«Сказкотерапия как метод формирование компонентов эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с нарушением речи»
методическая разработка

Апанская  Жанна Васильевна

  «Сказкотерапия как метод формирование компонентов эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с   нарушением речи».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказкотерапия как метод формирование компонентов эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с   нарушением речи»

Выполнила: Апанская Жанна Васильевна                                                                                                                    Воспитатель МБДОУ «Д/с № 47»1Квалификационной категории                                                                                                

  Дошкольный период - возраст, когда эмоции, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка идет развитие эмоциональной сферы : обобщение опыта эмоциональных переживаний, формирование понимания собственных эмоциональных состояний, складываются эталоны восприятия эмоционального состояния других людей, формируются умения их выражать, что не всегда доступно ребенку с общим недоразвитием речи

      В настоящее время актуальной является проблема развития речи детей. Это

связано с тем, что с каждым годом увеличивается число детей имеющих речевые нарушения. В связи с тем, что характер нарушений речи становится сложнее у детей дошкольного возраста возникла потребность в поиске новых способов и методов работы, применение инновационных технологий в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Одним из методов активно разрабатываемым в последнее время и применяемым в коррекционной работе с дошкольниками является сказка. Этот метод является наиболее универсальным методом воздействия.

Как известно, сказка для любого ребенка является маленькой жизнью полной ярких красок и приключений. В процессе восприятия сказки ребенок осваивает реальность через переживания героев.

Следует отметить, что сказкотерапия относится к числу здоровьесберегающих

технологий, которое не требует особых усилий, оптимизирует процесс коррекционной работы, а также способствует улучшению состояния всего организма.

      Шороховой О.А. были выделены этапы применения сказкотерапии:

1этап-познавательно -эффективная ориентировка. Данный этап направлен на понимание сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное исполнение сказочного образа, где ведущим методом  является словесная режиссерская игра.

Цели данного этапа:

 -догадаться по настроению музыки о действиях и эмоциональном состоянии

героев, а также природных явлений;

- выразительно интонировать голоса героев;

-для   формирования   артикуляционного   аппарата   использовать звукоподражательные слова и голоса животных;

-знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слова так же обращать внимание детей на содержательную сторону слова.

2 этап -словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. На данном этапе ребенок учится управлять своим поведением с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка.

 Цели данного этапа:

- раскрытие замысла сказки, побуждение ребенка к высказыванию по содержанию;

-воспроизведение основных эпизодов и фактов, выразить словом свое отношение;

-совместно составлять словесные описания, активизировать в речи ребенка образные выражения, а также сказочные повторы.

В процессе игр на разгадывание эмоциональных состояний героев сказки ребенок учатся отбирать слова, которые выразительно описывают мимику, позы, движения  персонажа  в  проблемной  ситуации,  комментировать  выполненные сверстником действия,  составлять  самостоятельные взгляды,  анализировать  и замечать неточности, ошибки.

3 этап -выражение замещающей потребности. На данном этапе ведущим методом считается совместная импровизация, где предлагается разыграть отдельные фрагменты сказки, при этом главными героями становятся сами дети. Они стремятся привнести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжет. Существенная роль отводится в занятиях на этом этапе специальным играм и упражнениям, которые направлены на развитие воображения, формирование дыхания, четкой дикции, интонации, а также артикуляции. Эти игры группируются в соответствии с тематическим планом работы и применяются в процессе проведения физкультминуток и организационных моментов. Дидактическим сказкам на занятиях отводится особое внимание,

в форме которых подаются учебные задания, при этом абстрактные символы, такие как: цифры, буквы, звуки и арифметические действия одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что возможности сказки при условии

творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Ведь сказка для ребёнка —это игра, волшебство, и не столь важен результат,

сколько само поддержание игровой, необходимой для ребёнка, по-настоящему сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и перед вами счастливый и здоровый ребенок.

     В заключении, хотелось бы отметить, что применение сказкотерапии в логопедической работе способствует тому, что у ребенка устраняются болезненные переживания, связанные с дефектами речи, улучшается его психическое состояние, что, в свою очередь, положительного влияет на его социальную адаптацию. Использование комплексной системы коррекционно

-воспитательной работы приводит к положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере; улучшается фонематическое  восприятие,  артикуляционная  моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарный запас, лексико-грамматические отношения, а также связная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В данной статье описываются основные приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей  дошкольного возраста с нарушениями речи....

Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Помощь детям с нарушениями речи в коррекционных дошкольных учреждениях....

Физические упражнения как средство формирования сознательности и активности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в процессе физкультурных занятий в ДОУ

      Здоровье детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования. Это основная задача всей системы образования. Как медиков, так и педагогов, волн...

Использование метода сказкотерапии как эффективного социально-психологического ресурса в коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста с нарушением речи

Данная статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных  образовательных учреждений и рассматривает сказкотерапию как один из способов воздействия на негативное поведение ребе...

Мастер-класс «Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Мастер-класс «Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин,...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...

«Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о сост...