Развитие речевой активности посредством игровой деятельности с использованием прищепок
статья по логопедии (средняя группа) по теме

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга и стимулирования речевой активности. Существует множество способов, как улучшить мелкие движения пальцев рук. Игровая деятельность с применением прищепок  служит средством развития не только мелкой моторики, но и  формирования звукового и слогового анализа, сенсорного восприятия, пространственной ориентировки и совершенствования экспрессивной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речевой активности посредством игровой деятельности с использованием прищепок

Еще Л.С. Выготский отмечал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука.

В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

 Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки и др. Согласно данным психологов и физиологов у детей старшего дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев.

Существует множество способов, как улучшить мелкие движения пальцев рук. Начинать работу можно с массажа; широко используется пальчиковая гимнастика, песочная терапия, игры с мелкими предметами (крупой, бусинами, камешками), лепка из пластилина и соленого теста, применение различных трафаретов. Но я хотела бы более подробно остановиться на использовании в игровой деятельности прищепок, что также служит одним из средств развития мелкой моторики пальцев рук и стимулирования речевой активности.

Как правило, сама прищепка  давно знакома детям и поэтому вызывает неподдельный интерес в процессе манипуляций с ней. Чтобы детям не было скучно, действия с прищепками озвучиваются веселыми текстами, сопровождаются разнообразными игровыми приемами.

С использованием прищепок можно развивать сенсорное восприятие. Для этого вырезанный из картона или какого-либо другого материала круг делится на четыре игровые поля разного цвета. Подбираются прищепки соответствующих оттенков. Ребенку предлагается прикрепить каждую прищепку к своему игровому полю. Целью данных игровых упражнений является обучение детей сличению предметов по цвету. Для самых маленьких можно использовать различные предметы окружающего мира, бытовые принадлежности, животных, оформленных в виде картонных макетов, у которых необходимо что-то дополнить: у кастрюли - ручку, у тучки-дождинки, у солнышка -лучики, у ежика-иголки, ножки у стола и т.д. Так в процессе игровой деятельности не только обогащается словарный запас ребенка, но и совершенствуется лексико-грамматический строй речи, развивается творческое воображение. При использовании стихотворных текстов на занятиях , в соответствии с ритмическим рисунком ребенок «открывает» и «закрывает» прищепки, имитируя диалог стихотворных персонажей, тем самым отрабатывая навык узнавания неречевых звуков, развивая фонематическое восприятие [5.с.12]:

Собака и щенок

-Гав, гав, гав, - собака лает,

- Мой сыночек подрастает,

-Гав, гав, гав - щенок сказал

И за котенком побежал.

Кошка и котенок

-Мяу-мяу, где мой крошка?

- Кто мяукает так?- Кошка.

А котенок ей в ответ:

-Мяу, мама, где обед?

Корова и теленок

- Му, му, му- мычит корова,

-Я теленка потеряла.

-Му, му, му, -в ответ теленок,

- За меня не бойся, мама,

- Я гуляю на лугу, никуда не убегу!

Лошадь и жеребенок

-Иго-го, - лошадка ржет,

Жеребеночка зовет

- Иго-го, - жеребенок заржал

И за мамой скорей поскакал.

Свинья и поросенок

Хрюкает свинья:- хрю-хрю,

Очень сына я люблю!

-Хрю, хрю, хрю,-кричит ребенок.

-Кто сынок тот?- Поросенок.

Постепенно предлагаемый детям материал усложняется.

Прищепки можно также использовать в процессе обыгрывания различных сценариев, где будут задействованы уже несколько детей [5.с.15]:

Кот-хвастун

-Кто нитку прядет?

-Кто-кто - кот!

-А кто ткань ткет?

-Кто-кто - кот!

-А кто куртку шьет?

-Кто-кто - кот!

-А кто из кладовки сметану крадет?

Молчит кот. Только облизывает рот.

                                                И.Лопухина

Медведь

-Ты куда идешь медведь?

-В город елку поглядеть.

-Да на что тебе она?

-Новый год встречать пора.

-Где поставишь ты ее?

-В лес возьму, в свое жилье.

-Что ж не вырубил в лесу?

-Жалко. Лучше принесу.

                                                 Г. Виеру

Полезным будет вспомнить многочисленные  народные потешки и пестушк.:

- Курочка-рябушечка,

Куда пошла?

-На речку.

- Курочка-рябушечка,

-Куда ты пошла?

-За водичкой.

-Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

-Цыпляток поить.

-Курочка-рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

-Пи-пи-пи-пи-пи!

Все зависит только от вашей фантазии. Стишки можно подбирать индивидуально и использовать на индивидуальных занятиях по автоматизации и дифференциации звуков:

Различение звуков [ш]-[ж]:

Пошел котик по дорожке

Купил Бореньке сапожки,

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Скороговорки и чистоговорки также можно сопровождать играми с прищепками:

Петух

Под окном петух поет,

Будто в бубен бойко бьет.

Медведь

Вы медведя не будите, от медведя отойдите.

Очень часто школьники испытывают затруднения при ориентировке в пространстве. Эффективно использование прищепок в качестве «материальной опоры», обозначающей такие абстрактные понятия, как «право-лево» [].С помощью прищепок можно обозначать количество слов в предложении на логопедических занятиях, учить слоговому анализу слова.

Список использованной литературы:

1.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

2. Ладушки. Для чтения взрослыми детям.ООО «Арт-Пресс книга».М.,2007.

2.Логопедия: учебник/ под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 2003.

3. Лопухина И.С. Речь. Ритм. Движение. СПб., 1997.

4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.,2007.

5. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим.- М.: ТЦ Сфера, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развитие речевой активности в игровой деятельности воспитанников"

один из слайдов по теме самообразования во 2-ой младшей группе...

Тема. «Поможем бабушке Федоре » Цель. Создание условий для побуждения детей к речевой активности посредством коммуникативной деятельности

Задачи:создать условия для ознакомления знаний детей с посудой (познавательное развитие);обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);создать условия для ...

ИСПРАВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                    В дошкольном возрасте необходимо  в работе опираться на ведущую деятельность детей – игру. Обучающая задача, поставлен...

Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Цель: формирование умения у детей отгадывать и самостоятельно составлять загадки...

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии».

laquo;Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии»....

Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»...