конспекты занятий к коррекционной программе
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

Шведина Елена Анатольевна

Конспекты занятий  к коррекционной программе, используются на  логопедическом  часе. Диагностические занятия по развитию графических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_k_korrekcionnoy_programme.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ  « МЕБЕЛЬ»

Задание № 1  П/ гимнастика      

                         Ножки, спинка  и сиденье-

                             Вот вам стул на удивленье.

( Левая  рука строго  вверх.  К ее нижней части  приставляется    правая, сжатая  в кулак)          

                              У стола четыре ножки,

                              Сверху крышка, как ладошка.

 (Левая рука сжата в кулак. Сверху на него опущена ладонь правой руки.  Меняем  положение рук).

Раздается стук и в группу входит Волшебный карандаш с коробкой в руках.

Он раздает детям спички и предлагает им интересную игру «Что за палочки такие?»:

 Задание №2 . Выкладывание из спичек

  Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, конструктивное мышление.

     Выложить из спичек кроватку и  табурет, сопровождая  текстом          

                                  Поставим в спальню мы кроватку

                                  И спать на ней мы будем сладко.

                                  На табуретке сидят за столом,

                                  И без нее не уютен наш дом.  

Задание №3 . Физминутка.

                        Часики на полочке

                        Стучат «Тик-так, тик- так»,

                        Стрелочки встречаются

                        Вот так, вот так, вот так.

                        Крутятся колесики в такт, в такт, в такт,

                        Часики как солнышко, все время говорят.

                     Движения:

1.        И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в стороны

2.        И.п.- о.с. « Ножницы» ( скрещивание рук перед грудью).

3.        Круговые движения прямыми руками вперед, назад.

4.        Потягивание, посмотреть на руки, руки опустить вниз через стороны.

Задание №4. Карандаш рисует на доске шкаф. Просит детей посчитать, сколько клеточек

нужно чтобы нарисовать точно такой же.  

Нарисуй такой же.

Цель: учим ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клетки, соблюдать строчку .

ЗАНЯТИЕ « НАША РОДИНА » .

Звучит гимн России и в группу входит Карандаш с флагом России. Дети рассматривают и

называют цвета флага.

Задание № 1 П/ гимнастика

                Здравствуй, солнце золотое!

                Здравствуй, небо голубое!

                Здравствуй, вольный ветерок!

                Здравствуй, маленький дубок!

                Мы живем в одном краю-

                Всех я вас приветствую.

 Задание №2. Выкладывание солнышка  и облаков из цветных нитей на фланелеграфе.

Карандаш предлагает детям  вспомнить летний денек  и  нарисовать волшебными нитями картинку .

Цель: Учить располагать части рисунка на фланелеграфе, уравновешивая элементы в

 цветовом и композиционном отношении.

Задание № 3. Предлагает детям немного отдохнуть и поиграть в игру:    

                Облако, облако-

                Как кораблик белый.

                Облако, облако

                Не сиди без дела.(1)

                Облако, облако,

                По небу гуляй.

                Облако, облако,

                Дождик собирай. (2)

                Если ты вовремя,

                Дождик не прольешь,

                Вот какой высокой

                Будет в поле рожь!

Движения.

1.        И.п.- ноги на ширине плеч, пальцы соединены над головой. Повороты вправо, влево.

2.        И.п. то же. Наклоны вперед.

3.        И.п. – о.с. Прыжки вокруг себя вправо, руки соединены сзади.

4.        Потянуться кверху, руки поднять вверх, опускать через стороны вниз.

Задание № 4. Закрашивание по контуру. Нарисуй российский флаг.

Цель: формировать навыки равномерного движения руки, регулируя силу нажима.

ЗАНЯТИЕ « НАШ   ГОРОД » .

Волшебный карандаш приглашает детей прогуляться по городу .

Задание №1 П\ гимнастика.

                   На горе мы видим дом.

         ( изобразить кистями рук крышу дома)

                   Много зелени кругом,

          ( волнообразные движения кистями рук)

                    Вот деревья, вот кусты.

                     ( показать руками)

                   Вот душистые цветы.

                   ( показать пальцами бутон)

                   Окружает все забор.

                   За забором чистый двор.

          ( показать пальцами забор, погладить стол)

                    Мы ворота открываем

                   ( показать кистями рук)

                   К дому быстро подбегаем

                   ( «бегут» пальчиками по столу)

                    В дверь стучимся: «Тук, тук, тук!»

                   ( Стучат кулачками)

                   Кто-то к нам идет на стук.

        ( прикладывают ладонь к уху, прислушиваются)

                    В гости мы пришли и гостинцы принесли.

                   ( протягивают «угощение»)

Задание № 2.  Перед путешественниками  возникла преграда – большая и широкая река.

2. Как быть? Карандаш раздает детям волшебные палочки и предлагает построить мост.

3 Выкладывание из палочек «Мост».

Цель: выложить по образцу мост из палочек, сопровождая действия текстом.              

                   Мост построим через речку

                   Для машин и человечков.

Задание №3. Задание волшебного карандаша для работы в тетради:

Цель: Развивать движения руки, повышать ее чувствительность и гибкость.

ЗАНЯТИЕ  « ПТИЦЫ ».

Карандаш приносит на занятие иллюстрации  с изображением птиц .Спрашивает, кто изображен на картинках и кто знает их название.

Цель: Закрепить с детьми знание названий птиц.

Задание № 1. П/г « Вот помощники мои».              

                     Вот помощники мои ,

                     их как  хочешь, поверни

             ( смотрят на раскрытые ладошки)

                И вот эдак и вот так, не обидятся никак.

              ( потирают ладошки)

                Раз, два, три, четыре, пять.

               ( хлопают в ладоши)

                Не сидится им опять.

                ( встряхивают кистями рук)

                Постучали,

               ( стучат по столу)

                Повертели

                ( круговые движения кистей рук)

                И работать захотели.

                ( потирают руками)

                Поработают немножко.

               ( хлопают в ладоши)

                Мы дадим им отдохнуть.

               ( складывают ладони вместе)

                Постучали,

                (стучат по столу)

                Повертели

                ( круговые движения кистей)

                И опять обратно в путь.

              ( хлопают в ладоши).

Задание № 2 .Конструирование из бумаги « Птица» (оригами).

Цель: Уметь ориентироваться на листе бумаги, соизмерять движения рук и выполнять действия в соответствии со словом воспитателя.

Карандаш принес детям листы бумаги и предлагает им сконструировать  волшебных птиц.

Задание № 3 . Ф/ минутка  « Птички в гнездышке»

                Птички в гнездышке сидят

                И на улицу глядят.

            ( тихо сидят в «гнездышках»)

                Погулять они хотят

                И тихонько все летят.

             ( разлетаются  в разные стороны)

Задание № 4.  Работа в тетради.

Цель: накладывать штрихи контура изображения, регулируя силу нажима;

Повторять элемент определенное количество раз, считая клеточки.

ЗАНЯТИЕ « ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ » .

Карандаш приносит на занятие «чудесный мешочек» и предлагает детям узнать что там

лежит.

Цель: Развивать у детей тактильные ощущения и уметь узнавать предмет на ощупь.

Задание № 1. П/г « Сидит белка на тележке».

                 Сидит белка на тележке,

                 Продает она орешки.

        ( хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга по   переменно.)

                 Лисичке- сестричке,

                 Воробью, синичке,

                 Мишке толстопятому,

                 Заиньке усатому.

   ( загибают  по одному пальчику, начиная с большого)

                 Кому в платок,

                 Кому в зобок,

                 Кому в лапочку.

      ( ритмичные хлопки и удары кулачками.)

Задание № 2.Карандаш раздает детям картонки с изображением контура животного и

Предлагает детям выложить контур из зернышек.

Цель: красиво и четко передать очертания предмета используя мелкие предметы.

 Выкладывание  контура животного :

- зернышками риса ( дети среднего и высокого уровня)

- чечевицей ( дети низкого уровня).

Задание № 3. Ф/ минутка « Волк»

                  Волк наклоны делать рад

                  Вправо, влево, вперед, назад,

                  Много – много раз подряд

                  Влево, вправо, вперед, назад.

Задание № 4. « Волшебный кружок».

Карандаш предлагает детям превратить фигуру в какое - нибудь животное.

Напоминает детям, как правильно держать карандаш при работе, и объясняет задание для выполнения в тетради.

Цель: Развивать воображение и совершенствование графических навыков.

                           

ЗАНЯТИЕ   « ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ » .

Сегодня волшебный карандаш пришел на занятие с большой книгой загадок, и предлагает детям поиграть в игру « Кто самый сообразительный?»

Цель: учить детей находить ответ по заданным признакам.

Задание № 1.  П\г « На лужок»

                 На лужок пришли зайчата,

                 Медвежата, барсучата,

                 Лягушата и енот.

                 На зеленый на лужок

                 Приходи и ты дружок.

    ( сгибание пальцев в кулак в ритме потешки,)

Задание № 2. Выкладывание из счетных палочек « Ежик».

Цель: развиваем зрительную память, пространственные представления и ручную умелость.

Карандаш объясняет и показывает ход выполнения работы.

                На комод забрался ежик,

                У него не видно ножек,

                У него, такого злючки,

                 Не причесаны колючки,

                 И не как не разберешь-

                 Щетка это или еж.

Задание № 3. Работа в тетрадях.

Цель: учить соединять точки плавной линией; упражнять в рисовании по клеточкам, умение

соотносить образец со своим рисунком.

 

ЗАНЯТИЕ  « ПОСУДА ».

В гостях у детей волшебный карандаш со своими заданиями.

Задание № 1. Выбрать из набора картинок те с помощью которых можно накрыть на стол .

Цель: Уметь обобщать предметы  по общему признаку.

Задание № 2  П/ гимнастика

    Цель: Подготовить пальцы рук к работе.  

                     « Шалун»

                         Наша Маша кашу варила,  

                         Кашу варила, деток кормила.

                         Этому дала,

                         Этому дала,

                         Этому дала

                         Этому дала,

                         А этому не дала:

                         Он много шалил

                         И тарелку разбил.

Задание № 3. Работа на математических планшетах.  ( пособие Воскобовича) Чайник.

Цель: Развитие движений руки, повышение ее чувствительности и гибкости .

( с помощью резинок «  нарисовать» чайник)

Задание № 4. Д\ игра «Чудесный мешочек»  

Цель : развивать тактильные ощущения , умение выбирать из предложенных предметов .

Задание № 5. Работа в тетради.

- Заштрихуй маленькие тарелочки сверху вниз, а большие слева на право

Цель: Формирование навыка  равномерного движения руки и силы нажима; закрепление

штриховки в разных направлениях.

Формировать навыки движения руки под контролем зрения.

ЗАНЯТИЕ « ОДЕЖДА » .

Задание № 1.Карандаш загадывает детям загадки об одежде.

Цель: закрепить с детьми названия одежды, умение обобщать и выделять из группы

предметов.

Задание № 2. Предлагает детям выполнить гимнастику для пальчиков.

                        Аленка- Маленка

                        Шустра и быстра:

      ( хлопки ладонями, удары кулаками друг о друга).

                        Воды наносила,

                        Сарафан дошила,

                        Носок довязала,

                        Ягод насбирала,

                        Песню допела,

      ( загибание пальчиков по одному, начиная с большого)

                        Везде поспела.

                        В охотку ей дело.

         ( хлопки ладонями и кулачками друг о друга)

Задание № 3. « Украсим кукле платье»

Цель: развитие глазомера, пространственного расположения предметов;

Закрепление названий геометрических фигур.

Карандаш показывает детям, как можно украсить платье и раздает всем геометрические

фигуры для выполнения орнамента.

 Задание № 4. « Закончи узор»

Цель: учить рисовать по клеточкам, развивать внимание .

Карандаш начал рисовать узоры для ткани, но не закончил их, педагог предлагает помочь

карандашу.

ЗАНЯТИЕ  « ПРОФЕССИИ »

Волшебный карандаш вносит в группу коробку с различными инструментами.

Задание №1  Предлагает детям назвать людям, какой профессии они нужны.

Цель: Упражнять детей в умении определять название профессии по одному из заданных

 признаков.

Задание № 2.  П\г « Что принес нам почтальон?»

                Что принес к нам почтальон?

                С толстой сумкой ходит он.

                Перевод, журнал, газету,

                В бандероли – две кассеты

                И письмо от тети Вали,

                Чтоб ее приезда ждали.

Задание № 3.  Карандаш раздает детям по листу цветной бумаги, трафарету и карандашу.

Предлагает вырезать как можно больше кармашков для рубашек.

Цель : закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, располагать трафарет экономя

бумагу; учить правильно, держать ножницы, соблюдать технику безопасности при работе с

 ножницами.

Задание № 4. Карандаш предлагает детям немного отдохнуть и поиграть в игру «Летчик»

Цель: Координировать речь и движение, развивать общие речевые навыки.

                  Быть шофером хорошо,

         ( дети бегут по кругу, крутят перед собой воображаемый руль).

                  А летчиком лучше.

           ( бегут по кругу, расставив руки как крылья).

                  Я бы в летчики пошел,

                  Пусть меня научат.

                  Наливаю в бак бензин,

         ( остановились, наклонили воображаемый сосуд).

                  Завожу пропеллер

          ( круговые движения правой рукой).

                  « В небеса, мотор вези,

                   Чтобы птицы пели».

          ( бегут, расставив руки в стороны).

 Задание № 5.Работа в тетради.

Для детей низкого уровня: - наладим машину

Цель: закреплять умения рисовать круглые предметы.

Для  детей  высокого и среднего уровня.- нарисуй по клеточкам.

Цель: Совершенствование пространственной ориентировки, внимания.

Диагностическое занятие  №1 ( сентябрь). «Задание Волшебного карандаша».

ЦЕЛЬ: Диагностика  графических навыков у детей через игровые упражнения. Развивать ориентировку на листе бумаги, учить правильно держать  карандаш, использовать нажим.

ХОД: Воспитатель задает детям загадку:

Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (карандаш)

Угадали? Воспитатель достает большой карандаш. Конечно же, это карандаш.

Но к нам пришел не простой карандаш, а волшебный. Он приглашает нас в страну  

Графики, где нас ждут интересные задания.

Но для этого, чтобы нам отправиться в путешествие нужно подготовить пальчики к работе.

П/гимнастика . (в руках по карандашу)

 Карандаш в руках катаю

 (катают между ладонями, между пальчиков  вверху,

катают указательным и большим пальцами обеих рук)

Непременно каждый пальчик быть послушным научу

(поочередно катают карандаш между большим и средним, безымянным, мизинцем).

Ну, вот наши пальчики готовы и мы можем смело отправляться в путешествие с

 карандашом.

Ой, а это что за звуки раздаются (слышится писк и мяуканье).

Кто бы это мог быть? (обращается к карандашу)

Задание №1. А это наше первое задание «Соедини по точкам»

Цель: Выявить умение ребенка правильно держать карандаш, проводить линию без отрыва.

 Соединяем цифры по порядку, начиная с цифры один в единую линию.

Если ребенок правильно соединил,  то у него должны получиться «мышка» или «кот».

Воспитатель: Кто это шумел? Покажите свои карточки. (дети называют животных).

   Ребята, а кого боится мышка? Правильно, кошку, вот и мышата спешат спрятаться в норку.

Задание №2. «Покажи дорожку»

Цель: Умение проводить ломаную линию, параллельно краям дорожки.

Посмотрите внимательно как идет дорожка, проведите сначала по точкам, а

затем самостоятельно.

Задание № 3. «Спрячь мышку» (прил. №3)

Воспитатель: Добежала мышка до норки, но ее все равно видно, давайте с помощью

карандаша спрячем мышку.

Цель: Умение штриховать  в заданном направлении, не выходя за контур.

Норка у мышки круглой формы. Чтобы кот не увидел мышку, наноси штрихи близко  

друг к другу, сверху вниз, не выходя за край .

Воспитатель: давайте немного отдохнем и поиграем в подвижную игру «Кот - Мурлыка»

 (водящие кот и мышь, мышка в кругу, а кот за кругом)

Кот мурлыка ходит,

С мышки глаз не сводит,

Мышка, мышка берегись,

Ты коту не попадись

Вышла мышка погулять,

Хочет кот ее догнать.

(дети поднимают руки мышка выбегает, кот ее ловит).

Воспитатель: В заключение нашего занятия волшебный карандаш хотел бы узнать

понравились ли вам его задания и были ли у вас трудности в их выполнении.

Для этого у вас есть карточки с изображением лиц, но не видно какое настроение у них.

 Если вам понравилось, нарисуйте улыбку, если нет то грустное лицо.

На этом наше занятие заканчивается, давайте скажем спасибо карандашу и пригласим

его опять в гости.

 

Диагностическое занятие №2 (Май)  «Задание волшебного карандаша».

Цель: Провести диагностику графических навыков у детей через игровые упражнения.

-выявить умение проводить ломаные и замкнутые линии;

-закрашивать предметы сплошной штриховкой не выходя за контур;

- умение ориентироваться на листе бумаги;

Ход: сегодня мы продолжим путешествие с волшебным карандашом по стране Графики.

Воспитатель: Мышку кот не поймал, что же ему делать?

  Отправился он дальше и интересный домик. Воспитатель загадывает загадку:

                       Этот дом не деревянный

                       Не из камня этот дом.

                       Он прозрачный он стеклянный,

                       Нету номера на нем.

                       И жильцы в нем не простые

                       Не простые, золотые.

                       Эти самые жильцы –

                       Знаменитые пловцы.

                                     ( аквариум)

 Правильно он увидел аквариум, но что-то в этом аквариуме не так.

Вот карандаш наш подсказывает, что нужно все предметы в аквариуме дорисовать по

точкам и закрасить их цветными карандашами.

Давайте приготовим наши пальчики к работе.

П/гимнастика « Акула»

                       Приплывали две севрюги,

                 (двумя руками дети изображают, как плывет рыба).

                       У них спины словно дуги.

                  (выгибают ладони тыльной стороной вверх)

                       Налетали с двух сторон.

                  (Изображают, как плывут на встречу друг другу)

                       Ты, акула выйди вон.

                  (Делают толчок ладонями от груди).

Задание №2 . Нарисуй волны.

Цель: Определить навыки проведения волнистых линий, с начала по точкам, а

затем самостоятельно.

Дорисуем по пунктиру волнистую линию, по которой определим уровень воды в  аквариуме.

Задание №3. Обведи и раскрась рыбок.

Цель: Выявить умения видеть образы,  не достающие элементы и раскрасить  цветными карандашами.

А теперь внимательно рассмотрим рисунок и попробуем нарисовать рыбок в аквариуме. Раскрасим их в разный цвет.

Дети выполняют задание карандаша. Посмотрите, какие красивые рыбки плавают в

аквариуме.

Какие они цветом? Сколько рыбок плавает в аквариуме?

Задание №4. Подвижная игра «Летучая рыба».

                       Я летучая  я прыгучая,

                  (дети двигаются поскоками по кругу)

                       Улетела бы за тучу я.

                  ( двигаются, взмахивая руками)

                       Да соскучилась бы  вскоре-

                       До того люблю я море.                  

                  (двигаются по кругу, изображая плавание).

Задание № 5 Графический диктант.

Цель: Определить умение детей ориентироваться на листе бумаги.

Ребята, карандаш приготовил вам еще одно задание. Для этого он приготовил листочки

бумаги.

Возьмите в руки карандаш и нарисуйте:

- солнышко в левом верхнем уголке листа;

- облако – в правом верхнем уголке ;

- в нижней части листа – землю;

- в правом нижнем уголке - домик;

- в левом нижнем уголке – дерево;

Посмотрите, какие замечательные рисунки получились у вас! Давайте организуем

выставку и волшебный карандаш посмотрит, как вы умеете рисовать!

Данные занятий заносятся в таблицу, и отслеживается динамика развития графических навыков.

п/п

Фамилия, имя ребенка

Умение

правильно

держать карандаш

Умение штриховать, соблюдать контур

Умение ориентироваться на листе бумаги

Умение обводить контуры

Умение проводить линии

Средний балл

уровень

сплошная

штриховка

в заданном направлении

верх, низ,

середина

по точкам и пунктиру

по клеточкам

прямые линии

ломаные линии

замкнутые

линии

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

Обследование развития графических навыков и умений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»

Конспект занятия по  коррекционной ритмике  для детей  старшей группы с задержкой психического развития  по лексической теме: «Продукты питания»Представляемый материал поможет пров...

Конспект занятия в коррекционной группе компенсирующей направленности ГБОУ школа №297 д/о Пушкинского р-на г. Санкт-Петербурга на тему: «Сравнение множеств. Формирование понятий «длинный» - «короткий», «длиннее» - «короче», «одинаковые по длине»

Комплексное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, возраст детей 5-6 лет. В процессе данного занятия реализуются  коррекционно-образовате...

Конспект занятия в коррекционной подготовительной группе на тему «Лед».

Позновательная, опытно-экспериментальная деятельность детей со льдом и с водой....

Тренинг для детей " Работа с гневом" план-конспект занятия по коррекционной педагогике по теме

Цель: помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.Задачи:-         Способ...

Конспект занятия по коррекционной ритмике "Веселые нотки"

Конспект занятия по коррекционной ритмике "Веселые нотки"...

Конспект занятия индивидуальной коррекционно-развивающей работы на тему "Осень"

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей работы на тему "Осень". может быть полезен для работы педагогу-психологу в группе компенсирующей направленности (ТНР)....