Инновационные технологии в работе с минимальным дизартрическим компонентом во взаимодействии учителя - логопеда и музыкального руководителя.
методическая разработка (логопедия, подготовительная группа) по теме
Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других – осознанными. Эту стихийную моторно-эмоциональную реакцию ребят следует сделать осмысленной. Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. От педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями, требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inovacionnye_tehnologii.docx | 9.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в работе с минимальным
дизартрическим компонентом во взаимодействии
учителя - логопеда и музыкального руководителя.
Учитель-логопед высшей категории МДОУ № 350
Богаткина Наталья Юрьевна
Музыкальный руководитель первой категории МАДОУ № 351
Галинова Майя Ансаровна
Финалисты конкурса « Мой лучший урок»-2009 год
Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других – осознанными. Эту стихийную моторно-эмоциональную реакцию ребят следует сделать осмысленной. Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. От педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями, требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки.
Разминка « Тетка-весельчак» – вид деятельности – музыкально – ритмические движения.
Для создания в начале занятия дружеской атмосферы, поднятие настроения.
Задачи:
Воспитательно- образовательные: содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
- воспитывать умения выражать эмоции, раскрепощать движения
Коррекционно – оздоровительные: устанавливать равновесие в деятельности ЦНС;
-корректировать неправильные и лишние движения:
-развивать внутреннюю собранность, внимание, мышечную память;
-снимать психоэмоциональное напряжение в группе;
-воспитывать навыки адекватного группового поведения;
-социализировать ребёнка; снимать эмоциональные зажимы и стрессы
« Круг»
Ценность данной модели: эффективная форма психологического переключения, смены движений. Учит детей контролировать свои эмоции, игра активизирует внимание.
Игры с предметами домашнего обихода.
Достоинством проведения таких игр, на развитие мелкой моторики у детей, является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Использована музыка Моцарта.
У Моцарта необыкновенная музыка - не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, и очаровательная в своей простоте.
По исследованиям врачей - фониатров, тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса. Кроме того, в своих сочинениях композитор использовал плавные тридцатисекундные переходы от 'forte' (громко) к 'piano' (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга. Это позволяет использовать музыку Моцарта для стимуляции слуховых нейронов с целью коррекции речи и способности к коммуникации у детей.
Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали - `Эффект Моцарта`.
Эффект от прослушивания музыки Моцарта наблюдается не только у больных людей, Но и у здоровых. Повышается работоспособность, оптимизм, улучшается реакция мозга. Ритмы, мелодии тренируют творческие области мозга.
Координационно – подвижные игры. В логоритмики много игровых моделей соединяющих речь и движение, главное значение в них имеет ритм.
Ценность этих игр заключается в том, что они
*развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование
*учат ребёнка ощущать своё тело и управлять им; сотрудничать.
«Бабочки», «Хлопки», «Волны», «Догонялки», «Ходули» - из серии «Игры с клоуном Плюхом».
Танец «Опаньки» - ощущение темпа от медленного к умеренному и быстрому
«Ручеёк» - импровизация, с задачей ориентирования в пространстве, развитие творческой фантазии
Пальчиковые игры
Оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.
Пальчиковые игры
*развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
*увеличивают реактивность (ввиду быстроты смены движений);
*повышают общий уровень организации мышления ребёнка.
«Паучина» - плести паутинку можно не только пальцами, но и реально. Для этого понадобятся небольшие цветные резинки. Предоставьте детям возможность пофантазировать над резинками в парах, в группах. Попросите их не запутывать резинки, а неторопливо перемещая руки, останавливаться и показывать узор.
«Колпачки – здоровячки» Лазарев М. Л. –цветомузыкальная гимнастика
-А следующая песня – массажная, её любят все ребята нашего детского сада.
«Рельсы – рельсы» М. Л.Лазарев, «Жираф» Железновых.
Обеспечение психологического благополучия
В процессе развития коммуникативных навыков особое внимание должно уделяться формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям.
Содержание деятельности должно быть направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, умения пойти на компромисс в нужной ситуации
- У меня в руках солнышко совсем не случайно, именно созерцание жёлтого цвета обеспечивает организму равновесие, создаёт гармоничное отношение к жизни, повышает самооценку. Этот цвет полон оптимизма и радости.
Жёлтый стимулирует интеллект и общительность. Он связан с умственными способностями. Именно в светлое время суток наш детский сад наполняется ребятишками, которые очень любят рисовать, решать задачки и играть в умные игры. Хотите, сыграем в игру, которая называется «Самое дорогое на свете»?
Был в Жёлтой стране один загадочный жёлтый замок. И была в этом замке таинственная жёлтая дверь. Никто не знал, что находится за этой дверью, потому что ключ от неё давно был утерян. Но однажды появился в Жёлтой стране таинственный незнакомец, а в руках у него был жёлтый ключ как раз от этой двери. Открыл незнакомец жёлтую дверь и увидел, что там находится самое дорогое, что есть на свете.
Как вы думаете, что увидел незнакомец за дверью?
За дверью зеркало, - Я и есть самое дорогое, что есть на свете! Вы не должны забывать об этом.
Рисование на зеркалах под песню «Чудо – зеркальце» М. Л. Лазарева.
Игра «Ты мне нравишься»
Игра проводится под спокойную, релаксирующую музыку.
Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми. Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.
Логопед. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)».
Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно. Дальнейшее обсуждение:
— Легко ли говорить приятные вещи другим детям?
— Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?
— Дружные ли дети в группе?
— Почему каждый ребенок достоин любви?
— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
Коммуникативный танец «У меня, у тебя» - принятие партнёра как друга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с нарушениями речи.
Из опыта работы....
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в организации театральной деятельности.
На сегодняшний день федеральные государственные требования являются определяющими содержание образовательной работы. В разделе 3.4 говорится о том, что содержание коррекционной работы должно быть напр...
Сообщение на педагогическом совете "Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в формировании звукопроизношения у дошкольников!
Сообщение "Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководтеля в формировании звукопроизношения у дошкольников"...
Сообщение на педагогическом совете "Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в формировании звукопроизношения у дошкольников!
Сообщение "Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководтеля в формировании звукопроизношения у дошкольников"...
Статья "Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса в рамках взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми с ТНР (ОНР)"
В статье раскрыта система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя при проведении коррекционно-образовательной работы: определены основные задачи, раскрыты формы и методы взаимодейс...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"
Выступление посвящено коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для музыкального руководителя ДОУ.
Федорова З.В. Консультация для музыкального руководителя ДОУ. Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя ДОУ в коррекционной работе с детьми с ОВЗ...