конспект НОД "Долгое путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Чичиланова Рита Ильинична

Развитие лексико - грамматических категорий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по лексической теме: "Перелётные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koncpekt_do.docx64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

центр  развития ребенка - детский сад первой категории № 463  г. Челябинска

454108,  г. Челябинск, ул. Пограничная, 19 а, т. (351) 251 – 41 – 43

Конспект  непосредственно образовательной  деятельности

по развитию лексико – грамматических категорий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

по лексической теме « Перелетные птицы»

учитель – логопед : Чичиланова Р.И.

Тема:    Долгое путешествие      

Цель коррекционно – образовательная:    

-  закрепить знания детей о перелётных птицах, времени и способах   перелета,

-  уточнение и активизация словаря по теме «Перелётные птицы»

коррекционно – развивающая:

- закрепить умения детей  употреблять существительные  множественного числа;

-  упражнять детей в образовании существительных с помощью суффиксов –ат-, -ят- ;

-  закрепить умения синтаксически верно строить предложения;

-  развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений.

коррекционно – воспитательная:

-  воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.

Оборудование:   

наборное полотно, магнитная доска, набор картинок с изображением перелетных птиц, схема способов перелета птиц ( клин, стая, вереница, в одиночку), речной песок, лоточки, серия сюжетных картинок « Журавли», картинки места обитания птиц( болото, водоём, лес, поле), схема 5 признаков птиц,  предметные картинки птиц ( дрозд, грач, скворец, стриж, ласточка, соловей, цапля, лебедь)

Предварительная работа:    

             чтение художественных текстов Д.Н.Мамина – Сибиряка  « Серая шейка», И.С.Соколова – Микитова « Улетают журавли»,

В.М. Гаршина « Лягушка путешественница».

Дидактические игры: « Узнай по описанию», « Кто как кричит?»,

«Назови детенышей»

Ход деятельности:

Организационный момент:  

Под звуки музыки входит бабушка Кузьминична.

Утром солнце ярко светит.

Вам давно пора вставать.

И скорей про всё на свете

Всем вопросы задавать.

День пройдет, наступит вечер.

Не уложить вас в кровать.

Вы готовы бесконечно

Всем вопросы задавать.

- Рано я  сегодня поднялась, но почему – то не услышала пения птиц.  Что такое случилось? ( птицы улетают в теплые края).

Кузминична приглашает ребят  посмотреть, как птицы готовятся к дальнему перелёту.

На веревочке развешены картинки с изображением разных  птиц ( зимующих, перелетных, домашних).

- Ребята, выберите только те картинки, на которых изображены перелётные птицы.    

Дидактическая игра « Пять признаков»  

- Рассмотрите свои картинки, и скажите, чем птицы отличаются от других животных? ( дети указывают 5 признаков отличия, используя алгоритм).  Наличие:

- 2-х крыльев,  2-х ног, клюва, перьев, откладывание яиц )

Дидактическая игра « Чей?»,» Чьё?», «Чьи?»  

Чей клюв?  Чьи ноги, Чьё крыло?

Игра « Подбери словечко»:  

А теперь построимся в шеренгу и будем на каждый шаг называть слова- действия птиц ( дети называют слова: летает, клюет, плавает, строит гнездо, высиживает птенцов и т.д.)

Дети «дошагивают» до перевернутых картинок и начинают их рассматривать.

Физкультминутка:    

  Дружок, ты мой дрозд  

  В крапинку хвост.

  Носик остренький,

  Бочок пёстренький,

  Перья тонкие,

  Песни звонкие

  Весной распеваются,

  Зимой забываются

- Что это у вас, друзья? ( это болото, лес, поле, водоем) А, это изображения  родного дома перелётных птиц.

Дидактическая  игра « Кто где живет?»  

- Для кого родным домом был лес? ( для соловьев, для кукушки, для скворцов, грачей, иволги )

- Кто из птиц живет на болоте? ( журавль, аист, цапля, кулик)

- Какие птицы улетают на юг с водоемов? ( утки, гуси, лебеди)

- Для кого родным домом было поле? ( жаворонок, перепелка, куропатка ).

Игра « Что сначала, что потом?»  

Ребята, хотела показать картинки о жизни журавлей, но пока любовалась красотой золотой осени все картинки перепутались. Помогите разобраться.

( дети выкладывают последовательность серии сюжетных картинок и рассказывают о жизни птиц: вначале птицы прилетают с юга, затем строят гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов )

Дидактическая игра « Кто как покидает родные края?»

- Ребята, все ли птицы одновременно покидают родные  гнезда?

- Правильно, первыми улетают насекомоядные птицы. Отгадайте какие?

Не ворона, не синица,

Как зовется эта птица?

Примастилась на суку-

Раздалось в лесу: « ку-ку»  ( кукушка)

 - Кукушки покидают  родной лес в одиночку 

Спереди- шильце,

Сзади – вильце

На груди белое полотенце   ( ласточка)

- Ласточки покидаю родные гнезда стаей   ( грачи, скворцы, соловьи )

Пляски, пляски на болоте.

И весёлы и дружны

Длинноклювы, длинноноги

Здесь танцуют… ( журавли)

- Журавли покидают родные  болота клином.  

Крылатый, горластый.

Красные ласты.     ( гусь)

- Гуси улетают на юг вереницей. ( утки, лебеди )  

Падают, падают листья.      В нашем саду листопад.

Желтые, красные  листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают

Гуси, грачи, журавли

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Игра « Кто с кем улетает?»   Каждая птица улетает на юг со своими птенцами.

- С кем улетает утка?, гусь, журавль, грач, скворец, кукушка, аист ( Утка улетает со своими утятами).

Игра « Каких птиц много в стае?  

- Мы с вами выяснили, что только кукушка улетает на юг в одиночку. Остальные птицы собираются в большие стаи. Каких птиц много в стае? ( В стае много  грачей. В стае много скворцов. В стае много гусей, уток, цапель).

Дети  садятся за столы.

Дидактическ4ая игра « В парке»  

Вы видите поляну, на которой растут деревья: берёза, тополь, яблоня и груша.

Перед  вами изображения птиц. Назовите их. Постарайтесь правильно   произносить все звуки в словах.

      Теперь поместите птиц со звуком  Р в названиях на грушу. Расскажите о том, где они  сидят.   ( Дрозд и грач сидят на груше )

      Птиц со звуком Р’ в названиях  поместите рядом с берёзой  ( Скворец и стриж сидят рядом с берёзой)

Птиц со звуком  Л в названии  поместите на яблоню ( Ласточка и соловей сидят на яблоне )

Птиц со звуком Л’  в названии поместите под тополь ( Цапля и лебедь сидят  под  тополем)

Игра « Угадай название птицы»

По первым звукам картинок дети угадывают название птицы  АИСТ ( апельсин, ива, санки, танк)  КУКУШКА ( карандаш, утюг, кошка, улитка, шар, катушка, антенна)

- Какое из двух слов длиннее? Как вы догадались? ( Дети делят слова на слоги ).

- Составьте схему короткого слова. Сколько в нем гласных звуков? ( два) Сколько согласных звуков ( два).

Пальчиковая гимнастика:  

Птичка крылышками машет.

И летит в своё гнездо.

Птенчикам она расскажет,

Где взяла она зерно.

« Кормушка для  птиц».( пескотерапия)  

- Чем в основном питаются перелётные птицы? ( насекомыми)

Дети при помощи песка и трафаретов выкладывают изображения насекомого

( корма для птиц ).

Возвращается Кузминична.

« Графический диктант»

- Прочтите по стрелочке слово, которое мы птице скажем перед отлётом в далёкие края.

( прощай).

Итог: Почувствуйте тепло последнего солнечного лучика ( дети встают, соединяя руки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа

Представлен конспект игры путешествия  Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...

Конспект игры-путешествия "Путешествие в Рим"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы "Путешествие в Рим", интеграция образовательных областей "Познание" и "Музыка"....

Конспект НОД - путешествия "Путешествие в осенний лес"

Систематизируем знания детей об осениСистематизируем знания детей про жизнь лесных зверей осеньюГоворим о том, что растет осенью в лесуРазвиваем сообразительность, воображениеРазвиваем зрительное вним...

План-конспект игры-путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»

Игра – путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»Цель: Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой»...

Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе

Cпособствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность....