Речь как образец для подражания
методическая разработка по логопедии по теме
Ребенку важно слышать правильную речь взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_kak_obrazec.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЬ ВЗРОСЛОГО – КАК ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь — не дар природы, она приобретается человеком в детстве, благодаря усилиям родителей и других людей, в окружении которых он растет и развивается. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный и многосторонний психический процесс. Речь ребенка развивается на основе подражания и воспроизведения образцов речи взрослых.
Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов: социальных, наследственных и т.д. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда.
По данным физиологов подражание у человека – это безусловный рефлекс, т.е. врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих. Так у него формируется пассивный словарный запас, который, несомненно, будет использован ребенком позже, в более старшем возрасте.
На первоначальных этапах речевого развития малыш подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением является правильная речь окружающих.
Незрелость средств коммуникации играет решающую роль и в личностном развитии детей с особыми образовательными потребностями. Неуверенность в себе, проявления негативизма, замкнутость, как результат реагирования ребенка на свой дефект, влияют на характер его общения со сверстниками. Отмечается недоразвитие социальной направленности, незрелость форм межличностного взаимодействия. Основной причиной этого можно считать несовершенство вербальных и невербальных средств. В сущности, у детей не развивается полноценное деловое общение, которое в значительной мере строится на использовании жестов, мимики, образных движений. Следовательно, на уровне внеситуативных форм общения ребенок оказывается еще более несостоятелен, что способствует разобщению детского коллектива.
Поэтому большую роль в развитии речи ребенка играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих его. Родителями и педагогам, окружающих ребенка, важно помнить о том, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, совсем недопустимо "сюсюкание" с ребенком! («подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова). Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно!) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь и они даже сами ей подражают.
Правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей - тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком процессе овладения правильным звукопроизношением. Невнятная речь и нечеткое произношение звуков доставляют ребенку немало огорчений; малыш не получает радости от общения, он не может применить разговорные навыки для удовлетворения своей речевой потребности, так как окружающие его не понимают. Незрелость средств коммуникации играет решающую роль и в личностном развитии детей с особыми образовательными потребностями. Неуверенность в себе, проявления негативизма, замкнутость, как результат реагирования ребенка на свой дефект, влияют на характер его общения со сверстниками. Отмечается недоразвитие социальной направленности, незрелость форм межличностного взаимодействия. Основной причиной этого можно считать несовершенство вербальных и невербальных средств. В сущности, у детей не развивается полноценное деловое общение, которое в значительной мере строится на использовании жестов, мимики, образных движений. Следовательно, ребенок оказывается еще более несостоятелен.
Нечеткое произношение, невнятная речь не только мешает общению, но и приводит к тому, что малыш вообще плохо отличает один звук от другого. В результате у него не развивается фонематический слух, а в школе могут возникнуть серьезные проблемы с чтением и письмом. Такой ребенок плохо справляется со звуковым анализом слов, путает буквы, пишет так, как говорит. Но в первом классе бить тревогу уже поздновато, ведь основы фонематического слуха должны закладываться в раннем детстве.
Нарушения развития ребёнка предопределяют поиск «обходных путей» в обучении и воспитании, создании для него безопасного жизненного и образовательного пространства. Такие дети очень нуждаются в социальной защищённости, положительном эмоциональном климате семейного воспитания, в общении, построенном на любви и уважении. Они стремятся получить одобрение, поощрение со стороны взрослых.
На взрослых, воспитывающих ребёнка с нарушениями в развитии, лежит особая ответственность. Необходима «нормализация» жизнедеятельности детей с проблемами развития: создание развивающей образовательной среды, не препятствующей самовыражению личности ребёнка в общении с окружающими людьми и в доступных для него видах деятельности, а не их «приспособление» к условно нормальному большинству.
В процессе воспитания такого малыша возникает целый ряд вопросов: «Как ему помочь?», «Какие рекомендации дать родителям?», «Что необходимо предпринять специалистам-дефектологам, воспитателям, психологам, чтобы их поддержка и помощь семье были действенными?»
При создании образовательной среды можно использовать разные методические приемы. Некоторые из них:
«календарь настроения»- используется для фиксации детьми своего эмоционального состояния, настроения в течение дня. Он помогает им выразить через систему цветовых предпочтений, предметных изображений, схематических рисунков особенности общего психофизического состояния. Помимо этого, календарь дает возможность обратить внимание детей на эмоциональное состояние их сверстников и взрослых, работающих в группе, проявить сочувствие, выразить желание оказать помощь.
Рассматривание фотографий, предметных и сюжетных изображений позволяет обеспечить когнитивную сторону социально-психологического развития. Рассматривая изображения животных, людей в разных ситуациях, по характеру их движений, позам, мимике дошкольники учатся определять происходящие события, отношения между участниками, анализировать причины сложившейся ситуации и прогнозировать ее дальнейшее развитие, приводят примеры из собственного опыта.
«Устный дневник» — это рассказ о событиях дня, недели, выходных. Он используется для актуализации представлений детей о событиях, происходящих в течение определенного периода времени, развития внимания к разным сторонам социальной действительности. Устный дневник дает ребенку возможность увидеть себя, свои действия и поступки, их последствия в цепочке происходящего.
Комментированное рисование — одно из средств социального развития, обеспечивающее одновременно эмоциональный, поведенческий и когнитивный аспекты социально-психологической адаптации ребенка.
Большое внимание в работе уделяется организации и проведению коллективных бесед. Этот методический прием является достаточно сложным, так как требует от ребенка свободы выражения собственного мнения и представлений о социальной действительности. Однако со временем дети переходят от вопросно-ответной формы построения беседы, где ведущая роль принадлежит педагогу, к самостоятельным формам монологической речи (описанию, рассказыванию). Это становится возможным благодаря развитию самовосприятия и самооценки, овладению навыками использования речевых и неречевых средств оформления высказывания.
Приветствуются любые проявления детской инициативы: попытки выразить и обосновать свою точку зрения, привести пример из собственного опыта. Темы для бесед могут быть такие, как «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Праздники в моей семье», «Праздники в моём городе», «Профессии», «Сезонный труд людей» и другие темы.
Обучение, воспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. В системе комплексных мер большое значение имеет правильное отношение взрослых к имеющимся у ребенка трудностям, проблемам, нарушениям. Чрезмерная опека, равно как и отсутствие внимания к ребенку, в значительной мере утяжеляют общее нервно-психическое состояние ребенка, затрудняют процесс его социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Речь взрослого образец для подражания"
Развиваем речь детей...
Консультация для воспитателей "Речь взрослого – образец для подражания дошкольников"
Речь взрослого – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для дошкольников....
Семинар –практикум для воспитателей «Грамматически правильная речь педагога - образец для подражания»
Семинар –практикум для воспитателей«Грамматически правильная речь педагога - образец для подражания»...
Консультация для молодых воспитателей "Речь воспитателя - образец для подражания воспитанников"
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, в...
Сочинение "Речь педагога - образец для подражания"
Речь педагога...
«Речь взрослых- образец для подражания»
МАТЕРИАЛЫ НА РОДИТЕЛЬСКИЙ ФОРУМ...
Консультация для молодых воспитателей "Речь воспитателя - образец для подражания воспитанников"
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, эт...