Готовность детей к обучению грамоте.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Сухорукова Татьяна Юрьевна

В данной статье раскрываются основные параметры готовности ребенка в обучению грамоте. Описаны этапы овладения процессом чтения. Подробно описывается последовательность работы при подготовке к обучению грамоте. Статья полезна родителям и педагогам дошкольных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовность детей к обучению грамоте

Формирование готовности к обучению ребёнка связано с формированием его психических процессов. Старший   дошкольный возраст благоприятный для этого, так как  в этом возрасте наблюдается достаточная физическая и нейрофизиологическая зрелость ребёнка. Отмечается зрелость основных картикальных (мозговых)функций. В этом возрасте происходит окончательная латерализация (межполушарная ассиметрия) функций (левша или правша).

Любое обучение стимулирует биологические процессы созревания центральной нервной системы. Поэтому и начинаем обучать детей начальным элементам грамоты, для подготовки к будущему обучению в школе.

Письменная речь является сложным психофизическим процессом,это самая сложная форма речевой деятельности. Письменная речь формируется на основе взаимодействия речеслухового, речедвигательного, зрительного и общедвигательного анализаторов.

Письменная речь формируется на базе устной речи, на основе её условно-рефлекторных связей. Новые условно-рефлекторные связи письма  присоединяются к условно-рефлекторным связям второй сигнальной системы и поднимают устную речь на новый качественный уровень.

В процессе письма устанавливаются связи между словом слышимым,словом произносимым и словом видимым. При письме звуковая структура слов преобразуется в графические знаки-буквы,а временная последовательность звуков переводится в пространнственную последовательность букв.

Основные параметры готовности ребёнка к обучению грамоте

1.Интелектуальный параметр.

2.Социально-психологические параметры.

3.Личностные параметры

4.Эмоционально волевые параметры

Ананьевым ,Гальпериным,Талызиной,Ульенковой выделены два основных показателя готовности к обучению:

1)обучаемость ребёнка, т.е.ребёнок восприимчив к обучению,к оказанию дозированной помощи,у ребёнка сформированны функции обобщения материала

2)сформированность структурнных компонентов учебной деятельности:

-ориентировочно-мотивационные компоненты

-операционные компоненты

-регуляторные компоненты.        

Таким образом на основе данных параметров и показателей можно выделить основные речевые и неречевые функции, достаточный уровень которых позволяет начинать обучение грамоте.

Речевые и неречевые функции:

1)автоматизированность движений руки (должен быть сформирован правильный способ удержания карандаша в руке, умение ориентироваться при движениях руки на листе бумаги, уметь обводить контуры, штриховать, соединять точки между собой, раскрашивать, соблюдать строку при письме, прописывать основные элементы букв)

2)зрительно-моторная координация движений, т.е.умение контролировать движение руки с помощью зрения

3)аналитико-синтетическая мыслительная деятельность (ребёнок должен иметь запас знаний об окружающей действительности, уметь анализировать и обобщать знания

4)сформированность мотивационной сферы дошкольника, должны быть сохранны побуждения и мотивы осуществления деятельности

5)развитие внимания и памяти. Особое внимание к звуковой стороне речи. Должна  быть сформирована речеслуховая, зрительная и моторная память

6)сформированность сукцессивных и симультанных процессов (т.е. умение осуществлять последовательные и одновременные операции

7)программирование деятельности и речевого высказывания. Т.е. ребёнок должен уметь организовывать деятельность с опорой на программированную речь взрослого и  опорой на собственную речь

8)сформированность правильного звукопроизношения. Это даёт адекватный  поток кинестезий в кору головного мозга, а речевая кинестезия служит основой формирования фонематических представлений

9)дифференцированное фонематическое восприятие.

На основе фонематического восприятия осуществляется звуковой звуко-слоговой, звуко-буквенный анализ слов. Все виды анализа опираются на проговаривание, на речевые кинестезии.

10)сформированность лексико-грамматической стороны речи

11)сформированность оптико-пространнственного гносиза

12)наличие навыков контроля: кинестетического, слухового, зрительного. Ребёнок должен уметь осуществлять как сопровождающий так и завершающий контроль.

        Обучение грамоте предполагает обучение письму и чтению. Письмо – это процесс кодирования устной речи в письменную. Чтение – процесс обратный письму, процесс декодирования письменной речи в устную.

Как правило, сначала ребёнку даются навыки чтения, параллельно происходит подготовка руки к письму и обучение элементам письма.

        В овладении процессом чтения выделяют четыре основных этапа:

1 этап – буквенное чтение

2 этап – слоговое чтение

3 этап – становление элементов синтетического чтения

4 этап – становление синтетического чтения

Первый этап – буквенное чтение

Ребёнок знакомится с буквенным обозначением звуков. Основная задача – научить ребёнка сливать буквы в слоги. Основной способ чтения-аналитический.

Второй этап – слоговое чтение

Ребёнок должен научиться чтению целым слогом. К концу этапа должен читать несколькими словами подряд. Основной способ чтения – аналитический.

Третий этап – становление элементов синтетического чтения

Ребёнок читает слова целиком, отдельные сложные слова может читать ещё по слогам. Основной способ чтения – синтетический, встречаются лишь элементы аналитического.

Четвёртый этап – синтетическое чтение

Ребёнок владеет беглым чтением,целыми словами и словосочетаниями. Чтение  носит синтетический характер.

Таким образом чтение постепенно переходит с сукцессивных способов на симультанные способы чтения.

При подготовке дошкольников с нарушениями речи к  обучению грамоте предлагается следующая последовательность работы:

  1. Выделение начального ударного гласного в слове.
  2. Анализ рядов гласных звуков,состоящих из 2-3 гласных. Выделяется первый, второй, третий звук в сочетении, подсчитывается количество звуков.
  3. Выделяется певрый и последний согласный звук в слове.
  4. Анализ и синтез обратных слогов типа «ас», «ус». Анализируется количество звуков, первый и последний звук.
  5. Выделяется средний  гласный звук в слове, в сильной позиции.
  6. Выделяется средний  согласный звук в слове.
  7. Уточняются понятия «звук», «буква», «согласный», «гласный», «звонкий», «глухой», «твёрдый», «мягкий».
  8. Слова делятся на слоги.
  9. Составляются схемы слов
  10.  На основе схемы производится звуко-слоговой нализ слова.
  11.  Даётся характеристика каждого звука, при этом уточняется слогообразующая роль гласных.
  12.  Ребёнок подбирает слова к заданным схемам.
  13.  Звук соотносится с буквой
  14.  Вписывание изученной буквы в схему слова
  15.  Чтение слогов на основе схемы
  16.  Чтение слов на основе схемы
  17.  Складыание слогов и слов буквами разрезной азбуки.
  18.  Чтение слов, сложенных из букв разрезной азбуки.
  19.  Преобразование одного слова в другое  путём замены одной буквы, затем замены одного слога.
  20.  Устное членение предложений на слова.
  21.  Чтение коротких предложений.
  22.  Составление графической схемы предложения на основе которой закрепляется разница между словом и предложением, значение паузы, основные правила написания предложений.          

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей ДОУ "Формирование готовности детей к обучению грамоте"

Семинар - практикум для родителей старшей группы "Формирование готовности детей к обучению грамоте"...

Готовность ребенка к обучению грамоте

Консультация для родителей...

«Готовность ребенка к обучению грамоте»

laquo;Готовность ребенка к обучению грамоте»...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению грамоте"

Овладение грамотой доступно 6-7 летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития. Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к ...

«Готовность ребенка к обучению грамоте»

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то ес...