Программа развития пространственного гнозиса у детей с ТНР в ДОУ.
презентация к занятию по логопедии (подготовительная группа) по теме
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ направлена на развитие пространственного гнозиса.Пространственный гнозис - это умение ориентироваться в пространстве: на собственном теле, в окружающем пространстве, на листе бумаги, относительно себя в пространстве.. У детей с ТНР данные умения сформированы на низком уровне, имеют проблемы в формировании. Диагностика проводится методом скринингового интегративного наблюдения через сказкотерапию (в средней группе), через песочную терапию (индивидуально), через занятия арт-терапии в гештальте с детьми-инвалидами. Программа развития пространственного гнозиса расчитана на 2 года: НОД в старшей и подготовительной группе. Включены технологии:1. Технология развития графомоторных навыков (Комбарова М.В.). 2.Путешествие по стране Графика (Габова М.А.). 3. Штриховка - развитие мускульной и тактильной памяти. (Потапова Е.Н.). 4.Школа умелого Карандаша. (Подрезова И.А.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_konkurs_aktualnost_temy_issledovaniya.docx | 177.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида
№ 173 «Лучик»
Программа развития пространственного гнозиса у детей с ТНР как основы эмоционально – волевой регуляции.
Калина Людмила Анатольевна,
педагог – психолог
Номинация: «Программа психолого – педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Год создания работы: 2012.
Возрастная группа:
старшая и подготовительная
к школе группы.
Ульяновск
Содержание.
1.Понятие «пространственного гнозиса» у детей с ТНР в ДОУ.
с.1 -2
2.Особенности детей старшего и дошкольного возраста с ТНР в МБДОУ № 173 в 2012 – 2013 учебном году.
с.3 -4
3.Научно – методическое обоснование программы.
с.5 -7
4. Структура программы.
с.8 -9
5. Этапы реализации программы:
с.10 -26
1 этап. «Технология развития графомоторных навыков у детей 5 лет.
с.10 - 13
2 этап. «Путешествие по стране Графика. Диагностика пространственного
мышления и графических умений у детей 6 – 7 лет.
с.14 - 18
3 этап. Технология «Штриховка – развитие мускульной и тактильной
памяти».
с.19 - 26
4 этап. «Школа умелого карандаша».
с.27-29
Заключение.
с.30
Библиографический список.
с.31
Приложения.
с.32 - 42
«Программа развития пространственного гнозиса у детей с ТНР как основы эмоционально – волевой регуляции».
1.Понятие «пространственного гнозиса» у детей с ТНР.
Гнозис – философский термин обозначающий «знание», «познание». В нейропсихологии и невропатологии гнозис – собирательное понятие для процессов опознания стимулов разной модальности (например, зрительный и слуховой гнозис, стереоогноз и т.д.). Пространственный гнозис – один из главных психических процессов – агноия.
Агнозия – нарушение различных видов влсприятия: зрительного, слухового, тактильного при сохранении чувствительности и сохранении сознания. Нарушение пространственного гнозиса – это нарушение пространственной ориентации. [ Ответы @mail.ru]
«Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой – либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность». [ 1]
Для детей с ТНР очень трудно, да и практически невозможно «полное собирание организма в одну точку, полного превращения его в один род деятельности». [ 1] Для детей с ТНР характерно нарушение развития речи в сочетании с нарушениями фонематического восприятия; помимо речи нарушены пространственные представления; отмечаются нарушения зрительного восприятия; речевые нарушения преимущественно мотивационно - потребностной сферы (психической активности). При отсутствии специальных коррекционных мероприятий неизбежно возникают вторичные и третичные отклонения: недоразвитие всех сторон речи, ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений, недостатков памяти, недостаточность целенаправленности и концентрации внимания, снижение уровня обобщений, неумение строить умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи. Данные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребенка, связанный с речевыми проблемами, могут привести к трудностям в общении с другими людьми, нарушению социальных связей с окружающим миром, к чувству отверженности и одиночества ». [ 13]
Пространственный гнозис – один из главных психических процессов, создающих первичную базу для формирования речи детей, развития которой совершенствует в дальнейшем данный психический процесс. Развитие пространственного гнозиса лежит в основе формирования познавательной деятельности дошкольников и является одной из главных предпосылок при подготовке их к школьному обучению.
Развитие оптико – пространственного гнозиса является необходимым условием для обучения детей грамоте. Нарушения указанной функции считаются характерными для многих детей с органическим поражением мозга. Данная функция у детей с ТНР находится на более низком уровне. Это можно увидеть в ходе наблюдения за деятельностью детей с речевой патологией в процессе рисования, конструирования, обучения грамоте. Наблюдения за динамикой развития пространственного восприятия выявили, что наиболее благоприятна эта динамика у детей с ЗРР, а наименее благоприятна при алалии. Степень нарушений оптико – пространственного гнозиса также зависит от недостаточности других процессов восприятия, особенно пространственных представлений.
На отставание в развитии зрительного восприятия и зрительных предметных образов у детей с различными формами дизартрии, с задержкой речевого развития при отсутствии первичных интеллектуальных нарушений указывают и другие исследования (Л.С.Цветкова, Т.М.Пирцхалайшвили).
В методической и научной литературе отечественных и зарубежных специалистов эта тема затрагивается в работах Выготского Л.С., Трошина О.В., Жулиной Е.В., Левиной Р.Е., Лурии А.Р., Венгера Л.А., Запорожца А.В., Шипицыной Л.М., Волковой Л.С., Филичевой Т.Б., Жуковой Н.С. и др.
Таким образом, анализ исследований нарушений пространственного гнозиса у старших дошкольников с ОНР показывает, что требуется специальная коррекционная работа по совершенствованию пространственных ориентировок ». [ 13]
Однако психолого – педагогическое сопровождение ребенка с ТНР должно быть эмоционально окрашено, направлено на эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира – это характернейший признак душевной жизни детской личности. Если бы ребенок не воспринимал гармонического единства окружающих вещей и явлений – цвета, звуков, запахов, состояний, движений как красоты, являющейся неисчерпаемым источником радости, полноты духовной жизни, мир его был бы хмурым и неприветливым. Нельзя развивать речь ребенка, не совершенствуя его восприятие мира, его чувств, не воспитывая кропотливо его ум». [ 9,10]
2. Особенности детей старшего и дошкольного возраста с ТНР в МБДОУ № 173 в 2012 – 2013 учебном году.
Особенности детей 5-ти лет в МБДОУ № 173 «Лучик» в 2012 -2013 учебном году.
*Старший возраст – 22 ребенка.
ОНР 3 уровня – 5 детей
ОНР 2 уровня – 6 детей
ОНР 1уровня – 5 детей (+ дизартрия у 3 детей)
Дизартрия – 2 детей
Заикание – 1 ребенок
ДЦП – 1 ребенок (на домашнем обучении).
*Подготовительный к школе возраст – 30 детей. Из них 8 девочек, 22 мальчика.
ОНР 3 уровня – 13 детей (+ дизартрия у 7 детей)
ОНР 2 уровня – 8 детей (+3 детей дизартрия)
ОНР 1 уровня – 2 детей (+ дизартрия)
Дизартрия – 10 детей
Тугоухость – 1 ребенок
Заикание + дизартрия – 1 ребенок.
Реакция элективного мутизма + ОНР 3 уровня – 1 ребенок
При первичном наблюдении у детей старшего дошкольного возраста выявлены следующие результаты:
1. Низкий уровень пространственного восприятия – 83%
2. Недостаточность при зрительном сопоставлении протяженности предметов (особенно по горизонтали) – 71%
3. Отставание в пространственных отношениях между предметами – 43%
4. Отставание в условиях конкуренции нескольких видов ориентировки (цвет, форма, расположение) – 86%
5. Недостаточная сформированность целостного образа предметов – 43%
При диагностике (скрининговое наблюдение в декабре 2012) выявлены следующие особенности пространственного нарушения у детей 5 лет:
Девочки.
33% не принимают частично условий задания, 33% действуют на пространстве листа «хаотично», 50% не определяют «слева – справа», 33% - не находят центр листа, 33% не понимают «сверху – вниз», у 33% -количество деталей не соответствует заданию.
Мальчики.
50% не принимают условия задания частично, 50% действуют хаотично, 75% - не понимают «слева - справа», центр листа не находят (теряют) 50%, 75% нарушают расположение «сверху – снизу», у 50% количество деталей не соответствует заданию, в графических изображениях прослеживается неуверенность, агрессивность, страх у 50% мальчиков.
Характеристика уровней развития графических умений детей дошкольного возраста в МБДОУ № 173 «Лучик» на 25.12.2012. Диагностика Габовой М.А. [ 2]
Высокий уровень – девочки 70%, мальчики 18%.
Средний уровень – девочки 17%, мальчики 59%.
Низкий уровень - девочки 13%, мальчики 23%.
Анализ работ мальчиков выявил следующие трудности:
В передаче формы объекта и его частей, в анализе графического состава изображения, в не применении графических инструментов с середины задания (потеря условий задания, реактивность движений), трудности в создании изображения по образцу, в построении изображения искаженного по форме и в пространстве. В изображениях появляются собственные дополнения, чаще хаотичных линий, штрихов, дополнительных деталей.
Дети с ТНР затрудняются в дифференциации понятий «справа», «слева», «сверху-снизу», обозначающих местонахождение предмета, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Особенно стойко пространственные нарушения проявляются в рисовании человека. Изображение отличается бедностью, примитивностью и малым количеством деталей, а также наличием специфических оптико – пространственных нарушений (у детей с алалией). Однако пространственные нарушения у детей с ТНР характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации. У детей с ТНР часто вместо запястного сустава и фаланг пальцев работают локтевой и плечевой суставы. Они не предназначены для мелких и тонких движений, поэтому при рисовании, лепке, штриховке дети испытывают дискомфорт, снижающий эффективность его работы и ведущий к нарушениям в изображении, лепке, конструировании.
Система изучения и использования современных техник и технологий в работе педагога – психолога по крррекции пространственного гнозиса как основы эмоционально-волевой регуляции старших дошкольников привела к созданию аналогичной программы.
В книге Л.С.Выготского «Мышление и речь» сказано, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения». [ 9] Эта мысль должна быть основной в работе с детьми с ТНР.
3. Научно – методическое обоснование программы: Программа развития пространственного гнозиса у детей с ТНР как основы эмоционально – волевой регуляции.
Актуальность программы. В настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов и социальных работников привлечено к проблемам физического и психического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. Это обусловлено тем, что дошкольный период является периодом наиболее важным с точки зрения наиболее интенсивного развития, периодом формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. Оттого, как и в каких условиях будет протекать физическое и психическое развитие ребенка с ОВЗ во многом зависит его будущее. Вместе с тем, в настоящее время на первое место выходит проблема нарушений психического и физического развития ребенка, имеющая многочисленные причины. Недостаточная изученность особенностей развития пространственного гнозиса, его взаимосвязи с нарушениями речи дошкольников, неразработанность методов профилактики и коррекции нарушения речи, сочетающихся с недоразвитием указанного психического процесса, определяют актуальность предлагаемого материала.
Цель коррекционно – развивающей программы педагога – психолога: Создание условий развития и коррекции функции пространственного гнозиса у детей с ТНР.
Объектом коррекции являются дети 5-7 лет с ТНР: ОНР, алалией, дизартрией, заиканием, ЗРР; их эмоциональное благополучие.
Предмет коррекции - пространственный гнозис у детей с ТНР и коррекция его нарушений при проведении групповой НОД в интеграции с образовательными областями:
«Здоровье»
«Социализация»
«Труд»
«Познание»
«Коммуникация»
«Чтение художественной литературы»
«Музыка»
Ожидаемые результаты данной программы:
в процессе специально организованной коррекционно – развивающей игровой деятельности развить у детей с ТНР функции пространственного гнозиса, достаточного для последующего успешного обучения в школе и социальной адаптации.
Исходя из цели и ожидаемых результатов, определены задачи программы:
1.Анализ особенностей работы детского психолога ДОУ в условиях
компенсирующего детского учреждения в соответствии с направлениями развития психики ребенка.
2.Использование взаимосвязи различных видов восприятия с развитием предметно-практической деятельности.
3.Снижение роли пространственных нарушений в развитии психики ребенка.
4.Использование эффективных технологий и техник коррекции в формировании пространственного гнозиса как основы эмоционально – волевой регуляции будущих первоклассников.
5.Формирование познавательной и эмоционально – волевой активности детей с нарушениями пространственных представлений.
Методы, применяемые для решения поставленных задач. Современная НОД рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм и методов обучения. Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в источниках информации.
Говоря о формах и методах обучения необходимо выделить активность ребёнка как конечную цель и необходимое условие для развития. Активность детей выражается в действиях, в способности находить пути решения проблем. Для формирования такой активности необходимо использовать продуктивные методы. Новая образовательная ситуация требует использования методов, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей. Отвечающие новым подходам организации обучения выступают активные методы обучения (АМО). Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта детей, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Педагог – психолог в своей работе предлагает использовать следующие методы:
* теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
*методы психологического исследования пространственных представлений;
*методы оценки двигательных возможностей;
* скрининговое наблюдение;
*анализ медицинской документации и заключений специалистов;
*мониторинг проведенных упражнений, заданий, игр
В работе с детьми: «Здоровьесберегающие технологии».
Формы организации:
1.Пальчиковая гимнастика (авторская работа).
2. Гимнастика для глаз (картотека в ежедневной работе).
3. Дыхательная гимнастика (картотека в работе воспитателей и логопеда).
4.Артикуляционная гимнастика (разработка).
5.Арттерапия.
6.Сказкотерапия (авторская работа).
7.Двигательная терапия.
8.Музыкотерапия.
9.Песочная терапия (авторская работа).
Новизна коррекционно – развивающей программы заключается в разработке и научном обосновании системы использования коррекционных методик и техник для развития пространственного гнозиса дошкольников с ТНР.
Практическая значимость определяется тем, что выявлены закономерности взаимодействия и влияния таких психических процессов, как пространственное восприятие, сенсорно-двигательные интеграции на развитие и совершенствование предметно-манипулятивной деятельности, и успешное выполнение практических упражнений детьми, страдающими ТНР.
Созданы условия для повышения эмоционально – волевой сферы, активности, расширения сферы социального общения и создания базовых предпосылок для подготовки к учебной и социальной адаптации данного контингента детей.
Педагог – психолог предлагает научно обоснованную, достаточно эффективную программу психолого-педагогической сопровождения ребенка, без которой невозможна его полноценная интеграция в общество. Эта программа начинается с 1 ноября в старшей группе и продолжается в подготовительной группе. Проводится поэтапная диагностика и обучение, профилактическая и коррекционно – развивающая работа. Форма НОД как групповая, так и индивидуально ориентированная.
Данная программа является «сквозной», так как проходит в интеграции со всеми образовательными областями. А также ведется с 5 лет до школьного возраста.
Предлагаемая также программа решает вопросы преемственности «детский сад – школа».
4. Структура программы.
Программа включает следующие методики и технологии психолого – педагогического сопровождения детей с ТНР с 5 лет:
№ | Название методики, технологии | Основная направленность | Автор | Литератур- ный источ- ник | Возраст детей, период работы |
1 | Путешествие по стране Графика: диагностика пространственного мышления и графических умений. | Выявление и дальнейшее развитие особенностей представления детей о геометрических фигурах, умений воспринимать, различать и называть их независимо от пространственного расположения, опираясь на существенные признаки и связь с геометрической терминологией. | Габова М.А. | Журнал «Образование в современной школе» № 10, №11 с.7-20 | Старшая группа: 5 летние дети, 10 занятий во 2 полугодии, С 15 января по 31 марта. Форма: индивидуально ориентированная, групповая. |
2 | Технология развития графомоторных навыков у детей 5 лет с ТНР в ДОУ. | Сформированность двигательного стереотипа, развитие контроля графических норм: кинестетического ощущения и зрительного восприятия. | Комба- рова М.В. | Журнал «Логопед» 2004, №2.- С.-11-14. | Старшая группа: дети 5 лет. 10 занятий. Форма: групповая. С 1 ноября по 31 декабря. |
3 | Радость познания. Штриховка – развитие мускульной и тактильной памяти. | В процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализаторов сформировать не только понятие о букве и ее графическом начертании, но и развить графические умения, логическое мышление, внутреннюю и внешнюю речь, память, а также творческие способности | Потапова Е.Н. | Радость познания: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990. | Подготовительная группа: 6-7 летние дети. 30 занятий с 1сентября по 31 апреля. Форма: групповая. |
4 | Школа умелого карандаша: перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. | Развитие координации движений руки и глаза, мелкой мышечной моторики и координации пальцев рук, умения строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, ориентирование во времени и пространстве. | Подрезо-ва И.А. | Школа умелого карандаша. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. | Дети старшей и подготовительной группы: 5-7 лет. Форма: индивидуально ориентированная. С 1 сентября по 15 июня. |
Современная система воспитания и обучения выдвигает высокие требования к педагогической компетентности психологов и специалистов ДОУ, которые должны обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективной формой психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в ДОУ, обеспечивающей максимально комфортные условия для дошкольников является личностно – ориентированная система воспитания и развития. В основе ее лежит глубокая психофизическая и психолого – педагогическая диагностика; коррекционно - роазвивающее, развивающее сопровождение ребенка.
Особое внимание при работе с детьми с ТНР необходимо обратить внимание на развитие потребности в достижении цели и страху неудачи, потребности к самоутверждению, стремлению к познанию, стремлению к вознаграждению при достижении целей. Мотивация достижений направлена на познавательную активность ребенка (стремление приобрести новые знания и умения), на эмоциональную (выражение эмоций на ту или иную деятельность), интегративную (отражение самооценки деятельности и достигнутого результата). [ 11.]
5. Этапы реализации программа «Развитие пространственного гнозиса у детей с ТНР в ДОУ как основы эмоционально – волевой регуляции».
1 этап. Старший возраст. С 1 ноября по 31 декабря.
Технология развития графомоторных навыков у детей 5 лет с ТНР в ДОУ.
Литературный источник: журнал «Логопед», 2004, №2, с.4-14.
Авторы: МИСАРЕНКО Г. Г., КОМБАРОВА М. В.
Содержание технологии:
1.1 Оценка результатирующего признака:
Наблюдение за движениями руки.
Вид рисунка, соответствующий образцу.
1.2 Диагностика – определение уровня развития графомоторных навыков.
Умение сохранять ровность строчки и клетки.
Умение сохранять конфигурацию рисунка или элемента рисунка.
Умение зрительно контролировать свою работу.
Умения снижения напряжения мышц пальцев и кисти.
1.3 Система упражнений для тренировки:
- упражнения на прописание в воздухе определенных фигур – с 1 по 7, с 8 по 10 позднее: рассказать о фигуре по плану, 4-5 раз карандашом в воздухе 3 способами – движения от плеча, на локте – кистью руки, опора на локоть – плечами.
-упражнения на прописание фигур – обвод по образцу самостоятельно по написанному
-упражнения на усвоение общего графического образца
-упражнения на развитие умения чувствовать размер объекта
-упражнения на развитие умения ощущать и контролировать движение кисти руки вправо по строке
1.4 Средства обучения: классная доска, карандаши, образцы на листах А4, А3, альбомы.
Цель: развитие зрительно – пространственного восприятия, формирование полноценных пространственных представлений.
Задачи:
1.Развитие умения ориентироваться на листе А4, в тетради.
2. Вербализация пространственных представлений.
3. Развитие оптического восприятия и представления.
4. Формирование кинестетического праксиса.
5.Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоционального состояния, чувств, уверенность в свои силы.
Ожидаемый результат:
развитие и коррекция деятельностного компонента письма (начертания линий) и навыков рисования у детей старшего предшкольного возраста.
Методика работы.
1.Фигура рисуется на доске (листке А4).
2. Дети рассказывают о ней (определяют точку начала движения, характер линии). Обращают внимание на направление линии, отмечают уменьшение, увеличение.
3.Дети берут карандаш и пишут фигуру в воздухе тремя способами, по 4-5 раз.
Первый способ – рука выполняет крупные движения от плеча. Второй – рука опирается на локоть, работает только кисть, сгибаясь в запястном суставе.
Третий – опора на локоть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону. Дети должны стоять или сидеть, выпрямив спину и не откидываясь на спинку стула. На кончик карандаша модно надеть пенопластовый шарик, кусочек ластика.
Когда дети поймут и освоят механизм работы руки, первый способ исключается, и остаются второй и третий. Тогда дети начинают обводить фигуры, нарисованные не только на доске, но и на листе бумаги ». [ 7]
Мониторинг данного вида деятельности.
При анализе начертания фигур не входит точное копирование. Размах движений и количество элементов не должны совпадать с образцом, они могу быть больше или меньше. Необходимо соблюдать только общую конфигурацию. Отмечается умение детей следить за движением тела, позы, положению туловища и головы, самоконтроль за напряжением мышц пальцев и кисти.
Количество занятий - 10 занятий, по 20 – 25 минут. Проводятся в 1 половине учебного года. Форма – групповая.
Календарно – тематическое планирование НОД по развитию графомоторных навыков у детей 5 дет (старший возраст).
№ | Виды линий. | Виды работ | Основная задача | Дата |
1 | Рисование вертикаль- ных линий. Сверху сниз. | Пальчиковая гимнастика, тренажер для глаз, работа на листе. | Развитие двигательной | |
2 | Рисование горизон- тальных линий. Слева направо. | Зрительная гимна-стика, работа на листе, пальчиковая гимнастика. | Правильно «поставить» руку ребенка. | |
3 | Рисование наклонных линий (слева-направо) | Упр-е для глаз «молния», работа на листе, физкультми- нутка «ветер». | Сохранять одинаковый наклон. | |
4 | Рисование наклонных линий (справа-налево) | Проводить линии в заданном направ- лении, упр-е для глаз «стрелы». | Снимать излишнее мышечное напряжение. | |
5 | Рисование «улитка» | Гимнастика для глаз офтальмотренажер, уменьшение амплитуды при начертании линии. | Обращать внимание на движение руки. | |
6 | Рисование «змейки» | Зрительная гимн-ка, Упр-е на листе, копирование образца. Дыхатель-ная гимнастика. | Контроль за конфигурацией Линии. | |
7 | Рисование «дорожки» | Зрительная гим-ка, работа на листе, столько раз по желанию ребенка. Физкультм. | Соблюдать подобие строки. | |
8 | Рисование линий с петлей | Гимнастика для глаз. Работа на листе в любом месте любое кол-во раз. | Запоминать не только форму, но и движение руки. | |
9 | Рисование линий по выбору ребенка | Работа на листе: все фигуры. Гимнастики. | Контроль конфигурации и размера. | |
10 | Рисование линий по выбору ребенка. | Работа на листе: по выбору ребенка. Гимнастики. | Сравнение своих линий с образцом. |
Литература из списка: № 3, 4, 5, 6.
Образцы фигур для копирования.
Мониторинг.
Имя ребенка. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
№ | Результаты упр-й. | ||||||||||||
1 | Движение руки: справа налево, сверху вниз | ||||||||||||
2 | Вид рисунка в соответствии с образцом. | ||||||||||||
3 | Ровность строки. | ||||||||||||
4 | Ровность клетки. | ||||||||||||
5 | Конфигурация рисунка, его элементов | ||||||||||||
6 | Зрительный само- контроль | ||||||||||||
7 | Умение снять напряжение мышц: пальцев кисти глаз | ||||||||||||
Оценивание: | |||||||||||||
1балл-частично | |||||||||||||
2балла- с небольшими ошибками | |||||||||||||
3балла- почти точно | |||||||||||||
Уровни: высокий | 33- | 25 | |||||||||||
средний | 24 | 15 | |||||||||||
низкий | 14 | 0 |
Составитель: Калина Л.А. психолог МБДОУ № 173.
Вывод: значение таких упражнений для детей с ТНР очень велико. При обучении первоклассников письму букв, используется анализ (раскладывание букв на элементы), затем синтез (целое). Успешность анализа и последующего синтеза связана с развитием зрительного и, в большей степени, зрительно – пространственного восприятия, поскольку именно на его базе формируются полноценные пространственные представления. Развитие соответствующих центров коры головного мозга еще не завершено – в норме это происходит примерно к семи годам.
2 этап. Путешествие по стране Графика: Диагностика пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет.
Автор: Габова М.А. Путешествие по стране Графика. // Образование в современной школе. – 2008. – №10, № 11. – С.7 – 20.
Проводится с 15 января по 31 марта в старшей группе ДОУ.
Диагностические задания можно использовать для развития соответствующих навыков в индивидуально ориентированной коррекционно – развивающей программе.
Форма: индивидуально ориентирована, групповая.
Цель: выявление особенностей пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет.
Задачи:
*умение ориентироваться в пространстве листа, различать основные пространственные направления и пространственные отношения между объектами,
*представление о геометрических фигурах и их свойствах, умений различать и называть фигуры независимо от их пространственного расположения, обобщать, классифицировать фигуры по их существенным признакам,
*умение преобразовать форму и пространственное расположение объектов в реальном и воображаемом плане: воссоздавать образ из частей, расчленять образы на части в соответствии с заданными условиями, выполнять преобразования симметрии (зеркальной, поворотной, переносной),
*умение анализировать форму и пространственное расположение изображаемых объектов и их частей, определять графический состав изображений
*умение создавать графические изображения, передавать в изображении форму и пространственное расположение объектов.
Методика диагностики включает в себя 15 заданий комплексного характера. Все задания строятся на основе деятельности по оперированию графической информацией. Каждое задание предполагает решение двух типов исследовательских задач: выявление особенностей пространственного мышления и на выявлении графических умений детей старшего дошкольного возраста. Оценка результатов проводится по каждому типу задач отдельно. Задания предлагаются детям в игровой форме. Все задания объединены единым сюжетом. При выполнении заданий предусматривается смена видов деятельности, чтение графических изображений чередуется с деятельностью по созданию и преобразованию графических изображений. Задания выполняются на специальных рабочих листах. Ответы фиксируются на отдельных бланках. При разработке заданий и критериев уровней развития использованы идеи методик И.С.Якиманского, И.Я.Каплунович, А.Э. Симановского, А.И. Савенкова.
Программа диагностики.
№ | Объекты | Пространственное располо-жение | Геометри-ческие фигуры | Основная задача | Графические умения. |
1 | Изобра-жения геом.фигур- плоских. | Фигуры расположе-ны в ряд. | Квадрат, треугольник, овал, куб,ромб, прямоугольн., шестиуголь-ник. | Опред-е и называние формы. | Чтение графическо-го изображения |
2 | Изобра-жение геом.фигур-плоских. | «Слева от», «справа от» | Треугольник, Четырех-ник, квадрат, прямоуг-ник. | Опред-е располож-я, обобщение по форме. | Чтение графическо-го изображения |
3 | Изображение плоских геом.фигур. | Фигуры в ряд. | Треугольник, овал, многоуг-ник | Обобщение по форме, классифик. | Чтение граф.изобра- жения. |
4 | Изобра-жение плоских геом.фигур. | Фигуры в ряд. | Круг, овал, квадрат, прямоуг-ник, треугольник. | Обобщение классиф-я, исключение | Чтение графическ-го изобр. |
5 | Образы геом. фигур и их изобра-жения. | «Справа», «выше», «ниже», «под», «между». | Круг, овал, прямоуг-ник, треуг-ник, пятиуг-ник. | Изображ-ие геом.фигур в задан. простр.отн. | Построение графическ-о изображения с пом. геом. лекал. |
6 | Образы геом. фигур и их изобра-жения. | Квадрат и его части, квадраты, прямоуг-ники, треугольники. | Деление фигуры на части, называние. | Построение граф.изобр. деление на части. | |
7 | Изобра-жения плоских геом.фигур. | Симметрия по часовой стрелке. | Круги, 4сектора окрашены | Выявление закономер- ностей, выбор фигуры. | Чтение графическ-о изображения построение по образцу. |
8 | Образ фигуры в пространстве и на плоск. | Зеркальная симметрия. | Прямоуг-ник, квадрат, четырехуг-ки. | Создание образа по его половинке. | Построение граф.изобр. с помощью геом.лекал. |
9 | Образ фигуры в пространстве и на плоск. | Зеркальная симметрия, горизонтальная ось. | Треуголь-ник квадрат, ромб, четырехуг-ки. | Создание образа по его четверти. | Построение граф.изобр. с помощью геом.лекал. |
10 | Изображе-ние в сост. которого неск. геом. фигур. | «Внутри», «снаружи», «рядом», «около». | Треуголь-ник квадрат, ромб, четырехуг-ки. | Выделение, Обобщениеопредел-ие. | Построение граф.изобр. с помощью геом.лекал. |
11 | Изобра-жение в сост. которого неск. геом. фигур разн.разм. | «Внутри», «снаружи», «рядом», «около». | Треугольник, четырех-ник. | Выделение на чертеже заданного кол-ва фигур. | Построение граф.изобр. с помощью геом.лекал. чтение граф. изобр. по задан.услов. |
12 | Геометри- ческое тело. | «Сверху», «снизу», «справа», «слева», … | Прямоуг-ник, линия. | Изображ-е, штриховка. | Чтение граф. изображения построение линий штр. |
13 | Геометриче-ское тело. | «Сверху», «снизу», «сбоку». | Куб, конус, пирамида, квадрат, | Соответств-ие чертежа и объекта. | То же. |
14 | Изобр. плоских геом. фигур. | «Сверху», «снизу», «под». | Треугольник, квадрат, овал. | Контурное Изображ-е фигур, раскра-шивание. | То же. |
15 | Изображение бордюр. | «Вверх», «вниз», «вправо», «влево»,… | Линия, Клетка. | Построение бордюра по условию. | Создание графическ-го изобр-я. |
Диагностические занятия с ребенком по предлагаемой технологии.
Занятие №1.
Задачи:
1.Выявить особенности представлений ребенка о геометриче6ских фигурах, умений воспринимать, различать, и называть их независимо от пространственного расположения, опираясь на существенные признаки и их связь с геометрической терминологией.
2.Выявить особенности умений ребенка читать графические изображения, соотносить их изображения с их названием.
Содержание. Ребенку предлагается лист с изображением 7 фигур, расположенных в ряд и пронумерованных. Требуется дать название каждой фигуре.
1 2 3 4 5 6 7
Инструкция. «Ты помнишь сказку о Белоснежке и ее друзьях-гномах? Сколько их было? Каждый гном построил себе дом, но не простой, а в виде какой-либо геометрической фигуры. Все эти дома изображены на этом листе. Каждый дом имеет свой номер. Назови форму каждого дома, дай название каждой фигуре».
Верный ответ. 1 – квадрат, 2 – треугольник, 3 – овал, 4 – куб, 5 – прямоугольник, 6 – ромб (допускается ответ «четырехугольник»), 7 – шестиугольник (допускается ответ « многоугольник»).
Оценка результатов №1. Верно названы до 2 фигур – 1 балл, 3-5 фигур – 2 балла, 6-7 фигур – 3 балла.
По данному плану проводятся остальные 14 занятий. Конспекты заданий расписаны в пособии.
Обработка результатов диагностики.
Результаты выполнения задач каждого типа в баллах суммируются, затем вычисляется средний оценочный балл, по которому определяются уровни развития пространственного мышления и уровни развития графических умений детей 6 – 7 лет.
Средний оценочный балл | Уровни развития |
1,0 – 1,6 балла 1,7 – 2,3 балла 2,4 – 3,0 балла | Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень |
Характеристика уровней развития пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Низкий уровень – ребенок затрудняется в определении, различении и назывании пространственных направлений, местоположения объектов относительно других объектов, испытывает трудности при определении и назывании формы объектов и их частей, не обобщает объекты по наличию/отсутствию пространственных признаков, не выделяет закономерности в пространственном расположении объектов, не отражает последовательность своих действий и их результаты в речи.
Средний уровень – ребенок определяет и называет форму объектов и их частей, расчленяет реальные объекты и образы на части и воссоздает их с незначительными затруднениями, обобщает объекты по признакам формы, пространственного расположения, испытывает некоторые трудности при оперировании объектами в пространстве, способен выразить словесно результаты своих действий, но испытывает затруднения в отражении способов достижения результата, в доказательстве суждений.
Высокий уровень – ребенок определяет и называет пространственные направления, отношения между объектами как в реальном, так и в воображаемом пространстве, не испытывает трудностей в определении и назывании формы объектов и их частей, в обобщении объектов по форме и в пространственному расположению, свободно выражает в речи результаты деятельности и способы их достижения, доказывает свои суждения, использует геометрическую терминологию.
Характеристика уровней развития графических умений детей старшего дошкольного возраста.
Низкий уровень – ребенок испытывает значительные трудности при декодировании графических изображений, в определении формы и пространственного расположения изображаемых объектов и их частей, в анализе графического состава изображений, выполняет некоторые графические операции, но с частичным применением графических инструментов.
Средний уровень – ребенок успешно декодирует графическую информацию, анализирует графический состав изображений, испытывает трудности в преобразовании графической информации, создает изображения по образцу, графические инструменты использует частично, построенные изображения искажены по форме или пространственному расположению, успешнее оперирует изображения плоских отдельных предметов.
Высокий уровень – ребенок успешно декодирует, преобразовывает графическую информацию, создает изображения по образцу, по словесной инструкции, выполняет графические операции, применяет графические инструменты ». [ 2]
Вывод: В ряде современных исследовательских работ последних лет показана тесная связь трудностей формирования письма у младших школьников не только с недоразвитием речи, сколько «с несформированностью невербальных форм психических процессов – зрительно – пространственных представлений, слухо – моторных и оптико – моторных координаций, общей моторики, с несформированностью процесса внимания, а также целенаправленности деятельности, саморегуляции, контроля за действиями; к этому времени недостаточно сформированы и мотивы поведения ребенка». ) [11 ]
Данная диагностика (как и коррекция по предлагаемым заданиям) поможет педагогу – психологу или логопеду своевременно оказать необходимую помощь ребенку для успешного включения его в школьную жизнь.
3этап. Технология «Штриховка - развитие мускульной и тактильной памяти».
Литературный источник: Потапова Е.Н. Радость познания.- М.: Просвещение, 1990.
Проводится в подготовительной группе с 1 сентября по 31 марта.
Форма: групповая.
1.1 Оценка результатирующего признака:
Ведущая рука.
Уровень развития мелкой моторики.
Наблюдения в процессе рисования.
Анализ рисунков ребенка.
1.2 Диагностика – определение уровня подготовки руки к обучению письму. Умение держать карандаш.
Умение не заходить за контур рисунка при раскрашивании.
Знание геометрических фигур.
Развитие мелких мышц руки.
Желание рисовать.
1.3 Методика – система упражнений для тренировки:
Упражнения для закрепления правил штриховки.
Упражнения с линейками – трафаретами: обводить, штриховать, составлять композиции.
Упражнения по составлению смысловых композиций для последующей штриховки.
1.4 Средства обучения:
Альбомы, трафареты, геометрические лекала, карандаши, цветные ручки.
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе методического пособия Потаповой Е. Н. «Радость познания». Москва.: Просвещение, 1990. Штриховка – развитие мускульной и тактильной памяти.
Виды работ, игр и упражнений выбраны на основе полученных результатов индивидуального собеседования. До 50 и более % детей показывают низкий результат по следующим параметрам: развитие общей и мелкой моторики, уровень развития графических навыков, нарушение пространственного восприятия, ориентировка на плоскости листа бумаги. Данные показатели характерны для детей с ТНР.
Цель программы:
Помочь ребенку научиться управлять своими мелкими мышцами, сделать движения точными, подготовиться к овладению навыков письма:
развитие пространственного гнозиса как основы эмоционально – волевой регуляции у детей с ТНР.
Задачи:
1.Создание и реализация программы движений, сформированности двигательного стереотипа.
2.Проводить коррекцию атаксии, дизметрии, нарушений пространственного восприятия.
3. Развитие уровня кинестетического ощущения и зрительного восприятия.
4. Развитие контроля графических изображений.
5. Формирование базовых навыков чтения и письма (соблюдение размеров и пропорций линий, наклона, строки).
6. Совершенствование двигательной сферы, произвольности движений, моторной координации.
7. Развитие эмоционально – волевой сферы за счет привлекательности игрового и практического материала в самостоятельной работе ребенка.
8. Свободное выражение в речи ребенка результатов своей работы, способов достижения, выражения эмоционального отношения к своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Повысить уровень развития кодирования графической информации, создания образа по образцу.
2. Развить умения определять и называть пространственные направления, отношения между объектами пространства.
3. Развить навыки и умения в двигательной сфере, произвольность движений, мелкую моторику рук.
4. Сформировать стойкий интерес к продуктивным видам деятельности.
5. Развить умения эмоционально оценивать свою деятельность, получать положительные эмоции.
НОД строятся на основе тренировки запястья рук, мышц пальчиков, гимнастики для глаз. Используются на занятиях лекала по системе Потаповой Е. Н., простой карандаш, ручки разных цветов, геометрические линейки. Проводится НОД с сентября по март, 1 раз в неделю, 30 занятий.
Форма – групповая. Длительность – 25-30 минут.
В занятии обязательные следующие части: разогрев, создание образов, картин, сюжетов по лекалам и линейкам, эмоциональный отзыв, составление рассказа по созданному сюжету, упражнения на развитие зрительно – моторной координации.
Календарно – тематическое планирование по технологии Потаповой Е.Н.
№ | Виды линий, фигур | Композиция | Направление штрихов | Дата |
1 | Квадрат, прямоуг-ник. | В лесу. | Вертикальные. | |
2 | Круг, сектор. Слева, в центре. | Друзья. | Вертикальные, горизонтальные. | |
3 | Квадрат, круг, прямог. По горизонт.линии. | Паровозик. | Вертик., гориз. | |
4 | Квадрат, прямоугольник. По горизонт. Линии. | Поездка на трамвае. | Вертикальные, горизонтальные. | |
5 | Круг, сектор, овал. Центр листа. | Золотая рыбка. | Наклонные линии. | |
6 | Овалы, сектор круга. Углы и центр листа. | Грибы в лесу. | Наклонные линии, дуги. | |
7 | Овал, треугольник. | Цветок в вазе. | Симметрия. | |
8 | Круги, овалы разного размера. Симметрия. | Бабочка. | Вертикальные, Дугообразные. | |
9 | Квадраты, прямоугольники разного размера, сектора кругов. | Снежный городок. | Все изученные линии. | |
10 | Квадрат, круг, прямоуг. | Сказка. | Все изуч.линии. | |
11 | Овал, круг, квадрат. Линия горизонта. | Два цыпленка. | Все изуч.линии. | |
12 | Квадрат, треугольник. | Кораблики. | Дуги. | |
13 | Квадрат, прямоуг-ник. Взаиморасположение. | На птичьем дворе. | Дуги разного направления. | |
14 | Расположение на листе: в центре, слева, справа. | На болоте. | Наклонные, дугообразные. | |
15 | Круги, овалы, ромб. Слева направо. | Баба Яга и Змей Горыныч. | Образцы всех линий. | |
16 | Круги, прямоугольники. Разное направление. | Котята и клубки. | Образцы всех линий. | |
17 | Круг, овал, треуг-ник. Снизу вверх. | Крокодил Гена. | Выбор линий детьми. | |
18 | Ромб, квадрат, овал. Соединение отд.частей. | В саду. | Выбор линий детьми. | |
19 | Овалы, круги. Чередование фигур. | Яблоня. | Дугообразные, горизонтальные. | |
20 | Овалы, круги, треуг-ники разных размеров. | На пруду. | Образцы всех линий. | |
21 | Лекала (7 деталей). Примыкание, наложение. | На море. | Образцы всех линий. | |
22 | Лекала – трафареты. Взаиморасположение. | Аквариум. | Образцы вусех линий. | |
23 | Лекала – трафареты. Сверху вниз. | Дождь. | Линия «улитка». | |
24 | Лекала – трафареты. Снизу вверх. | Снеговики. | Линия «улитка». | |
25 | Геометр.линейки. Движение по листу. | Зайчики. | Линия «петелька». | |
26 | Геометр.линейки. Соединение кругов. | Гусеница. | Дуги, линия «улитка». | |
27 | Геометр.линейки. Горизонт.расположение. | Чебурашка. | По выбору детей. | |
28 | Все виды линеек. | По замыслу. | Все линии. | |
29 | Все виды трафаретов. | По замыслу. | Все линии. | |
30 | Все виды линеек. | По замыслу. | Все линии. |
Образцы геометрических линеек и лекал, необходимых в работе с детьми.
(Смотри в приложении).
Методика работы по предлагаемой технологии.
У детей от 4 до 7 лет наиболее цепкая и возбудимая мускульная память. Для школьного обучения очень важно, чтобы в этот физиологический период мускульная память была развита. Упражнения, которые развивают мелкие мышцы пальцев и кисти руки, это штриховка. При штриховке развивается внутренняя и внешняя речь ребенка, его логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.
На начальном этапе в старшей группе дети учатся обводить геометрические фигуры, соединять их, дорисовывать до интересных предметов (игра «Дорисуй»), закрашивать их, заштриховывать прямыми линиями. Смотри в приложении работы Маши, 5 лет. Занятие №2 : дорисуй кружочки одинакового размера, 2 дуги. В занятии №3 нарисуй такого же зайчика. В занятии №4 дорисуй героев сказки «Теремок» в соответствии их роста (величины).
После того, как дети научатся хорошо обводить геометрические фигуры, составлять из них простые предметы, зверей, животных, героев мультфильмов, начинается работа по анализу и составлению композиций.
На следующем этапе вводятся линейки – трафареты (лекала). Это 7 отдельных деталей, выполненных из пластмассы или твердого картона. В работе участвуют обе руки: левая должна крепко удерживать лекало, правая обводить. При неправильной постановке руки ребенку будет трудно увидеть деталь полностью.
На данном этапе дети учатся выполнять сложные геометрические фигуры, делить их, составлять композиции, делить их на параллельные отрезки – штрихи, развивают тактильную память. Общеизвестно, что человек с помощью зрения воспринимает 85 – 90% информации, а тактильные рецепторы воспринимают в порядке 1% информации, поэтому при непрерывной штриховке сложных композиций происходит тренировка пальцев при непосредственном и активном участии зрения (зрительной памяти). Зрение является как бы обратной связью в этой замкнутой системе: пальцы ребенка с карандашом, зрение, сознание, двигательные функции – другими словами, в этом случае происходит автоматический процесс самоорганизации сознания для правильной штриховки сложных композиций, для запоминания образа буквы. [ 9]
План НОД с детьми 6-7 лет по ШТРИХОВКЕ – развитию мускульной и тактильной памяти, развитию пространственного гнозиса.
Интеграция: «Здоровье», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы».
Материалы и приспособления: лист А4, простой карандаш, ручки с цветными пастами, трафареты с геометрическими фигурами, наборы разных лекал, спокойная музыка, массажные мячики, таблицы офтальмологические.
Цель: изображение объектов на листе в различных пространственных направлениях.
Задачи:
1.Правильно называть пространственные направления.
2.Обобщение объектов по форме и пространственному расположению.
3.Выражать словесно результаты своих действий.
4.Эмоциональное восприятие сюжета детьми, стимулирование на выполнение работы в соответствии с образцом.
5. Доводить начатое дело до конца, умение исправлять неправильные начертания.
Этапы занятия | Содержание | Особенности этапа | |
1 | Разогрев. Гимнастика для глаз, пальчиков, общей и крупной моторики. | Тексты зрит. и пальчиковых гимнастик. Таблицы- офтальтренажеры. | |
2 | Рассматривание образца. Составление рассказа по картине, эмоциональное впечатление, оценка. Мимическая зарядка. | Образец работы выполнен психологом. Детям предлагается высказать свое отношение к содержанию картинки. | |
3 | Построение композиции на заданную тему по образцу. Работа с геометрическими лекалами. Зарядка. | Деление листа на 4 части методом сгибания. Анализ содержания каждой части. Обведение геом. фигур пальчиками. Ощущения. | |
4 | Штриховка простыми карандашами. Правила штриховки. Зарядка. Музыка (тихая). | Под руководством педагога. Индивид. помощь, поощрение. | |
5 | Самоанализ. Сравнение своей работы с образцом по частям картины. | Рассказать, что лучше всего получилось. Что понравилось? Свое отношение к работе. | |
6 | Ощущения детей. Дыхательная гимнастика. | Когда было трудно? Весело? Легко? Грустно? Подышим на цвета, детали,.. |
(Составитель: Калина Л.А. педагог – психолог МБДОУ № 173 «Лучик».)
Например, занятие №16.
Геометрические фигуры: круг, прямоугольник, сектор круга. Композиция на тему «Котята и клубки». Линии штриховки: вертикальные и горизонтальные. Новая линия «клубочек». Даны образцы всех линий.
Интеграция с образовательными областями:
«Здоровье», «Социализация», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Материалы и оборудование: листы А4 на всех детей, простые карандаши, загадка о котятах, массажные мячики для рук, таблица для зрительной гимнастики, спокойная мелодия (диск).
1.Занятие начинается с игры в круге: загадка о котятах, игра с движениями, массаж пальцев рук с мячиками.
2.Мотивирование детей на интересную работу. Игра с предлогами «на, у , под, над, около, с» по картине.
3.Рассматривание образца. Инструкция: «Придумайте название этой картине». Что заметили необычного, интересного? Почему ваши названия такие добрые, ласковые? (Эмоциональная оценка, впечатления детей).
4. Анализ образца. Какие геометрические фигуры использованы? Что общего? Что разного? Что слева? Что справа? Что в центре? Что расположено горизонтально? Что расположено вертикально? Почему покатился зеленый клубок?
5.Построение композиции по образцу. Работа над представлениями «право-лево»,… Работа с геометрическими лекалами. Зрительная гимнастика по таблице. Подготовка к штриховке.
6.Введение новой линии. Расскажите о ней. Как начинается эта линия? Как она проводится? Что в ней особенного? Тренировка от точки.
7.Правила штриховки. Штриховка. Зарядка. Музыкальное сопровождение во время штриховки.
8.Самоанализ. Сравнение своей работы с образцом по частям картинки. «Что у меня получилось лучше всего? Что я лучше всего старался выполнить?»
9.Релаксация. Дыхательная гимнастика.
Образец картинки прилагается.
Мониторинг.
№ | Имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Показатели: | ||||||||||||||||
1 | Ведущая рука | |||||||||||||||
2 | Уровень развития мелк.мотор. | |||||||||||||||
3 | Наблюдение в процессе рисования | |||||||||||||||
4 | Анализ рисунков | |||||||||||||||
5 | Умение держать карандаш | |||||||||||||||
6 | Умение не нарушать границу рисунка | |||||||||||||||
7 | Знание геомет-ских фигур | |||||||||||||||
8 | Развитие мелких мышц руки | |||||||||||||||
9 | Желание рисовать | |||||||||||||||
10 | Умение обводить геом.фигуры | |||||||||||||||
11 | Штрифовка | |||||||||||||||
12 | Составление композиций | |||||||||||||||
13 | Упр-я по составлению композиций. | |||||||||||||||
Уровни: | ||||||||||||||||
высокий | 3 | |||||||||||||||
средний | 2 | |||||||||||||||
низкий | 1 |
Составитель: Калина Л.А., психолог МБДОУ № 173.
Образцы линий штриховок с направлениями руки.
4 этап. Школа умелого карандаша.
Литературный источник: Подрезова И.А. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с нарушениями речи. / И.А.Подрезова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
Дети 5 – 7 лет подготовительного к школе возраста.
Форма: индивидуально ориентированная коррекционно – развивающая.
Сроки: с 1 сентября по 15 июня.
Пояснительная записка.
Система работы включает в себя 36 занятий с коррекционно – развивающими упражнениями, таблицы для зрительных диктантов, упражнения для штриховки, упражнения для развития графомоторных навыков.
Цель занятий: развитие графомоторных навыков у детей с речевыми нарушениями; предупреждение оптико – моторной дисграфии у первоклассников.
Задачи:
*развитие координации движения руки и глаза
*развитие мелкой и мышечной моторики
* координация пальцев рук
*умение строить свою деятельность
*копировать предъявленный образец
*ориентироваться во времени и пространстве
Ожидаемые результаты:
*повысить уровень развития общей и мелкой моторики
*уменьшить уровень нарушений пространственного восприятия
*сформировать конструктивные навыки, координацию движений
*сформировать навык ритмичности руки
*повысить уровень воображения, речевой выразительности, интереса к совместным играм
*закрепить графические навыки рисования предметов по клеткам, умение штриховать в заданном направлении
Материалы и приспособления: тетрадь в клеточку, альбом, карандаши простые, ручки цветные, материалы для аппликации, лепки, рисования.
Занятия по данной системе предполагают проведение следующих видов работы:
1.Работа в тетрадях в клетку.
2.занятия по изобразительной деятельности.
3.Проведение пальчиковых гимнастик, игр, массаж пальчиков.
4.Общеукрепляющие упражнения.
Занятия имеют следующую структуру:
1.Пальчиковая гимнастика или самомассаж пальцев и кистей рук.
2.Работа в тетрадях: ориентирование на листе бумаги, тренировка, развитие зрительной и словесной памяти, пространственного воображения,...
3.Снятие зрительного напряжения.Офтальмотренаж.Упражнения В.П.Матыцына, М.М.Безруких.
4.зрительные и слуховые диктанты с использованием таблиц.
5.Динамические паузы, развивающие внимание, быстроту реакции, общую моторику, координацию движений, ориентацию в пространстве.
6.Упражнения (занимательные) по развитию мелких движений мышц руки.
Упражнения каждого занятия объединены единым сюжетом.
Составитель: Калина Л.А. психолог МБДОУ № 173 «Лучик».
Перспективное планирование работы предлагается по такой таблице. Данная таблица полностью приведена в пособии.
№ | Тема занятия | Виды работ | Цели и задачи |
1 | Рисование точек | 1.Пальчиковая гимнастика»Замок». 2.Упражнения в тетради. 3.Упражнения для глаз. 4.Зрительный диктант. 6.Работа в альбоме. | 1.познакомить детей с тетрадью в клетку 2.научить их ориентироваться в клетке 3.развивать зрительную память, конструктивные навыки 4.Развивать мелкую и общую моторику. |
2 | Рисование точек и крестиков | ||
3 | Рисование коротких вертикальных линий | ||
4 | Рисование коротких горизонтальных линий | ||
5 | Рисование длинных вертикальных линий | ||
6 | Рисование длинных,коротких вертикальных линий (чередовани) | ||
7 | Рисование наклонных линий | ||
8 | Рисование уголков | ||
9 | Рисование бордюр | ||
10 | Рисование уголков | ||
11 | Рисование бордюра | ||
12 | Рисование квадратов | ||
13 | Рисование квадрата | ||
14 | Рисование прямоугольников | ||
15 | Рисование узора из гориз. и верт. линий. | ||
16 | Рисование бордюра | ||
17 | Рисование кружков | ||
18 | Рисование предметов из кругов | ||
19 | Рисование фигур и предметов из кругов | ||
20 | Рисование узоров из кв. и кругов. | ||
21 | Рисование узора из кругов и квадратов. | ||
22 | Рисование круга | ||
23 | Рисование овалов | ||
24 | Рисование овалов | ||
25 | Рисование кругов и овалов | ||
26 | Рисование кругов и овалов | ||
27 | Рисование треугольников | ||
28 | Рисование вертушек | ||
29 | Рисование елочек | ||
30 | Рисование палочек с уголками | ||
31 | Оисование дуги | ||
32 | Рисование дуги | ||
33 | Рисование птиц | ||
34 | Рисование узоров | ||
35 | Рисовние ломаной линии | ||
36 | Рисование посуды |
В предлагаемом пособии подробно расписаны все упражнения, виды работ, цели и задачи. [ 8, с.7-23.] Также подробно расписаны все конспекты занятий.
Аналогично планированию строится мониторинг.
Индивидуально ориентированная программа используется в работе с детьми группы «риска». Эти занятия носят интересный характер, сохраняют непосредственную обстановку на протяжении всего занятия, способствуют нравственному, эстетическому воспитанию. На занятиях ребенок не испытывает утомления, у него увеличивается объем памяти, становится лучше зрительная, мускульная, двигательная, тактильная, словесная и слуховая память. Уточняется и расширяется словарь, расширяется речь, пространственное воображение.
Заключение.
Данная программа, состоящая из 4 технологий, это путь эффективного подготовительного к школе этапа, путь эффективного метода подготовки детей к обучению грамоте и письму. Программа рассчитана на 2 года, что дает ей возможность полноценно, своевременно, оказать нужную коррекционную, коррекционно – развивающую или развивающую помощь детям с ТНР.
Результаты уровней подготовки детей к школе в МБДОУ № 173 в 2012 году показали достаточно высокие результаты для детей с ТНР:
39% детей имеют высокий уровень предпосылок учебной деятельности,
43% - средний уровень;
18% - низкий уровень.
Школьная мотивация – 36% высокий уровень, 64% - средний уровень.
Коммуникативные навыки – 89% - высокий уровень.
Зрительно – моторная координация – 32% - высокий уровень,
54% - средний, 14% - низкий.
Фонематический слух – 50% - высокий, 39% - средний.
Готовность к усвоению учебного курса – 50% - высокий, 43% - средний.
Уровень развития связной речи – 54% - высокий, 43% - средний.
Произвольность психических процессов – 54% - высокий, 39% - средний.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. [ 9]
Библиографический список.
1.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
2.Габова М.А. Путешествие по стране Графика: диагностика пространственного мышления и графических умений у детей 6 – 7 лет / М.А.Габова // Образование в современной школе. – 2003. - №!0, №11. – С.7-20.
3.Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики / А.М.Диченскова. – Ростов н/Д: феникс, 2008.
4. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет / авт.-сост. Е.А.Чевычелова. – Волгоград : Учитель, 2012.
5. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика / авт.сост. С.И.Токарева. – Волгоград : Учитель, 2012.
6.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
7.Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г.Г.Мисаренко //Логопед. – 2004. - №1.-С.4; №2.- С.4-14.
8.Подрезова И.А. Школа умелого Карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями / И.А.Подрезова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
9.Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
10. Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников (из опыта) / Е.Н. Потапова // Начальная школа. – 1990. - № 8. – С.65-75.
11. Романова Е.С. Психодиагностика : Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.
12.Семаго М.М. Диагностико – консультативная деятельность психолога образования : методическое пособие / М.М.Семаго, Н.Я.Семаго; под общ. ред. М.М.Семаго. – М.: Айрис-пресс, 2006.
13. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология : Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал "Развитие пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста у детей с нарушением речи"
Как отмечает П. Ф. Лесгафт недостаточная сформированность пространственно-временных представлений сказывается у школьников на процессе формирования навыков чтения и письма. Для полноценного овла...
«Взаимозависимость формирования лексико-грамматической стороны речи и развития пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
У детей с речевой недостаточностью затруднения в формировании пространственных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ориентировки ...
Программа "Развитие пространственно-временных представлений детей с ОВЗ"
Программа "Развитие пространственно-временных представлений детей с ОВЗ"...
Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста
Тема моего выступления является актуальной т.к. оптико-пространственные представления играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней челове...
Комплекс игр и игровых упражнений направленный на развитие оптико-пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста
Учитывая, что количество детей с нарушениями речи все увеличивается необходимо поэтапное, планомерное развитие у них оптико - пространственного гнозиса, что создаст почву для полноценного овладения ле...
Презентация "РАЗВИТИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Тема моего выступления является актуальной т.к. оптико-пространственные представления играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней челове...
Развитие зрительно-пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье рассмотрены процессы формирования зрительно-пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с точки зрения физиологии, взаимосвязь развития зрительного и пространственного восприятия с...
Комментарии
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР.
Дети с нарушением пространственного гнозиса будут в группе риска по дисграфии в начальной школе. Следовательно для коррекции нарушений будующего письма, необходимо правильно "поставить" руку, снять излишнее мышечное напряжения и развить самоконтроль.