Планы занятий по развитию фразовой речи и лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Планы занятий
по развитию фразовой речи и лексико-грамматических категорий
в старшей логопедической группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Планы занятий
по развитию фразовой речи и лексико-грамматических категорий
в старшей логопедической группе.
Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.
2012 год.
Лексические темы
(старшая логопедическая группа).
- Осень
- Одежда, обувь.
- Овощи, фрукты.
- Грибы.
- Хлеб.
- Дикие животные.
- Насекомые.
- Части тела.
- Домашние животные.
- Продукты питания.
- Зима.
- Зимующие птицы.
- Новогодний праздник.
- Перелётные птицы.
- Транспорт.
- Профессии.
- Лес.
- Животные жарких стран.
- Животные холодных стран.
- Весна.
- Мебель.
- Город.
- Дом и его части.
- Игрушки.
- Посуда.
- Лето.
Развитие лексико-грамматических средств языка.
I период. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь.
Дать понятия предмета и действия, одушевленных и неодушевленных существительных.
Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения (мой, моя) в сочетании с существительными женского и мужского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголов единственного и множественного числа 3 лица настоящего времени, прошедшего времени единственного числа.
Дать понятия о предложениях, приставочных глаголах. Учить использовать существительные в винительном, родительном падежах единственного и множительного числа. Использовать в речи предлоги на, с; количественные числительные два, две.
II период. Январь. Февраль. Март.
Продолжать работу с предлогами. Дать понятие: признак предмета, выраженный прилагательным.
Учить детей образовывать относительные прилагательные. Закреплять навык согласования прилагательных в роде и числе.
III период. Апрель. Май.
Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов, -ин, -ан, -ян).
Учить образованию наиболее употребительных притяжательных прилагательных (волчий, лисий).
Осень.
Цели:
- Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные признаки осени: похолодание, изменение окраски растений, опадение листвы, тучи, дожди, сбор урожая, перелет птиц на юг.
- Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Отработка падежных окончаний, закрепление употребления в речи обобщающих слов, воспроизведение ритмического рисунка стихотворения, развитие зрительного внимания, памяти.
- Коррекционно-воспитательная. Воспитание трудолюбия, любви к природе.
Лексический материал: осень, урожай, овощи, фрукты, грибы, дождь, тучи, листопад; желтеть, краснеть, увядать, засыхать, опадать, собирать, улетать, моросить.
Ход занятия.
- «Что бывает осенью?» Беседа об осени. Демонстрация сюжетных и предметных картинок.
- «К нам пришла осень» Отработка падежных окончаний.
Мы ждали… (осень),
Долго не было… (осени).
Мы рады… (осени).
Мы одеваемся тепло… (осенью).
Мы поём песни об… (осени).
Мы любим… (осень).
- «Сад и огород» Закрепление употребления в речи обобщающих слов: Осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты.
Логопед спрашивает детей, где – в саду или на огороде растет изображенный на картинке фрукт или овощ.
Психоречевая гимнастика.
- «Спрячь слоги в ладошки» Логопед начинает игру:
Буду я сейчас водить,
Слова вслух произносить,
Слово нужно повторить
И на части разделить.
Логопед начинает произносить слова, а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.
- Стихотворение «Здравствуй осень!» Логопед читает стихотворение. Дети в такт чтению пальчиками перекатывают по столу карандаш (вперед – назад).
Здравствуй осень, здравствуй осень,
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы, осень, спросим –
Что в подарок принесла?
- Воспроизведение ритмического рисунка стихотворения «Здравствуй осень» с помощью слога ТА:
Та-та, та-та, та-та, та-та,
Та-та-та, та-та, та-та,
Та-та- та-та, та-та, та-та –
Та-та-та-та, та-та-та?
- Прошагать стихотворение «Листопад» На каждую строчку 4 шага в такт:
Листопад, листопад,
Осыпается наш сад,
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
- Итог занятия:
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие приметы осени вы запомнили?
Одежда и обувь.
Цели:
- Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить назначение и виды одежды, её части, кто её шьет и из чего; обувь и её виды.
- Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Учить подбирать прилагательные к существительным, составлять сложносочиненные предложения по двум опорным картинкам, усвоение антонимов, развивать координацию движений, логическое мышление.
- Коррекционно-воспитательная. Воспитание трудолюбия, бережливого отношения к одежде и обуви.
Лексический материал:
Ход занятия.
- Беседа о видах одежды и обуви по временам года (зимняя, летняя, осенняя, весенняя – демисезонная). Для чего нужна одежда и обувь? Из чего шьют одежду?
- «Какая?» Подбор прилагательных к существительным: кофта – вязанная, шерстяная, красная, теплая, нарядная; шапка меховая; вязанная, зимняя и т.д.
- «Что у кого?» Составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам:
У мальчика рубашка, а у девочки платье.
У мальчика ботинки, а у девочки туфли и т.д.
- «Один – много». Рубашка – рубашки и т.д.
- «Скажи наоборот» Усвоение антонимов: большой – маленький, детский – взрослый, короткий – длинный, чистый – грязный, сухой – мокрый.
- Физминутка. Речевая подвижная игра «Сапожки». Импровизация движений:
Нарядили ножки в новые сапожки,
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке,
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлёпайте,
В грязь не заходите, сапожки не рвите.
- Психоречевая гимнастика «Исправь ошибку» Логопед произносит слова со смещенным ударением. Дети должны исправить ошибку.
- «Повтори цепочку слов, пропустив лишнее»:
Платье, кукла, шарф, шапка;
Шуба, пальто, санки, штаны.
- Итог занятия.
- О чем узнали на занятии?
Овощи.
Цели:
- Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные названия овощей, где они растут, как за ними ухаживать, что из них готовят.
- Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, относительных прилагательных, выхлопывание слоговой структуры слов, развитие зрительного внимания, памяти.
- Коррекционно-воспитательная. Воспитание трудолюбия, умения ухаживать за овощами (помощь родителям).
Лексический материал: овощи, их цвет, форма, вкус, урожай, грядки, огород, в земле, на земле, расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать, зрелый, незрелый, спелый, неспелый.
Ход занятия.
- Беседа
- Где растут овощи?
- Назовите и покажите овощи.
- Как за ними ухаживать?
- Что можно приготовить из овощей?
- «Назови ласково» образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: огурец – огурчик и т.д.
- «Что приготовим?» Образование относительных прилагательных от существительных: из картошки – картофельное пюре и т.д.
- «Составь предложение» Дети должны закончит предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально). Помидор круглый, а морковка… Огурец овальный, а тыква… и т.д.
- Физминутка. Речевая подвижная игра.
«Хлоп-хлоп-хлоп» (хлопки руками);
«Стук-стук-стук» (удары кулаками по столу);
«Шлеп-шлеп-шлеп» (удары ладонями по столу);
«Топ-топ-топ» (ногами левой-правой).
- Психоречевая гимнастика. Повторение слоговых цепочек.
Ут-ат, ут-ат-от;
Кто-кту, кто-кту-кты;
Га-ква, ба-пва, да-тва;
Га-га-ква, ба-ба-пва, да-да-тва
- Игра «Спрячь слоги в ладошки». Выхлопывание слоговой структуры слов:
По-ми-дор,
Ре-дис-ка,
Ка-ба-чок и т.д.
- Итог занятия.
- Назвать овощи по памяти.
Фрукты.
Цели:
- Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные названия фруктов, где они растут, как за ними ухаживать, что из них готовят, а также рассказать о витаминах в фруктах.
- Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Усвоение категории родительного падежа единственного числа, образование множественного числа существительных, составление предложений по картинкам..
- Коррекционно-воспитательная. Воспитание трудолюбия, навыков гигиены, умения ухаживать за фруктовыми деревьями, (помощь родителям).
Лексический материал: фрукты, их названия, форма, цвет, вкус, сад, дерево, ветки, корни, плоды, удобрение, вредители, урожай, расти, зреть, поливать, собирать, копать, ухаживать, зрелый, незрелый, спелый, неспелый.
Ход занятия.
- Беседа
- Где растут фрукты?
- Назовите и покажите фрукты.
- Как за ними ухаживать?
- Что можно приготовить из фруктов?
- «Назови ласково» образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: яблоко - яблочко и т.д.
- «Какого фрукта не стало?» усвоение категории родительного падежа единственного числа.
На доске – четыре – пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало…»
- «Один – много» образование множественного числа существительных: это лимон, а не лимоны и т.д.
- «Что приготовим?»
Из яблока – яблочное повидло,
Из бананов – банановое пюре и т.д.
- Физминутка. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами» Логопед произносит текст, а дети выполняют движения пальцами:
Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу,
Средний палец – самый меткий, он сбивает сливы с ветки,
Безымянный – собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.
- «Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам. У каждого ребёнка на столе картинки с изображениями фруктов. Дети выбирают свои любимые фрукты и говорят: «Я люблю банан» и т.д. Упражнение можно усложнить ответами типа: «Я люблю банан, а Витя грушу».
- Психоречевая гимнастика. Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:
Яблоки положи в корзину, а сливу – в вазу.
Яблоко положи в корзину, сливу – на стол, а мандарин возьми в руку.
Расскажи, что ты делал.
- На доске пять картинок: яблоко, груша, слива, банан, лимон. Поочередно каждым пальцем, начиная с большого, дети отстукивают слова по столу. Повторить упражнение с закрытыми глазами.
- Итог занятия. Назвать фрукты по памяти.
Грибы.
Цели:
- Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные названия грибов, где они растут, что из них готовят, съедобные/несъедобные грибы.
- Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Закончить предложение, развитие зрительного внимания, памяти, мышления, употребление существительных множественного числа.
- Коррекционно-воспитательная. Воспитание бережного отношения к природе (грибы срезают ножом, нельзя срывать), осторожности (ядовитые грибы собирать нельзя).
Лексический материал: белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, опенок, мухомор, бледная поганка, съедобный, ядовитый, шляпка, ножка.
Ход занятия.
- Беседа
- Где растут грибы?
- Назвать грибы по картинкам.
- Какие грибы съедобные, какие ядовитые?
- Части гриба рассмотреть и назвать.
- «Почему так называется?» Логопед предлагает детям объяснить, почему так называются грибы: подберезовик, подосиновик, сыроежка, белый гриб, мухомор, бледная поганка.
- «Назови много» Дети должны закончить предложение: «В лесу много…» (подберезовиков, подосиновиков и т.д.)
- Физминутка. Речевая подвижная игра «За грибами». Импровизация движений:
Мы в лес пойдем,
Мы гриб найдем,
Ау, ау! Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается.
- Психоречевая гимнастика. Пальчиковая гимнастика «Грибы»:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.
- Считалка «Лисички» На каждую строчку считалки – четыре удара мячом:
У мосточка под кусточком,
Две лисички, две сестрички.
- Итог занятия.
- Назовите съедобные грибы.
- Какие грибы собирать нельзя?
Хлеб.
Цели:
- Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить де делают хлеб и хлебобулочные изделия, кто их выпекает.
- Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Формирование навыков составления предложений по двум опорным словам, по вопросам. Развитие языкового чутья, внимания, памяти, речи.
- Коррекционно-воспитательная. Воспитать бережное отношение к хлебу.
Лексический материал: батон, буханка, бублик, кекс, булка, зерно, колосья, мука, пекарь, хлебозавод, комбайн, пашет, сеет и т.д.
Ход занятия.
- Беседа
- Какой бывает хлеб?
- Какие хлебобулочные изделия вы знаете?
- Кто печет хлеб?
- Как нужно хранить хлеб?
- «Назови ласково» Хлеб – хлебушек и т.д.
- «Составь предложение» Формирование навыка составления предложения по двум опорным словам: повар – блины, пирожки – духовка и т.д.
- «Чем угостишь? У каждого на столе картинка с изображением какого – либо хлебобулочного изделия. Логопед спрашивает каждого ребенка: «Чем угостишь Таню?» , а ребенок отвечает: «Таню угощу бубликом» и т.д.
- Физминутка с мячом. Считалка. На каждую строчку – четыре удара мяча об пол.
Наш сластена очень рад,
Семь пирожных съел подряд.
- Психоречевая гимнастика «Четвертый лишний»:
Батон – буханка – масло – булка,
Кекс – кефир – пирожное – торт.
- Скороговорка. На каждое слово скороговорки подняться на носки и опуститься на пятки.
Бублик, баранку, батон и буханку,
Пекарь из теста испек спозаранку.
- Итог занятия.
- Какое хлебобулочное изделие вы любите больше всего?
Дикие животные.
Цели:
- Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные названия животных и их детенышей, части тела, где живут, чем питаются, как передвигаются.
- Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Подобрать прилагательные к существительному, развивать связную речь, внимание, координацию движения.
- Коррекционно-воспитательная. Воспитывать дружественное отношение к диким животным, учиться опасаться контакта с ними (в зоопарке, в цирке).
Лексический материал: хищники, белка, заяц, еж, лиса, волк, медведь, лось, волчонок, берлога, логово, нора, норка, дупло, шкура и т.д.
Ход занятия.
- Беседа
- Где живут дикие животные?
- Какие части тела есть у всех диких животных?
- Чем питаются хищные животные?
- Чем питаются травоядные животные?
- «Что у кого?» У каждого на столе картинки с изображением зверей. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и рассказать, какие части тела есть у того или иного животного (У медведя есть туловище, голова, пасть, четыре лапы и т.д.).
- « Кто кем будет?»
Ежонок будет ежом,
Лисенок будет лисой,
Волчонок будет волком.
- Физминутка. Речевая подвижная игра «Волк» Импровизация движений:
Дети в лесу гуляли,
Но вот сучья затрещали,
Дети, дети, не зевайте,
Волк за ёлкой – убегайте!
- Психоречевая гимнастика. Пальчиковая гимнастика «Зайцы» Импровизация движений пальцами (указательный палец заходит за средний, затем мизинец – за безымянный):
Под высокой сосной
Скачет зайка косой,
Под другою сосной
Скачет зайка другой.
- Прошагать двустишие, затем отпрыгать:
Зайке холодно в лесочке,
Свяжем серому носочки.
- Итог занятия.
- Какие животные ам понравились?
Насекомые.
Цели:
- Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные названия насекомых, где они живут, чем они питаются, для чего они нужны.
- Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Слоговой анализ слов, употребление предлога под, использование в речи уменьшительно-ласкательных слов, развитие внимания, памяти, мышления, импровизация движений.
- Коррекционно-воспитательная. Воспитывать уважительное отношение к полезным насекомым.
Лексический материал: стрекоза, бабочка, кузнечик, гусеница, муха, комар, пчела, муравей, оса, жук, муравейник, ползать, грызть.
Ход занятия.
- Беседа
- Назвать насекомых по картинкам.
- Какие полезные насекомые?
- Чем они питаются?
- Какую пользу приносят?
- Назвать вредных насекомых.
- Кто питается насекомыми?
- «Четвертый лишний»
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
- «Куда спрятались насекомые» употребление предлога под. На доске картинка, на которой изображена поляна.
Логопед. Все насекомые спрятались. Давайте попробуем отыскать их.
Жук спрятался под грибок. Бабочка спряталась под цветок.
- «Назови ласково»
Бабочка желтень…
Муравей чернень…
Божья коровка краснень… и т.д.
- Физминутка.
Со словами мы играем,
По слогам их разделяем,
Мы попрыгаем немножко,
Пусть слова разделят ножки.
- Психоречевая гимнастика «Отпрыгай слова». Слоговой анализ слов: гусеница, кузнечики, муравейник, сороконожка.
- Речевая подвижная игра «Стрекоза». Импровизация движений:
Стреко-стреко-стрекоза,
Изумрудные глаза,
Крылья быстро разверни,
Круг наш быстро облети!
- Считалка «Сверчок». На каждую строчку считалки – 4 удара мяча об пол:
Жил за печкою сверчок,
Каблучками чок да чок,
Но сломался каблучок,
И за печкою молчок.
- Итог занятия.
- Назвать полезных насекомых.
Части тела.
Цели:
- Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные названия частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т.д.
- Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Учить называть предметы в единственном и множественном числе, преобразовывать формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица, учить согласовывать существительные с числительными, развивать мышление, память, внимание, фразовую речь, развитие пространственной ориентации.
- Коррекционно-воспитательная. Приучать к правилам гигиены, воспитывать опрятность, аккуратность, навыки самообслуживания.
Лексический материал: голова, волосы, уши, лоб, глаза, брови, губы, рот, зубы, лицо, щеки, шея, туловище, живот, спина, ноги, плечи, ладонь, кулак, рука, локоть, ногти, палец; вперед – назад, вверх – вниз; поднимать, опускать, нюхать и т.д.
Ход занятия.
- Беседа
- Назвать части тела человека.
- Для чего нужна каждая часть?
- Как надо заботиться о частях тела?
- «Один – много» Лоб – лбы, рот – рты, щека – щеки и т.д.
- «Найди ошибку»:
Руками прыгают, а ногами трогают,
Глазами нюхают, а носом смотрят,
Ушами едят, а ртом слушают,
Ногами хлопают, а руками топают и т.д.
- «Он и я» преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица:
Он ест – я ем,
Он нюхает – я нюхаю и т.д.
- «Ответь на вопросы»:
- Сколько у тебя рук (ног, пальцев и т.д.)?
- Сколько лап у курицы (собаки и т.д.)?
- Психоречевая гимнастика «Сосчитай до 5». Согласование числительных с существительными: палец, ухо, нос, глаз.
- Физминутка. Речевая подвижная игра. Импровизация движений.
Левой ручкой – по плечу,
Правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.
- Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда.
- Понюхай носом, постучи кулаком, подии плечи
- Подними руки, похлопай в ладоши, сядь на корточки
- Расскажи по порядку, что ты делал.
- Итог занятия.
- Назови части тела человека по памяти.
.
Домашние животные.
Цели:
- Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные названия домашних животных и их детенышей, из каких частей состоит тело, где живут, чем питаются, какую пользу приносят.
- Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Развивать мышление, память, внимание, фразовую речь, развитие пространственной ориентации.
- Коррекционно-воспитательная. Воспитывать бережное отношение к домашним животным, трудолюбие.
Лексический материал: животные, их виды, части тела, детеныш, котенок, конура, коровник, ржать, лаять, лакать.
Ход занятия.
- Беседа
- Назвать домашних животных.
- Из каких частей состоит их тело?
- Где живут?
- Чем питаются: кошка, собака, корова, лошадь?
- Какую пользу приносят?
- «Назови детеныша ласково»: котенок – котеночек, цыпленок – цыпленочек и т.д.
- «Кто кем был»:
Собака была щенком,
Лошадь была жеребенком,
Корова была теленком и т.д.
- Физминутка. Речевая подвижная игра «Кошка». Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себе по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.
Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Её шерстка развернулась.
- Считалка под мяч «Коза»:
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
А перила зацепила,
Прямо в речку угодила.
- «Отшагай скороговорку»:
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капусты грыз.
- Итог занятия:
- Какую пользу приносят домашние животные?
Продукты питания.
Цели:
- Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные названия продуктов питания, из чего они сделаны, что из них можно приготовить, где их хранят.
- Коррекционно-развивающая. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Усвоение категорий творительного падежа, родительного падежа с предлогом из, учить заканчивать рифмующиеся строчки в предложении, импровизация движений.
- Коррекционно-воспитательная. Воспитывать бережное отношение к продуктам питания.
Лексический материал: пища, повар, виды продуктов, блюдо, завтрак, полдник, обед, ужин, печь, пробовать, наливать.
Ход занятия.
- Беседа
- Какие продукты вы едите?
- Из чего сделаны хлеб, котлеты, компот, борщ?
- Где хранят продукты?
- «чем угостишь друга?» Усвоение категории творительного падежа. Дети по образцу составляют предложения: «Я угощу…»
- «Что из чего?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом из:
Сыр делают из молока,
Хлеб делают из теста,
Компот варят из фруктов и т.д.
- «Пирог» Логопед предлагает детям закончить предложения в стихотворении.
Я захотел устроить бал
И я гостей к себе… (позвал).
Я взял муку и взял творог,
Испек рассыпчатый… (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости… (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек… (откусил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту… (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошки… (не нашли).
- Физминутка. Речевая подвижная игра «Точильщик». Импровизация движений.
Точим нож, точим нож,
Будет очень он хорош,
Будет резать он припасы:
Масло, сало и колбасы,
Помидоры, огурцы.
Угощайтесь, молодцы!
- Психоречевая гимнастика «Подумай и ответь»:
Котлеты варят или жарят?
Хлеб ломают или режут?
Сок пьют или едят?
- Итог занятия:
- Какие продукты вы любите?
Зима.
Цели:
- Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные признаки зимы, как и когда она наступает. На прогулке воспитатель вместе с детьми наблюдает за свойствами снега и деревьев.
- Коррекционно-развивающая. Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Развивать мышление, память, внимание, фразовую речь.
- Коррекционно-воспитательная. Воспитывать любовь к природе, временам года.
Лексический материал: зима, зимние забавы, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод, замерзать, кружиться, пушистый, ледяной и т.д.
Ход занятия.
- Беседа
- Какое время года наступило?
- Какие приметы зимы вы знаете?
- «Где это бывает?» Усвоение категории предложного падежа с предлогом на.
Где лежит снежинка?
Где замерз лед?
- «Хлопни в ладоши» Логопед произносит предложение. Дети находят подходящие по смыслу слова и повторяют их, хлопая в ладоши.
Снежинка тает, горит, идет, кружится, ложится, ежится, вьется, стучится.
- Физминутка. Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений:
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки,
Ножками потопаем
И себя похлопаем.
- Психоречевая гимнастика «Отшагай скороговорку»:
Такой мороз, такой мороз,
Берет за нос, дерет до слез.
- Итог занятия:
- Повторить приметы зимы.
Зима.
Цели:
- Коррекционно-образовательная. Дети должны усвоить основные признаки зимы, как и когда она наступает. На прогулке воспитатель вместе с детьми наблюдает за свойствами снега и деревьев.
- Коррекционно-развивающая. Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Развивать мышление, память, внимание, фразовую речь.
- Коррекционно-воспитательная. Воспитывать любовь к природе, временам года.
Лексический материал: зима, зимние забавы, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод, замерзать, кружиться, пушистый, ледяной и т.д.
Ход занятия.
- Беседа
- Какое время года наступило?
- Какие приметы зимы вы знаете?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе.
Занятие поможет в игровой форме учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему,согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени,образовывать относительные прилагательные, а такж...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.Цель занятия: активизировать лексических запас слов у дете...
КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (общее недоразвитие речи)
Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи. Этапы логопедической работы по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи. Ст...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «В гостях у сказки»
Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Задачи: -коррекционно-образовательные: учить употреблять существите...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «Человек. Наше тело»
Оборудование: предметные картинки (мальчик, парень, мужчина, дедушка, девочка, девушка, женщина, бабушка); изображение человека, мяч....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.
Конспект занятия по лексической теме "Транспорт"...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе. Тема «Человек. Наше тело»
Цели:1. Знакомство детей с частями тела человека.2. Закрепление словаря по данной теме.3. Закрепление навыка образования имен существительных множественного числа.4. Формирование навыка ориентировки в...