Автоматизация звуков З ЗЬ в слогах, словах и предложениях
презентация к занятию по логопедии (подготовительная группа) по теме
Логопедическое занятие предназначено для детей подготовительной группы с ОНР, 2-й год обучения. Мультимедийная разработка и конспект занятия по теме "Автоматизация звуков З, ЗЬ в слогах, словах и предложениях"; раздел коррекционной работы: звукопроизношение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multimediynaya_razrabotka_uchebnogo_zanyatiya_kirillovoy_r._a.rar | 2.88 МБ |
konspekt_uchebnogo_zanyatiya_kirillovoy_r._a.doc | 82.5 КБ |
Подписи к слайдам:
Зима. Автоматизация звуков [З], [З,] в слогах и словах.учитель-логопед Кириллова Роза Александровна
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района
«Детский сад «Аленушка» п. Сосновка»
Конспект
мультимедийной разработки
учебного занятия по теме
«Зима.
Автоматизация звуков [З], [З,]
в слогах и словах»
учитель-логопед
Кириллова Роза Александровна,
первая квалификац. категория
п. Сосновка, 2012 год
Тема: Зима. Автоматизация звуков [З], [З'] в слогах и словах.
Цель:
Учить детей различать звуки [З], [З'] и закрепить их правильное произношение в ходе развития словаря и лексико-грамматических категорий по теме «Зима» через интеграцию образовательных областей – «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».
Задачи:
Образовательные: 1) Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [З], [З'];
2) учить различать звуки [З], [З'], давать им характеристику, опираясь на опыт предыдущих занятий;
3) закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово»;
4) обогащение (активизация) словарного запаса по лексической теме «Зима».
Развивающие: 1) Развитие навыков звукового анализа слов;
2) развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением;
3) развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память, мышление, творческое воображение.
Воспитывающие: 1) Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в совместной деятельности;
2) воспитывать умение оценивать себя;
Коррекционные: 1) На протяжении всего занятия соблюдать фонетический режим;
2) устранять нарушения образования флексий (изменяющиеся при склонении или спряжении окончания слова) в структуре фраз;
3) коррегировать фонематическое восприятие.
Словарная работа
Существительные: зимушка – зима, забавы, зимовье, озимь.
Прилагательные: заколдованный, запорошенный, завьюженный.
Глаголы: заливают, зимует, запорошила, завьюжила.
Материалы и оборудования
1. Презентация, мультимедийное оборудование.
2. Индивидуальные зеркала на каждого ребёнка.
3. Схема характеристики звуков, мяч.
4. Вырезанные из бумаги красные шарики (для оценивания ответов детей).
Раздаточный материал
1. Набор символов звуков, звуковая дорожка.
2. «Серьёзные» и «весёлые» снежинки (для самооценки детей).
3. Снежинки, вырезанные из бумаги.
Предварительная работа:
Коррекция произношения звуков [З], [З'].
Развитие фонематического восприятия и представления.
Беседа с детьми о зиме, зимних явлениях в природе; прогулки в зимний парк, лес, чтение и рассматривание иллюстраций о зиме.
Слайд 1. Автор.
Ход:
I.Организационный момент (3 минуты).
Цель: организовать детей на познавательную деятельность.
Дети стоят около педагога.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся.
Коммуникативная игра «Здравствуй!»
Дети берутся за руки и пропевают слово «Здрав-ствуй!»: первый слог громко,
одновременно подняв руки вверх, а второй тихо – опуская руки вниз.
II. Основная часть.
- Введение в тему занятия:
Цель: привлечь внимание детей.
Логопед. Дети, какое сейчас время года?
Дети. Зима.
Слайд 2. На экране слышится звук волшебства, затем появляется заставка зимнего пейзажа.
Логопед: Ребята, это же начинаются сюрпризы зимы! Садитесь, пожалуйста, на свои места. Не забудьте о том, что спина должна быть прямой. Дети, посмотрите на экран, на красоту зимы. Какой лес зимой?
Щелчок на звуковой знак – ещё раз слышится звук волшебства.
Образование имен прилагательных от глаголов.
Зима его заколдовала, значит, он какой?
Дети: Заколдованный.
(Завьюжила – завьюженный, запорошила – запорошенный)
- Сообщение темы и цели занятия:
Цель: мотивация к познавательной деятельности.
Слайд 3. Щелчок: появляется Зимушка.
Логопед: А вот и сама Зимушка. Назовите 1-й звук в слове «Зимушка».
Дети: Звук [Зь].
Логопед: Давайте, посмотрим, кого же ещё Зима прислала к нам на помощь?
Щелчок: появляется изображение зайки.
Логопед: Ребята! Зима прислала нам в помощь зайку! Она будет не только давать вам задания, но и оценивать вас.
Щелчок: в одной руке зайки появляется красный шар.
Логопед: Красный шарик будут получать те, кто справится с заданием.
(У логопеда вырезанные из бумаги красные шарики).
Ребята, назовите, пожалуйста, 1-й звук в слове «зайка».
Дети: Звук [З].
Логопед: Верно, это звук [З]. Кто догадался, какие звуки сегодня мы будем сравнивать?
Дети: Звуки [З], и [Зь].
Логопед: Вместе с Зимушкой и зайкой мы будем сравнивать эти два звука, учиться распознавать их в слогах и словах, правильно произносить их в речи.
- Артикуляция звуков [З] [Зь]:
Цель: закрепить правильную артикуляцию звуков [З] [Зь].
Слайд 4. Щелчок – чистый экран.
Логопед: Ребята, поставьте перед собой зеркала и произнесите звук [З]
(Работа с индивидуальными зеркалами.)
(Дети делают выводы, используя опыт практических исследований на предыдущих занятиях.)
Логопед: что делают наши губы когда мы произносим звук [З]? зубы?
Дети: губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.
Слайд 4. Щелчок – появляется: улыбка – заборчик. Дети уточняют свою артикуляцию с артикуляцией на экране.
Логопед: Как расположен язык во рту?
Дети: Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине желобок.
Слайд 4. Щелчок – появляется: картинка язычка, горочка
Логопед: Расскажите про воздушную струю.
Дети: воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь)
Слайд 4. Щелчок – появляется картинка: холодный ветер
Логопед: Как работают голосовые складки, которые образуют наш голос? Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?
Дети: голосовые складки дрожат, голосок звенит – звук звонкий.
Слайд 4. Щелчок – появляется картинка: колокольчик звенит
Логопед: Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
[З]- заливисто звенит,
Звонко [Зь]- в словах звучит!
4. Характеристика звуков [З], [Зь].
Используя схему дети вместе с логопедом характеризуют звуки [З], [Зь]:
Звук [З]- согласный, твердый, звонкий. Обозначается символом: синий кружочек.
Слайд 5. Щелчок: появляется синий круг.
Звук [Зь]- согласный, мягкий, звонкий. Обозначается символом: зеленый кружочек.
Щелчок: появляется зелёный круг.
- Произношение звуков [З], [Зь] в слогах.
Цель: автоматизация звуков [З], [Зь] в слогах, развитие просодии.
Логопед: Зайка даёт нам следующее задание и просит вас произносить слоги с разной интонацией, при этом должны запомнить слоги по порядку и не переставлять их.
Логопед даёт образец интонации и последовательности слогов.
(Даётся оценка заданию, за каждый ответ даю шарик.)
За-зо-зу- произнесите вопросительно;
Зя-зё-зе- произнесите утвердительно;
Зве-звя-зве- произнесите удивительно;
Зву-зва-звы- произнесите радостно.
- Произношение звуков [З], [Зь] в словах.
Цель: автоматизация звуков [З], [Зь] в словах, различение их по твердости и мягкости.
Логопед: Ребята, сейчас на экране появятся предметы, в названиях которых есть звуки [З], [Зь], а мы будем расселять их в нужный круг: картинки, в названиях которых слышится звук [З], мы поселим в какой круг?
Дети: в синий круг.
Логопед: Картинки, в названиях которых слышится звук [Зь], мы поселим …
Дети: в зелёный круг.
(По щелчку картинки появляются и после ответа детей двигаются в тот или иной круг)
Игра «Расселим картинки»
(Зима, зайка, вазелин, замок, язык, озимь, корзина, зубы)
Щелчок: появляется Зимушка.
Логопед: Какой круг подарим Зимушке?
(После правильного ответа детей по щелчку Зимушка двигается к зеленому кругу с предметами, в названиях которых слышится мягкий согласный звук [Зь] )
Щелчок: появляется зайка. Какой круг подарим зайке?
(После правильного ответа детей по щелчку зайка двигается к синему кругу с предметами, в названиях которых слышится твердый согласный звук [З] )
- Физкультминутка: речевая игра с движениями «Снежинка».
Мы снежинку увидали, (Дети берут снежинки в руки.
Со снежинкою играли. Вытянуть её вперёд – сфокусировать на ней взгляд.
Снежинки вправо полетели.
Дети вправо посмотрели. (Исполняют).
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели. (Исполняют).
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал.
Вперёд, назад, кругом и вниз.
И на землю улеглись.
(Дети закрывают глаза).
Упражнение с мячом «Разведчики». Дети стоят в кругу.
Логопед: Ребята, сейчас мы будем разведчиками, надо очень внимательно слушать каждое слово и повторить только такие слова, где слышится звонкий твёрдый согласный звук [З]; если слышится звонкий мягкий согласный звук [Зь] – обратно молча передаём мяч.
Слова: забавы, зима, зайка, Зоя, Зина, зимовье, зубр, зелёная, озимь, звери, земля.
- Звуковой анализ слов.
Цель: развитие навыков звукового анализа слов, развитие тонкой моторики рук в практической деятельности.
Логопед: Дети, проходите на свои места. Внимание на экран.
Послушайте предложение по картине и ответьте на вопрос: что делает? одним словом. Если будет правильный ответ, то услышим звук фанфар.
(После каждого правильно названного слова на звуковой дорожке дети находят место звуков [З ], [Зь] в начале, в середине или в конце слов, обозначают синим или зелёным кружочком.)
Слайд 6. Картинка: Зимой заливают каток.
Дети: Заливают. (Щелчок на звуковой знак – звук фанфар)
Щелчок - картинка: Зина возит Зою.
Дети: Возит. (Щелчок на звуковой знак – звук фанфар)
Щелчок - картинка: Медведь зимует в берлоге.
Дети: Зимует. (Щелчок на звуковой знак – звук фанфар)
Логопед: Ребята, Зимушка и зайка предлагают нам выложить схемы слов «зима» и «замок».
Слайд 7. Щелчок: появляется картинка «зима». (Дети выкладывают схему слова «зима»)
Логопед: Давайте проверим, правильно ли выполнили задание. (По щелчку появляется схема слова, по следующему щелчку картинка приближается к схеме)
Щелчок: появляется замок. (Дети выкладывают схему слова и проверяют.)
Логопед: Дети, с какими звуками познакомили нас сегодня Зимушка и зайка?
Дети: Со звуками [З ] и [Зь].
- Знакомство с буквой «З».
Слайд 8.
Логопед: Звуки [З ] и [Зь] на письме обозначаются буквой «ЗЭ». Зимушка и зайка предлагают нам запомнить образ буквы и проговорить с ними стихотворение:
«На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3».
Щелчок – картинка: З – завиток на завиток,
Щелчок – картинка: З – закрывается замок,
Щелчок – картинка: З – в зарослях змея ползёт,
Щелчок – картинка: З – и заинька идёт.
- Куда направлены разомкнутые колечки буквы «ЗЭ»? – влево.
- Чем отличаются звук и буква?
Слайд 9. Звуки мы слышим и произносим, буквы видим, читаем и пишем.
- Чтение слогов с экрана.
Цель: закрепление чтения прямых и обратных слогов.
Слайд 10.
III. Заключительная часть.
- Самооценка детей.
Цель: воспитывать у детей умение оценивать себя.
Логопед: У вас на столах лежат снежинки. “Личики” у них разные: серьёзные и весёлые. Выберите себе улыбающуюся снежинку, если вы хорошо поработали сегодня на занятии, справились со всеми заданиями. Если же вы не довольны своей работой – возьмите “серьёзную” снежинку.
- Итог занятия.
Логопед: Молодцы! Мы справились с заданиями! У вас много красных шариков от зайки.
- Дети, у каких звуков мы сегодня гостили вместе с Зимушкой и зайкой?
- Какой буквой они обозначаются на письме?
- Что ещё нового мы узнали?
Ребята, мы с вами слушали и произносили звуки [З ], [Зь] в слогах и словах, учились их различать; так же узнали, что зимний лес заколдованный, запорошенный, завьюженный.
Зимушка приготовила вам сюрприз и отправила электронную почту.
Слайд 11. На экране появляется волшебная коробочка. По щелчку одновременно со снежинками звучит музыка.
Логопед: Я благодарю вас за занятие. - А вот и почта. Ребята, Зимушка прислала вам раскраски о зиме, они помогут вам составить интересный рассказ о зиме на следующем занятии.
(Всем детям дарятся подарки из волшебной коробочки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности на логопункте по теме: «Автоматизация звука [Р] в прямых слогах, словах и предложениях»
Цель: Закрепить навык правильного произношения звука [Р]Программное содержание:Задачи:а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; образовывать уменьшительно-ласкательную форму сущ...
Конспект подгруппового занятия: «Автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях» в старшей логопедической группе.
Подгрупповое занятие для детей старшей группы, реализующей адаптированную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи "В гости с Шушей"...
ТЕМА: «Автоматизация звука [с] в прямых слогах , словах и предложениях »
Индивидуальное занятие...
Автоматизация звука [с ] изолированно, в слогах, словах и предложениях (По мотивам сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»).
Индивидуально – подгрупповое занятие.Цель: автоматизировать произношение звука [с ] изолированно, в слогах, словах и предложениях....
Конспект занятия Автоматизация звуков [Ж,Ш] в слогах, словах и предложениях с применением нейростимуляции»
Конспект занятия Автоматизация звуков [Ж,Ш] в слогах, словах и предложениях с применением нейростимуляции»....
Конспект подгруппового логопедического занятия: "Автоматизация звука [р] изолированно, в слогах, словах и предложениях".
Конспект подгруппового логопедического занятия: "Космическое путешествие"....
Конспект фронтального занятия. Автоматизация звука Р в прямых слогах, словах и предложениях
Конспект фронтального занятия с детьми на закрепление звука "Р"...