Дифференциация звуков Ш – Ж
план-конспект урока по логопедии на тему
Закреплять умение различать звуки Ш - Ж на слух, в слогах, словах, предложениях, тексте. Уточнять характеристику звуков. Развивать умение соотносить звуки Ш – Ж с буквами Ж и Ш; звуко – буквенный анализ слов. Обогащать словарный запас. Развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия.
Тема: Дифференциация звуков Ш – Ж
Цели:
Коррекционное – развивающие: Закреплять умение различать звуки Ш - Ж на слух, в слогах, словах, предложениях, тексте. Уточнять характеристику звуков. Развивать умение соотносить звуки Ш – Ж с буквами Ж и Ш; звуко – буквенный анализ слов. Обогащать словарный запас. Развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
Образовательные: Закреплять правила правописания ЖИ-ШИ, учить выполнять синтаксический разбор предложений.
Воспитательные: Развивать умение планировать и контролировать свои действия.
Оборудование: пиктограммы, индивидуальные зеркала, картинки с изображением шара, жирафа; профили звуков Ш и Ж; колокольчики; предметные картинки, в словах которых есть звуки Ш и Ж; схемы слов; слоговая таблица; наглядный материал к игре «Четвертый лишний»; карточки с буквами Ш и Ж; карточки «Корректурная проба», перфокарты; раскраска, тетради.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
-Здравствуйте! Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь. Садитесь.
-Сейчас мы будем выполнять психогимнастику. Посмотрите на эти картинки (логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций). Какие настроения выражают эти лица? (Строгое и сердитое, огорченное и грустное, без эмоций, веселое и радостное). Выполнение мимических упражнений перед зеркалом.
- Давайте, ребята, с таким хорошим настроением будем заниматься.
2. Введение в тему. Работа со словами – паронимами.
(На доске написаны слова – паронимы: шар – жар; уши - ужи; жить - шить; шутка – жутко).
-Ребята, внимательно прочитайте слова. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем отличаются слова? (слова отличаются только одной буквой, звуком [Ш] – [Ж], по смыслу). А чем они схожи? (остальными буквами, звуками). Что будет, если вы букву Ш замените буквой Ж, и наоборот (изменится смысл слова) .
Словарная работа: жутко (страшно) .
3.Сообщение темы занятия.
-Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать звуки и буквы Ш - Ж
4 Сравнение звуков по артикуляции.
- Ребята, как шипит змея? (Шшшш). Какой звук вы слышите? Ш.
[Ш] – Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка образует форму чашечки. Горло не дрожит, нет голоса.
(На доску вывешивается профиль звука Ш, рядом зачеркнутый колокольчик) .
- Над кустарником жужжит жук: Жжжжж… Какой звук ты слышишь? Ж
Ж - положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке Ш. Но этот звук Ж – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки) .
(На доску вывешивается профиль звука Ж, рядом колокольчик) .
5. Характеристика звуков.
- Звук Ш он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой Ш). На, что похожа буква Ш? (на вилы, щетку) .
- Звук Ж он какой? (согласный, звонкий, всегда твердый, на письме обозначается буквой Ж). На, что похожа буква Ж? (на жука) .
Звуки Ш – Ж парные, всегда твердые.
6 Корректурная проба (работа по карточкам)
- Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя:
ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ
чшжзщсшмищжцшпшмщх
ихжпштщшцжчшщптщшжсшитщ
7 Развитие фонематического слуха. Игра «Подними карточку»
- Ребята, прослушайте слова, поднимите букву Ш или Ж, если в слове услышите звук Ш или Ж.
Речевой материал: жаба, жук, шуба, желуди, груша, шесть, шашки, желток, оружие, шалаш, шишка, жираф.
8 Игра «Четвертый лишний»
На доску вывешивается наглядный материал:
• кувшин, кошка, лошадь, жук;
• желудь, чашка, жук, жираф.
Учащимся предлагается найти лишнюю картинку.
9 Работа со слогами. Игра «Составь слог»
На доску вывешивается наглядный материал.
Учащимся предлагается составить слоги.
10 Дифференциация Ш - Ж в словах.
Детям раздаются по 5 предметных картинок.
- Ребята, выберите те картинки, в словах которых есть звуки Ш – Ж
Каждый ученик выходит к доске и записывает слова в соответствующий данному звуку столбик, под профилем.
11. Физминутка «Раз, два, три».
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнутся, разогнутся.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо встать.
Садитесь.
12 .Работа с загадками. Звуко – буквенный анализ слов.
Взлетает вверх, как легкий пар.
Зовут его воздушный … (Шар)
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей.
И питается он листьями,
Листьями деревьев. (Жираф)
(Детям показываются картинки с изображением отгадок на загадки – шар, жираф) .
-Какой первый звук в этих словах? Ш – Ж.
Два ученика выходят к доске, записывают слова и подбирают к данным словам соответствующую схему.
- Ребята давайте вспомним правило правописания ЖИ – ШИ (обращают внимание на стенд)
13.Работа с предложениями.
-Ребята, составьте предложения из данных слов- отгадок: шар, жираф.
(Мама мне купила большой, красный шар. Жираф живет в Африке.)
Запись предложений в тетрадь. Разбор предложений по членам.
- О чем говориться в предложении? Это подлежащее, подчеркивается одной чертой. Сказуемое подчеркивается двумя чертами. Остальные слова в предложении – второстепенные члены, подчеркиваются волнистой линией.
14 Работа с текстом по перфокартам.
(Детям раздаются перфокарты с текстом) .
- Перед вами текст. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.
После до-дя боль-ие лу-и. Мы на-ли е-а под ёлкой, принесли домой в ко-ёлке. Рань-е
всех чи-и встают. В небе кру-ит кор-ун. Стер-ень каранда-а кро-ится. Умно-ение мо-
но заменить сло-ением. Дер-ите голову вы-е, ды-ите глуб-е.
15 Итог занятия.
-Ребята, вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?
-Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?
-Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы!
Домашнее задание:
Раскрась детали рисунка, обозначенные слогом ЖА – розовым цветом, слогом ША- голубым, слогом ЖУ – зеленым, слогом ШУ – желтым, слогом ЖИ – красным, слогом ШИ – оранжевым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...