Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Материал адресован учителям-логопедам ДОУ, воспитателям и родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников с общим недоразвитием речи
Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматриваются как условие успешной её адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребёнка рассказывать о своём внутреннем мире, слушать и слышать окружающих. Развитие эмоциональной сферы у дошкольников проходит через игры и игровые ситуации, которые помогают решать поставленные коррекционные задачи.
В своих играх дети обычно отображают события, явления, ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительной, окружающей его жизни – отражение, поражающее верностью своих подробностей.
Отражая жизнь, ребенок опирается на известные образцы: на действия, поступки и взаимоотношения окружающих людей. При этом игра ребенка не является точной копией того, что он наблюдает. В игре обнаруживается субъективное отношение ребенка к увиденному, услышанному, пережитому.
Известно, что отношение ребенка к окружающему миру складывается под влиянием оценок взрослых и их эмоционально-выразительного отношения к событиям, явлениям, людям. Отношение взрослого, его пример во многом определяет развитие потребностей ребенка, его ценностных ориентаций, его стремлений и желаний, а также умения откликаться на положение окружающих людей, сопереживать им. И это определяет содержание его внутреннего мира и содержание игровой деятельности.
В игре, как ни в какой другой деятельности, реализуется стремление ребенка приобщиться к жизни взрослых. В ней осуществляются его желания быть как папа, как доктор, как шофер. С помощью игрового изображения действительности ребенок как бы получает доступ в привлекательную для него жизнь взрослых. Потребность быть взрослым настолько сильна, что достаточно небольшого намёка и ребенок превращается, конечно, чисто эмоционально, во взрослого.
Велико влияние игры на чувства детей. Она обладает притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнение, азарт, восторг. По-настоящему игра и осуществляется только тогда, когда её содержание дано в острой эмоциональной форме.
Особая притягательность игры даёт возможность педагогам привлекать к ней детей и использовать её в разных целях. С одной стороны, игры раскрывает особенности социального и эмоционального опыта ребёнка, характеризует его интеллект и эмоционально-нравственные проявления, предоставляет возможность судить о его навыках общения. С другой стороны, игру можно использовать для формирования у ребенка умственных представлений, для развития способности создавать системы типичных образов окружающих предметов и явлений.
Для усвоения знаний и умений с большим успехом применяют дидактические игры, для формирования физического совершенства – подвижные, а для развития эмоций и социальных качеств личности - игры с правилами, сюжетно-ролевые. Вот почему неумение детей играть может означать задержку в развитии социальных качеств ребенка.
Проследим за поведением в игре возбудимых детей. Их поведение в группе и во дворе характеризуется импульсивностью и конфликтностью, неумением достигать соглашения, разделять функции, придерживаться известных правил взаимодействия и т.п. Этих детей отличает положительное эмоциональное отношение к игровой деятельности как таковой и к общению со взрослыми. У них активная ориентировка в предметной среде и в выборе игры, которая постоянно сопровождается обращением ко взрослому с попытками делиться впечатлениями, мыслями, знаниями, событиями жизни. Знакомство с предметной средой, с игрушками часто становится почвой для познавательного и эмоционального личностного контакта.
Несколько иначе ведут себя в игре дети обособленные. Поэтому педагогу следует уделять внимание специфике общения с застенчивым, робким ребёнком, учитывая, что эти индивидуальные эмоциональные особенности могут помешать понять характер социального и игрового опыта ребенка. Создавая определённые игровые ситуации, взрослый может понять, какое развитие получают социальные эмоции ребенка, каков его эмоциональный «багаж» и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие нравственных качеств детской личности.
Обособленные дети стремятся играть в одиночку, где их игровым действиям никто не противоречит. В коллективной игре, не умея строить отношения, эти дети часто терпят неудачу и оттого избегают участия в таких играх. Объясняют это они тем, что не хотят играть. У них, безусловно, есть интерес к игровой деятельности и к общению со взрослыми. Они на разных этапах игры принимают взрослого как партнера, с которым можно играть на равных.
Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей игра занимает существенное место. И это вполне объяснимо. Игра пользуется особой любовью детей, она возникает без принуждения со стороны взрослых, она – ведущая деятельность. Это означает, что самые важные изменения в психике ребёнка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходит в игре.
Эмоционально неблагополучные дети испытывают различные затруднения в игре. Они проявляют, например, жестокое отношение к куклам, которых обижают, мучают или наказывают. Игры таких детей могут иметь характер однообразно повторяющихся процессов. В других случаях наблюдается необъяснимая привязанность к определенной категории игрушек и к определённым действиям, несмотря на нормальное умственное развитие дошкольников. Перечисленные особенности неправильного развития эмоциональной сферы требуют специального педагогического подхода, специальной и педагогической коррекции.
Указанная тесная связь между эмоциональным развитием детей и развитием игры свидетельствует о том, что педагогические приёмы, осуществляемые в процессе игры, должны нормализовать эмоциональную сферу, снимать эмоциональные барьеры и вести к появлению более высокоразвитых прогрессивных форм эмоционального поведения.
Ни у кого не вызывает сомнения то, что детей надо учить чтению, счёту, письму. Но не менее важно учить детей игровой деятельности, в которой раскрывается и формируется личность ребенка.
Нередко приходится убеждаться в том, что часть детей дошкольного возраста не умеют играть. Одна из причин этого заключается в том, что с этими детьми никто в семье не играет, поскольку родители предпочитают другие виды деятельности (чаще всего это разные виды развития интеллекта, которым ребёнок обучается в ущерб игре). Другая причина состоит в том, что эти дети в раннем возрасте были по разным обстоятельствам лишены общения со сверстниками и не научились налаживать с ними взаимоотношения. Игра таких детей индивидуальна. Будучи обособленными в группе, она и играть предпочитают в одиночку. Игра часто характеризуется низким уровнем и однообразием сюжетов с шаблонным содержанием.
Педагогу необходимо развивать эмоциональное отношение ребенка к содержанию игры в целом. Нужно, чтобы дети не просто знали содержание той или иной игры, но чтобы они определённым образом к этому содержанию относились, чтобы у них возникла потребность овладеть собственной ролью.
Обучая ребёнка игре, педагог делает доступным для него сложный мир взрослых дел и отношений. Это показ простых и понятных ситуаций, демонстрация игровых действий, постановка игровых задач, отражающих знакомые ребёнку жизненные ситуации (накормить куклу, уложить спать).
Не менее важным в игре является постановка задач, являющихся основой для эмоционально-нравственного развития. Эти задачи направляют внимание ребёнка на положение персонажа, на его состояние, учат выражать ему сочувствие и оказывать содействие.
Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте, является игра с правилами. Её специфика состоит в том, что отношения в ней определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Это обстоятельство можно по-разному использовать в работе с детьми и ввести желательные правила взаимоотношений, к которым ребёнок не привык. Игра с правилами обязательно предполагает партнёра, и педагог может повернуть внимание ребёнка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре. Контакты, возникшие под её влиянием, не исчезают с окончанием действий.
При проведении подвижных сюжетных игр с правилами можно создать условия, при которых с очевидностью выступают такие качества ребёнка, как решительность или нерешительность, находчивость или смекалка и др., в этих условиях дети приучаются действовать дружно, сообща.
Таким образом, игра с правилами предполагает выход за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей коллективистскую направленность, служит фундаментом для развития подлинно человеческих эмоций. Это особенно важно в связи с тем фактом, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься ими в дальнейшем в реальную жизнь. Организуя развёрнутые игры с правилами и вовлекая в них детей, сам участвуя в такой игре и привлекая к ней родителей, учитель-логопед способствует снятию у ребенка имеющихся трудностей эмоционального развития..
Эмоциональные трудности, отклонения могут приводить к частым конфликтам, мешают развёртыванию деятельности, препятствуют общению ребёнка с окружающими. В этом случае вновь наряду с использованием сюжетно-ролевых игр можно прибегнуть к играм с правилами. Ведь именно в них и развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им.
Это оказывается чрезвычайно важным для детей, имеющих такие расстройства поведения, как агрессивность, двигательную и эмоциональную сверхактивность. Как в общих чертах выглядит гиперактивный ребенок? Он непоседлив , двигательно беспокоен, неряшлив, всегда занят, не заканчивает начатое дело, за всё хватается, но быстро расхолаживается; ведёт себя как заведённый, бегает больше, чем ходит; настроение быстро меняется, импульсивен; нарушена концентрация внимания, у него часто плохой сон. Сможет ли такой ребёнок усвоить учебный материал, получать знания наравне с другими учениками, не имеющими подобных проблем? Ответ очевиден – нет.
Подготовить ребенка к процессу обучения поможет игра.
Работа, направленная на снятие у дошкольника различного рода эмоциональных трудностей, предполагает иногда довольно длительный цикл различных игровых занятий. Длительность их зависит от степени изменения эмоциональной сферы, от индивидуальных особенностей ребёнка, от круга его общения, от стиля взаимоотношений в семье.
Даже при умелом педагогическом руководстве одноразовая работа не приведёт к видимым результатам. Необходимо работу продолжать, проявляя терпение и настойчивость в поисках тех игровых методов, которые наилучшим образом способствуют целям коррекции.
Для получений устойчивого эффекта от игр очень важно привлекать к ним родителей эмоционально неблагополучных детей. Это способствует образованию у родителей другой точки зрения на взаимоотношения с детьми. В совместной игре они как бы заново открывают для себя детей, познают их внутренний мир, и взаимоотношения с детьми становятся более тёплыми и содержательными. Важное значение имеет здесь перемена ролей, взятие родителем на себя роли ребёнка, а ребёнком – роли родителя. Только в тесном единстве с семьёй трудного ребёнка педагог может перестроить эмоциональную сферу детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональное благополучие дошкольников с общим недоразвитием речи.
Статья содержит направления и формы работы для достижения эмоционального благополучия дошкольника с общим недоразвитием речи в условиях группы компенсирующей направленности....
значение игры в преодолении эмоциональных трудностей
консультация для родителей и педагоговзначение игры в преодолении эмоциональных трудностей...
Значение продуктивной деятельности для всестороннего развития дошкольников с общим недоразвитием речи
Характеристика симптомов у детей с общим недоразвитием речи. Методы и приемы обучения для полноценного развития детей....
Эссе - Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.
Эссе - Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников....
Научно- исследовательская работа "Влияние игры на преодоление эмоциональных трудностей дошкольников"
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в и...
Консультация "«Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников»
Консультация "«Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников»...
Консультация для родителей "Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника"
Консультация позволит родителям открыть заново для себя своих детей, познать их внутренний мир, понять и принять друг друга, сделать детско-родительские отношения более теплыми и содержательными....