МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: "Предупреждение нарушения письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии"
методическая разработка по логопедии

Шнайдер Жанна Николаевна

«Мой педагогический опыт»

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ

С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №1

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению

«Мой педагогический опыт»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ

С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ

                       

           

                                                                          Учитель-логопед МБДОУ ДС № 1

                                                                         Шнайдер Жанна Николаевна

                                                                                                 

Волчанск

2015

(Слайд № 1) Информация о представленном педагогическом опыте.

(Слайд № 2) Актуальность представленного опыта. 

Нарушения письма у детей изучается давно, но до настоящего времени этот вопрос остается одним из актуальных для теории и практики логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, ограничение дисграфий от ошибок письма иного характера, чрезвычайно важно для построения системы коррекционно - логопедической работы.

Проведенный мною анализ изученной научно – методической и теоретической литературы показал, что имеющиеся проблемы в  формировании фонетической и фонематической стороны речи (слуха и восприятия) у детей со стёртой дизартрией,  влекут  за собой нарушения письма.

Таким образом, наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий профилактики нарушений письма, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом.

(Слайд № 3)Цель представленного опыта: разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание коррекционной работы  по предупреждению нарушений письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Ведущая идея представленного опыта: правильное формирование и своевременное коррекционное обучение детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии будет более эффективным, если оно учитывает:

 - взаимосвязь развития устной и письменной речи;

- взаимосвязь в развитии звукопроизносительных способностей ребенка и фонематических процессов;

- ведущую деятельность данного возраста.

(Слайд № 4) Основные понятия  представленного педагогического опыта

В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием – до 35% детей имеют стертую дизартрию. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина). В логопедической практике - одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи.

Письмо – одна из форм существования языка. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени» (Русский язык: Энциклопедия, М, 1979, с. 205). 

(Слайд № 5) Изученные в ходе педагогического опыта методики по коррекции  речевых и не речевых нарушений у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Мною были изучены следующие коррекционные методики:

  1. Методика логопедической работы, по устранению стертой дизартрии разработанная Е.Ф. Архиповой, которая включает в себя пять этапов.

1-й этап — подготовительный. Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:

1) нормализация мышечного тонуса,

2) нормализация моторики артикуляционного аппарата,

3) нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,

4) нормализация голоса,

5) нормализация просодики,

6) нормализация мелкой моторики рук.

2-й этап — выработка новых произносительных умений и навыков.

1) выработка основных артикуляционных укладов,

2) определение последовательности работы над звуками,

3) развитие фонематического слуха,

4) постановка звука,

5) автоматизация,

6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3-й этап — выработка коммуникативных умений и навыков.

1) выработка самоконтроля,

2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях. 4-й этап — преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

5-й этап — подготовка к обучению в школе.

Направления:

1) формирование графомоторных навыков,

2) развитие связной речи,

3) развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Изучались методические рекомендации Л.Г. Милостивенко по предупреждению нарушений письма у детей дошкольного возраста, начиная с трех лет. Нарушение письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:

  1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
  2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
  3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
  4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
  5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
  6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого «кулак — ребро — ладонь»), пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели).
  7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
  8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т.д.).
  9. Расширение «поля зрения» ребенка.
  10. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.
  11. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Изучались методические рекомендации по технологии логопедического обследования, разработанные Трубниковой Н.М., к.п.н, доцент, УРГПУ. ИСО. Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза. [18].

Программа  дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Г.В.Чиркина, Т.Б. Филичева и др.

(Слайд № 6) Ведущая идея представленного опыта, заключалась в предположении о том, что правильное формирование и своевременное коррекционное обучение у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии будет более эффективным, если оно учитывает: взаимосвязь развития устной и письменной речи; взаимосвязь в развитии звукопроизносительных способностей ребенка и фонематических процессов; ведущую деятельность данного возраста.

(Слайд № 7) Были определены целевые ориентиры (конечный результат на этапе завершения дошкольного образования)

- дети должны достаточно хорошо владеть устной речью, выражать с помощью речи свои мысли, желания, чувства; речь должна быть связной, грамматически правильной;

-  уметь грамотно построить речевое высказывание в ситуации общения с взрослыми и детьми;

 - овладеть базой для развития навыков чтения и письма (сформировать звуковую аналитико-синтетическую активность): может производить  элементарный звуковой анализ; уметь выделять звуки из ряда других звуков, определять их место; определять количество слогов в слове; различать слова близкие по звуковому составу; выделять ударный гласный в начале слова, последний согласный звук в слове; уметь подбирать слова с заданным звуком; различать понятия «звук»,   «слог», « слово»; проводить анализ и синтез слов состоящих из 3-4 звуков; знать о связи звуков и букв родного языка; овладеть навыками звукового анализа, синтеза и фонематическими представлениями.

(Слайд № 8) Этапы коррекционной работы:

- Сбор анамнестических данных.

- Логопедическое обследование, постановка диагноза.

- Определение индивидуального маршрута коррекционной работы, уточнение диагноза.

- Консультационно-просветительская работа с родителями и воспитателями.

- Коррекционно-логопедическая работа с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

- Подведение итогов, анализ, отчет о проделанной работе за учебный год.

(Слайд № 9) Содержание коррекционной работы:

1 этап – Подготовительный:

  • Развитие речевой коммуникации.
  • Развитие мотивации, воспитание потребности в речевом общении.
  • Подготовка органов артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов.
  • Развитие сенсорных функций: слухового восприятия и звукового анализа.
  • Коррекция просодических компонентов и речевого дыхания. 

2 этап - Формирование фонетической и фонематической системы языка.

  • Коррекция звукопроизношения:

      -  постановка звука;

  • автоматизация (в слогах, словах, предложениях, в речи);
  • дифференциация звуков.
  • Развитие и формирование фонематических процессов:
  • фонематического слуха;
  •  фонематического восприятия;  фонематического анализа и синтеза. 

3 этап - Формирование лексико-грамматической стороны речи, развитие связной речи. 

  • Уточнение, расширение и обогащение словаря.
  • Активизация словаря.
  •  Формирование функций словообразования и словоизменения.
  • Развитие устной речи.

(Слайд № 10 ) Принципы и методы:

Общедидактические:

  •  Принцип научности.
  •  Принцип систематичности и последовательности.
  •  Принципы доступности и наглядности.
  •  Принцип индивидуального подхода.

Специальные:

  • Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития
  •  Принцип развития. (Л. С. Выготский)
  •  Принцип учета ведущей деятельности возраста. ( Д. Б. Эльконин)
  •  Принцип дифференцированного подхода и др.

 Специальные методы логопедии:

  •  Организационные – изучение в динамике, сравнительный.
  •  Эмпирические – наблюдение, диагностические тесты, анкетирование, беседы, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).
  •  Практические методы: дидактические игры, метод моделирования, различные речевые упражнения, дидактические упражнения, элементы биоэнергопластики, Су-джок терапию, пескотерапию, здоровьесберегающие технологии, конструирование, элементы логоритмики  и др.
  •  Наглядные методы: рассматривание сюжетных картинок, пособий; профилей и акустико-артикуляционных схем изучаемых звуков, ИКТ – технологии (элементы игр, презентаций), показ образца задания и способа действия и др.
  •  Словесные методы: речевые задания, рассказы, беседы, заучивание, словесные игры.

(Слайд № 11) Свою работу я условно разделила на 6 этапов, опираясь на которые провожу коррекционно - логопедический процесс.

I этап – ориентировочный.

На данном этапе я разработала анкету для родителей, с целью сбора анамнестических данных развития. При необходимости получения дополнительных данных, с целью уточнения диагноза, родителям рекомендуется  пройти обследование, либо получить консультацию у других специалистов: невролог, невропатолог, психоневролог, окулист, психолог, ЛОР – врач, сурдолог.

II этап – диагностический.

Для проведения данного этапа, который собственно представляет собой процедуру обследования речи детей, мною была переработана и апробирована речевая карта.

Разделы карты, позволяют выяснить, какие языковые средства сформированы к моменту обследования, а какие отстают от возрастной нормы; характер несформированности языковых средств, а так же выявить отклонения в сформированности не речевых функций (ВПФ).

В процессе обследовании я использую «Альбом для логопеда» - О.Б.Иншаковой; «Тесты на интеллектуальное развитие ребенка»; «Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка» -  Ю. Соколовой, «Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста» - О.И. Крупенчук.

III этап – аналитический.

На данном этапе мною проводится интерпретация полученных  в ходе обследования данных, на основании которых, ставится логопедическое заключение.

IV этап – прогностический.

На основе полученных результатов обследованных речевых и неречевых функций, определения первичного и вторичного дефектов, определяется дальнейший прогноз развития ребенка, намечаются основные направления коррекционно-логопедической работы с ним, составляется индивидуальный маршрут по коррекции выявленных нарушений.

(Слайд № 12 - 24)

V этап – консультационная работа с родителями и педагогами.

На данном этапе мною проводятся индивидуальные беседы, консультации с просмотром логопедических занятий, для родителей; родительские собрания; оформляются информационные стенды - «Уголок логопеда», «Советы логопеда»; разрабатываются  памятки для родителей, по коррекции различных нарушений в домашних условиях; проводятся семинары – практикумы, консультации – практикумы.

С воспитателями групп, регулярно проводятся беседы о речевом развитии детей, даются консультации; сделана подборка тем для консультаций и практикумов; проводилось открытое интегрированное занятие, групповые занятия с детьми младших, средних и старших групп.

(Слайд № 25 - 39) VI этап – коррекционная работа и ее анализ.

 Свою деятельность я осуществляю в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДОУ; Уставом Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 1 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению (Постановление Главы Волчанского городского округа № 449 от 09.08.2011г.); должностной инструкцией учителя – логопеда; Положением об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп. (Утверждено на заседании актива дефектологов г. Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24 февраля); Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

За период работы с 2012-2015 уч. г. мною было обследовано:

-  116 детей подготовительных к школе групп. Полученные в ходе обследования результаты показали, что из 116 детей, только 8 (6,8 %) человек имели  фонетически  и грамматически правильную речь.

- 108 детей - 60 % нуждались в логопедических занятиях и  имели ФНР, ФФНР, в сочетании со стертой дизартрией. 11 детей из этой группы имели более тяжелое нарушение – ОНР, НОНР.

С начала 2015 учебного года мною было обследовано 49 детей подготовительных к школе групп. Из 49 детей, только 4 (8,1 %) ребенка имеют фонетически  и грамматически правильную речь.

- 45 детей – 91 % нуждаются в логопедической помощи. 6 детей из этой группы имеют легкие нарушения - НПОЗ, дислалия.  39 детей (87 %) – имеют ФНР, ФФНР в сочетании с дизартрией.

- из 39 человек  - 13 (33 %) – имеют более тяжелое нарушение речи – ОНР, НОНР в сочетании с дизартрией. 5 детей (12,8 %) – имеют тяжелые нарушения речи (ТНР), в сочетании с дизартрией, кондуктивной тугоухостью, У.О., моторной алалией и нуждаются в специализированных коррекционных образовательных учреждениях.

Из этих данных можно сделать вывод о том, что количество детей с тяжелыми (ТНР, ОНР) в сочетании с дизартрией  и с вторичными нарушениями с каждым годом увеличивается. Работа с такими детьми требует дальнейшего, постоянного более глубокого изучения данной патологии, разработки новых методик, методов, приемов, коррекционных программ, наглядных и дидактических пособий, с целью улучшения коррекционного процесса и предупреждения вторичных нарушений.

За период с 2012-2015 уч. г., из 108 детей нуждающихся в логопедической помощи, на коррекционные занятия в МБДОУ ДС № 1 были зачислены 75 детей (70 %).

На основе выделенных мною основных направлений  коррекционного обучения у данной категории детей (с клиническим диагнозом стертая дизартрии), а так же с  учетом структуры речевого дефекта, с детьми (75 чел.) зачисленными на логопедические занятия, проводилась коррекционно - логопедическая работа по устранению выявленных нарушений фонематической, фонетической и лексико – грамматической сторон речи, с целью предупреждения нарушений письма.

В ходе  коррекционно-логопедической работы, я придерживалась структуры логопедического занятия, разработанной для детей с дизартрией, а так же структуры логопедических занятий соответствующих этапам постановки, автоматизации и дифференциации звуков (см. Приложение № 6).

За данный период с детьми (75 чел.) – было проведено 1528 коррекционно – логопедических занятий.

Занятия проходили в индивидуальной  и подгрупповой форме. Основные направления данных занятий включали в себя коррекцию: звукопроизношения, развитие  самостоятельной  связной  речи, правильного речевого высказывания,  развитие произвольной  памяти  и  внимания, логики и мышления, обогащение  словарного  запаса, формирование грамматического строя речи, развитие  фонематического слуха и восприятия,  развитие навыков элементарного звукового  анализа  и  синтеза,  развитие артикуляционной и  мелкой моторики, развитие графо – моторных навыков.

С родителями, чьи дети были зачислены на логопедические занятия, регулярно проводились индивидуальные беседы и консультации с просмотром фрагментов занятий, для закрепления и отработки корригируемых процессов в домашних условиях. У родителей появился интерес к логопедическим занятиям. За представленный период работы, проведено 111 консультаций и бесед с родителями детей подготовительных к школе групп. Проведено 6 родительских собраний с использованием ИКТ – технологий, практикума с элементами здоровьесберегающих технологий, Су – Джок терапии.

Так же в помощь родителям регулярно обновлялись информационные стенды, велись индивидуальные тетради с рекомендациями по работе в домашних условиях, создана картотека домашних заданий, были разработаны памятки по темам:

- «Подъязычная связка»; -  «Терапия Су-Джок (самомассаж)»;

- «Развитие слухового внимания»; -  «О дыхании»;

- «Самомассаж  мышц лица»;

- «Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений  для шипящих звуков ш, ж, щ, ч); - «Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений  для свистящих звуков с, з, ц); - «Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений  для сонорных звуков л, р);

- «Готовимся к школе»; - « Игры на развитие фонематического восприятия»;

- «Памятка родителям по организации логопедических занятий дома»;

- «Развитие графомоторных навыков».

Т.ж.  в течение учебного года с родителями детей подг. гр. проведилось анкетирование по следующим темам: «Анамнестические данные ребенка»; «Готов ли ребенок к письму»; «Ваше мнение о работе проведенной логопедом (итоговое - май)». Приняло участие: 80 родителей.

 На протяжении всего коррекционного процесса, с воспитателями подготовительных групп, так же велось взаимодействие: регулярно проводились беседы и  консультации о речевом и психическом развитии детей группы.

Велся «Рабочий листок по автоматизации звуков», на основе которого, воспитатели закрепляли поставленные звуки у детей в НОД и  свободной деятельности. Проводились фронтальные логопедические занятия, с целью познакомить воспитателей с логопедическими методами и приемами, которые можно использовать в своей педагогической работе.

Проведенная итоговая диагностика, с целью контроля эффективности коррекционно-логопедической работы, выявила положительную динамику в корригируемых процессах развитии речи детей.

Из 75 детей посещающих логопедические занятия – 41 ребенок был выпущен с чистой речью (55 %), 34 ребенка были выпущены со значительными улучшениями (45 %).

Вывод: разработанное и апробированное мною содержание коррекционно-логопедической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии,  показало, эффективность разработанной мною системы коррекционного воздействия, по формированию фонетической и  фонематической стороны речи (слуха и восприятия) у детей данной категории, которые являются основой для формирования правильного письма.

Так же, за представленный период, с целью профилактики появления первичных и проявления вторичных нарушений, мною проводилась работа с детьми, педагогами и родителями в группах младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Было обследовано: -  80 детей 2 младших групп.  - 43 ребенка  средних групп.

- 42 ребенка старших групп.

Обследование включало:  диагностику уровня сформированности речи, в соответствии с возрастными нормами, а  т.ж. обследование органов речевого аппарата, с целью предупреждения речевых нарушений. ВСЕГО 97 ДЕТЕЙ.

На основе результатов данного обследования, было проведено 6 родительских собраний: «Опасное молчание»; «Нормы речевого развития детей 4 лет»; «Развитие речи детей среднего возраста. Чем могут помочь своему ребенку родители?»; «Нормы речевого развития детей 5 – 6 лет».

Родительские собрания посетили:

- 23 родителя младших групп (ДС № 1 – ул. Кольцевая, 36; ул. Карпинского, 11);

- 23 родителя средних групп (ДС № 1 – ул. Кольцевая, 36; ул. Карпинского, 11);

- 20 родителей старших групп (ДС № 1 – ул. Кольцевая, 36; ул. Карпинского, 11).         Всего 66 родителей.

В ходе собраний родителям, чьи дети нуждаются в консультации медицинских специалистов, были даны необходимые рекомендации.

 Для родителей каждой возрастной группы были разработаны памятки: 

- «Игры на развитие фонематического слуха»;  - «Игры на развитие фонематического восприятия»;  - «Развитие ребенка 4 года жизни»;  - «Как разговорить молчуна»;

- «Кто  такой детский невролог?»; - «Игры по дороге в детский сад»

Т.ж. проведена консультация – практикум для родителей средней группы по теме:

-  «Что могут делать родители в условиях семьи, чтобы их ребенок говорил красиво и правильно». Присутствовало: 10 родителей и 9 детей.

За данный учебный период с родителями средних и старших групп было проведено анкетирование по следующим темам:

- средняя группа  «Беспокоит ли вас состояние речи вашего ребенка?». Участвовало – 18 родителей;

- старшая группа «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Участвовало – 32 родителя.

В информационных уголках приемных данных групп размещались стенды, папки передвижки с информацией для родителей:

- «Задержка речевого развития. Зрр – что это значит?»;     - «Алалия»;

- «Развиваем мелкую моторику»;  - «Формирование связной речи»;

- «Виды речевых нарушений»;

-  «Для чего необходимо выполнять артикуляционную гимнастику» и др.

Проведено 36 индивидуальных консультаций по просьбе родителей.

С детьми младшей и средней  групп, с целью ознакомления воспитателей с методами и приемами логопедической работы  проведено 2 групповых занятия, по теме:

- «Приемы логопедической работы по формированию у детей навыков правильного произношения звуков. игровые приемы по развитию мелкой моторики (с элементами здоровьесберегающих технологий – артикуляционная, дыхательная гимнастика, элементы суджок терапии, элементы биоэнергопластики).

Для младших воспитателей проведена консультация на тему: 

- «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка».  Присутствовало: 7 человек.

Для педагогов ДОУ был проведен семинар – практикум по теме: «Игровые методы и приемы по формированию фонетической и фонематической стороны речи у дошкольников». присутствовало: 12 человек.

Т. Ж.  была сделана подборка  и изготовлена картотека игр и упражнений для работы в группах: «артикуляционные кубики»; «артикуляционные сказки»; «игры с су - джок»; «развиваем речевое дыхание»; «игры с карандашами»; «пальчиковые игры - Ткаченко»; «раздаточный материал – «звуковички», «звонкий – глухой, твердый - мягкий»».

С целью распространения своего опыта мною был  представлен доклад на педагогическом совете ДОУ по теме «Применение мнемотехники, для развития связной речи дошкольников», проведены групповые логопедические занятия, показаны игровые приемы с элементами здоровьесберегающих технологий – артикуляционная, дыхательная гимнастика, элементы Суджок терапии, элементы биоэнергопластики, «Артикуляционная гимнастика».

- Для  педагогов ДОУ, с целью ознакомления с  логопедическими и инновационными технологиями в НОД, создана картотека  для методического кабинета ДОУ («Инновационные технологии в логопедии», «Работа с безречевыми детьми», «Мелодико-интонационная сторона речи» и т.д.).

Совместно с  воспитателем старшей группы Сметанниковой Н.В., организован кружок по логоритмике «Веселый каблучок». В течение учебного года проведено – 24 логоритмических занятия.

В своей работе с детьми я использую современные инновационные технологии: песочную терапию, Су-Джок терапию, элементы психогимнастики, мнемотехнику, ИКТ для коррекции речевых и не речевых нарушений, здоровьесберегающие технологии и т.д. Постоянно приобретаю и изготавливаю современные наглядные  и дидактические пособия, раздаточный материал, которые  обеспечивают активную, познавательную и практическую деятельность дошкольников.

Собрана копилка дидактических, коррекционно-развивающих игры и пособий (д/и «Продавец и покупатель», «Цветик-семицветик», «Веселые шнурочки», «Дружные слоги» и т. д.); разработала презентации («Наведем порядок»,  «Автоматизация звука [Л]», «Утро с котом Мурзиком» и т.д.).

Налажена тесная взаимосвязь с родителями воспитанников. С целью повышения уровня знаний и заинтересованности родителей в коррекции имеющихся речевых нарушений детей, подготовлены и проведены: консультации – практикумы, индивидуальные беседы и  консультаций; родительские собрания с обсуждением тем логопедической и общеразвивающей направленности («Короткая подъязычная уздечка, подрезать или нет»; «Дети «молчуны»» и др.).  «Детский невролог? Кто это?», «Подъязычная связка» и т.д.), оформлены информационные стенды («Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста», «Школьные трудности леворуких», «Как помочь ребенку развивать связную речь», «Каким бывает недоразвитие речи» и т.д.).

(Слайд № 39) Вывод: Разработанное и апробированное мною содержание коррекционно-логопедической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии,  показало, эффективность разработанной мною системы коррекционного воздействия, по формированию фонетической и  фонематической стороны речи (слуха и восприятия) у детей данной категории, которые являются основой для формирования правильного письма. Данная работа позволила повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса, повысить профессиональную грамотность педагогов, познакомить родителей воспитанников с особенностями развития речи детей с речевой патологией и методами коррекционного воздействия.

Считаю необходимым продолжить свои исследования в данном направлении:  изучать новинки методической литературы; знакомиться  с новыми инновационными технологиями; развивать предметно-развивающую среду в логопедическом кабинете; систематически обновлять логопедический кабинет дидактическими средствами по всем разделам коррекционного плана; повышение профессионального мастерства (посещать курсы, семинары – практикумы, занятия коллег);  разрабатывать новые конспекты, памятки, брошюры, проводить открытые занятия; размещать материалы по данной методической теме на интернет – сайтах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007.
  2. Архипова, Е.Ф. А87   Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254, [2] с.: ил. - (Высшая школа).
  3. Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287с.
  4. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой.- 5-е изд., перераб. и доп.- М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 703 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).
  5. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования:

Методическое пособие.— М.: Айрис-пресс, 2005.— 96 с.— (Библиотека логопеда-практика)

  1. О.Б. Иншакова « Альбом для логопеда» - М.: « Владос», 2008г. и др.
  2. Коррекция нарушения речи. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей  с нарушениями речи/ Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Т.В. Туманова и др. - М. : «Просвещение», 3 – изд., 2010.–271с.
  3.  Лурия А.Р.: Очерки психофизиологии письма М., изд. АНН РСФСР,1950г
  4. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. – Санкт – Петербург, фирма «Стройлеспечать», 1995. – с.5, 26 ил.
  5.  Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4 – е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2010. – 5-19с.
  6.  Трубникова Н.М. Практическая логопедия: Учебное пособие/ Урал. гос. пед. университет. – Екатеринбург, 2002. – 97с.
  7.   Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. – Москва: «Просвещение», 1989. – 238с.
  8.  Г.В.Чиркина, Т.Б. Филичева и др. « Коррекция нарушения речи» (программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи) – М.: Издательство « Просвещение», 2010г.
  9. Г.В. Чиркина, (коллектив авторов) « Методы обследования речи детей» - М.: «Аркти», 2010г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ФОРМОЙ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.

Поставлены акценты на негативное влияние окружающей среды Крайнего Севера (природа, условия жизни, воспитания и т.д.)  на речевое развитие ребенка...

Индивидуальное перспективное планирование по коррекции ФФНР у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии на логопедическом пункте

В данном материале представлены разделы работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Приведены примеры индивидуального перспек...

СОСТОЯНИЕ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ.

В статье описаны данные исследования речеслуховой памяти, связной речи, методики иследования....

Логопедическая работа с детьми -дошкольниками с легкой степенью дизартрии.

Логопедическая работа с детьми- дошкольниками с легкой степенью  дизартрии.Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нер...

Развитие мелкой моторики пальцев рук при коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи и предупреждению нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

Упражнения по развитию кинетической основы движений рук. Упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений.Упражнения по развитию ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ТОТАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ»

В консультации представлен материал для педагогов о психолого-педагогических особенностях детей с тотальным недоразвитием псических функций легкой степени...