Хромотерапия в коррекционной педагогике.
статья по логопедии по теме
С детьми с общим недоразвитием речи необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. Развитием цветовосприятия и цветоразличения у детей с ОНР должны заниматься и логопеды, и воспитатели, и родители.В ходе работыпо развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить рпофилактику целого ряда заболеваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hromoterapiya.doc | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хромотерапия в коррекционной работе.
Учитель-логопед ГБДОУ д/c№14
Полушина Н. Ю.
С первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация и, при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребёнку не сразу, а в определённой последовательности. Сначала ребёнок воспринимает только тёплые цвета — красный, оранжевый, жёлтый, с развитием психических реакций к ним добавляются зелёный, голубой, синий, фиолетовый и постепенно ребёнку становится доступно всё разнообразие цветовых тонов спектра.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в определении цвета предметов. Они гораздо позже начинают обращать внимание на щкраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют; обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого - красный, жёлтый; фиолетового, голубого — синий), причём перенос этот не является стойким.
Всё это говорит о том, что с детьми, страдающими ОНР, необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотические световые и цветовые эффекты, так как психика ребёнка может не выдержать подобной информации, следствием чего станут неврозы. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Привлечение внимания ребёнка к окружающей действительности отрывает ему источник ярких образов, помогает установить причинно - следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.
Развитием цветоразличения и цветовосприятия у детей с ОНР должны заниматься и логопеды, и воспитатели, и родители.
В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветоразличении дошли до нашего времени из глубокой древности. Согласно древнекитайской традиции, каждый орган нуждается в каком - то цвете. Учёными проводились опыты над белыми мышами, выращиваемыми при различном цветовом освещении. По окончании опыта учёные убедились, что не только характер мышей меняется, но и их внутренние органы развиваются по – разному.
Все цвета имеют своё излучение, у каждого – своя длина волны, способная передавать информацию. Воздействуя цветом на тот или иной орган, можно его лечить, наполнять силой, оздоравливать. В некоторых медицинских учреждениях существуют специально окрашенные в те или иные тона комнаты для лечения. В зависимости от заболевания врачи рекомендуют пациенту посещать ту или иную комнату. Дома и в детском саду приготовить такие комнаты трудно, нов этом и нет необходимости: вполне возможно воспользоваться цветовой медитацией.
Цветотерапия широко применяется для решения физиологических и эмоциональных пробоем. Различные цвета оказывают на нас различные явления. Например, синий и голубой снимают головную боль, красный вызывает повышение давления, проблемы с пищеварением снимает жёлтый, зелёный, синий; жёлтый помогает при лечении некоторых психических заболеваний и расстройств. Фиолетовый и пурпурный принято связывать с головой, интеллектом, красный – с сердцем. Цветотерапия настраивает наши биологические часы, восстанавливает нашу иммунную, нервную, эндокринные системы. Цвета могут возбуждать, подавлять, успокаивать, создавать ощущения холода и тепла.
Цвета тёплой цветовой гаммы – жёлтый, красный, оранжевый традиционно ассоциируются с теплом, солнцем, оптимизмом. Красный цвет излучает тепло, возбуждает нервную систему. Это цвет жизни, энергии. Если у вас плохое настроение, повяжите красный шарф, наденьте красную блузку. Радость и праздник вернуться к вам. Но помните, слишком много красного цвета приводит к перевозбуждению. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Синий, голубой, зелёный, фиолетовый – традиционно связаны с прохладой листвы, моря, неба. Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спастического происхождения, понижает аппетит. Людям умственного труда легче работать в комнате с синей лампой или синими шторами на окнах. Голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения. Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Поэтому, когда человек утомлён, он инстинктивно стремиться попасть в оптимальную для него геоцветовую среду к зелёному лесу, лугу, зеленовато – голубой воде. Зелёный цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей при лечении воспалений, при ослабленном зрении.
Древние учёные считали, что фиолетовый цает связывает нас с космическими энергиями. Поэты Востока воспевали оттенки фиолетового цвета: лиловый и сиреневый. Это таинственный цвет, может, поэтому он самый последний цвет радуги, а за ним неизвестность и вопрос: что дальше? Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей.
Крупнейший русский невропатолог В. М. Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений не скорость психических процессов. Опыты показали, что близкие тепловой части спектра красные цвета производят тонизирующее действие, розовый тонизирует при подавленном состоянии, а жёлтый цвет, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.
Даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, а также ношение одежды определённого цвета могут дать положительный терапевтический эффект, особенно чувствительным людям.
Каждому человеку нравится свой цвет одежды. Он может многое рассказать о нас. Считается, что по цвету можно сделать вывод о здоровье, мышлении, чертах характера.
Цветовое решение интерьера влияет на настроение и отношение ребёнка к жизни. Пастельные тона успокаивают и не раздражают детские глаза. Цвет слоновой кости, светлый с золотым оттенком вызывает состояние радости и работоспособности. Розовый цвет олицетворяет любовь и привязанность, снижает возбуждение. Природный зелёный стабилизирует пульс и дыхание, умиротворяет душу, придаёт уверенность в себе. Синий и голубой успокаивают, однако нежелательны для детей со склонностью к депрессиям и могут присутствовать в интерьере лишь в небольших вкраплениях. Сиреневый цвет укрепляет нервную систему.
Тёплые тона оказывают стимулирующее воздействие на вялых, неактивных детей, нежелателен для легко возбудимых. Если ваш ребёнок замкнут, нелюдим, подвержен страхам, тогда купите ему жёлтый шкафчик или кровать. Это цвет не только способствует общению, но и увеличивает скорость зрительного восприятия. А вот с фиолетовым и оранжевым цветом будьте осторожны. В больших количествах они могут вызвать утомление и головокружение. В интерьере не стоит увлекаться белым. Здесь он выступает как цвет безжизненности, холодности, уныния. Так можно сказать и о чёрном цвете. С его помощью подростки нередко отгораживаются от окружающего мира. Часто в повседневной жизни у детей наблюдается плохой аппетит, плаксивость, раздражительность, необоснованные страхи, колики в животе, похолодание рук и ног, отставание в росте, чрезмерная потливость. Эти перечисленные проявления зачастую являются доклиническими проявлениями определённых заболеваний, которые могут возникнуть спустя многие годы в детском и подростковом возрасте в виде какого – то заболевания. В дошкольном возрасте они поддаются лечению цветом.
Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно – образовательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хромотерапия в коррекционной педагогике
Хромотерапия - наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие па человека, ведь для человека зрения является самым важным из...
Коррекционная педагогика как составная часть педагогики.
История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, ...
Хромотерапия в лечебной и коррекционной педагогике
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым...
Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка
Материал содержит планирование работы воспитателей средней группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождени...
Мастер - класс "Использование хромотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В педагогической деятельности учителя-логопеда большинство дошкольников с ТНР, ...
Доклад на конференцию»Основы коррекционной педагогике и психологии. Общее представление о коррекционной педагогике и психологии»
Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Особенности такого развития &mdash...
«Использование технологии хромотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда»
В работе представлены практические упражнения, апробированные на практике...