Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_gnozis.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста
(слайд1)Восприятие пространственных отношений и ориентировка человека в пространстве является одной из самых комплексных по своему составу форм восприятия. Оно основывается на зрительной ориентировке в предметах окружающего мира, которая генетически является наиболее поздней. Умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль в жизни человека и является неотъемлемым компонентом в любой области его деятельности. Ориентация человека во времени и пространстве является необходимым условием его социализации.
Тема моего выступления является актуальной т.к. оптико-пространственные представления играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма, чтения.
(слайд2)Нарушения оптико-пространственных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка, особенно на овладении им навыками орфографически-правильного письма. Очень велика роль пространственного представления в развитии речи детей, пространственный гнозис — является одним из главных психических процессов, создающих первичную базу для формирования речи детей, развитие которой совершенствует в дальнейшем данный психический процесс. Кроме того, развитие пространственного гнозиса лежит в основе формирования познавательной деятельности дошкольников и является одной из главных предпосылок при подготовке их к школьному обучению.
(слайд3)Ориентируясь на опыт работы с детьми в нашей логопедической группе, мы сделали вывод о низком уровне сформированности оптико-пространственногогнозиса у данной категории воспитанников. По результатам мониторинга на начало учебного года в старшей группе было отмечено, что многие дети затрудняются показать части своего тела. Особое затруднение вызывает определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку и друг другу. Вызывает трудности использование предлогов, обозначающих пространственные и пространственно-временные отношения (на, над, в ...). Не могут выложить по показу узор, фигуру.
Есть нарушения понимания логико-грамматических средств языка. Грубые нарушения пространственных представлений проявляются в непонимании ребенком инвертированных конструкций (Коля ниже Пети. Кто самый высокий?), конструкций с обратной временной последовательностью (Весна перед летом или лето перед весной? Что правильно?), дети не понимают атрибутивные конструкции (по картинке: покажи, где мама дочки, а где дочка мамы).
Учитывая, что количество детей с нарушениями речи все увеличивается необходимо поэтапное, планомерное развитие у них оптико - пространственного гнозиса, что создаст почву для полноценного овладения лексико-грамматическими средствами языка, подготовит дошкольников к овладению письменной речью, счету и решению задач.
В своей работе по преодолению данных нарушений у воспитанников мы применяем методику поэтапного формирования оптико-пространственного восприятия, которая несёт синхронную направленность в развитии речевых и зрительных нарушений.
(слайд4)На слайде представлены основные этапы работы по формированию оптико - пространственных представлений
1. Ориентирова в собственном теле.
2. Ориентировка в окружающем пространстве.
3. Ориентировки на листе бумаги.
4. Развитие пространственных представлений по перцептивному действию.
5. Развитие буквенногогнозиса
Сегодня мне бы хотелось представить Вашему вниманию несколько игр и игровых упражнений на развитие оптико – пространственных представлений, которые мы отобрали, опробировали и ввели в свою работу с детьми нашей группы.
(слайд5)Такие упражнения можно использовать как отдельные игры, так и элементами игр в непосредственной образовательной деятельности, на прогулке. На пример на занятии в физ. Минутке или динамичной паузе такие упражнения как «Следи глазами», «Выполни мою инструкцию» (подними правую руку, топни левой ногой, дотянись правой рукой до левого уха)
(слайд6)1.Игровые упражнения, направленные на развитие ориентировки в собственном теле.
На первом этапе данные игры и упражнения позволяют решать следующие задачи:
- Совершенствование умения определять левые и правые части собственного тела.
- Закрепление умений определять левую и правую стороны, относительно собственного тела и опираясь на схему.
- Формирование умения определять правую и левую стороны у собеседника, на картинке.
- Совершенствовать движения кисти и пальцев рук, общие движения.
- Учить выполнять действия по инструкции.
(слайд7)2. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве.
На втором этапе ориентировка в пространстве является важным моментом в развитии пространственных представлений. Данные игры и упражнения формируют у ребенка осознание двигательных возможностей и расширяют диапазон движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. В результате таких упражнений у детей формируются навыки, которые становятся базой для развернутого произвольного действия.
а) Развитие ориентировки по отношению к себе
б) Развитие ориентировки по отношению к другим предметам
(слайд8)3.Игры и игровые упражнения, направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.
Следующим этапом формирования оптико-пространственных представлений является переход к ориентации в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости листа.
На первых этапах работы мы знакомим детей с горизонтальным и вертикальным расположением листа (альбомный и книжный вариант), учим определять стороны и углы листа, верхние - нижние, правые и левые координаты листа. Затем, на основе сформированных представлений, дети учатся располагать и называть предметы и рисунки, расположенные по сторонам и углам листа.
На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку – «Графические диктанты». Хотелось бы отметить, что предварительно необходимо научить ребенка отступать нужное количество клеток от края тетради и от предыдущей работы.
(слайд9)4. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие пространственных представлений по перцептивному действию.
Четвертый этап направлен на развитие пространственных представлений по перцептивному действию. Предлагаемые упражнения являются необходимым этапом развития оптико- пространственных представлений, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать различными объектами. Это такие игры как пазлы, кубики, разрезные картинки, игры с палочками, геометрические мозайки и т.д. В игровой форме осуществляется подготовка к обучению в школе.
(слайд10)5. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие буквенного гнозиса.
На данном этапе дети учатся узнавать и называть буквы. Находить сходства графического изображения буквы с каким-либо предметом. Конструировать буквы из элементов с помощью палочек, проволочек, лепить буквы из пластилина, рисовать буквы пальцем в воздухе, на столе, на двери, на стене. Детям предлагается узнать буквы в условиях зашумления (линии, точки, штрихи), наложенных друг на друга; предлагается узнать буквы по нескольким элементам и дописать их.
(слайд11)Как говорила ранее, развитие пространственного гнозиса лежит в основе формирования познавательной деятельности дошкольников и является одной из главных предпосылок при подготовке их к школьному обучению.
В завершении моего выступления,хотелось бы отметить, чтотакие интересные, обучающие игры и игровые упражнения помогают сделать учебный материал увлекательным, вызывают у воспитанников глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний.
(слайд12)Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация:"Развитие оптико - пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
Цель: Своевременное развитие оптико – пространственных представлений и графо – моторных навыков...
Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников младшего возраста с алалией
Стендовый доклад:Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников младшего возраста с алалией...
Обобщение опыта. Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).
Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).Одним из приоритетных направлений логопедической работы...
Развитие оптико-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса у детей с тяжелым нарушением речи
Конспект занятия составлен с использованием современных образовательных технологий...
Комплекс игр и игровых упражнений направленный на развитие оптико-пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста
Учитывая, что количество детей с нарушениями речи все увеличивается необходимо поэтапное, планомерное развитие у них оптико - пространственного гнозиса, что создаст почву для полноценного овладения ле...
Презентация "РАЗВИТИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Тема моего выступления является актуальной т.к. оптико-пространственные представления играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней челове...
ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИКО - ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
В статье рассматриваются методы исследования оптико-пространственных предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...