Постановка звука "Р"
материал по логопедии (старшая группа) на тему
Формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях;
Формирование подражания звука;
Закрепление словаря по теме « Транспорт»
Расширять представления об окружающем мире , актуализировать имеющиеся знания;
Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать вкус к собственным открытиям в познании окружающего мира;
Развивать психические функции ребёнка, память, внимание, эмоционально- волевую сферу;
Обогащать, активизировать и актуализировать словарь;
Формировать грамматический строй речи;
Учить образовывать глаголы с помощью приставок
Коррекционные задачи:
Развивать и совершенствовать артикуляционную моторику;
Формирование правил ротового выдоха;
Развитие фонематического слуха и голоса;
Воспитательные задачи:
Формировать самосознание ребёнка уверенность в собственных силах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №11 «Машенька»
Открытое индивидуальное НОД «Путешественники»
в старшей группе ОНР 2-3 уровня (6-7лет)
Тема: « Постановка звука Р»
Учитель-логопед: Пашковская О. П.
Цель:
Образовательные задачи:
Формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях;
Формирование подражания звука;
Закрепление словаря по теме « Транспорт»
Расширять представления об окружающем мире , актуализировать имеющиеся знания;
Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать вкус к собственным открытиям в познании окружающего мира;
Развивать психические функции ребёнка, память, внимание, эмоционально- волевую сферу;
Обогащать, активизировать и актуализировать словарь;
Формировать грамматический строй речи;
Учить образовывать глаголы с помощью приставок
Коррекционные задачи:
Развивать и совершенствовать артикуляционную моторику;
Формирование правил ротового выдоха;
Развитие фонематического слуха и голоса;
Воспитательные задачи:
Формировать самосознание ребёнка уверенность в собственных силах.
Ход игровой деятельности.
- Организационный момент.
Сегодня мы с тобой будем путешественники, а своё путешествие мы начнём на транспорте.
Логопед вносит макет: автомобиля легкового.
Звукоподражание: ж-ж-ж; т ж – т ж- т ж;
- Развитие пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая игра « Игра машина »
Правая и левая рука выполняет движения на массажном коврике.
Поедем, мы поедем в далёкие края, сегодня путешествует вся моя семья.
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик папочка
Этот пальчик мамочка
Этот пальчик я вот и вся моя семья!
По порядку ребёнок поднимает пальчик на коврике.
3. Развитие артикуляционного праксиса (2-3 минуты)
Массаж язычной мускулатуры. Использование пиктограмм, щётки
(логопед использует детскую зубную индивидуальную щётку)
Игра: «Ехала машина»
Использование детской зубной щётки и пиктограмм с изображением движений .
« Машина»
А) Гигиенический массаж.
Логопед: « Поедем мы, поедем в далёкие края»
Логопед выполняет массаж детской щёткой.
«Ехала машина тёмным лесом
За каким-то интересом.
По дороге она скользила,
В дождик быстро угодила.
Кап-кап-кап,
Кап-кап-кап,
Ехала в отпуск- вот так!
Направление движения (поглаживающий массаж щёткой по продольным мышцам, от корня или средней части языка к кончику)
Лёгкое поглаживание продольных мышц языка.
Б) «Встречное движение машин»
Массаж по поперечным мышцам языка из стороны в стороны зигзагообразно, поглаживание. Логопед выполняет движения. Ритмичное надавливание проведение щетиной зубной щётки.
В) Поглаживание языка: «Скользкая опасная дорога» Из стороны в сторону, выполняет движения щёткой. Поглаживающий массаж щёткой. По продольным мышцам, от корня или средней части языка к кончику.
Г) «Потягивание троса, у машины».
Ребёнку предложить выполнить упражнение « Грибок».
Логопед произносит текст и выполняет массаж языка при помощи щётки.
Рос грибок на толстой ножке,
посредине той дорожки.
Открыть рот широко. Проводить щёткой постукивающий массаж. Вибрирующий массаж (постукивающий, от корня к кончику).
Ехала машина тёмным лесом
За каким-то интересом.
По дороге она скользила,
В дождик быстро угодила.
Кап-кап-кап,
Кап-кап-кап,
Ехала в отпуск - вот так!
4.Артикуляционная гимнастика для губ. Логопед вносит пиктограммы звук( а) в улыбке положение губ , звук ( у) положение губ трубочка ), звук ( о) положение губ вытянутый овал, звук ( ы ) положение губ как при произношение выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, звук ( и) положение губ в улыбке, звук ( э) положение языка находится в глубине рта. Очень важно напоминать ребёнку о правильном положении артикуляции. Логопед произносит: «В отпуске всегда ехать весело, распоёмся друзья эта песенка моя»
А-У-О-Ы-И-Э
5.Мимические упражнения.
Логопед вносит пиктограммы (Изображение контура лица ребёнка радостного, хмурого, удивленного).
Предложить ребёнку выполнить упражнения.
« Улыбнулись, нахмурились, удивились»
6.Ариткуляционная гимнастика для языка.
Отгадай загадку ,на каком транспорте мы поедем путешествовать дальше.
« Носит обувь из резины, а питается бензином?»
(Автомобиль). Внести картинку автомобиля.
Автомобиль проедет около дороги, где растут грибы.
Использование пиктограмм.
7. Артикуляционная зарядка (по пиктограммам).
Логопед предлагает выполнить зарядку для языка.
« Зарядка для путешественника»
Логопед: « Остановимся в лесу, я грибочки соберу».
Упражнение «Грибок».
Описание упражнения: Улыбнулись, открыть по шире рот, «приклеить» язычок к нёбу, следить ,чтобы при этом рот был широко открыт. Выполнить упражнение 4-5 раз.
Логопед: «Отдохну и поскучаю выпью я варенье с чаем».
Упражнение «Вкусное варенье».
Описание упражнения: Улыбнулись, открыть по шире рот, облизать языком верхнюю губу ,а затем нижнюю губу. Выполнить упражнение 4-5 раз.
Упражнение «Качели»
Описание упражнения. Логопед называет имя ребёнка, с которым проводит занятие.
Сядем Миша на качели
И взлетим мы выше ели.
Даже солнышка коснулись, а потом мы в лес вернулись.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт « два»- поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
Упражнение « Гармошка».
Логопед: Чтоб в лесу мы не скучали, на гармошке поиграли.
Описание упражнения: улыбнулись, широко открыли рот,
« приклеили» язык в домике к « потолку» ( к нёбу). Не опуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5раз.
8.Работа над развитием пальчиковой гимнастики.
Продолжаем наше путешествие. Отгадай загадку « Что за птица? Песен не поёт, гнезда не вьёт. А груз и людей везёт (Самолёт). Логопед предлагает выложить ребёнку самолёт из палочек. В своей работе использует набор счётных палочек.
Предлагает так же попробовать выполнить на примере артикуляционной гимнастики для языка. « Заведём мотор». Упражнение выполняется от упражнения « Грибок»
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, « приклеить» ( присосать ) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Логопед: « Заведём сейчас мотор и отправимся в полёт».
Логопед использует для вибрации языка ребёнка ватные палочки.
Подражание вибрация, с помощью ватных палочек
9. Работа над развитием правильного дыхания.
(Логопед следит за выполнением сильного ротового выдоха, а также следит, чтобы ребенок не надувал чрезмерно щёки).
Отработка дыхания. Устроим бурю в океане.
Логопед вносит 2 стакана с водой и соломку для ребёнка и для показа.
Логопед: «Сели мы в теплоход и отправились вперёд».
10.Развитие фонематического слуха:
Хлопни когда услышишь звук Р., среди других звуков.
Опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам
У-А-Р-Ш-К-С-Р-Г-О-И-Р-В-Э-Р
Выделение звука Р. в слогах:
БУ-аР-КО-Ры-га-уР-пу-Ры-хо-уР-па
Пора нам возвращаться домой. Логопед вносит пиктограммы для игровой ситуации.
11.Образование глаголов с помощью приставок.
Жила-была маленькая легковая машинка. Решила она поехать в гости к своему другу Мише. Давай расскажем вместе, как машина ехала в гости.
Игра: «Добавь словечко!»
Машина из гаража……выехала и по дороге ….. поехала. Яму …. объехала и к реке ….. подъехала. Речку по мосту ….. переехала, с моста……съехала, дальше поехала. Ехала-ехала и в гости ……приехала.
12. Итог игровой деятельности.
На каком транспорте мы сегодня путешествовали? Что тебе особенно понравилось? Ты сегодня молодец!
Материал:
- Пиктограммы с изображением:
1. гараж и дорога (из гаража выехала).
2. прямая дорога (машина по дороге поехала).
3. на дороге яма (яму объехала).
4. дорога, ведущая к реке (Машина к реке подъехала).
5. мост через речку (речку по мосту переехала).
6. мост и действие машины (с моста съехала) .
7. дорога извилистая (дальше поехала).
8.прямая дорога и домик с маленьким грузовичком (ехала-ехала и в гости, приехала).
- Карточки.
Заборчик – экран для логопеда, который прикрывает рот во время произношения звуков. У-А-Р-Ш-К-С-Р-Г-О-И-Р-В-Э-Р
БУ–аР–КО–Ры–га-уР-пу-Ры-хо-уР-па
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/09/picture-52678-1515505233.jpg)
Игра - развлечение «Путешествие в Звукарию-Букварию» в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Игра - развлечение «Путешествие в Звукарию-Букварию»...
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему : "Путешествие в страну Звукария"
Конспект предназначен для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи. С помощью занятия решаются коррекционно- образовательные задачи, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/20/picture-506083-1516451053.jpg)
Речевой досуг "В гостях у феи Звукарии"
Речевой досуг «В гостях у феи Звукарии» — это своеобразный ввод и подготовка детей к учебному году в старшей логопедической группе. Проводится речевой досуг на второй неделе сентября...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/20/picture-506083-1516451053.jpg)
Речевой досуг "Как в стране Звукарии появились новые звуки"
Речевой досуг с элементами логоритмики «Как в стране Звукарии появились новые звуки дружбы» был придуман с целью закрепления пройденного материала. Цель данного речевого ...