Игровой материал: фонограмма театрального шума «Поезда».
Методика проведения. Педагог сообщает детям: «Сегодня мы отправимся в путешествие. На чем же мы поедем?»
Звучит театральный шум «Поезда». Дети определяют, на чем они поедут, считают, сколько паровозиков их повезут и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется дирижерским жестом: «У — у!»
«ГОВОРЛИВЫЙ РУЧЕЕК»
Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики.
Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш».
Речевые игры и ролевые стихи
«ОЗВУЧИВАЕМ СКАЗКИ»
Дидактические задачи: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики.
Методика проведения. Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа.
Пример озвучивания сказки «О непослушном козлике».
Живет у бабушки козлик — остренькие рожки да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет. Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи, козлик, в лес!» А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям). Перепрыгнул через забор (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям) и побежал по мостовой (дети попеременно кулачками стучат по груди), бежит, кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь...»
Педагог: Ой, что это?
Дети: Ой, что это?
Педагог: Болото! Его не обойти?
Дети: Его не обойти!
Педагог: Дорога напрямик! («чап-чап-чап» — дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щеки).
Козлик: Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь... (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям).
Педагог: Ой, что это?
Дети: Ой, что это?
Педагог: Река! Ее не обойти?
Дети: Не обойти!
Педагог: Дорога напрямик!
Дети (языком): Буль-буль-буль!
Козлик: Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь...
Педагог: Ой, что это?
Дети: Ой, что это?
Педагог: Лес! Страшный лес.
Дети: У-у-у.
Педагог: Дремучий лес.
Дети: Ш-ш-ш.
Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку (дети: «буль-буль-буль»), по болоту (дети: «чап-чап-чап» оттягивают правую и левую щеки), по мостовой (кулачками поочередно стучат по груди), через забор (дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям), по двору (поочередные хлопки правой и левой руками по коленям).
Педагог: К нам прибежал, «ох», сказал.
Козлик: Ох!
Дети и козлик: Буду слушаться бабулю. Больше в лес не побегу я.
«КИСКА»
- Здравствуй, киска, как дела
Что же ты от нас ушла?
- Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить
Ходите, зеваете
На хвостик наступаете. Мяу!
Игрогимнастика
«ХОДЬБА»
Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, чувства темпа и ритма.
Музыкальный материал: «Марш», музыка Н. Богословского, или любая ритмичная музыка в умеренном темпе.
Методика проведения. Дети под музыку ходят по залу за водящим (по кругу, по периметру). По окончании музыки останавливаются перед стульчиками. Упражнение может выполняться с предметами, например с игрушками: во время ходьбы дети держат игрушку в правой руке, левая рука — на поясе.
«ВЕТЕР И ВЕТЕРОК»
Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, выразительности движений.
Игровой материал: деревянные палочки (прутики).
Музыкальный материал: пьеса «Лендлер», музыка Бетховена.
Методика проведения. Педагог: «Покажите, как ветерок качает ветки деревьев». Дети берут в руки прутики, по показу педагога поднимают руки вверх, раскачиваются в стороны с небольшой амплитудой. Музыкальный руководитель исполняет пьесу «Лендлер».
Педагог: «А теперь налетел сильный ветер... А вот опять легкий ветерок».
Дети в соответствии с музыкальными фразами выполняют раскачивание с различной амплитудой.
«ЗАМРИ»
Дидактические задачи: развитие зрительно-двигательной координации.
Игровой материал: карточки со схематическим изображением человека в различных позах.
Музыкальный материал. «Марш», музыка И. Кишко, или любая ритмичная музыка в умеренном темпе.
Методика проведения. Педагог предварительно разъясняет детям схемы, изображающие позы человека. Задание выполняется в два этапа.
Первый этап.
Ребенок воспроизводит перед зеркалом статическую фигуру, изображенную на схеме, и сам оценивает правильность выполнения.
Второй этап.
Звучит марш. Дети двигаются по залу, по окончании музыки замирают в позе, соответствующей схеме, предъявленной педагогом. (Как вариант, дети могут двигаться не под музыку, а под стихотворную форму с четкой ритмической структурой.)
Игроритмика
«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
Дидактические задачи: развитие координации движений, пластики, голосового диапазона.
Игровой материал: музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, треугольник), зонт, серебряные нити.
Музыкальный материал: «Вальс». Ч. 1, музыка Д. Шостаковича. «Дождик». Ч. 2, музыка А. Александрова.
Методика проведения. Педагог предлагает детям услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца в следующих ситуациях:
— в движении;
— в игре на музыкальных инструментах;
— в вокальных импровизациях.
Педагог:
Светит солнышко в окошко,
Не промочите вы ножки,
Выходите погулять,
Порезвиться, поиграть!
Под первую часть музыки (вальс) дети свободно танцуют, сопровождая движения вокальной импровизацией.
Педагог:
По деревьям и по крышам
Дождик прогуляться вышел!
Звучит тема Дождя. Педагог или ребенок исполняют ее на металлофоне, ксилофоне или на треугольнике. Появляется Дождь с серебряными нитями на запястьях. Танцует, подступает к зонту то с одной, то с другой стороны, пытаясь «намочить» детей.
Другие варианты проведения игры:
1. Под музыку, имитирующую дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлепают ладошками одна об одну). На смену музыки выполняют плавные движения, изображающие теплые «лучи солнца».
2. Импровизированный танец (вальс) «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета.
3. Сочетание танцевальной импровизации «лучей солнца» с инструментальным вариантом «капелек».
Эмоционально-волевой тренинг
«МИМИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА»
Дидактические задачи: выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное выражение эмоций.
Методика проведения. Педагог рассказывает стихотворение и показывает движения, а дети за ним повторяют.
Здесь живет Хмурилка, | Ребенок нахмурился, указательные пальцы возле сведенных бровей. |
Здесь живет Дразнилка, | Упражнение «Буратино», ребенок показывает язык. |
Здесь живет Смешилка, | Указательные пальчики на щеках, ребенок улыбается. |
Здесь живет Страшилка. | Глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт. |
Это носик Бибка! | Указательные пальцы сведены на кончике носа. |
А где твоя улыбка? | Дети отвечают улыбкой на вопрос педагога. |
При выполнении этого упражнения необходимо помнить, что массировать нужно подушечками пальцев, без нажима на кожу. Эта же потешка используется для массажа по методу А.А. Уманской [2001].
Здесь живет Хмурилка, | Массируется точка на лбу между бровями; |
Здесь живет Дразнилка, | Массируются точки по краям крыльев носа; |
Здесь живет Смешилка, | Массируется точка по срединной линии лица на нижней челюсти, между нижней губой и подбородком. |
Здесь живет Страшилка. | Широко раскрывая рот, вытащить как можно дальше язык, при этом потягивая с умеренной силой руками мочки ушей сверху вниз. |
Это носик Бибка! | Поочередно подушечками указательных пальцев касаться кончика носа. |
А где твоя улыбка? | Подушечками указательных пальцев массировать точки в углах рта. |
«ПРИКОСНОВЕНИЕ»
Дидактические задачи: развитие эмпатии, коммуникативных навыков, чувства темпа.
Игровой материал: зажженная свеча в подсвечнике.
Музыкальный материал: Упражнение «Передача платочка», музыка Т.П. Ломовой, или любая музыка в умеренном темпе с четкой и ясной фразировкой.
Методика проведения. В центре зала стоит зажженная свеча в подсвечнике, звучит спокойная музыка.
Дети садятся в круг на колени (подсвечник оказывается в центре круга) и под музыку приветствуют друг друга прикосновением ладошек. Правая ладонь лежит на левой ладони соседа справа, левая ладонь лежит на правой ладони соседа слева. Движение (прикосновение) «передается» по кругу на сильную долю.
Педагог: «Мы почувствовали друг друга и готовы вместе играть».
Креативный тренинг
«ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАТОК»
Дидактические задачи: развитие грациозности движений, умения импровизировать, создание пластичных образов.
Игровой материал: разноцветные газовые платки, детали различных театральных костюмов.
Музыкальный материал: «Лодочка», музыка Т. Хренникова.
Методика проведения. Группа делится на две равные части. Дети первой группы держат в руках газовые платки и придумывают фигуру, изображая статую. Для выразительности и оригинальности они могут использовать детали различных костюмов.
Первый вариант.
Дети из второй группы, прогуливаясь по залу под музыку, останавливаются перед понравившейся фигурой и копируют ее с целью оживить статую. Ребенок, наиболее точно скопировавший образец, занимает место статуи и отдает партнеру газовый платок. Роли меняются, игра повторяется.
Второй вариант.
Участники второй группы не копируют предложенные фигуры, а стараются дополнить их. Таким образом, парами создаются танцевальные импровизированные композиции.
«ЗВУКОВЫЕ КАРТИНКИ»
Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, инициативности и оригинальности мышления.
Игровой материал: магнитофон, музыкальные инструменты.
Методика проведения. Звучит магнитофонная запись театральных шумов:
— звуков природы;
— технических звуков;
— шума города.
Выбираются три разнохарактерных примера. (Например: шум дождя, гудок парохода, удары топора.)
Первый этап.
Дети определяют источники звуков, имитируют их.
Второй этап.
Дети подбирают характерные для вышеназванных звуков изобразительные символы и составляют партитуру (пунктирные, волнистые линии, спираль и т.п.).
Третий этап.
Вокальное и инструментальное озвучивание партитуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ДОМА
Статья адресована семьям,воспитывающим ребёнка с нарушенным слухом раннего возраста, а также специалистам, работающим с данной категорией детей....
Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Как правильно организовать процесс коррекционной работы воспитателя в группе с тяжелыми нарушениями речи можно узнать в данной статье....
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
Педсовет: Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Основные рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Создание благоприятного психологического микроклимата в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Организация и содержание коррекционной работы с детьми раннего возраста
Организация и содержание коррекционной работы с детьми раннего возраста...
Методические рекомендации воспитателю по организации и содержанию коррекционной работы воспитателя
Методические рекомендации воспитателю по организации и содержанию коррекционной работы воспитателя в группе детей с ТНР....
Комментарии
Большое спасибо за ваш
Большое спасибо за ваш материал! Очень пригодится в работе