Конспект НОД: "Построим дом. Обучение звуковому анализу".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект НОД: "Построим дом. Обучение звуковому анализу". Предназначен для обучения детей с ТНР в группе компенсирующей направленности. Позволяет закрепить умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова (звуковой анализ слова дым); учить детей находить в словах одинаковые звуки, учить детей называть слова с определённым звуком в заданном месте (звуковой анализ слова сыр); учить сравнивать по звуковому составу слова сыр и дым, учить подбирать слова с заданным звуком. Данный конспект может быть использован воспитателями детских садов в НОД по развитию речи для детей старших и подготовительных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konpekt_nod.docx | 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Построим дом. Обучение звуковому анализу»
Цель: Закрепить умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова (звуковой анализ слова дым); учить детей находить в словах одинаковые звуки, учить детей называть слова с определённым звуком в заданном месте (звуковой анализ слова сыр); учить сравнивать по звуковому составу слова сыр и дым, учить подбирать слова с заданным звуком. Развитие мышления, внимания, памяти. Воспитывать чувства заботы, поддержки, сопереживания.
Оборудование: предметные картинки (сыр, дым); шапочки - звуки, указка, фишки для звукового анализа, Колобок, схемы слов СЫР, ДЫМ.
Ход занятия.
1. Оргмомент. Продолжаем нашу сказку. Катится, катится Колобок и видит идёт строительство. Захотелось ему построить дом для себя, но вот с чего начинается строительство, Колобок не знает. Покажите мне озабоченность Колобка выражением ваших лиц. Теперь покажите, как вы выкладываете кирпичи: вы - каменщики, мешаете раствор: вы - подсобные рабочие, обтёсываете брёвна: вы – плотники; рубите брёвна, пилите доски - вы столяры, красите стены и крышу: вы- маляры. Дом готов. Покажите радость Колобка от того, что вы помогли ему построить дом.
2. «Добавь словечко». Колобок очень рад новому дому и хочет вам рассказать стихотворение, но забыл одно словечко. Вы внимательно слушайте и добавьте пропущенное словечко.
В декабре, в декабре
много снегу на дворе:
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом...
В каждом доме топят печки,
К верху ... идёт столбом.
3.Звуковой анализ слова дым. Вот и домик Колобка, а из трубы что идёт? (ДЫМ) Трое детей по очереди находят у доски звуки - фишки. От каждого, выходящего к доске ребёнка требуется "чтения" слова с указкой по схеме (в случае необходимости взрослый приходит на помощь), произнесения слова с интонационным выделением звука. (Д – ЫМ, Д – ЫЫ – М, ДЫ – М).
4.Игра со словом дым. Колобок тоже очень любит играть и приготовил вам свои игры.
а) Сначала вызвать менее подготовленных детей. Назвать их звуками д, ы, м. Вызвать к себе не по порядку: ы, м, д - дети должны встать правильно, так, чтобы получилось слово. Поставить фишки на схему: м, ы, д.
б) «Живые звуки». Вызвать наиболее активных детей. Назвать их по номерам звуков: 1, 2, 3 (дети в шапочках - фишках); вызвать к себе по звукам: д, м, ы.
5. Игра «Кто быстрее». Вспомнить и назвать слова, начинающиеся с того звука, которым кончается слово дым (проверить, поняли ли дети задание).
6. «Добавь словечко». Живёт – поживает Колобок в своём доме и стало грустно ему одному. Слышит Колобок кто – то шуршит в уголке. Оказалось это мышка. Теперь будет Колобку с кем играть и новые игры придумывать. Решили они чистоговорку придумать. Начало придумали, а закончить вам предложили.
ыр - ыр - ыр - мышки любят ...
(сыр).
Игра со словом сыр.
а) Менее подготовленные дети получают задание назвать звуки по порядку.
б) Более активные дети получают задания не по номерам звуков, а вызываются к доске и ставят фишки на схему по звукам вразбивку.
7. Физкультминутка.
Рубим дрова для печки.
8. «Сравни слова». Колобок: - Что – то никак я не пойму, чем похожи эти два слова СЫР, ДЫМ. Помогите мне.
а) Повторение звукового состава слова дым. Педагог или хорошо подготовленный ребёнок произносит слово, последовательно интонационно подчёркивая каждый звук, дети в группе называют эти звуки.
б) У детей карточки – схемы слов ДЫМ, СЫР. Нужно отметить на карточках одинаковые звуки. Только после того, как дети на местах справятся с заданием, вызвать ребёнка к доске. Лучше вызвать к доске менее активного ребёнка и помочь ему у доски выполнить задание.
9. Игра «Построим дом». Колобок: - У меня есть свой дом, а у мышки нет. Давайте построим дом для мышки. Сейчас я нарисую на доске дом, но не весь, а только стены. Вы будете называть части дома, которые нужно нарисовать, чтобы получился дом. Но называть можно только такие слова, в которых есть звук р, а те, в которых этого звука нет, называть не надо, я рисовать их не буду.
Дети называют слова: крыша, труба, двери, рама, крыльцо, забор и т.д. Далее Колобок предлагает детям сделать вокруг дома двор и посадить деревья. Можно предложить поставить в дом мебель, выполняя то же условие (со звуком р). Всё схематично рисуется на доске.
10. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте"Путешествие в страну Гласных звуков и букв"
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подгот.группы с нарушениями речи...
Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте "Королевство Читай-ка"
Конспект занятия по обучению грамоте для детей с нарушениями речи (подготовительная группа)...
Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие по железной дороге»
Цель:· Закрепить навык произношения звука[ ч] в слогах, словах, фразах;· Соверше...
Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие по железной дороге»
Цель:· Закрепить навык произношения звука[ ч] в слогах, словах, фразах;· Соверше...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»
Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...
Конспект НООД по обучению грамоте "Обучение звуковому анализу"
Конспект НООД по обучению грамоте "Обучение звуковому анализу"...
Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов «Звуковая дорожка» ( с использованием Даров Фребеля)
Цель: формировать умение выполнять звуковой анализ слова.Задачи:- развитие фонематического слуха, обучение проведению звуковому анализу слова, различению гласных и согласных звуков в слове, твердых и ...