конспект НОД "Долгое путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Развитие лексико - грамматических категорий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по лексической теме: "Перелётные птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncpekt_do.docx | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад первой категории № 463 г. Челябинска
454108, г. Челябинск, ул. Пограничная, 19 а, т. (351) 251 – 41 – 43
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию лексико – грамматических категорий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
по лексической теме « Перелетные птицы»
учитель – логопед : Чичиланова Р.И.
Тема: Долгое путешествие
Цель коррекционно – образовательная:
- закрепить знания детей о перелётных птицах, времени и способах перелета,
- уточнение и активизация словаря по теме «Перелётные птицы»
коррекционно – развивающая:
- закрепить умения детей употреблять существительные множественного числа;
- упражнять детей в образовании существительных с помощью суффиксов –ат-, -ят- ;
- закрепить умения синтаксически верно строить предложения;
- развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений.
коррекционно – воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.
Оборудование:
наборное полотно, магнитная доска, набор картинок с изображением перелетных птиц, схема способов перелета птиц ( клин, стая, вереница, в одиночку), речной песок, лоточки, серия сюжетных картинок « Журавли», картинки места обитания птиц( болото, водоём, лес, поле), схема 5 признаков птиц, предметные картинки птиц ( дрозд, грач, скворец, стриж, ласточка, соловей, цапля, лебедь)
Предварительная работа:
чтение художественных текстов Д.Н.Мамина – Сибиряка « Серая шейка», И.С.Соколова – Микитова « Улетают журавли»,
В.М. Гаршина « Лягушка путешественница».
Дидактические игры: « Узнай по описанию», « Кто как кричит?»,
«Назови детенышей»
Ход деятельности:
Организационный момент:
Под звуки музыки входит бабушка Кузьминична.
Утром солнце ярко светит.
Вам давно пора вставать.
И скорей про всё на свете
Всем вопросы задавать.
День пройдет, наступит вечер.
Не уложить вас в кровать.
Вы готовы бесконечно
Всем вопросы задавать.
- Рано я сегодня поднялась, но почему – то не услышала пения птиц. Что такое случилось? ( птицы улетают в теплые края).
Кузминична приглашает ребят посмотреть, как птицы готовятся к дальнему перелёту.
На веревочке развешены картинки с изображением разных птиц ( зимующих, перелетных, домашних).
- Ребята, выберите только те картинки, на которых изображены перелётные птицы.
Дидактическая игра « Пять признаков»
- Рассмотрите свои картинки, и скажите, чем птицы отличаются от других животных? ( дети указывают 5 признаков отличия, используя алгоритм). Наличие:
- 2-х крыльев, 2-х ног, клюва, перьев, откладывание яиц )
Дидактическая игра « Чей?»,» Чьё?», «Чьи?»
Чей клюв? Чьи ноги, Чьё крыло?
Игра « Подбери словечко»:
А теперь построимся в шеренгу и будем на каждый шаг называть слова- действия птиц ( дети называют слова: летает, клюет, плавает, строит гнездо, высиживает птенцов и т.д.)
Дети «дошагивают» до перевернутых картинок и начинают их рассматривать.
Физкультминутка:
Дружок, ты мой дрозд
В крапинку хвост.
Носик остренький,
Бочок пёстренький,
Перья тонкие,
Песни звонкие
Весной распеваются,
Зимой забываются
- Что это у вас, друзья? ( это болото, лес, поле, водоем) А, это изображения родного дома перелётных птиц.
Дидактическая игра « Кто где живет?»
- Для кого родным домом был лес? ( для соловьев, для кукушки, для скворцов, грачей, иволги )
- Кто из птиц живет на болоте? ( журавль, аист, цапля, кулик)
- Какие птицы улетают на юг с водоемов? ( утки, гуси, лебеди)
- Для кого родным домом было поле? ( жаворонок, перепелка, куропатка ).
Игра « Что сначала, что потом?»
Ребята, хотела показать картинки о жизни журавлей, но пока любовалась красотой золотой осени все картинки перепутались. Помогите разобраться.
( дети выкладывают последовательность серии сюжетных картинок и рассказывают о жизни птиц: вначале птицы прилетают с юга, затем строят гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов )
Дидактическая игра « Кто как покидает родные края?»
- Ребята, все ли птицы одновременно покидают родные гнезда?
- Правильно, первыми улетают насекомоядные птицы. Отгадайте какие?
Не ворона, не синица,
Как зовется эта птица?
Примастилась на суку-
Раздалось в лесу: « ку-ку» ( кукушка)
- Кукушки покидают родной лес в одиночку
Спереди- шильце,
Сзади – вильце
На груди белое полотенце ( ласточка)
- Ласточки покидаю родные гнезда стаей ( грачи, скворцы, соловьи )
Пляски, пляски на болоте.
И весёлы и дружны
Длинноклювы, длинноноги
Здесь танцуют… ( журавли)
- Журавли покидают родные болота клином.
Крылатый, горластый.
Красные ласты. ( гусь)
- Гуси улетают на юг вереницей. ( утки, лебеди )
Падают, падают листья. В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают
Гуси, грачи, журавли
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Игра « Кто с кем улетает?» Каждая птица улетает на юг со своими птенцами.
- С кем улетает утка?, гусь, журавль, грач, скворец, кукушка, аист ( Утка улетает со своими утятами).
Игра « Каких птиц много в стае?
- Мы с вами выяснили, что только кукушка улетает на юг в одиночку. Остальные птицы собираются в большие стаи. Каких птиц много в стае? ( В стае много грачей. В стае много скворцов. В стае много гусей, уток, цапель).
Дети садятся за столы.
Дидактическ4ая игра « В парке»
Вы видите поляну, на которой растут деревья: берёза, тополь, яблоня и груша.
Перед вами изображения птиц. Назовите их. Постарайтесь правильно произносить все звуки в словах.
Теперь поместите птиц со звуком Р в названиях на грушу. Расскажите о том, где они сидят. ( Дрозд и грач сидят на груше )
Птиц со звуком Р’ в названиях поместите рядом с берёзой ( Скворец и стриж сидят рядом с берёзой)
Птиц со звуком Л в названии поместите на яблоню ( Ласточка и соловей сидят на яблоне )
Птиц со звуком Л’ в названии поместите под тополь ( Цапля и лебедь сидят под тополем)
Игра « Угадай название птицы»
По первым звукам картинок дети угадывают название птицы АИСТ ( апельсин, ива, санки, танк) КУКУШКА ( карандаш, утюг, кошка, улитка, шар, катушка, антенна)
- Какое из двух слов длиннее? Как вы догадались? ( Дети делят слова на слоги ).
- Составьте схему короткого слова. Сколько в нем гласных звуков? ( два) Сколько согласных звуков ( два).
Пальчиковая гимнастика:
Птичка крылышками машет.
И летит в своё гнездо.
Птенчикам она расскажет,
Где взяла она зерно.
« Кормушка для птиц».( пескотерапия)
- Чем в основном питаются перелётные птицы? ( насекомыми)
Дети при помощи песка и трафаретов выкладывают изображения насекомого
( корма для птиц ).
Возвращается Кузминична.
« Графический диктант»
- Прочтите по стрелочке слово, которое мы птице скажем перед отлётом в далёкие края.
( прощай).
Итог: Почувствуйте тепло последнего солнечного лучика ( дети встают, соединяя руки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"
Муниципальное дошкольное образовательное учреж...
Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа
Представлен конспект игры путешествия Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...
Конспект игры-путешествия "Путешествие в Рим"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы "Путешествие в Рим", интеграция образовательных областей "Познание" и "Музыка"....
Конспект НОД - путешествия "Путешествие в осенний лес"
Систематизируем знания детей об осениСистематизируем знания детей про жизнь лесных зверей осеньюГоворим о том, что растет осенью в лесуРазвиваем сообразительность, воображениеРазвиваем зрительное вним...
План-конспект игры-путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»
Игра – путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»Цель: Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой»...
Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе
Cпособствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность....