Открытое занятие. Тема: "Звуки [с] - [ц]; буквы С - Ц "
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Звуки [с] – [ц] ; буквы С – Ц».
Цель: учить дифференцировать звуки с – ц в слогах, словах и предложениях; учить дифференцировать буквы С – Ц при чтении и на письме; развивать мышление, слуховую память.
Оборудование: простые карандаши, пособие «Цветик-семицветик», картинки со звуками с – ц , буквы С – Ц , индивидуальные таблицы со слогами и словами для чтения, индивидуальные тетради в клетку, мяч.
Ход занятия.
- Организационный момент. Начинаем наше занятие с разминки. Для этого я попрошу вас выйти ко мне и встать в круг. Поможет нам в этой игре мяч. – Выделить последний звук в слове: ПАЛЕЦ НОС ОГУРЕЦ КВАС АВТОБУС ПЕРЕЦ КУЗНЕЦ АНАНАС ПЫЛЕСОС ГОЛОС
- Сравнение звуков [с] – [ц]. – Какие звуки вы выделили? - Эти звуки мы сегодня будем вспоминать и учиться различать. – Посмотрите на доску. Как насос свистит? (С- с-с…) - А напоминать о звуке [ц] нам сегодня будет мальчик. Мальчик просит игрушки не шуметь: «Ц – ц – ц». – Давайте сравним эти звуки. Чем они похожи? (СОГЛАСНЫЕ, ГЛУХИЕ). Чем они отличаются? ([Ц] -всегда только твердый).
- Дифференциация звуков [с] – [ц] на слух и в произношении. А) Выделение звуков [с] – [ц] из состава слова. – А сейчас предлагаю вам игру. – Если услышите в слове звук [ с], изобразите работу насоса и произнесите звук [с]. – Если услышите звук [ц], погрозите пальцем и произнесите звук [ц]. САНКИ КОЛОДЕЦ КОЛЕСО ЛИЦО ЦАПЛЯ ИНТЕРЕС Припомните названные мною слова со звуком [ц] ; [с] .
А теперь мы отправимся в сказку. С грядки старушка цветок сорвала.
Девочке Жене его отдала.
В его лепестках есть волшебная сила.
Их девочка Женя о чем-то просила…
Что надо сказать, лепесток отрывая,
И как называется сказка такая?
- Старушка дала Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь лепестков разного цвета. Поэтому Женя назвала цветок «цветик-семицветик».
- Какие первые звуки в этих словах?
- Лепестки эти не простые, а волшебные.
- Оторвала Женя фиолетовый лепесток и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток…
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
- На доске вы видите картинки.
- Женя предлагает выбрать картинку со звуком [ с ] (это делают дети по очереди). А теперь картинку со звуком [ц] (и так далее).
Б) Дифференциация звуков с – ц в предложении.
- Оторвала Женя красный лепесток и прошептала: (дети шепотом повторяют «волшебные» слова) - На красном лепестке загадка. Женя хочет, чтобы вы отгадали загадку и запомнили ее: Два близнеца, два братца, На нос верхом садятся. (очки)
4. Физминутка.
- Женя оторвала желтый лепесток и распевая сказала:
(дети нараспев произносят «волшебные» слова)
- Женя предлагает отдохнуть.
Мы ногами – топ-топ,
Мы руками – хлоп-хлоп,
Мы глазами – миг-миг,
Мы плечами – чик-чик,
Раз сюда – два туда,
Повернись вокруг себя.
Раз-два, раз-два
Заниматься нам пора.
- Дифференциация букв С – Ц при чтении и на письме. А) Чтение слогов и слов. – Оторвала Женя голубой лепесток и громко сказала……… (дети громко произносят «волшебные» слова) - Женя просит вас прочитать слоги и слова. Б) Игра «Буква потерялась» - Оторвала Женя оранжевый лепесток и быстро сказала…… (дети быстро произносят «волшебные» слова) - Перед тем как выполнить следующее желание Жени, нужно подготовить пальчики: Пальчик, пальчик, непоседа, Где ты бегал, где обедал? Я с мизинцем ел калинку, С безымянным ел малинку, Ел со средним землянику, С указательным – клубнику. – Теперь пальчики готовы. – Женя просит, чтобы вы прочитали слова и вписали «пропавшие» буквы. Как вы думаете, какие буквы пропали сегодня? - Правильно. Нужно вписать букву С или Ц в слова: …АПЛЯ, …АБЛЯ, ЛИ … А, ПОЯ…, ЗАЯ…, …
- Дифференциация звуков в слогах
- Оторвала Женя шестой зеленый лепесток весело сказала… (дети произносят с восклицательной интонацией) - Женя просит повторить и не ошибиться: са-ца-ца-са ; цу-су-су-цу; сы-сы-цы; цо-цо-со; су-су-цу-цу; цы-цы-сы; су-цу-цу-су
- Итог занятия. – Какие буквы и звуки мы научились сегодня различать? -У Жени остался последний лепесток. Этот лепесток для вас. – Скажите «волшебные» слова…, загадайте своё желание. Чтобы оно исполнилось, скажите его про себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [г] и [г’]. Буква Г".
Тема занятия: Звуки [г] и [г’]. Буква Г.Цели занятия:1) познакомить детей с новыми звуками [г] и [г’], буквой Г, их обозначающей;2) закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква», «гласный зв...
Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [к] и [к’]. Буква К".
Тема: Звуки [к], [к’]. Буквы К, к Цели. * Научить дифференцировать звуки звуков [к], [к’] изолированно, в слогах, в словах; * формировать навыки звукового анализа и синтеза...
Конспект открытой фронтальной ОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи по теме: «Звук[З], [З*] и буква З»
Конспект ОД по теме «Звук[З], [З*] и буква З»...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»
Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...
Самоанализ открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звук "Р", "РЬ" и буква "Р". Чтение слогов.
Воспитатель: Т.А. Олейникова.Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность.Задачи: Образовательные: познакомить детей со звуком и буквой «Р»; ...
25.03.2023г. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [В] и [В] буква В.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группеТема: Звук [В] и [В'] буква В.Цель: знакомство со звуками [В и В'], буквой В.Задачи:Образовательные: определять на слух звук [В и...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе На тему: «Звуки С, Сь и буква С.
Цель: закрепление представления детей о звуках [С], [С`], и знакомство с буквой С.Задачи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [С], [С`], давать их полную характеристику; закрепит...