Мастер – класс по логопедическому обследованию дошкольника посредством интерактивной логопедической карты
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В документе педагог делится опытом работы по логопедическому обследованию дошкольников посредством интерактивной логопедической карты и сказки – как одного из средств работы с детьми. Интерактивная логопедическая речевая карта – это презентационная разработка, содержание которой зависит от целей и задач, которые ставит перед собой педагог – логопед при диагностике речевого уровня дошкольника. Презентация представляет собой набор картинок, сказочных героев, геометрических фигур и так далее. Использование сказочных или мультипликационных героев – помощников положительно сказывается на активности малыша и включения всех участников в исследование: со стороны педагога – уровня речевого развития ребёнка; со стороны дошкольника – нахождение решения поставленной перед ним задачи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
по логопедическому обследованию дошкольника посредством интерактивной логопедической карты
Теоретическая часть
Педагог. Добрый день, уважаемые коллеги! На современном этапе дошкольного образования и воспитания детей, несмотря на применение современных методов и технологий, остаётся острым вопрос о логопедическом обследовании ребёнка. Я, думаю Вы со мной согласитесь, что зачастую в детский сад приходят дети замкнутые, которых очень сложно вызвать на разговор. Обычные методы работы с такими детьми уже не являются эффективными и продуктивными. Однако, все дети любят сказки; яркие эмоциональные анимационные картинки, сказочные герои - помощники вызывают интерес и способствуют сближению воспитателя и ребёнка; создаётся непринуждённая обстановка взаимодоверия.
Сегодня мне хочется поделиться с вами опытом работы по логопедическому обследованию дошкольников посредством интерактивной логопедической карты и сказки – как одного из средств работы с детьми. Интерактивная логопедическая речевая карта – это презентационная разработка, содержание которой зависит от целей и задач, которые ставит перед собой педагог – логопед при диагностике речевого уровня дошкольника. Презентация представляет собой набор картинок, сказочных героев, геометрических фигур и так далее. Использование сказочных или мультипликационных героев – помощников положительно сказывается на активности малыша и включения всех участников в исследование: со стороны педагога – уровня речевого развития ребёнка; со стороны дошкольника – нахождение решения поставленной перед ним задачи.
Результатами такого обследования являются:
• создание комфортных условий, при которых дети активно и охотно взаимодействуют с педагогом, что ведёт к положительным результатам в диагностике;
• изменяется суть взаимодействия педагога с детьми: его активность уступает место активности ребёнка;
• предусматривает особый многосторонний тип коммуникации между педагогом и ребёнком;
• появляется возможность решать комплекс диагностических задач за более короткое время и с более высоким качеством;
• появляется возможность одновременной диагностики речевого развития ребёнка и его познавательных, коммуникативных, творческих и других навыков.
Практическая часть
Давайте на практике рассмотрим применение интерактивной речевой карты при диагностике вновь поступившего ребёнка в детский сад.
Предварительная картинка. Ребёнку 6 лет. Воспитывается в полной благополучной семье. При предварительном медицинском обследовании не выявлены нарушения слуха и зрения; не выявлено серьёзных нарушений здоровья и интеллекта. Однако у дошкольника недостаточна развита разговорная речь и он не очень охотно идёт на контакт.
Проведём диагностику уровня речевого развития ребёнка с помощью интерактивной речевой карты, которая будет состоять из шести блоков, каждый из которых имеет конкретную исследовательскую цель.
За лесами, за степями,
За бездонными морями,
Есть волшебная страна,
Сказкой названа она.
В той стране давно живёт,
Удивительный народ:
Зайка, мышка, колобок
Каждый нас к себе зовёт!
Первый блок интерактивной речевой карты – «Знакомство». Цель блока – создать непринуждённую обстановку для контакта с ребёнком и вызвать его на разговор. Задание для ребёнка – поздороваться со сказочным героем (в данном случае – с Колобком. Но, не просто поздороваться, а немного рассказать о себе: как зовут, какие сказки любит, готов ли к путешествию и так далее.)
На данном этапе возможно уже определить общее звучание речи: голос, разборчивость, дыхание.
Второй блок – «Занимательный счёт». Цель блока - диагностика общего развития ребёнка. Мы предлагаем вспомнить дошкольнику: кто же встретился Колобку на пути первым? (Заяц). Задание для ребёнка – найти всех зайчат на картинке и посчитать их в прямом и обратном порядке. Причём, ребёнок сам нажимает на картинки при счёте.
Педагог определяет конкретные умения ребёнка.
Третий блок – «У Колобка в домике». Цель блока - выявить состояние словаря ребёнка. Теперь Колобок предлагает поиграть в игру «Четвёртый лишний». Задание для ребёнка – найти на слайде лишний предмет, а оставшиеся предметы объединить в одну группу, назвать её и дать объяснение своего решения.
С помощью данной игры, педагог диагностирует словарный запас дошкольника и уровень обобщений
Четвёртый блок – «Помоги Колобку». Цель блока – определение звукопроизношения гласных звуков (Ж-Ш, З – С, Р-Л).
1 Задание для ребёнка (Помоги собрать друзей) – из серии картинок необходимо выбрать сначала животных, содержащих в своём названии звук «Ш» и поместить в домик, а потом выбрать животных, содержащих в своём названии звук «Ж» и также поместить в домик.
(Примечание: нажимать надо по расположению картинок слева – жираф/ жук)
2 Задание для ребёнка (Помоги собрать предметы быта)- из серии картинок необходимо выбрать сначала предметы, содержащие в своём названии звук «З» и поместить в домик с буквой «З», а потом выбрать предметы, содержащих в своём названии звук «С» и поместить в домик с буквой «С».
(Примечание: нажимать надо по расположению картинок слева направо: замок, зеркало, забор, стол, самовар, савок, зонт, стул, сковорода)
3 Задание для ребёнка (Помоги собрать предметы быта)- из серии картинок необходимо выбрать сначала продукты питания, содержащие в своём названии звук «Р», а потом выбрать продукты питания, содержащих в своём названии звук «Л».
(Примечание: нажимать надо по расположению картинок сверху вниз: рыба, лук, арбуз, соль, гриб, лимон.)
4 Кроме того, на тропинке встречается сундук, при нажатии на который выскакивают сказочные герои. Используя этих героев, ребёнку необходимо составить предложение
В результате данного задания педагог проводит диагностику звукопроизношения и умение ребёнка связывать слова в предложения.
Пятый блок – «Большой – маленький». Цель блока. - образование уменьшительно-ласкательной формы слова и связь существительного с прилагательным. Задание для ребёнка – выбрать сказочного героя и произнести его в уменьшительное – ласкательной форме, а затем согласовать с ним прилагательное. При правильном выполнении задания, при нажатии на героя последует голос Колобка «Правильно»
Педагог, в результате данного задания, проводит диагностику грамматического строя речи
Шестой блок – «Сказочные приключения со счастливым концом». Цель блока – составить связанный текст по сказке «Колобок». Задание для ребёнка – при составлении рассказа, расставить героев по очереди за Колобком. Однако, у сказки должен быть счастливый конец. Дошкольник должен придумать окончание сказки.
На данном этапе, педагог проводит диагностику связанной речи ребёнка.
После проведённых упражнений уже можно делать выводы по общей диагностике ребёнка..
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
(Под эти слова можно раздать буклеты)
И не только станет легче жить, но и понимать друг друга. Сказка – это такое замечательное и никогда не стареющее средство работы с детьми, посредством которого можно учить, воспитывать, развивать ребёнка, проводить диагностику его речевого развития. Однако, сегодня сказка – это лишь средство работы с детьми дошкольного возраста, инновационным и по -настоящему продуктивным является метод - интерактивная речевая карта. Яркая, эмоциональная, дающая возможность ребёнку самому находить ответы на вопросы, самому участвовать в процессе диагностики. Она одновременно упрощает работу педагога в проведении диагностики речевого развития и помогает определить дальнейшие пути работы с малышом.
Интерактивная карта, которую я вам сегодня представила – это лишь образец. Вы можете составлять свои карты на одно занятие или на несколько; можете работать индивидуально или с группой детей. Всё зависит от того, какие цели Вы перед собой ставите и к каким результатам в итоге Вы хотите прийти.
Рефлексия мастер – класса
А теперь я предлагаю провести рефлексию мастер – класса. Называется наша рефлексия «Все у меня в руках!»
(На доске-флипчарт прикрепляется лист ватмана, на котором изображена ладонь. Каждый пальчик – это отношение присутствующих к мероприятию. Большой палец ладони обозначает, что мастер – класс понравился; указательный палец – я много взял для себя интересного и полезного; средний – указательный обозначает, что было интересно и мне хочется работать над данной темой; безымянный – мне не хватило…; мизинец – я предлагаю…)
(Каждому участнику мастер–класса раздаются цветные маркеры Их задача – нарисовать кружок на том пальце, который, по их мнению, подходит для оценки мастер – класса. Условие: каждый участник должен нарисовать хотя бы один кружок). Время на выполнение задания – 30 сек.
А, теперь, желающие могут высказаться по поводу своего выбора.
Спасибо всем большое за ваше внимание и присутствие на мастера – классе! Я считаю, что интерактивная речевая карта обязательно поможет Вам в диагностике речевого развития Ваших воспитанников. Удачи Вам в работе!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составитель:
МЕБЕЛЬ
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
ПОСУДА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое обследование дошкольников на основе лингвистического материала, содержащего звуки Х и Х’
Электронная презентация построена на основе лингвистического материала, содержащего звуки Х и Х’, и предназначена логопедам для проведения логопедического обследования дошкольников. В содержание ...
Консультация для воспитателей ДОУ. Логопедическое обследование дошкольника.
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития....
Логопедическое обследование дошкольников по безруковой
Предлагаю Вашему вниманию бланки для проведения обследования речи по методике Безруковой. Удобно для заполнения. Всем удачи и успехов в работе....
Логопедическое обследование дошкольников по безруковой
Предлагаю Вашему вниманию бланки для проведения обследования речи по методике Безруковой. Удобно для заполнения. Всем удачи и успехов в работе....
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)
Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией....
Карта первичного логопедического обследования дошкольника
Многих родителей беспокоит состояние речи маленького ребенка. Появляются различные вопросы: "Все ли хорошо с речью у моего ребенка?", "Не отстает ли мой ребенок от сверстников?" и т.д. Родителям интер...
Логопедическое обследование дошкольников.
Речевые карты для логопедического обследования детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....