Этическая сказка как средство духовно-нравственного и речевого развития детей с нарушением речи
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

В статье говорится о  речевом развития детей с нарушением речи посредством этических сказок

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                         Юдина Любовь Васильевна,

                                                                                               учитель-логопед                                                                        МБДОУ детский сад № 37 «Соловушка»

                                                                                  Старооскольского городского округа

ЭТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Особенностью работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является необходимость обеспечения приоритета речевой деятельности в течение всего пребывания ребёнка в детском саду. Кроме того у детей с нарушениями речи наблюдаются значительные трудности при употреблении слов с абстрактным значением. Слова «любовь», «дружба», «добро» нельзя потрогать или увидеть. Эти понятия дети усваивают только в определённом контексте, ситуации.

Для решения проблемы интеграции задач духовно-нравственного и речевого развития детей мы  выбрали работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Однако выбор сказок с этическим содержанием недостаточен, поэтому в основе нашей работы лежат авторские сказки. В сборник вошли 12 конспектов занятий на основе авторских этических сказок:

  • Семья
  • Щедрость и жадность
  • Родина и чужбина
  • Имя
  • Правда и ложь
  • Слово
  • Добро и зло
  • Трудолюбие и лень
  • Память
  • Послушание и упрямство
  • Милосердие и жестокость
  • Дружба и вражда.

В сказках противопоставляются положительные и отрицательные черты характера людей и их поступки. Это даёт возможность детям лучше понять категории добра и зла, сделать осознанный правильный выбор.

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что – то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.

Нравственные понятия (честность, доброта) ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция сказки - это яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка – все это делает сказку интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.

Цель этической сказки:

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

 В процессе ознакомления со сказкой решаются следующие задачи:

  • побуждать у детей интерес к сказкам;
  • создать необходимые условия для знакомства детей со сказками;
  • формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
  • развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других;
  • помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, мы рассказываем детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаем по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Выделяется несколько приёмов формирования восприятия сказки.

Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети. Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов: (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа, способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Ценность этической сказки  заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сборник конспектов занятий по формированию духовно-нравственных представлений может использоваться воспитателями групп старшего дошкольного возраста, учителями-логопедами, учителями начальных классов и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи

Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.1....

Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста

Коллектив учителей-логопедов с работой «Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста» стал участником Всероссийской экспериметально-творческой группы педагог...

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика и её значение для нормализации речевого развития детей с нарушениями речи»

О пользе и необходимости артикуляционной гимнастики для развития четкого звукопроизношения сказано много. Но не нужно забывать, что не менее важен правильно сформированный речевой выдох....

Роль театрализованных игр в познавательно- речевом развитии детей с нарушениями речи в соответствии с требованиями ФГОС

Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОВЗ обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой систем...

Мониторинг речевого развития детей с нарушениями речи

Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы: первич...