Индивидуальное перспективное планирование по коррекции ФФНР у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии на логопедическом пункте
методическая разработка по логопедии по теме
В данном материале представлены разделы работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Приведены примеры индивидуального перспективного планирования по коррекции речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikaciya.docx | 20.3 КБ |
korrekciya_ffnr.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция ФФНР у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Учитывая данные разделы работы и опираясь на результаты обследования речи детей, определяются преимущественные направления и содержание коррекционно-педагогической работы. Составляются перспективные планы работы с детьми по преодолению ФФНР. Отмечу, что направления коррекционной работы одинаковы для всех детей, а содержание работы имеет некоторые отличия. Приведу несколько примеров перспективного планирования.
Перспективный план работы
с Катей А., Никитой Д., Алиной Ч., Вовой П.
№ | Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
1. | Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы | Направление на консультацию к невропатологу (согласование лечения) |
2. | Развитие общей моторики | Развитие статической организации движений: упражнения на совершенствование умений стоять на одной ноге, удерживать равновесие при упражнении «стопы ног на одной линии»; и развитие динамической организации движений: упражнения на чередование движений, произвольности торможения, упражнения на развитие ритмического чувства. |
3. | Развитие произвольной моторики пальцев рук | Развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук. |
4. | Развитие моторики речевого аппарата | Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата. |
5. | Формирование правильного произношения | Катя А.: постановка звуков: ж, л, р Дифференциация: ж-з; л-р. Никита Д.: постановка звуков: ш, ж, р. Дифференциация: ш-ф, ж-ф, ш-ж. Алина Ч.: постановка звуков: ш, ж, щ, ц, л, р. Дифференциация: ш-с, ж-з, ш-ж, щ-с, щ-ч, ц-с, л-р. Вова П.: постановка звуков:л,р. Дифференциация л-р. |
6. | Развитие функций фонематического слуха. | Обучение опознанию, различению, выделению звонких-глухих, шипящих-свистящих, сонорных («л, р») звуков в слогах, словах, предложениях. |
7. | Развитие навыков звукового анализа и синтеза. | Обучение определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове. Обучение устному анализу предложений. |
Особенностью данного плана работы является содержание коррекционной работы по развитию общей моторики: уделяется большое внимание развитию как статической (совершенствование умений стоять на одной ноге, удерживать равновесие), так и динамической организации движений (чередование движений, произвольность торможения, развитие ритмического чувства). Также спланировано развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук. В разделе «Развитие функций фонематического слуха» содержание работы заключается в обучении опознанию, различению, выделению звуков близких по артикуляционным и акустическим признакам. При развитии навыков звукового анализа и синтеза запланировано также обучение в определении места, количества и последовательности звуков, обучение устному анализу предложений.
Перспективный план работы
с Алёшей Г., Ваней К., Ириной П.
№ | Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
1. | Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы | Направление на консультацию к невропатологу (согласование лечения) |
2. | Исправление нарушения анатомического строения органов артикуляционного аппарата (короткая уздечка) | Направление к врачу стоматологу для подрезания уздечки (Алёша Г., Ирина П.) |
3. | Развитие общей моторики | Совершенствование статической организации движений и динамической организации движений. |
4. | Развитие произвольной моторики пальцев рук | Развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук. |
4. | Развитие моторики речевого аппарата | Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата. |
5. | Формирование правильного произношения | Алёша Г.: постановка звуков: ж, ц, щ, р Дифференциация: ж-з; ц-ч, щ-сь. Ваня К.: постановка звуков: л, р. Дифференциация: л-в Ирина П..: постановка звуков: ш, ж, р. Дифференциация: ш-ж. |
6. | Развитие функций фонематического слуха. | Обучение опознанию, различению, выделению как дефектных, недифференцированных звуков, так и других (звонких - глухих, шипящих-свистящих)звуков в слогах, словах, предложениях. |
7. | Развитие навыков звукового анализа и синтеза. | Обучение определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове. Обучение устному анализу предложений. |
Особенностью этого плана работы является то, что включено ещё одно направление работы «Исправление нарушения анатомического строения органов артикуляционного аппарата». Содержание коррекционной работы по развитию общей моторики будет состоять из совершенствования организаций движений, но есть необходимость в развитии динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа состоит из обучения. При этом необходимо учитывать, что дефектов звукопроизношения меньше, чем недостатков в сформированности фонематического слуха.
Предварительный просмотр:
Коррекция ФФНР у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Подготовительный этап:
включает в себя развитие мотивов, развитие фонематического слуха на материале текстов и развитие артикуляционного праксиса (через прямой путь - специальная артикуляционная гимнастика (механизм выработки артикуляционных поз) и через опосредованный путь - развитие фонематического слуха (фонематический слух приноравливает органы артикуляции к нужному звучанию)).
Основной этап.
Постановка звука: по подражанию, от опорного звука, от артикуляционных упражнений, механическим путем.
Автоматизация звука: закрепление артикуляции, анализ артикуляционного образа звука, анализ акустического образа звука, формирование акустико-артикуляционного образа звука, соотношение звука с буквой – всё это ведёт к формированию фонематического слуха.
Создание объективных условий для развития фонематического слуха: активизация развития фонематического слуха (опознание звуков в тексте, опознание звуков в ряду данных слов, определение слова в предложении, опознание звуков в ассемантических словах)
Включение звука в фонематический анализ: выделение изучаемого звука из начала слова, выделение звука из конца слова, выделение звука из середины слова, выделение звука из стечения согласных в начале слова, выделение звука из стечения согласных в конце слова
Дифференциация смешиваемых звуков:
выделение смешиваемых звуков из состава слова,
сравнение звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Устный анализ предложения: количество слов в предложении, определение слова в предложении, последовательность слов в предложении, звуко-слоговый анализ и выделение смешиваемых звуков.
Дифференциация смешиваемых звуков в связных текстах.
Учитывая данные разделы работы и опираясь на результаты обследования речи детей, определяются преимущественные направления и содержание коррекционно-педагогической работы. Составляются перспективные планы работы с детьми по преодолению ФФНР. Отмечу, что направления коррекционной работы одинаковы для всех детей, а содержание работы имеет некоторые отличия. Приведу несколько примеров перспективного планирования.
Перспективный план работы
с Катей А., Никитой Д., Алиной Ч., Вовой П.
№ | Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
1. | Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы | Направление на консультацию к невропатологу (согласование лечения) |
2. | Развитие общей моторики | Развитие статической организации движений: упражнения на совершенствование умений стоять на одной ноге, удерживать равновесие при упражнении «стопы ног на одной линии»; и развитие динамической организации движений: упражнения на чередование движений, произвольности торможения, упражнения на развитие ритмического чувства. |
3. | Развитие произвольной моторики пальцев рук | Развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук. |
4. | Развитие моторики речевого аппарата | Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата. |
5. | Формирование правильного произношения | Катя А.: постановка звуков: ж, л, р Дифференциация: ж-з; л-р. Никита Д.: постановка звуков: ш, ж, р. Дифференциация: ш-ф, ж-ф, ш-ж. Алина Ч.: постановка звуков: ш, ж, щ, ц, л, р. Дифференциация: ш-с, ж-з, ш-ж, щ-с, щ-ч, ц-с, л-р. Вова П.: постановка звуков:л,р. Дифференциация л-р. |
6. | Развитие функций фонематического слуха. | Обучение опознанию, различению, выделению звонких-глухих, шипящих-свистящих, сонорных («л, р») звуков в слогах, словах, предложениях. |
7. | Развитие навыков звукового анализа и синтеза. | Обучение определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове. Обучение устному анализу предложений. |
Особенностью данного плана работы является содержание коррекционной работы по развитию общей моторики: уделяется большое внимание развитию как статической (совершенствование умений стоять на одной ноге, удерживать равновесие), так и динамической организации движений (чередование движений, произвольность торможения, развитие ритмического чувства). Также спланировано развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук. В разделе «Развитие функций фонематического слуха» содержание работы заключается в обучении опознанию, различению, выделению звуков близких по артикуляционным и акустическим признакам. При развитии навыков звукового анализа и синтеза запланировано также обучение в определении места, количества и последовательности звуков, обучение устному анализу предложений.
Перспективный план работы
с Алёшей Г., Ваней К., Ириной П.
№ | Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
1. | Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы | Направление на консультацию к невропатологу (согласование лечения) |
2. | Исправление нарушения анатомического строения органов артикуляционного аппарата (короткая уздечка) | Направление к врачу стоматологу для подрезания уздечки (Алёша Г., Ирина П.) |
3. | Развитие общей моторики | Совершенствование статической организации движений и динамической организации движений. |
4. | Развитие произвольной моторики пальцев рук | Развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук. |
4. | Развитие моторики речевого аппарата | Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата. |
5. | Формирование правильного произношения | Алёша Г.: постановка звуков: ж, ц, щ, р Дифференциация: ж-з; ц-ч, щ-сь. Ваня К.: постановка звуков: л, р. Дифференциация: л-в Ирина П..: постановка звуков: ш, ж, р. Дифференциация: ш-ж. |
6. | Развитие функций фонематического слуха. | Обучение опознанию, различению, выделению как дефектных, недифференцированных звуков, так и других (звонких - глухих, шипящих-свистящих)звуков в слогах, словах, предложениях. |
7. | Развитие навыков звукового анализа и синтеза. | Обучение определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове. Обучение устному анализу предложений. |
Особенностью этого плана работы является то, что включено ещё одно направление работы «Исправление нарушения анатомического строения органов артикуляционного аппарата». Содержание коррекционной работы по развитию общей моторики будет состоять из совершенствования организаций движений, но есть необходимость в развитии динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа состоит из обучения. При этом необходимо учитывать, что дефектов звукопроизношения меньше, чем недостатков в сформированности фонематического слуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по коррекции ФФНР у детей 5-6 лет
Конспект группового занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5 - 6 лет)Тема: «В гости...
Программа коррекционных занятий для детей с лёгкой степенью умственной отсталости
Программа коррекционных занятий для детей с лёгкой степенью умственной отсталости по Катаевой А.А., Стребелевой Е.А....
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ФФНР у ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подготовительной к школе группы.
«Звук [Л]. Этап автоматизации. «Животные»...
СОСТОЯНИЕ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ.
В статье описаны данные исследования речеслуховой памяти, связной речи, методики иследования....
основные направления логопедической работы по коррекции ФФНР у детей дошкольного возраста
основные направления работы по ФФНР...
МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: "Предупреждение нарушения письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии"
laquo;Мой педагогический опыт» ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВС ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ...
Перспективно-тематическое планирование. Коррекция ФФНР у детей с дизартрией средствами логоритмики.
Данный материал будет полезен не только учителям-логопеда, но и педагогам и родителям....