Развитие монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет в процессе составления описательных рассказов с использованием мнемотаблиц
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в образовательной области «Речевое развитие» является развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. Связная речь – это высказывание, несущее определенный смысл. Речь должна быть понятной и логичной. Ребенок должен научиться рассказывать, уметь построить монолог, приобрести навыки культуры речи. Связная речь сама по себе не может быть сформирована, она требует систематической и четкой работы. У детей дошкольного возраста 4-5 лет связная речь формируется под руководством взрослых. В современном образовательном процессе определено, что у детей дошкольного возраста 4-5 лет плохо развита монологическая речь, дошкольники сталкиваются с трудностями при описании действий из своей жизни, испытывают сложность при пересказе литературных произведений, затрудняются поэтапно сформировать описание в рассказе, тяжело запоминают стихотворения.
Связная монологическая речь - активный вид речевой деятельности, обращенной к одному или группе слушателей, рассчитанный на восприятие, характеризующийся развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью. Изучением проблемы развития связной монологической речи занимались ученые Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин.
По нашему мнению, одним из средств развития связной речи может быть мнемотехника. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста 4-5 лет сегодня становится всё более актуальным, заметно облегчает процесс составления детьми описательных рассказов.
Противоречие состоит в том, что, несмотря на то, что использование мнемотехники способствует развитию монологической речи у детей дошкольного возраста 4-5 лет, в практической работе с детьми мнемотехника используется не достаточно.
Таким образом, возникает проблема исследования: как использовать мнемотаблицы для развития монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет в процессе составления описательных рассказов?
Объект исследования: процесс развития монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Предмет исследования: использование мнемотаблиц для развития монологической речи у детей дошкольного возраста 4-5 лет в процессе составления описательных рассказов.
Цель исследования: описание и апробирование серии занятий по составлению описательных рассказов для развития монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет с использованием мнемотаблиц.
Задачи исследования:
- Раскрыть теоретические основы развития монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет в процессе составления описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.
- Провести и проанализировать серию занятий с использованием мнемотехники для развития монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет.
- Определить изменение состояния развития монологической речи, детей дошкольного возраста 4-5 лет за период опытной работы.
Теоретическая основа исследования: работы Ушаковой О.С. по проблеме формирования связной речи у дошкольников; исследования Т.А. Ткаченко по использованию мнемотехники для развития монологической речи детей дошкольного возраста; М.М. Алексеева, В.И. Яшина методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
Методы исследования: анализ научно – методической литературы, образовательных программ, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; диагностическая методика Ушаковой О.С., Струниной Е.М., количественный и качественный анализ результатов обследования, анкетирование родителей, беседа с воспитателем.
Новизна исследования: разработана серия занятий по составлению описательных рассказов для развития монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет с использованием мнемотаблиц.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования воспитателями дошкольных учреждений и родителями детей дошкольного возраста 4-5 лет мнемотехники для развития монологической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotablitsy.docx | 2.14 МБ |
alfereva_d_42.pptx | 2 МБ |
prilozhenie_1.docx | 349.66 КБ |
prilozhenie_2_tkachenko_mnemotablitsy_.doc | 746.5 КБ |
prilozhenie_3.docx | 32.92 КБ |
prilozhenie_4.docx | 38.02 КБ |
prilozhenie_5_perspektivnyy_plan.docx | 19.15 КБ |
prilozhenie_6a.docx | 745.95 КБ |
prilozhenie_7a.docx | 66.67 КБ |
prilozhenie_8_a.docx | 152.94 КБ |
prilozhenie_9a.docx | 145.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Государственная итоговая аттестация - 2023 Научный аппарат исследования Проблема К ак использовать мнемотаблицы для развития монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет в процессе составления описательных рассказов? Объект Процесс развития монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет. Предмет Использование мнемотаблиц для развития монологической речи у детей дошкольного возраста 4-5 лет в процессе составления описательных рассказов
Государственная итоговая аттестация - 2023 Научный аппарат исследования Цель исследования Описание и апробирование серии занятий по составлению описательных рассказов для развития монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет с использованием мнемотаблиц . Задачи исследования Раскрыть теоретические основы развития монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет в процессе составления описательных рассказов с использованием мнемотаблиц . Провести и проанализировать серию занятий с использованием мнемотехники для развития монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет. Определить изменение состояния развития монологической речи, детей дошкольного возраста 4-5 лет за период опытной работы
Государственная итоговая аттестация - 2023 Научный аппарат исследования Методы исследования Анализ документации (ФГОС ДО, программа «От рождения до школы») и психолого-педагогической литературы ; Диагностическая м етодика обследования речевого развития дошкольников, разработанная Ушаковой О.С. , Струниной Е. М ., анкетирование родителей, беседа с воспитателем, количественный и качественный анализ данных. Практическая значимость В озможность использования воспитателями дошкольных учреждений и родителями детей дошкольного возраста 4-5 лет мнемотехники для развития монологической речи.
Государственная итоговая аттестация - 2023 Глава I. Теоретические основы Теоретические основы развития монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет в процессе составления описательных рассказов с использованием мнемотаблиц 1.1 Понятие «связная речь», виды связной монологической речи 1.2 Особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет и анализ программных задач 1.3 Виды мнемотехники, и их сущность 1.4 Использование мнемотаблиц для развития монологической речи у детей дошкольного возраста 4-5 лет в процессе составления описательных рассказов
Государственная итоговая аттестация - 2023 Глава II Опытно-практическая работа Опытно-практическая работа осуществлялась с ф евраля по апрель 2023г. на базе МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников п. Судоверфь «Солнышко», с воспитанниками детей дошкольного возраста 4-5 лет. МДОУ детский сад п. Судоверфь «Солнышко» реализует основную общеобразовательную программу ДО, разработанную на основе ФГОС с учетом Примерной основной образовательной программы ДО «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е. , Т.С. Комаровой Организация и ход опытно-практической работы включали в себя три этапа: констатирующий формирующий контрольный
Государственная итоговая аттестация - 2023 Беседа с воспитателем Цель: выявить отношение воспитателя к проблеме исследования
Государственная итоговая аттестация - 2023 Диагностическое задание ( автор Ушакова О.С ., Струнина Е.М. ) Диагностическое задание Содержание диагностического задания Критерии оценки 1. Составление описательного рассказа по игрушке – кукла. Воспитатель показывает ребенку куклу и предлагает о писать ее, р ассказать какая на ней одежда , что с ней можно делать, как с ней играют. 3 балла Дети, дошкольного возраста 4-5 лет с высоким уровнем развития связной речи могут поддержать разговор на знакомую тему, обладают достаточным запасом слов, редко допускают неточности. Дети правильно произносят звуки языка (в соответствии с возрастом), владеют навыками интонационной выразительности речи. 2 балла При переходе от одной части рассказа к другой, дети испытывают трудности при подборе нужного слова. Наблюдается неправильное произношение некоторых звуков (в соответствии с возрастом), речь ребенка не отличается выразительностью. 1 балл Дети с данным уровнем речевого развития мало участвуют в общении и не могут составить короткий рассказ на наглядной основе с помощью взрослого. Лексический запас ниже нормы, в речи используют однотипные предложения. Наблюдаются ошибки в произношении звуков, речь невыразительна, невнятная. 2. Составление описательного рассказа по игрушке – мяч Воспитатель показывает ребенку мяч и предлагает описать его: какой он? для чего нужен? что с ним можно делать?
Государственная итоговая аттестация - 2023 Показатели первичной диагностики Первичный уровень развития связной монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет
Государственная итоговая аттестация - 2023 Перспективный план Содержание Неделя Задачи Форма проведения Приемы Месяц Февраль I Первичное обследование, состояния уровня развития связной монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет II - познакомить детей с мнемотаблицей ; -совершенствовать связную речь; 1.Игровое упражнение «Расшифруй знаки-символы»; 2. Игровое упражнение «Исправь ошибку»; 3. Игровое упражнение «Покажи правильно символ» Показ мнемотаблицы ; объяснение символов; коллективное обсуждение; оценка детской речи. III -формировать умения составлять описательный рассказ об игрушках с опорой на мнемотаблицу ; занятие на тему: «Игрушки» Показ мнемотаблицы ; образец рассказа; план-рассказа; вспомогательные вопросы; подсказ нужных слов; оценка детской речи.
Государственная итоговая аттестация - 2023 Картотека занятий Занятие № 3 на тему : « Мебель » Приемы обучения: Образец рассказа План рассказ Вспомогательные вопросы Подсказ нужных слов Оценка детской речи
Государственная итоговая аттестация - 2023 Работа с родителями QR – код видео-консультацию для родителей на тему: «Занимательная мнемотехника»
Государственная итоговая аттестация - 2023 Динамика результатов Сравнительная гистограмма уровня развития связной монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет
Государственная итоговая аттестация - 2023 Рекомендации для педагогов 1. В работе по пересказу и составлению рассказа , следует добиваться, чтобы успехи делал каждый ребенок. 2. Стимулируйте детей отвечать на заданные вопросы не одним слово, а полным предложением. 3 . Время проведения занятия не должно превышать 25 минут. 4. После прочтения произведения задавайте вопросы, которые помогают анализировать произведение, осмысливать связь между фактами и делать выводы. 5. Используйте на занятиях мнемотаблицы и наглядный материал.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж Государственная итоговая аттестация - 2023 " Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста". (Т. Б. Полянская) Мнемотехника для дошкольников
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Мнемоквадрат
Мнемодорожка
Вариант №1
Вариант №2
Мнемотаблица
Вариант №1
Вариант №2
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Диагностика «Выявление особенностей развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста 4-5 лет»
Методическое обеспечение: Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
Цель диагностики: установить уровень развития связной монологической речи у детей средней группы.
Обследование проводиться индивидуально, с каждым ребенком, данные обследования фиксируются по трем уровнем успешности.
Серия заданий на развитие связной речи. Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности.
Для этого ребенку сначала предлагается кукла.
1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;
2) рассказывает по вопросам педагога;
3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
1) Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют;
2) перечисляет признаки (красный, резиновый);
3) называет отдельные слова.
3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.
1) Ребенок составляет описание (рассказ);
2) перечисляет качества и действия;
3) называет 2—3 слова.
4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
1) Составляет рассказ самостоятельно;
2) рассказывает с помощью взрослого;
3) отвечает на вопросы односложно.
Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка соответствуют:
- варианту ответа № 1, он получает 3 балла;
- варианту ответа № 2 — 2 балла;
- варианту ответа № 3, ребенок получает 1 балл.
В целом, если 2/3 ответов (10-12 баллов) детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 (7-9 баллов) ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 (4-6 баллов )ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.
Таблица 1
Кол-во детей (10) | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Общее кол-во баллов | Уровень развития | ||||||||
вопросы | вопросы | вопросы | вопросы | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |||
1.Алина | 1 | 1 | 1 | 1 | 4б | Н | ||||||||
2. Юлия | 1 | 1 | 3 | 2 | 7б | С | ||||||||
3. Дмитрий | 1 | 1 | 1 | 1 | 4б | Н | ||||||||
4. Доминика | 1 | 1 | 1 | 1 | 4б | Н | ||||||||
5. Мария | 3 | 3 | 3 | 3 | 12б | В | ||||||||
6. Алена | 2 | 2 | 2 | 1 | 7б | С | ||||||||
7. Михаил | 1 | 1 | 2 | 1 | 5б | Н | ||||||||
8. Роман | 1 | 1 | 1 | 1 | 4б | Н | ||||||||
9. Левон | 2 | 2 | 1 | 1 | 6б | Н | ||||||||
10. Никита | 2 | 2 | 2 | 1 | 7б | С |
Рис.1. Первичный уровень развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста 4-5 лет
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Таблица 2
Кол-во детей (10) | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Общее кол-во баллов | Уровень развития | ||||||||
вопросы | вопросы | вопросы | вопросы | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |||
1.Алина | 1 | 2 | 1 | 2 | 6б | Низкий | ||||||||
2.Юлия | 3 | 3 | 3 | 3 | 12б | Высокий | ||||||||
3. Дмитрий | 3 | 2 | 2 | 3 | 10б | Высокий | ||||||||
4. Доминика | 2 | 2 | 1 | 2 | 7б | Средний | ||||||||
5. Мария | 3 | 3 | 3 | 3 | 12б | Высокий | ||||||||
6. Алена | 2 | 2 | 2 | 2 | 8б | Средний | ||||||||
7. Михаил | 3 | 3 | 3 | 3 | 12б | Высокий | ||||||||
8. Роман | 2 | 3 | 2 | 3 | 10б | Высокий | ||||||||
9. Левон | 3 | 3 | 3 | 3 | 12б | Высокий | ||||||||
10. Никита | 3 | 3 | 3 | 3 | 12б | Высокий |
Рис.2. Установление уровня развития связной монологической речи у детей средней группы.
Рис.3. Сравнительная гистограмма уровня развития связной монологической речи у детей средней группы.
Предварительный просмотр:
Приложение 5.
Перспективный план опытно-практической работы по формированию связной монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Содержание |
Неделя |
Задачи |
Форма проведения | Приемы | |
Месяц | |||||
ФЕВРАЛЬ | I | Первичное обследование, состояния уровня развития связной монологической речи детей средней группы | |||
II | -познакомить детей с мнемотаблицей; -совершенствовать связную речь; | 1.Игровое упражнение «Расшифруй знаки-символы»; 2. Игровое упражнение «Исправь ошибку»; 3. Игровое упражнение «Покажи правильно символ» | Показ мнемотаблицы; объяснение символов; коллективное обсуждение; оценка детской речи. | ||
III | -формировать умения составлять описательный рассказ об игрушках с опорой на мнемотаблицу; - упражнять детей в умении рассказывать выразительно со средней силой голоса. | занятие на тему: «Игрушки» | Показ мнемотаблицы; образец рассказа; план-рассказ; вспомогательные вопросы; подсказ нужных слов; Оценка детской речи. | ||
IV | -закреплять умения детей составлять описательный рассказ об игрушках с опорой на мнемотаблицу; | Индивидуальная работа: «Расскажи о своей игрушке». | Показ мнемотаблицы; план рассказа; вспомогательные вопросы; подсказ нужных слов; Оценка детской речи. | ||
МАРТ | I | -познакомить детей с мнемотаблицей; -упражнять детей описывать предмет. | Игровое упражнение «Что одето на кукле Кате» | Показ мнемотаблицы; коллективное обсуждение плана будущего рассказа; подсказ нужных слов; Оценка детской речи. | |
II | -формировать умение составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на мнемотаблицу; - упражнять детей в умении рассказывать выразительно со средней силой голоса. | занятие на тему: «Одежда» | Показ мнемотаблицы; образец рассказа; план-рассказ; вспомогательные вопросы; подсказ нужных слов; Оценка детской речи. | ||
III | -закреплять умение составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на мнемотаблицу. | Индивидуальная работа: «Что на тебе одето» | Показ мнемотаблицы; план рассказа; вспомогательные вопросы; подсказ нужных слов; Оценка детской речи. | ||
IV | -познакомить детей с мнемотаблицей; -упражнять в описании предметов мебели. | Игровое упражнение «Угадай по описанию» | Показ мнемотаблицы; Вспомогательные вопросы; подсказ нужных слов; оценка детской речи. | ||
АПРЕЛЬ | I | -формировать умение составлять описательный рассказ о предметах мебели с использованием мнемотаблицы; - Упражнять детей в умении рассказывать выразительно со средней силой голоса. | Занятие на тему: «Мебель» | Показ мнемотаблицы; образец рассказа; план-рассказ; вспомогательные вопросы; подсказ нужных слов; Оценка детской речи. | |
II | - закреплять умение составлять описательный рассказ о предметах мебели с использованием мнемотаблицы. | Индивидуальная работа «Расскажи, на чем ты сидишь». | Показ мнемотаблицы; план рассказа; вспомогательные вопросы; подсказ нужных слов; Оценка детской речи. | ||
III | -формировать умения составлять описательный рассказ о Весне с опорой на мнемотаблицу; - Упражнять детей в умении рассказывать выразительно со средней силой голоса. | Занятие на тему: «Весна» | Показ мнемотаблицы; образец рассказа; вспомогательные вопросы; подсказ нужных слов; прослушивание детьми своих рассказов; оценка детской речи. | ||
IV | Повторное обследование полученных результатов в процессе опытно-практической работы с детьми средней группы |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 7А
Схема составления описательного рассказа по теме: «Одежда»
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 8А
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 9А
Схема составления описательного рассказа по теме: «Весна»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте "Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц "Поздняя осень"
Всем известно, что вошкольном возрасте преобладает нагладно-образное мышление и память, а запоминание носит, в основном, непроизвольный характер - дети лучше запоминают события, предметы, факты, явлен...
Особенности развития монологической речи детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей "Особенности развития монологической речи детей дошкольного возраста"...
Сюжетно - дидактические игры в развитии монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Сюжетно - дидактические игры в развитии монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет. 1. Сюжетно-дидактическая игра «Фермер» Описание: я предлагаю вашему вниманию сюже...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком языка,становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической, связной речи, усвоение его выраженности и обр...
Конспект НОД по развитию связной монологической речи (старший дошкольный возраст) «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование
Конспект НОД по развитию связной монологической речи(старший дошкольный возраст)Тема: «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического рассказа с опорой на ...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по составлению описательного рассказа с использованием мнемотаблицы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Деревья».
Предшествующая работа: изучение значения символов в мнемотаблицах по теме «деревья»; рассматривание деревьев во время прогулки, рассматривание иллюстраций деревьев, выделение особенностей ...
Конспект занятия для детей среднего возраста "Составление описательного рассказа" с использованием мнемотаблицы по теме "Лето"
Данное занятие способствует развитию у детей умения составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу....