Использование пальчиковых игр в работе с детьми имеющими ОНР.
статья по логопедии на тему
Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики (а это, как правило, игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, пальчиковые игры), тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palcy_pomogayut_razvivat_rech.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование пальчиковых игр в работе с детьми
имеющими ОНР.
Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: что это за 10 братьев, на которых двух шуб хватает? В пословицах: отбиться от рук; дать волю рукам; глаза боятся, а руки делают. Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Педагог В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений, пальцев рук. На основе обследований детей была выявлена следующая закономерность: если движения пальцев рук соответствует возрасту, речевое развитие находится в пределах нормы, если движения пальцев рук плохо развиты, задерживается и речевое развитие.
Учёными – физиологами доказано, что тренировка пальцев через определённые зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребёнка становится более чётким и правильным. Как отмечает М.М.Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно считать ещё одной речевой зоной мозга.
Следовательно, работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, а также способствует профилактике и преодолению ОНР.
В специальной литературе работа по формированию и совершенствованию тонкой моторики пальцев рук рассматривается как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно – педагогического воздействия на детей с ОНР.
Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики ( а это, как правило, игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, пальчиковые игры), тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.
Описание любой пальчиковой игры состоит из названия и показа соответствующего пальца. Если ребёнок не соотносит палец с его названием, то инструктированию следует уделять больше времени, чем задумано .Предлагаю подборку стихотворений, которая помогает уточнить и закрепить умения детей называть тот или иной палец руки; сформирует способность координировать действия правой и левой половины тела и станет основой для дальнейшего развития мелкой моторики рук. Движения под стихотворный текст просты: перед началом прочтения стихотворения следует зажать пальцы в кулак, а потом оттопыривать называемый в стихотворении палец; ритмично сжимать пальцы в кулак и разжимать их. Выполняем сначала ведущей рукой, затем неведущей рукой, после – обеими. Вместе со взрослым ребёнок повторяет каждое слово стихотворения.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Этот - Указательный,
Пальчик замечательный.
Ну, а этот – Средний, длинный,
Он как раз посередине.
Безымянный - кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
*****
Чтоб красиво говорить,
Надо с пальцами дружить!
Вот Большой, а это Средний,
Безымянный и последний -
Наш Мизинчик – малышок…
Указательный забыли!!!
Чтобы пальцы дружно жили,
Надо их соединять и движенья выполнять!
Имея представление о названии каждого пальца, можно переходить к более сложным пальчиковым заданиям – увлекательным пальчиковым играм
В результате этой работы у детей лучше развиваются память, внимание, другие психические процессы, тесно связанные с речью.
Игра «Ладошки»
У меня есть две ладошки: Поиграем – ка немножко!
(Кисти рук находятся на уровне груди, пальцы ритмично сжимаются в кулак и разжимаются).
Хлопнем раз, хлопнем два,
(Делают два хлопка)
Можно хлопать до утра!
(Делают четыре хлопка).
Делай раз – и вот вам стол,
(Правя ладонь сжимается в кулак, на неё сверху горизонтально кладётся раскрытая ладонь левой руки).
Делай два – и вот вам пол,
(Раскрытые ладони обеих рук сближаются, поворачиваются вниз и располагаются параллельно полу).
Вот и бочка,
(Слегка сгибают пальцы левой руки в кулак, оставляя сверху отверстие.)
Вот и мяч.
(Кисти рук округляются, одноимённые пальцы рук смыкаются).
Вот и тёпленький калач.
(Раскрытые ладони обеих рук сближаются и поворачиваются вверх, большие пальцы загибаются к середине)
А вот мост,
(Руки поднимаются вверх ладонями друг к другу; пальцы сгибаются, кончики среднего и безымянного соприкасаются).
А вот – кошка.
(Правая рука поднимается вверх, её средний и безымянный пальцы прижимаются большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец слегка сгибаются).
Отдохни ладошка!
(проводится ритмическое встряхивание рук)
***********
«Капуста»
Мы капусту рубим – рубим,
(Дети двигают прямыми ладонями вверх – вниз.)
Мы капусту солим – солим,
(Имитируют посыпание солью.)
Мы морковку трём – трём.
(Потирают кулак о кулак.)
Мы капустку жмём – жмём.
(Сжимают и разжимают кулаки.)
Потом в бочку кладём.
(Повторяют несколько раз.
Имитируют движение руками, как кладут капустку.)
"ЗАМОК"
На дверях висит замок.
(Пальцы сложить в "замочек")
Кто его открыть не смог?
(Пожимают плечами)
Мы замочек потянули,
(Затем постучать о стол "замочком")
Мы замочек покрутили,
(Затем покрутить "замочком" в воздухе)
Мы замочком постучали и открыли!
(Разводят кисти в сторону).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование музыкального театра в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Представлен опыт работы по театрализованной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).
В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...
Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»
Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....
"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, самомассаж, логоритмика, арт-терапия....
Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"
Выступление на семинаре-практикуме на тему "Эффективность использования пальчиковых игр и физкультурных минуток в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"...
Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими психо-речевые нарушения в развитии.
Компьютерные программы являются педагогическими инструментами, помогающими: выявлять «пробелы» и реальные проблемы в развитии ребенка, обнаруживать дисбаланс в развитии и обучении; трансформирова...
Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"
"Наши веселые пальчики" - презентация из опыта работы...