Образовательный проект «Изучение безопасности дорожного движения на логоритмических занятиях.»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Банцер Марина Валерьевна

Структура  логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций (ориентация в пространстве и частях тела), слуховых функций (умение слушать, определять направление звука и т.д.), двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. Именно это все необходимо нашим детям при выходе на улицу, где они становятся  участникам дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_7_proekt_pdd_na_logoritmicheskih_zanyatiyah.doc615 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида Пушкинского  района Санкт-Петербурга

Образовательный проект

«Изучение безопасности

 дорожного движения на

логоритмических занятиях.»

                         

                                                      Выполнила:

учитель-логопед Банцер М.В.

                                                                               

                                     

                            Санкт-Петербург  2013г.

Тип проекта:  образовательный

  1. Актуальность проекта

Что такое логоритмика? Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением речевого материала.

Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны. Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребенка намного меньше. В 5 летнем возрасте ребенок ориентируется на расстоянии до 5-ти метров, а в 6-ти летнем возрасте примерно в 10-ти метровой зоне. Получается, что он видит только то, что находится напротив. Реакция у ребенка значительно замедленная, надежная ориентация  налево - направо  приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте. Внимание ребенка сосредоточено только на том , что он сейчас делает, а то, что происходит вокруг он просто не замечает.

Структура же  логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций (ориентация в пространстве и частях тела), слуховых функций (умение слушать, определять направление звука и т.д.), двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. Именно это все необходимо нашим детям при выходе на улицу, где они становятся  участникам дорожного движения.

  1. Цель проекта: сформировать  у детей умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. 
  1. Задачи проекта:

- закрепить знания детей правил дорожного движения, правил поведения на улице.

- Развивать ловкость, внимание, логическое мышление.

- Воспитывать грамотного пешехода.

- Совершенствовать общую и мелкую моторику детей, координировать речь с движением.

- Развивать способность свободно ориентироваться в пространстве.

- Развивать словарный запас детей по теме.

Вид проекта:

  1. по предметной области  -  безопасность
  2.    по характеру предметной области - информационно-игровой
  3.    по составу -    индивидуальные, подгрупповые ,  групповые
  4.    по  продолжительности -  долгосрочный  (сентябрь 2012-май 2013)                                                                                            
  5. Участники проекта:

воспитанники старшей и подготовительной  логопедических  групп,  педагоги учреждения, родители.

  1. Предполагаемый  результат проекта-

Воспитанники:

  1. имеют представление о правилах поведения на улице;

Родители:

  1. активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Педагоги:

  1. повышают профессиональный уровень по использованию стихов, речевых игр, здоровьесберегающих технологий в течение дня для изучения ПДД

Форма  итогового мероприятия:
Итоговая диагностика

Презентация проекта.

  1. Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей (макеты «Моя улица», «Дорога в детский сад», рисунки по литературным произведениям); презентация книг-самоделок по ПДД,  (составленных  совместными усилиями детей и их родителей); разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с ПДД; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по ПДД; разработанные рекомендации для родителей.

План реализации проекта:

1 этап - подготовительный

Диагностика развития детей

Подбор материала для логоритмических занятий



2 этап основной

Тема логоритмического занятия

Задачи

Старший возраст

1

«Путешествие по городу дорожных знаков»

1.Закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах.

2.Систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении.

3.Развивать наблюдательность, зрительную память.

4.Развивать умение отвечать полным ответом.

5.Развивать выразительность движений.

6.Развивать чувство темпа и ритма.

2

«Зеленый, желтый, красный» (переходим через дорогу где есть светофор)

1.Развивать умение оценивать действия пешеходов на дороге.

2.Воспитывать культуру поведения в роли пешехода и уважения к правилам дорожного движения.

3.Совершенствовать двигательную память.

4.Формировать неречевое и речевое дыхание

3

«В стране дорожных знаков» (наши помощники – дорожные знаки)

1.Воспитывать грамотного пешехода.

2.Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.

3.Развивать звуковое внимание и зрительную память.

4.Формировать статическую координацию.

5.Развивать речевое и неречевое дыхание.

6.Развивать мимическую мускулатуру.

7.Развивать силу голоса, дикции, выразительности речи

4

«Дорожная азбука»

1.Обобщить знания детей правил дорожного движения, правил поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие.
2.Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
3.Развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление.

4. Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.
5. Воспитывать грамотного пешехода.

5

«Веселое путешествие на автобусе» (машины-помощники)

1. Закрепить знания детей правил дорожного движения, правил поведения на улице.

2. Воспитывать грамотного пешехода.

3. Совершенствовать общую и мелкую моторику.

4. Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.

5. Развивать способность свободно ориентироваться в пространстве.

6. Активизировать словарный запас по теме «Транспорт. Правила дорожного движения».

7. Развивать слуховое внимание и зрительную память.

8.Формировать неречевое и развивать речевое дыхание

6

«Играй – не зевай» (итоговое )

1.Развивать ловкость, внимание, логическое мышление.

2. Закрепить знания детей правил дорожного движения, правил поведения на улице.

3.Развивать чувство темпа, чувства ритма

4.Развивать динамическую координацию

5.Формировать речевое и неречевое дыхание

6.Формировать умение четко переключаться от одного движения к другому

6.Развивать силу голоса, дикцию, выразительность речи

Подготовительная группа

1

«Поможем Смешарикам» (дорожное движение в нашем городе)

1.Формировать навыки безопасного поведения на дороге.

2. Сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического слуха

3.Совершенствовать зрительное и слуховое внимание, память

4.Развивать эмоционально – волевую сферу в игровой деятельности

2

«Школа пешеходных наук» (правила пешеходов)

1.Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, формировать навыки безопасного поведения на дорогах.

2. Совершенствовать навык составления предложений по картинкам

3.Учить детей быть доброжелательными, внимательными друг к другу.

3

«Тише едешь – дальше будешь» (переход проезжей части)

1.Систематизировать знании детей о дорожных знаках.

2.Развивать темпо-ритмические характеристики речи.

3.Закреплять приобретенные произносительные навыки

4.Развивать общую и мелкую моторику

4

«Машины бывают разные»  (специальный транспорт)

1.Активизировать словарь по теме.

2.Совершенствовать навыки согласования числительных 1,2,3,4,5 и существительных

3.Совершенствовать координацию речи с движением.

5

«Путешествие в шоколадную страну» (дорога не место для игр)

1.Учить детей ориентироваться в пространстве.

2.Уточнять и расширять словарный запас детей по теме.

3.Развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз, умение сочетать речь с движениями.

4.Развивать мимическую мускулатуру.

5.Развивать силу голоса, дикцию, выразительность речи.

6

Обобщающее «Законы улиц и дорог» (с использованием изготовленных макетов и рисунков детей)

1.Совершенствовать связную, диалогическую речь.

2.Систематизировать знания детей о дорожнях знаках.

3.Развивать зрительную память, логическое мышление, мелкую моторику.

4.Развитие неречевого дыхания.

5.Воспитывать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

3 этап – итоговый

Итоговая диагностика

Презентация проекта

Приложения

Анализ результатов анкетирования родителей 

Цель:  узнать у родителей знают ли они что такое логоритмика и для чего она нужна, обращают ли внимание родители на обучение детей безопасному поведению на улице.

                                             В анкетировании приняли участие 29 родителей

Сентябрь 2012 г.

  1. Знаете ли вы что такое логоритмические занятия? Для чего они нужны?

2.  Уделяете ли вы внимание на развитие координации вашего ребенка?

  1. Знаете ли вы стихи, чистоговорки, рассказы, сказки про ПДД?

  1. Как часто вы их читаете детям? Какие наблюдаются эмоции у детей от прочитанного?

  1. Играете ли вы с детьми дома в пальчиковые игры? Какие?

6.Следите ли вы за темпом, ритмом, выразительностью речи вашего ребенка при заучивании стихов?

  1. Разговариваете ли вы с ребенком о ПДД по дороге в детский сад? Как часто?

По результатам проведённого анкетирования мы видим, что у родителей недостаточно знаний по ПДД. Родители не часто объясняют детям, как нужно вести себя на улице. Необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания  безопасного поведения на улице. И продолжать внедрять логоритмику как новую форму работы с детьми по профилактике безопасного поведения на дороге.

Январь 2013год

Оценка результатов

   В результате  мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические образовательные ситуации, совместная деятельность детей и родителей у детей повысились знания по правилам дорожной безопасности, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.

                                    

     Конспект логоритмического занятия

«Путешествие на автобусе»

(старшая группа с ОНР)

Задачи:

  1. Закрепить знания детей правил дорожного движения
  2. Воспитывать грамотного пешехода
  3. Вырабатывать четкие координированные движения
  4. Развивать способность свободно ориентироваться в пространстве
  5. Развивать слуховое внимание, чувство рифмы  и зрительную память
  6. Развивать звуковысотный слух, голосовой диапазон
  7. Развивать мелкую моторику и согласованность движений левой и правой руки.
  8. Развивать партнерские отношения.
  9. Регулировать мышечный тонус.
  10. Развивать мимическую мускулатуру

Оборудование:

Макет проезжей части, полоски белого и черного цвета для выкладывания пешеходного перехода, картонные макеты домов, деревьев, макет автобуса, светофор, картинки с изображением транспорта, дорожных знаков, руль, ткань для релаксации, музыка для релаксации.

  1. Дети входят в зал под музыку.

Ребята, давайте начнем нашу встречу с добрых слов.

(музыкальное приветствие Р.Л.Бабушкина, О.М.Кислякова Логопедическая ритмика).

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на автобусе.

Автобус к нам уже подъехал, двери открываются.

  1.  Дыхательное  упражнение «Двери открываются»

Когда у автобуса открываются двери, то мы слышим такой звук: ф-ф-ф-ф-ф

Вдох через нос, на выдохе произносите: ф-ф-ф-ф-ф-ф

Все удобно расселись? Поехали:

  1. Упражнение «Автобус»

У автобуса есть мотор,    (дети выполняют движение «мотор. Вращают руками со сжатыми кулачками на уровне груди)

Есть колеса.                            

 Выполняют упражнение «Фонарики»             За рулем шофер Показывают на себя

                                                   

Только я в автобус сяду-     Приседают (руки вперед), затем

                                                     Встают.

Вмиг домчит, куда мне надо    Разводят руки в стороны

На нашем пути будет много остановок.

4.Первая остановка «Подскажи словечко»

   Эта сильная машина

   Едет на огромных шинах!

   Сразу полгоры убрал

   Семитонный ….(самосвал)

Выезжаем на природу!

Будем изучать погоду!

Собираем карты, глобус

И садимся мы в …..(автобус)

Пьет бензин как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней.

Обувь носит из резины,

Называется …..(машина)

А у нас в семье веселье –

Отмечаем новоселье!

Переехали за миг!

А помог нам …..(грузовик)

Молодцы, поехали дальше.

5.Дети, подскажите, а чего на наших улицах много?

(машин)

Хорошо, вы очень наблюдательные. Следующая наша остановка «Дорожная азбука»

Давайте с помощью пальчиков расскажем, какой транспорт вы знаете:

Автобус, троллейбус, машина, трамвай

О них ты на улице не забывай.

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

(поочередное соединение пальцев с большим пальцем, начиная от мизинца и заканчивая мизинцем, сначала одной рукой, а затем обеими)

Как вы думаете, от чего зависит название транспорта?

(от того, что он делает: едет, летит или плывет)

Игра «Превращения»

Я сейчас вам назову транспорт, а вы покажите, что он делает (летит, плывет или едет)

Молодцы, поехали дальше. Ой, смотрите в окошко налево, направо, кажется дождик собирается.

6.Следующая остановка «Дождинкино» (игровой массаж в парах)

Дождик, дождик,

Что ты льешь?

Погулять нам не даешь?

(постукивание пальцами по спине сверху вниз, затем снизу вверх)

Грянул гром, как из пушек.

Мягкое поколачивание кулаками по рукам (от плеч к кистям)

Будет праздник у лягушек,

(пощипывание от кистей рук к плечам)

А мы в автобусе сидим

И молчим.

(соединить ладони над головой, сжать губы, затем улыбнуться, расслабиться)

7. Дожди закончился, и мы едем дальше, смотрим в окошки.

Вот проехал самосвал!

Дети – Ал-ал

А за ним промчался джип!

Дети – джип, джип (хлопки по коленям перекрестно)

А за ними вслед такси!

Дети – у-и, у-и (сжимают и разжимают кисти рук асинхронно)

И последняя ока:

Кое-как – кое-как (вперевалку)

Ой, смотрите, а что это там горит? Что это?

(это светофор)

А вы знаете сигналы светофора? (да)

Красный, желтый и зеленый –

Очень яркие цвета.

Каждый цвет определенный

Смысл имеет неспроста.

8.Психогимнастика  (дети меняют выражение лица в соответствии с текстом)

- Красный цвет – строгий цвет,      (строгое выражение)

  Пешеходам хода нет

- Желтый огонек горит -                   (задумчивое выражение)

   Нам задуматься велит.

- Цвет зеленый говорит:                   (веселое выражение)

  «Проходите, путь открыт!»

9. Ребята, на зеленый сигнал светофора можно переходить дорогу. А в каком месте еще мы можем переходить дорогу?

(дети выбирают знаки, разрешающие переход через дорогу)

Мы можем перейти через дорогу, когда увидим знак….

Нарисован он вот так:

Всем знакомые полоски –

Знают дети, знает взрослый,

На ту сторону ведет –

Дети: пешеходный переход.

Сейчас мы с вами его соберем.

Игра «Выложи пешеходный переход»

Молодцы, едем дальше.

10.Смотрите в окошко, что вы там видите? Да, это парк, в нашем городе много парков. Сделаем остановку и прогуляемся по парку.

В парке ветер разгулялся

Упражнение «Ветерок»

И стал елочки качать:

Раз – налево, два – направо,

(И.п. – руки опущены, повороты влево, вправо. При каждом повороте – вдох)

Раз, два, три, четыре, пять

Упражнение «Пальчики здороваются»

Ой, смотрите, после дождика солнышко выглянуло.

Чтобы солнышко достать,

Надо на носочки встать!

Пальчики сцепить в замок,

И до солнца дотянуться,

А потом назад вернуться.

(И.П. – ноги на ширине стопы, руки опущены. Сцепить руки в замок, подняться на носочках, вдох, руки наверх, руки расцепить, ладошки раскрыть (пальчики-лучики))

11.Ребята, мы с вами проделали большой путь.

      Пришло время отдохнуть.

Массаж ног, рук.

Наши ножки устали,

Они прыгали, шагали,

Наши ручки устали,

Они хлопали, играли.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

(дети ложатся на ковер

Упражнение на релаксацию (звучит спокойная музыка)

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко, ровно, глубоко.

Птички стали щебетать,

Глазки станем открывать,

Просыпаться и вставать.

(дети садятся, затем встают).

12.Ну вот, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось?

А что вам понравилось больше всего? Что мы с вами видели в пути и что делали?

(дети вспоминают)

 Хорошо. А сейчас мы с вами садимся в автобус и возвращаемся в детский сад.

Поехали:

У автобуса есть мотор,

Есть колеса.

За рулем шофер.

Только я в автобус сяду-

Вмиг домчит, куда мне надо                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект: "Изучение удивительной волшебной воды"

Подробное выступление на конкурсе "Я - исследователь". Конспект и презентация....

Проект: "Изучение природных и антропогенных экосистем (сообществ)"

Развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста по экологии....

Проект: "Изучение сред обитания живых организмов" (почвенной)

Проект на курсах повышения квалификации: "Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников по экологии"...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по правилам дорожного движения в старшей группе дошкольного образовательного учреждения "Азбука дорожного движения"

Конспект занятия, проводимого с целью ознакомления детей с правилами дорожного движения и практическим применением их в различных ситуациях...

Проект "Изучение правил дорожного движения с использованием LEGO – конструирования с детьми старшего дошкольного возраста".

 Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует т...

Проект "Изучение Правил дорожного движения в старшей группе"

В рамках педагогического проекта о ПДД в старшей группе детского сада воспитателем были подготовлены мероприятия, направленные на формирование у детей ДОУ базовых знаний о правилах дорожного...

Физкультурное мероприятие в рамках спортивно-познавательного проекта изучения ПДД. Тема: «Поли Робокар учит с ребятами правила дорожного движения»

Физкультурное мероприятие в рамках спортивно-познавательного проекта с использованием конструкторотерапии, как технологии изучения ПДД. ...