Логопедические карты
материал по логопедии по теме
Впервые предлагаются логопедические карты для дифференцированных приемов диагностики речевых, двигательных, психических и эмоциональных нарушений в зависимости от структуры речевого дефекта .
Определяются цели и задачи логопедической диагностики в комплексной системе преодоления речевых расстройств у детей и взрослых.
Автор – Елена Дмитриевна Дмитрова, ведущий логопед-методист Центра патологии речи и нейрореабилитации, создатель компьютерной обучающей диагностической нейропсихологической программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shablony_dlya_zapolneniya_rechevyh_kart.docx | 52.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассматриваемый аспект | Варианты ответов |
Данные о ходе речевого развития |
|
Состояние и подвижность артикуляционного аппарата |
|
Состояние мелкой моторики |
|
Состояние общей моторики |
|
Понимание речи |
|
Звукопроизношение |
|
Фонематические процессы |
|
Владение звуко – буквенным анализом и синтезом |
|
Воспроизведение слов сложного звукового состава |
|
Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания |
|
Проявления заикания |
|
Словарный запас |
|
Грамматический строй |
|
Связная речь |
|
Письмо |
|
Чтение |
|
Координация и пространственная ориентировка |
|
Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика) |
|
Логопедическое заключение |
|
Основные причины трудностей усвоения учебного материала |
|
Результаты речевого развития |
|
Рекомендации |
|
Сенсомоторная сторона речи
Грубых нарушений звукопроизношения нет, но наблюдается несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок. |
Произносительная сторона речи без дефектов. |
После однократного предъявления не может воспроизвести ряд, состоящий из 5 различных слогов. Допускает многочисленные ошибки при выделении звука из слова. Допускает грубые ошибки при отборе картинок на заданный звук. Не справляется с заданием на определение последовательности и места звуков в слове. Давал много неточных ответов. |
В анамнезе отмечается запаздывание в формировании фразовой речи. |
Незрелость фонематического восприятия. Неполное осознание звуковой «оболочки» слова . Несформированность фонематических процессов. |
Неполноценность сукцессивных операций. Неполноценность сукцессивной слухо-речевой памяти (дни недели, месяцы). |
Неполноценность речевой моторики. Затрудняется в дифференциации звуков не только при произнесении, но и при восприятии на слух. |
Низкий уровень овладения анализом звукового состава слова. |
Незначительное искажение слоговой структуры слова в словах сложного слогового состава, а также в незнакомых и малоупотребляемых словах. |
Трудности воспроизведения серии слоговых сочетаний, слов-паронимов. Затрудняется в подборе картинок, в наименовании которых имелись оппозиционные звуки. |
Малый объём и неточность движений языка, слабая переключаемость, быстрая истощаемость. |
Недостаточность речевой моторики, проявляющаяся в напряжении мышц языка, трудности удержания поз языка и переключении органов артикуляции с одного положения на другое; трудности в длительных поисках нужного положения. |
Трудности дифференциации звуков твёрдых-мягких, глухих-звонких. |
Не удерживает последовательность и количество слогов при воспроизведении слогового ряда, а также предложений из 4-5 слов (пропускает слова либо совсем не может повторить). |
Низкий уровень владения анализом звукового состава слова. Количество и последовательность звуков в словах, определение позиционных соотношений в слове удаётся с трудом. |
При воспроизведении незнакомых слов наблюдается нарушение слоговой структуры. |
Трудности повторения серии из 3-4 слогов с фонетически близкими звуками. Недостаточно различает понятия «звук», «буква», «слог». Затруднены сложные формы языкового анализа. |
Трудности фонетико-фонематического анализа и синтеза. Нарушение понимания логико-грамматических конструкций. |
Смазанность речи, неразборчивость. |
Произносительная сторона речи
Звукопроизношение
| |
Степень разборчивости
| Темп речи
Дыхание
|
Ритм речи
| Голос
|
Просодическая (мелодико-интонационная) сторона речи
| Тембр голоса
Губы
Зубы
|
Прикус
| Нёбо
|
Язык
|
Моторика
Ведущая рука
- правая.
- левая.
- ограничена.
- недостаточная.
- нарушение координации движения.
- тремор.
- маленькая дифференцированность движений кистей рук.
- моторная неловкость проявляется трудностями удерживания строки, разным наклоном и высотой элементов букв, трудностями запоминания графического образа букв.
- развитие и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Фонематический слух
(различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ слова)
- нормальный
- нарушен
- грубо нарушен
- незначительно нарушен
- недостаточность фонетико-фонематического восприятия снижение слухо-речевой памяти
- после многократного предъявления не может воспроизвести ряд, состоящий из 5 различных слогов
- допускает многочисленные ошибки при выделении звука и слова
- грубые ошибки допускались при отборе картинок на заданный звук
- не справляется с заданием на определение последовательности и места звука в слове
- давал много неточных ответов
- незрелость фонематического восприятия
- неполноценное осознание звуковой «оболочки» слова
- неполноценность сукцессивной, слухоречевой памяти (дни недели, времена года)
- затрудняется в дифференциации звуков не только при произнесении, но и восприятии на слух
- низкий уровень владения звуковым составом слова
- развитие и совершенствование слухового внимания, памяти фонематических процессов
- трудности дифференциации звуков: звонких – глухих, твердых – мягких
- затрудняется в подборе картинок, в наименовании которых имелись оппозиционные фонемы
- низких уровень владения определением количества и последовательности звуков в словах
- определение оппозиционных словах удается с трудом
- неточно различает понятие звук, буква и слог
- затруднены сложные формы звукового анализа
Слоговая структура слова
- Нормальная
Нарушена
- упрощение
- перестановка
Грубо нарушена
- парафазии (замены звуков слогов)
- элизии (пропуск звуков слогов)
- итерации (повторение звуков слогов)
- кнтаминации (часть одного слова соединяется с частью другого слова)
- персиверации (отсроченное повторение)
- перестановка звуков слогов
- незначительное искажение слоговой структуры слова в словах сложного слогового состава, а так же в незнакомых и мало употребляемых словах
- трудности воспроизведения серии слоговых сочетаний, слов паронимов
- не удерживает последовательность и количество слогов при воспроизведении слогового ряда, а так же предложении из 4 – 5 слов (пропускает слова или не может повторить)
- низкий уровень овладения анализом слогового состава слова
- нарушение слоговой структуры слов встречается при воспроизведении незнакомых слов
Словарный запас и навыки словообразования
Словарный запас беден, характеризуется неточностью значений многих слов, особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, прилагательных, глаголов. |
Бедность и недостаточная дифференцированность словаря, недостаточная сформированность понимания лексико-грамматических конструкций. |
Отмечается многословность или недостаточная развёрнутость высказываний. |
Не знает многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речевой практике. Недостаточно дифференцирует лексические единицы по их семантическим признакам (конверт называет письмом, платье – одеждой). |
Недостаточно дифференцирует слова по значению. В основном употребляет существительные и глаголы. Из прилагательных использует главным образом качественные. Недостаточно владеет антонимическими и синонимическими средствами языка. |
Ограниченность лексических средств при составлении предложений по опорным словам. В основном наблюдаются простые предложения из 3-4 слов. Предложения отличаются краткостью, стереотипностью, круг используемых слов крайне ограничен. |
Затрудняется в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок. |
Ограничен речевой запас, поэтому происходит неточный отбор слов. |
Бедный запас слов, выражающих оттенки значений. Большое количество ошибок в словоизменении, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях (смешение окончаний существительных м. и ж. родов, замена окончаний существительных среднего рода в И.п. окончанием сущ-го ж.рода, Ошибочное ударение в слове, неправильное согласование сущ-го с прилагательным, не может образовать мн.ч. сущ-го и глагола от слов в ед. ч. и наоборот). |
У ребёнка наблюдается неумение пользоваться словообразованием. |
Неточное значение и неточное употребление обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качество, признаки, состояние предметов и действий, а также способы действий. |
Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию; нетвёрдое овладение многими грамматическими формами. |
Трудности употребления обобщающих понятий, хотя в пассивном словаре встречаются. |
Грамматический строй речи
Трудности при составлении предложений из набора слов по сюжетной картинке. Нарушен порядок слов в предложении. Набор слов вместо связного высказывания. |
Неполноценность грамматического программирования. Недостаточная сформированность и устойчивость представлений и знаний о структуре простого предложения. |
При употреблении простых предлогов допускает их замены, пропуски. Допускает ошибки в употреблении предлогов. Не пользуется сложными предлогами. |
Допускает ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с прилагательными и глаголами. |
Пользуется простыми предложениями, допуская большое количество ошибок, предлоги опускает, заменяет. Наблюдается неполная сформированность понимания значений даже наиболее простых предлогов. |
Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов и почти не используются в речи более сложные предлоги. |
Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения. |
Лексико - грамматический строй речи
Словарный запас.
- резко ограничен.
- беден.
- в пределах обихода.
- достаточный.
- низкий.
- несколько снижен.
- соответствует возрасту.
- пользуется развернутой фразой.
- синтаксические конструкции фраз бедные.
- наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей).
Понимание обращенной речи.
- не понимает обращенную речь.
- понимание ограниченное (ситуативная).
- выполняет простые речевые инструкции.
- выполняет сложные речевые конструкции.
- в полном объеме.
Пассивный словарь.
- название реальных предметов и на картинках.
- понимание смыслового значения слова.
- понимание действия.
- понимание простого сюжета.
- понимание лексико-грамматических конструкций.
- ребенок выражает пространственные объяснения вместо названия предмета или действия.
- ограничен речевой запас, поэтому происходит неточный отбор слов.
Предлоги.
- пользуется простыми предлогами, допуская большое количество ошибок, предлоги пропускает, заменяет;
- неполная сформированность понимания значений, даже наиболее простых предлогов;
- при употреблении простых предлогов допускает их замены пропуски.
- не пользуется сложными предлогами.
Словоизменение.
- бедный запас слов выражающих оттенки значений; большое количество ошибок в словоизменении, поэтому нарушается синтаксическая связь слов в предложении:
- смешение окончаний существительных мужского и женского родов.
- замена окончаний существительных среднего рода И п.
- окончаний сущ женского рода.
- ошибочные ударения в словах.
- неправильное согласование сущ+прил,
- не может образовывать мн.ч. сущ+глаг от слов в ед. ч. и наоборот.
- неумение пользоваться способом словоизменения.
Активный словарь.
- в активном словаре преобладают сущ. и глаг. Мало слов характеризующих качество, признаки состояния предметов и действия, а так же способы действий.
- отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложение и строить сложные.
- понимание обиходной речи в основном хорошее, но и иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию нетвёрдое овладение грамматическими формами.
- неточное знание и употребление многих обиходных слов.
- наблюдается бедность и неточность понимания и употребление многих слов.
- словарный запас беден, характеризуется неточностью значений многих слов.
- особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, прилагательных и глаголов.
- речь бедная, неправильная, бытовые штампы.
- многословность. Резкая недостаточная развернутость высказывания.
- низкая речевая активность.
- несформированность навыков построения связного высказывания.
- недостаточное развитие словарного запаса.
- нарушено обобщение и активизация словаря, страдает дикция, выразительность речи.
Грамматический строй речи.
- недостаточная сформированность грамматических форм языка.
- ошибки в падежных окончаниях.
- смешение временных и видовых форм глаголов.
- ошибки в согласовании и управлении.
- неполноценность грамматического программирования.
- недостаточная сформированность и устойчивость представлений и знаний о структуре простых предложений.
- ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании: существительное + прилагательное и существительное + глагол.
- затрудняется в образовании новых слов с помощью суффикса, приставки и окончания.
Лексико – грамматический строй речи.
- лексико – грамматическая недостаточность.
- пользуется развернутой фразой.
- лексико – грамматический строй речи сформирован достаточно (норма).
- нарушение лексико-грамматического строя речи, бедность, неточность словарного запаса.
- не знает многих слов не только абстрагированного значения, но и встречающиеся в речевой практике.
- недостаточно дифференцирует лексические единицы по их семантическим признакам (конверт - письмо), а так же дифференцирует по значению, не улавливает разницы в их значении; употребление существительных и глаголов, из прилагательных использует - качественные.
- недостаточное владение синонимичными и антонимическими средствами языка.
- ограниченность лексических средств, при составлении предложений по опорным словам.
- в основном преобладают простые предложения из 3 – 4 слов; предложения отличаются краткостью, стереотипностью; круг использованных слов крайне ограничен.
- в самостоятельных высказываниях отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные и пространственные отношения.
Связная речь
В свободных высказываниях наблюдаются негрубые ошибки в оформлении фраз. |
Связная речь характеризуется односложностью, неумением связно, последовательно строить рассказ, бедностью в выборе языковых средств. |
В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающая временные и пространственные отношения. |
Ребёнок прибегает к пространным объяснениям вместо называния предмета или действия. |
По картинке перечисляет отдельные элементы ситуации, часто не различаются существенные и второстепенные детали. Наблюдается отсутствие связующих элементов. Затруднения приводят к частым остановкам, вызывают необходимость задавать наводящие вопросы. |
В высказываниях проявляется неумение оформлять с помощью языковых средств смысловые отношения (временные, пространственные, причинно-следственные). |
Пересказывает по вопросам. Общий смысл прочитанного понимает. |
Умеет пересказывать без искажений незнакомый рассказ. |
Для пересказа. Передаёт содержание упрощённо. Пересказывает важные части рассказа, но не устанавливает причинно-следственные, временные и пространственные отношения. |
Для рассказа. Рассказ характеризуется бедностью языкового оформления и нарушением логической связи. Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажение. Не сохраняет основной сюжетной линии. При пересказе, соскальзывает на второстепенные детали. |
Связная речь
(сюжетные картинки + пересказ)
- пересказывает с помощью вопросов. Общий смысл прочитанного понимает
- в свободных высказываниях наблюдаются ошибки в формировании фраз. Умеет пересказать без искажений прочитанный ему незнакомый рассказ
- рассказы со скрытым смыслом малодоступны
- связная речь характеризуется односложностью, умением связно и последовательно строить рассказ, бедностью в выборе языковых средств
- трудности при составлении предложения по набору слов, сюжетной картинке
- нарушен порядок слов в предложении; набор слов вместо связного высказывания
- перечисление отдельных элементов ситуации, часто не различаются существенные и второстепенные детали. Наблюдаются разрывы, отсутствуют связующие элементы. Затруднения приводят к частым остановкам, вызывают необходимость задавать наводящие вопросы
- передает содержание упрощенно, пересказывает важные части рассказа, не устанавливает причинно-следственные, временные и пространственные отношения
- рассказ характеризуется бедностью языкового оформления и нарушением логической связности. Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Не сохраняет основной сюжетной мысли при пересказе, соскальзывает на второстепенные детали
Чтение и письмо
Чтение угадывающее. |
Чтение невыразительно, лишено интонационной, эмоциональной красочности. Допускает замены букв, пропуски отдельных слов. Не овладел слитным чтением. Смысл прочитанного не понимает. Пересказывает по наводящим вопросам. Стремится к дословному, механическому воспроизведению прочитанного без самостоятельного сознательного осмысливания прочитанного текста. Рассказы со скрытым смыслом малодоступны. |
Чтение послоговое. Слоги и слова читает правильно, простые слова читает целостно. Делает запинки при чтении многосложных слов. Скорость чтения невысокая. |
Способ чтения послоговой и целыми словами. Чтение замедленное. Понимание прочитанного не нарушено (в пределах интеллектуального развития). |
Малая дифференцированность движений кистей рук. |
Письмо несформированно. При списывании текста допускает ошибки. Такая же картина при списывании. |
Моторная неловкость, которая проявляется трудностями удержания строки, разным наклоном, высотой элементов букв; трудностями запоминания графического образа букв. |
Наблюдается задержка в формировании пространственного восприятия и пространственных представлений; трудности ориентировки на тетрадном листе, зеркальность при написании букв и цифр. |
На письме допускает значительное число ошибок, связанных с неполноценностью фонематического восприятия и несформированностью звукового анализа. Синтаксические ошибки вызваны неполноценностью лексико-грамматического строя речи (неумение выделить слово, предложение из текста, ошибки в употреблении падежных окончаний, пропуски слов, предлогов, нарушение согласование в роде, падеже). Отмечается большое количество ошибок при списывании, вызванное низким уровнем самоконтроля, неустойчивостью внимания, низкой работоспособностью. |
Педагогические наблюдения
Двигательное беспокойство, повышенная отвлекаемость, многоречивость. |
Некритичен к языковой недостаточности. |
Низкая контактность, негативизм, немотивируемое упрямство, раздражительность, склонность к аффектам, агрессивность, жестокость. |
Тревожность, обидчивость, впечатлительность, замкнутость, конфликтность. На вопросы отвечает одним словом. Во время обследования напряжён. Отвечает тихо и коротко. Запас сведений и ориентировка в окружающем отстают от возраста. Часто можно наблюдать неадекватную улыбку на лице. |
Низкая речевая активность. Формировать навыки построения связного высказывания. Вырабатывать осознанное отношение к артикуляции звуков. Вырабатывать полноценные движения органов артикуляции. Развивать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук. Развивать и совершенствовать слуховое внимание, слуховую память, фонематические процессы. Развивать словарный запас и мышление. Обогащать и активизировать словарь. Вырабатывать чёткую дикцию, выразительность речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИСЛАЛИИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИСЛАЛИИ...
Дмитрова логопедические карты
Впервые предлагаются логопедические карты для дифференцированных приемов диагностики речевых, двигательных, психических и эмоциональных нарушений в зависимости от структуры речевого дефекта и возраста...
логопедические карты для каждого речевого нарушения
каждая карта направлена на свой дефект...
Логопедическая карта обследования "безречевых" детей.
Столкнувшись в работе с безречевыми детьми, пришлось изучить много материала. Первое, в чем я испытала трудность – как проводить логопедическое обследование безречевых детей? В итоге я составила...
Логопедическая карта обследования детей при дизартрии.
Диагностический материал для логопедов....
Логопедическая карта обследования детей при дислалии.
Диагностический материал для логопедов....
Мастер – класс по логопедическому обследованию дошкольника посредством интерактивной логопедической карты
В документе педагог делится опытом работы по логопедическому обследованию дошкольников посредством интерактивной логопедической карты и сказки – как одного из средств работы с детьми. Интерактив...