Конспект индивидуального логопедического занятия. Дифференциация [ш]-[с]
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа) по теме

Остроухова Ксения Владимировна

Конспект индивидуального логопедического занятия. Дифференциация [ш]-[c] 

Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков [ш]-[c], учить дифференцировать звуки [ш]-[c] в слогах, словах, во фразе, развить фонематический слух, словарный запас, логическое мышление, внимание и память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

Дифференциация Ш-С

Остроухова Ксения Владимировна, учитель - логопед

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольникамиЛогопедия

Цели:

  1. Закрепить навыки правильного произношения звуков ш-с в слогах, в словах, в предложениях.
  2. Учить дифференцировать звуки [ш] и [с] в слогах, словах, во фразе.
  3. Развить фонематический слух, словарный запас, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Оборудование: артикуляционный профиль, зеркало, предметные, сюжетная картинка для составления рассказа, компьютерная программа " Игры для Тигры", варежка, имитирующая язык, Су джок.

План

  1. Организационный момент и сообщение темы урока
  2. Уточнение правильного положения языка при произношении звуков ш-с
  3. Закрепление произношение звука ш-с в слогах
  4. Развитие фонематического слуха
  5. Физкультминутка
  6. Связь звука с буквой
  7. Закрепление звуков в словах
  8. Развитие звукового анализа и синтеза
  9. Закрепление звуков в словах, в словосочетаниях, в предложениях
  10. Итог урока

Этапы

Ход урока

Методические примечания

1

– Здравствуй!


Послушай загадки и отгадай их. Назови мне


первый  звук в слове-отгадке.


1. С неба падают зимой


И кружатся над землёй


Лёгкие пушинки,


Белые (снежинки).

2. Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь, тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

3. Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Но от солнечных лучей превратился я в ручей. (снеговик)

4. Сижу верхом, не знаю на ком.

Знакомца встречу, соскочу и привечу. (шапка)

- Какие первые звуки в словах-отгадках?

- Верно, это звуки [ш] и [c]. Сегодня на уроке мы

будем закреплять произношение этих звуков.




Организация ребёнка и сообщение темы урока.

2

–Давай, уточним правильное положение языка при


произношении звуков [ш]-[с].


- Произнеси звук [с]. Где находится язычок?


- Моя кисть - это наш язык, если пальчики


опущены вниз произносим [с]. Если пальцы


подняты вверх [ш].

Ребёнок выполняет движения языком, в

зависимости от  направления руки

логопеда. На руку надета варежка имитирующая язык.

3

– Повтори чётко и правильно чистоговорки.


СА-СА-СА- в лесу бегает лиСА.


ША-ША-ША-мама моет малыША.


ШУ-ШУ-ШУ-я письмо пиШУ.


СУ-СУ-СУ-холодно в леСУ.

 

4

- Посмотри на картинки, назови их.

Выбери картинку, в которой нет звука [ш].

 А теперь выбери картинку, в которой нет звука [с].

 Логопедическая компьютерная игра


 " Игры для Тигры"

5

Физкультминутка." Апельсин"


Мы делили апельстин,

Много нас, а он один,

Эта долька для мишки,

Эта долька для мышки,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбежались кто куда.

Используем СуДжок, ребёнок прокатывает сам или с

 

помощью логопеда колечко на слова.

(Эта долька для мишки,

Эта долька для мышки,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра.)

6

– А звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно,звук [ш] согласный, звонкий или

глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой,

согласный звук.

А звук [с] какой он: гласный или согласный?

– Правильно,звук [с] согласный, звонкий или

глухой звук [с]?

– Глухой.

– А звук [с] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [с] – это твердый, глухой,

согласный звук.

А чем отличается звук [ш] от звука [с] ?

Правильно, положением языка.

На доску вывешиваются рисунки с изображением букв

[ш] и [с].

7

Отбери только те картинки, которые я назову.

Назови их.

Поставь к соответствующим буквам [c] или [ш]

- санки, улитка, шкаф

- антенна, солнце, шарф

- шторы, самолёт, ананас


 

8

Исправь ошибки. Замени звук [с] на [ш]

Сладко спит в берлоге МИСКА,

На столе с салатом МИШКА,

Положили в плошку КАСКУ,

Надел пожарный КАШКУ.

9

Рассмотри картинку. Составь рассказ.

 Сюжетную картинку лучше повесить на доску.


Ребёнок подходит к доске и составляет рассказ.

10

Итак, какие звуки мы сегодня тренеровались произносить чётко и правильно?

Давай вспомним какой звук [ш] - твёрдый, глухой, согласный.

А какой звук [с] - твёрдый, глухой, согласный.

Где находится язычок, когда мы произносим звук [ш], а звук [с] ?

Молодец!

Понравился тебе урок?

 До свидания!

Список литературы:

1. Компьютерная программа "Игры для тигры".

2. Новиковская О.А. Стихи для развития речи. 4-7 лет/ О.А. Новиковская.-М.:Астрель;

СПб.:Астрель-СПб, 2010.-32.: ил.- (Домашний логопед).

3. Краузе Е. Логопедия.-2изд., испр.-СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003.-208с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия - дифференциация [З - Ж]

Индивидуальное догопедическое занятие по дифференциации звуков [З - Ж] в слогах и словах....

Конспект индивидуального логопедического занятия : «Дифференциация звуков /ш-с/ в словах».

Целями данного занятия являются: учить различать /ш/- /с/ в словах; закреплять произношение звука /ш/; развитие артикуляционной моторики; развитие речевого дыхания;  развитие мелкой моторики...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков р-л"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация р-л" с использованием мультимедийной презентации...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация зкуов \с\, \сь\.

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель занятия:дифференциация (различение ззвуков)  \с\, \сь/ в слогах и словах....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков р, л»

Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях»Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно- образовательные...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Дифференциация звуков [Р]-[Л].

 Цель: Автоматизировать четкое произношение звуков [Р], [Л] и дифференцировать их на материале темы «Приключения с роботом Брониславом».Задачи:Коррекционно-образовательные:закр...