Непростая наука - сочинять сказки
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Проект, направленный на развитие связной монологической речи дошкольников и укрепление сотрудничества с их семьями осуществлялся в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи. Данная статья освещает опыт проведения творческого проекта коррекционными педагогами: учителем – логопедом Балашовой Г. В. и воспитателями.
«Дети вступают в контакт с миром через «истории» о собаках или других животных. Они понимают, что огонь нельзя трогать, потому что им рассказали историю об этом. Сказка для ребенка – первый способ узнать что-то о мире», считает итальянский писатель Умберто Эко (Литературная газета, № 14, 3-9, 2013 г.).
Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания развивают детское воображение, помогают придумать что-то интересное... Играя со словами, ребенок словно смотрит в калейдоскоп и погружается в мир своих фантазий. Мы познакомили своих воспитанников с моделью составления сказочных сюжетов по методу "Волшебногго треугольника" (вепольный анализ), где помимо двух сторон обязательно присутствует волшебство, а также по методу "каталога". Приводим примеры сказок, придуманных детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neprostaya_nauka_-_sochinyat_skazki.docx | 101.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Непростая наука - сочинять сказки
(использование метода ТРИЗ в специальном дошкольном образовании)
Балашова Галина Владимировна, 127566, г. Москва, учитель-логопед высшей категории, ГБОУ детский сад 2150 master-logoped@yandex.ru , телефон 8-915-234-97-32, домашний 8-499-204-16-92.
Ключевые слова. Для того чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его задумки, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст; модели сказок можно составлять с помощью метода «каталога», метода «морфологического анализа», метода «Волшебного треугольника» (вепольного анализа) и типовых приёмов фантазирования. Приёмы творческого фантазирования – прекрасные помощники логопеда в развитии личности дошкольника, формировании предпосылок для адаптации в социуме.
Краткая аннотация.
Проект, направленный на развитие связной монологической речи дошкольников и укрепление сотрудничества с их семьями осуществлялся в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи. Данная статья освещает опыт проведения творческого проекта коррекционными педагогами: учителем – логопедом Балашовой Г. В. и воспитателями.
«Годы чудес» - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и окружающим проецируется на поведение и образ жизни человека в дальнейшем. Умение говорить, пользоваться языком также относится к числу премудростей, которые наши маленькие «ученики» начинают постигать достаточно рано (начиная с младшей группы на всех занятиях, во время режимных моментов мы обращаем внимание на речь малышей). Проблема проекта состояла в том, что дети нашей группы в большинстве своём недостаточно общительны. Мониторинг сформированности уровня коммуникативных навыков воспитанников по тестам Головей П.Я. [5, с. 215-253, приложение 11.12.1, 11.12.2], был проведен в начале учебного года. Результаты показали, что у 40% детей группы отмечается недостаточный уровень речевой коммуникации, и отсутствуют умения общаться с взрослыми, умения общаться в паре, в небольшой группе детей, обсуждать совместные действия. Средний уровень был отмечен у 40% дошкольников. Они общаются с детьми, воспитателями с желанием, принимают участие в общих играх и речь у них развита лучше. Высокий уровень лишь у 20% ребят. Это значит, что они общаются с взрослыми и сверстниками достаточно активно, могут организовать игру самостоятельно.
Проблема овладения дошкольниками монологической речью многогранна. В логопедических исследованиях описаны причины несформированной связной речи детей с общим недоразвитием, разработана система поэтапного преодоления этого нарушения [1, 4, 6, 12].
Профессиональная задача, которую мы ставили перед собой в начале проекта, состоит в том, чтобы разобраться в методике сочинения сказок. Для этого необходимо было вспомнить монографии Проппа П.Я., посвященные изучению морфологии сказок. Проанализировав большое количество произведений устного народного творчества, Владимир Яковлевич пришел к выводу, что все они строятся по похожей схеме. « Она для отдельных сказок является единицей мерки. Подобно тому, как материю можно приложить к метру и этим определить ее длину, сказки могут прилагаться к схеме, и этим они определяются» [9, с. 51]. Вопросы использования теории решения изобретательских задач для развития речи старших дошкольников мы изучали по работам Гуткович И.Я., Мурашковской И.Н, Сидорчук Т.А.
Данная статья освещает опыт проведения творческого проекта, направленного на развитие связной монологической речи дошкольников (посредством составления текстов сказочного содержания), и укрепление сотрудничества с их семьями.
Перспективный план проекта отражен в таблице № 1.
Таблица 1. Перспективный план проекта.
Название проекта | «Посидим рядком, поговорим ладком» |
Тематическое поле | Произведения сказочного содержания. |
Вид проекта | Творческий. |
Продолжительность | Долгосрочный (на протяжении пяти месяцев). |
Проблема | - недостаточные коммуникативные навыки, отсутствие умения общаться с взрослыми, контактировать в паре, в небольшой группе детей, обсуждать совместные действия; - низкий уровень развития творческого воображения у некоторых детей. |
I этап. Определение цели проекта, мотивации. | Работа по развитию связной речи: - обогащение и активизация словаря; - сочинение разных видов сказок, - помощь детям в приобретении навыков общения. |
II этап. Направления проекта. | 1.Работа по развитию связной речи - обогащение и активизация словаря; - сочинение разных типов сказок. 2. Работа с семьёй: - повышение педагогической компетентности родителей, подготовка к инсценированию сказок, изготовление кукол и макетов из природного материала |
III этап. Обработка полученных в ходе проектной деятельности материалов, их оформление. | - проведение театральной гостиной, - оформление книги сказок детей группы, - презентация опыта применения новых технологий взаимодействия с семьями воспитанников на встрече с молодыми коллегами «Школы молодого логопеда» Северо – Восточного окружного управления образования. |
Основные шаги работы по реализации проекта.
Шаг 1. Поскольку направленность данного проекта предусматривала участие родителей, было проведено анкетирование. Оно позволило выявить степень участия семей воспитанников в осуществлении задуманного проекта: одни могут изготовить макеты; другие принять участие в театрализованном показе сказок, сочиненных детьми; третьи - сшить кукол для спектакля, подготовить видео и фотоотчет.
Шаг 2. В октябре было проведено родительское собрание, на котором мы определили цели проекта, сроки проведения логопедического досуга, оформления «Калейдоскопа сказок».
Шаг 3. В ноябре, на заседании « круглого стола» для родителей по теме: «Наши дети учатся сочинять и показывать сказки» обсудили с мамами, папами, дедушками и бабушками фронт работ, ответили на их вопросы. Логопед объяснила, чем отличаются тексты сказочного содержания от других литературных произведений, а затем две семьи показали и рассказали первые сочинения своих маленьких сказочников, дав тем самым творческий импульс родителям других детей.
Работая в группе для детей с общим недоразвитием речи, мы читаем им большое количество сказок, как русских народных, так и авторских. Дома, в семье, родственники тоже стараются разнообразить и расширять круг чтения ребят. Воспитатели и логопед часто инсценировали прочитанное, поэтому театральный уголок – любимое место игр наших воспитанников. Здесь они могут «стать» артистами, декораторами, кукловодами, режиссерами в одном лице. Как считают Жулина Е.В., кандидат психологических наук, и Голубева И.В., директор краеведческого музея г. Городец Нижегородской области, «театрализованная деятельность стимулирует развитие реальных мотивов, преобладание внутренних мотивов над внешними, ситуативными, исходящими от взрослого. Внутренние мотивы обязательно включают мотивацию успешности, продвижения вперед» [7, с.115-116].
Но обо всем по порядку.
Если логопед знаком с методикой развития связной речи В.К. Воробьёвой и проводит на своих занятиях развивающие игры и упражнения, направленные на активизацию речемыслительной деятельности, формирование словесного творчества и развития чувства языка систематически, то подготовительный этап пройдет быстрее. Это наш 4 шаг в реализации проекта.
Условно все используемые нами игры можно разделить на три больших блока:
- Игры, направленные на установление последовательности событий по ходу сюжета.
- Игры – упражнения для систематизации словаря и активизации процесса отбора слов из долговременной памяти.
- Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания.
Игровые задания «Положи по порядку», «Подходит – не подходит?», «Найди ошибку», «Что потерялось?», предложенные В.К. Воробьёвой, помогают установить картинки в соответствии с логикой сюжета (в известной детям серии картинок) и относятся к первому блоку. Думаем, что игры известны читателям журнала, и не будем подробно раскрывать их содержание.
Ко второй блоку игр относятся ассоциативные игровые задания. «Система подобных упражнений носит подготовительный характер (к пересказу своими словами) и может проводиться как на изолированных словах, так и словах, взятых из текста» [2, с. 42].
Вот примеры таких игр, которые мы проводили со своими воспитанниками.
Таблица 2. Игры – упражнения для систематизации словаря и активизации процесса отбора слов из долговременной памяти.
Название игры, её цели | Проведение игры |
Игра «Мы в слова играем, сказки вспоминаем». Цели. Формировать умение концентрировать внимание. Активизировать словарный запас. | Дети сидят, поставив стулья по кругу. Логопед показывает карточку, на которой написано слово – действие обозначающее качество характера. Прочтя слово, дети называют героя, обладавшего таким качеством, вспоминают название сказки и эпизод из художественного произведения в подтверждение своих слов. |
Игра «Действия героя». Цели. Совершенствовать вербальную память, развивать чувство языка. Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок. | Логопед или воспитатель называет героя из известной детям сказки и просит назвать все его действия. Так, говоря о лисе в сказке «Лисичка со скалочкой», дети перечисляли глаголы: легла, подслушала, притворилась и т.д. Далее просим вспомнить героев других сказочных сюжетов, выполнявших те же действия. Если задание вызывает затруднение у маленьких «учеников», логопед зачитывает фрагменты сказок и просит назвать героя и произведение. |
Игровое упражнение «Таинственный мир слов». Цели. Активизировать словарный запас дошкольников. Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку. | Логопед предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают в сказках («Сим-сим, откройся», «Сивка-бурка, вещая каурка»… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды, в некотором царстве, в стародавние времена…и прочие). |
Нашим воспитанникам нравилась ещё одна игра, которую мы проводили в виде конкурса.
Игра «Знатоки сказок».
Цели. Активизировать речемыслительную деятельность.
Учить детей объединять героев по заданному признаку.
Оборудование. Две дорожки, нарисованные на ватмане или на земле, как для игры в классики (пять секторов с цифрами и шестой сектор «Сказочное королевство»)
Ход игры. В игре принимают участие двое детей и больше. Логопед или воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны вспомнить конкретных героев из других сказок. Например, просим назвать девочек - героинь сказок. Ребята вспоминают Машу из сказки «Машенька и медведь», Герду из «Снежной королевы « Г.Х. Андерсена, Женю из «Цветика – семицветика» В. Катаева. Ответивший на вопрос ребенок перешагивает в следующий «класс». Не ответивший малыш остаётся на прежнем месте. Побеждает тот, кто первым добрался до сектора «Сказочное королевство».
Подводим детей к выводу, что героями сказки может быть девочка, но она должна обладать особенными качествами, иметь свой характер.
Логопед – практик, Т.А. Ткаченко изложила и проиллюстрировала несколько десятков приемов, которые помогают придумывать разные истории. Это творческие упражнения: «Подарки из будущего» [11, с. 49], «Спасатель» [11, с. 62], «Волшебные страны» [11, с. 75], «Земля без цветов» [11, с. 125], «Два объекта» [11, с. 126], «Зубастый помидор» [11, с. 127], «Сказки наоборот» [11, с. 130]. Их мы относим к третьему блоку игр. Также как игры, основанные на типовых приемах фантазирования, приведенные ниже.
Игра «Маленький сказочник».
Цели. Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы. Развивать вариативность воображаемых образов.
Оборудование. Игровой модуль «Сказочный круг». Круги диаметром 50см. и 70 см. и часовую стрелку соединяем на одном стержне. На круге меньшего размера размещаем картинки обычных предметов (цветок, птица, книга, телевизор, рыбы). На большом круге рисуем волшебников (дети придумали Волшебника травы – Травуса и Волшебника Огня, царицу улиток и королеву Земли). На каждом круге 6 секторов.
Проведение игры. Логопед предлагает детям представить, что они – сказочники. Раскрутив круги они смотрят по направлению стрелки - какие рисунки совпали и рассказывают о том волшебстве, которое произошло с предметом. Желательно дополнить сказочную историю объяснением: кому от случившегося хорошо, а кому плохо.
Вот что получилось у нас на втором занятии: барашек на круге встретился с Волшебником Травусом. Барашек пасется на лугу. Хорошо то, что Травус наколдовал для него много сочной травы. Плохо то, что барашек вытопчет землю, и трава не сможет расти на этом месте. Вывод, который мы делаем общими усилиями: в сказке волшебным может быть любой предмет. Волшебство может приносить добро и зло.
Игровое упражнение «Включаем воображение».
Цели. Совершенствовать навык планирования собственного речевого высказывания. Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.
Оборудование. Игровой модуль «Сказочный круг», на котором изображены разные зоны обитания людей и животных. На часовой стрелке помещается картинка – «портрет» героя.
Проведение игры. Логопед дает детям по очереди в руки круг, и каждый из них повернув стрелку, представляет и оречевляет свою сказочную ситуацию. Например, моряк набрал грибов в лесу, приготовил из них суп. А когда съел его, то стал понимать язык птиц.
Игровое упражнение «Волшебные часы».
Цели. Совершенствовать навык планирования собственного речевого высказывания старших дошкольников. Учить детей совершать преобразования, где объект перемещается во временном пространстве.
Оборудование. Игровой модуль «Волшебные часы» на его циферблате изображены разные волшебники. На часовой стрелке помещается картинка какого–нибудь предмета.
Проведение игры. Логопед показывает волшебные часы, на цифрах которого сидят разные волшебники времени, и просит ребенка раскрутить стрелку, посмотреть на циферблат, закрыть глаза, и представить, как указанный Волшебник преобразует объект. У нас на занятии фрукты совпали с Волшебником Ускоряющим ход времени и превратились в сухофрукты.
Игровое упражнение «Волшебники Большое ухо, Чуткий нос, Удивительные руки и Зоркий глаз».
Цель: Активизировать тактильную память.
Развивать воссоздающее творческое воображение - учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов.
Оборудование. Картинки с изображением всех органов чувств.
Логопед поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку.
Пример: с Чутким носом мы попадаем в сказку Г.Х. Андерсена «Свинопас» в тот момент, когда принцесса держала палец в пару, поднимающимся из волшебного горшочка. Далее в этот сюжет приглашаем Зоркий глаз и дети представляют, что они увидели в кухнях горожан. Волшебник Удивительные руки поможет нашим маленьким «ученикам» передать тактильные ощущения, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались до терки, чугунка или фарфоровой чашки.
Игры и творческие задания третьего блока по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания развивают детское воображение, помогают придумать что-то интересное... Играя со словами, ребенок словно смотрит в калейдоскоп и погружается в мир своих фантазий.
Для того чтобы ребенок мог последовательно изложить придуманный им сюжет, необходимо научить его пересказывать небольшие литературные произведения с помощью пиктограмм. В подготовительной речевой группе дети уже владеют навыками языкового анализа и знают, что слово-действие в схеме предложения обозначается стрелкой, умеют рисовать предметы, поэтому обучать их схематизации при проведении подготовительной работы долго не пришлось. Мнемотехника помогает «записывать» текст, запоминать его. У ребенка возникают определенные ассоциации, он обозначает их символами, чтобы потом воспроизвести по ним весь рассказ по порядку. Происходит перекодирование информации.
Особенность мнемотехники в том и состоит, что мы используем не предметный рисунок, а символ (для опосредованного запоминания). Это было пятым шагом в осуществлении наших планов.
Итак, модели сказок можно составлять с помощью метода «каталога», метода «морфологического анализа», «системного оператора», метода «Волшебного треугольника» (вепольного анализа) и с помощью типовых приёмов фантазирования. Различают следующие типы сказок: динамические, описательные, конфликтные и нравственно – этические. Остановимся подробнее на особенностях сказочных сюжетов конфликтного и нравственно – этического типов, так как наши воспитанники составляли именно такие сказочные истории.
«Группа сказок, которая имеет ярко выраженную этическую направленность: где в тексте прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке» [10, с.39] – это морально – этические сказки.
Сказка морально-этического типа создается на основе типовых приёмов фантазирования и метода «каталога». Несколько типовых приёмов фантазирования использовались нами при проведении игр подготовительного блока. Для составления сказочных историй существуют ещё два приёма: метод «мозгового штурма», предложенный американским ученым А. Осборном, и «круги Луллия. Их придумал житель острова Майорика Раймонд Луллия ёще в четырнадцатом веке. «Он предложил использовать круги для получения ответов на вопросы. На один стержень нанизаны кольца разного диаметра, разделенные на сектора. Каждый сектор имеет своё обозначение: рисунок, слово, фразу. В верхней части стержня устанавливалась стрелка. Суть метода: раскрутить кольца и прочесть ответ на вопрос, зафиксированный в секторах, указанных стрелкой» [9, с. 4].
В основе конфликтного типа сказки лежит метод "Волшебный треугольник" (вепольный анализ). Здесь помимо двух сторон обязательно присутствует волшебство. Как в сказке Шарля Перро «Кот в сапогах» «взаимодействие Кота в сапогах, людоеда и Волшебной дубинки, которая умеет превращать в разных зверей» [10, с.41]. Мы познакомили своих воспитанников с этой моделью составления сказочных сюжетов. (Это был шестой шаг). Положительным героем в сказке Лизы Д. являются фрукты, представителями злых сил – микробы, а волшебный порошок, запах которого помог прогнать их, и восстановить мир в стране Фруктозии – элементом волшебства. Марина Т., сочинившая историю « Волшебный гриб», сумела урегулировать конфликт между драконом и принцессой, не навредив природе. Рассмотрим алгоритм проведения занятия по составлению истории конфликтного типа на примере последнего упомянутого сочинения.
Таблица 4. Сказки конфликтного типа, созданные с помощью вепольного треугольника.
Алгоритм структуры занятия по обучению детей
составлению сказок с помощью метода "Вепольного треугольника".
Подобные задания в максимальной степени открывают свободу речевому детскому творчеству, способствуют воспитанию произвольной речи.
В таблице № 5 отражен алгоритм работы, который мы предлагаем использовать при составлении сказок с помощью этого метода. Упражнение «Пиктограмма» в начале занятия проводится таким образом: сначала показываем детям простые рисунки, на которых схематично изображены горы, лес, море; потом просим детей нарисовать и объяснить значение пиктограмм: любимая кошка, гололед, снегопад.
Таблица № 5.
Алгоритм структуры занятия по обучению детей
составлению сказок с помощью метода «Каталога»
Анализ нашей работы над проектом показал, что введение в занятия по обучению рассказыванию заданий творческого характера повысило активность детей, улучшило их связную речь. Творческие возможности детей возросли. Доказательством тому служат их сказки. В основном это истории нравственно - этического содержания. В них говорится о вечных человеческих ценностях. Все тексты, созданные детьми, были добрыми. Их герои помогали друг другу, выручали из беды. Сказка Лизы И. «Женины друзья» иллюстрировала народную мудрость «Друзья познаются в беде», Димы Ф. «Репортаж из волшебного леса» - «Добро творить – себя веселить!».
По завершении проекта мы провели логопедический досуг, где показали мини-спектакли (фото 6,7,8,9); из произведений воспитанников составили сборник «Калейдоскоп сказок» с иллюстрациями авторов. Был создан фильм, в котором отражены результаты усилий педагогов и родителей по реализации темы проекта, включены фрагменты рассказов детей о работе по изготовлению макетов, инсценировок сказочных историй
[ http://www.youtube.com/watch?v=txENrk1kqsI
школа молодого логопеда - Балашова Г.В.часть 1.mp4
http://www.youtube.com/watch?v=b7JV9fVN1gM
школа молодого логопеда - Балашова Г.В.часть 2.mp4 ].
Проведение мультимедийной презентации из опыта работы по использованию новых технологий взаимодействия с семьями воспитанников состоялось на встрече с молодыми коллегами из «Школы молодого логопеда», существующей в Северо-Восточном округе уже много лет, и получило положительные отзывы как родителей, так и коллег.
Думаем, что посмотрев видеозаписи занятий, вы согласитесь с нами: приёмы творческого фантазирования – прекрасные помощники логопеда в развитии личности дошкольника и формировании предпосылок для адаптации в социуме. В процессе проектной деятельности дети узнают много нового, становятся более уверенными в общении.
Приложение.
Методические рекомендации логопедам.
Данные учебно–методической литературы и практика работы в логопедических группах подсказали нам, что этот метод можно начинать использовать уже в работе с детьми младшей группы, если спрятать игрушки или картинки в «чудесный сундучок». В работе со старшими дошкольниками можно использовать картинки, рисунки, разложив их в накопители по разделам, соответствующим цепочке вопросов, которые мы задаём при составлении сказочного текста. Когда ваши воспитанники научатся читать, можно наугад выбирать слова из книг, но только тех, которые детям ещё незнакомы.
Вопросы составлены
Методику поиска ответа на вопрос разработали Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. на основе адаптированного алгоритма сказок Проппа В.Я. [7, с. 73-74].
* « Задается вопрос детям. Например: "Жил-был кто?"
* Ведущий открывает книгу на любой странице, и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово. Допустим: "Жил-был... пластмассовый солдатик!" Значит, история будет про игрушечного солдатика, который попал в беду.
* Следующий "ответ" на вопрос ищется на любой другой странице.
* Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.
Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:
- "Собирать" сюжет в быстром темпе.
- Эмоционально реагировать на каждый "найденный" ответ (удивление, радость, ужас и т.д.).
- Использовать приемы драматизации.
- Прекратить искать "ответы" в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы "мозгового штурма".
По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных "ответов" и восстанавливали последовательность вопросов» [10, с. 36]. На занятиях по сочинению сказок можно выбрать Короля и Королеву сказочной страны, сочинивших самую интересную волшебную историю.
В тот момент, когда ребенок сам сочиняет сказку, он, словно накрывшись волшебной шапкой невидимкой, переносится в мир своих фантазий. В подготовительной группе роль ведущего может взять на себя ребенок. В данном случае он сам ставит вопросы и "читает" на них ответ. Взрослому остаётся только следить за соблюдением правильной последовательности при постановке вопросов. Дети любят играть «в театр» в свободной деятельности. Пригласите в гости детей из другой группы и вспомните придуманные сказочные истории, расскажите их. Взрослый может взять на себя роль сказочника, а дети – артистов.
Список использованной и рекомендуемой литературы.
- Воробьёва В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией. // Нарушения речи и голоса у детей. – М.: 1975.
- Воробьёва В.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией.
// Дефектология, № 4, 1989, с.40 - 46.
- Гуткович И.Я. Приёмы развития творческого воображения в обучении составлению сказок дошкольников. Рeгиoнaльнaя нaучнo-прaктичeскaя кoнфeрeнция, Чeлябинск, 5-6 июня 1998, ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ. С. 13-15.
- Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. – М.: Альфа, 1996, с.14.
- Головей Л.А. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей// Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии . Под общей редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. Издание 2. - СПб.; Питер, 2000.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М.: Просвещение, 1994.
- Жулина Е.В., Голубева И.В. Значение театрализованной деятельности и среды в развитии дошкольников в психическом развитии дошкольников с недостатками речи, //Логопед, №5, 2008, - М.: Сфера, с. 115-116.
- Макарова Т.М. Использование РТВ – ТРИЗ-технологии в работе с детьми раннего возраста (третий год жизни). Рекомендации воспитателям групп раннего возраста дошкольных образовательных учреждений.// Педагогический вестник Карелии, №3 (26), 2009, –Петрозаводск, с. 96-107.
- Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. – М.:Лабиринт, 1998, с. 51, 73-74.
- Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004, с. 22, 28, 36, 38, 39,41. Электронный ресурс. Доступ http://www.trizminsk.org/e/260025.htm
- Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. – М.: Эксмо, 2006, с. 49, 75, 105, 125, 126,127, 130.
- Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы.- М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: "Я сочиняю сказки"
Сказка – это повествовательный жанр фольклора, в котором на основе фантастической условности воссоздается обобщенное изображение мира и человека; выделяется несколько разновидностей жанра: волшебная с...
Консультации для родителей средней группы " Какой должна быть сказка?" " Сочиняем сказку сами." Роль сказки в нравственном воспитании детей
в помощь для родителей при выборе сказок для детей 4-5 ....
Занятие в рамках кружка дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у сказки». Тема «Сочиняем сказки».
Занятие в рамках кружка дополнительного образованиясоциально-педагогической направленности«В гостях у сказки».Тема «Сочиняем сказки».Сказки дают богатый материал для развития творческих способно...
Сочиняем сказки" Сказки маленькой Феи"
Взрослые и дети любят сказки.Сказки учат нас добру и прилежному труду .В мире сказок ребенок может проявить свой талант играя в любую роль, развить творческие способности, полюбить своих сказочных гер...
Составление сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы Цель: учить детей связывать в сюж...
Памятка: "Сочиняем сказку. Сказка - это интересно".
Сказка - это эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел....