Учебно-методический материал "Развитие пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста у детей с нарушением речи"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Кетова Светлана Юрьевна

 

Как отмечает П. Ф. Лесгафт недостаточная сформированность пространственно-временных представлений сказывается у школьников на процессе формирования навыков чтения и письма. Для полноценного овладения письмом ребенку необходимо взаимно трансформировать пространственную последовательность графических знаков и временную последовательность звуковых комплексов.

Работа по формированию пространственных представлений включает в себя задание на определение формы величины, местоположения и перемещение предметов относительно друг друга и собственного тела относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней.                                             

          Время наряду с пространством является основной формой существования материи. Временные представления — это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Когда мы говорим о временных представлениях, мы имеем в виду смену времени суток времен года смену поколений.

             С целью развития и уточнения пространственно-временных представлений, мною был подобран комплекс заданий и упражнений, разработаны дидактические игры, которые   учитывают  закономерности формирования пространственно-временных функций в онтогенезе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_orientacii.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

НДОУ «Детский сад №140»  ОАО «РЖД» г. Перми

учитель-логопед Кетова Светлана Юрьевна

Работая в тесной взаимосвязи с учителями начальной школы и учителем-логопедом СОШ №111, мы пришли к следующему выводу, что часто у детей   проявляются   затруднения при ориентировке в схеме тетрадного листа. Долгое время учителя  не могут добиться автоматизма при выполнении стандартных требований к  оформлению письменных работ –  пропуск определенного количества строчек  или клеточек между работами, выделение «красной строки», соблюдение «полей» тетрадного листа, оформления работы «в два - три столбика», равномерное заполнение тетрадного листа текстом. Часто встречается зеркальное написание букв.

Как отмечает П. Ф. Лесгафт недостаточная сформированность пространственно-временных представлений сказывается у школьников на процессе формирования навыков чтения и письма. Для полноценного овладения письмом ребенку необходимо взаимно трансформировать пространственную последовательность графических знаков и временную последовательность звуковых комплексов.

        Работа по формированию пространственных представлений включает в себя задание на определение формы величины, местоположения и перемещение предметов относительно друг друга и собственного тела относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней.                                            

          Время наряду с пространством является основной формой существования материи. Временные представления — это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Когда мы говорим о временных представлениях, мы имеем в виду смену времени суток времен года смену поколений.

         С целью развития и уточнения пространственно-временных представлений, мною был подобран комплекс заданий и упражнений, разработаны дидактические игры, которые   учитывают  закономерности формирования пространственно-временных функций в онтогенезе, и в связи с этим работа строилась по следующему плану.

         1 этап. Ориентировка на собственном теле.

Дифференциация правых и левых частей тела — правая и левая рука, нога правый и левый глаз, правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей с нарушениями речи (локоть, плечо колено, лопатка и т. д.)

  1. Подними правую руку, левую руку;
  2. Покажи правую, левую руку;
  3. Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева от тебя;
  4. Покажи правой рукой левое ухо, правое колено…
  5. Физкультурные минутки, логоритмические упражнения;
  6. « Не зевай, команду быстро выполняй» и т.д.

           2 этап. Ориентировка в окружающем пространстве

  1. Поставить машинку перед собой, слева от нее положить мяч, справа — барабан и т. д.
  2. Стоя друг за другом назвать стоящего впереди, стоящего сзади, стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
  3. На  демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
  4. Сидя  за столом определить его правый и левый край.
  5. Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой, определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
  6. Определить последовательность воспроизведения расположения ряда цветов радуги.
  7. Определить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка.
  8. Назвать первое число справа, первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?

  1. «Рассели птиц»
  2. «Расставь мебель»
  3. «Ландшафтный дизайнер»
  4. «Найди Зайку»
  5. «Весёлые качели»
  6. «Расставь по порядку»

        3 этап. Ориентировка на листе бумаги                

  1. Нарисовать называемые предметы, геометрические фигуры (впоследствии — буквы) справа или слева от вертикальной линии.
  2. Определить пространственное расположение изображений на картинке относительно друг друга.
  3. Что находится в центре рисунка? Что находится в правом верхнем углу? Что находится слева от предмета?
  4. Рисуем по клеточкам.
  5. «Весёлые клеточки»
  6. Диктанты по клеточкам.
  7. Соедини точки по порядку.
  8. Оригами и т.д.

 

        4 этап. Ориентировка  тела относительно себя в пространстве.

  1. Стоя попарно, лицом друг  к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д. Затем роли меняются.
  2. Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх, б) спинкой вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
  3. Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке (по рисунку).
  4. «Ателье».
  5. «Помоги другу».
  6. Дорисуй букву.

  1. Найди букву.
  2. Выложи из палочек рисунок.
  3. Танграммы.
  4. Головоломки и т.д.

              5 этап.  Формирование временных представлений                        

При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Делать это можно посредством разнообразных упражнений и заданий, известных рифмовок и стихов. Работа ведется по нескольким направлениям:                                                                           уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени года, месяцы, год), наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких-либо действий и событий (после, перед, сейчас, потом и т.д.).                                                                  Детям можно предложить задания типа «Закончи предложение».                                                                       Если сегодня понедельник, то завтра будет… Если сегодня четверг, то завтра будет… Если сегодня суббота, то завтра будет… Если сегодня пятница, то вчера была… Если сегодня вторник, то вчера был… Если сегодня воскресенье, то вчера была…

Догадайся, какое время года? Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. Цветет черемуха и сирень.

Ответь на вопрос «Когда это бывает?». Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь отец, мать, бабушка, дедушка и т. д.).

Детям предлагаются задания.                                                                       Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь отец, мать, бабушка, дедушка и т. д.).

Детям предлагаются задания.


Расскажи про свою семью. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Перечисли, кто есть в твоей семье? Есть ли у тебя братья и сестры? Как зовут твоих родителей, бабушку, дедушку, сестер, братьев? Кем и где работают твои родители? Есть ли у тебя домашние животные? Твое любимое занятие? Что вы всей семьей любите делать в свободное время?

Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других?

Таким образом, включенные в систему  работы задания и упражнения, направленные на развитие и уточнение пространственно-временных представлений,  способствуют совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отражаются на формировании неречевых процессов (внимания, памяти, мышления), что упредит возникновение графических ошибок на письме.  Все это положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста

Тема моего выступления является актуальной т.к. оптико-пространственные представления играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней челове...

Комплекс игр и игровых упражнений направленный на развитие оптико-пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста

Учитывая, что количество детей с нарушениями речи все увеличивается необходимо поэтапное, планомерное развитие у них оптико - пространственного гнозиса, что создаст почву для полноценного овладения ле...

Презентация "РАЗВИТИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Тема моего выступления является актуальной т.к. оптико-пространственные представления играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней челове...

психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями речи.

1.1Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями речи.Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на осн...

Развитие зрительно-пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрены процессы формирования зрительно-пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с точки зрения физиологии, взаимосвязь развития зрительного и пространственного восприятия с...